Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Чирковой Т.Н, судей Зариповой Ю.С, Сапрыгиной Л.Ю, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N17 по Челябинской области на решение Курчатовского районного суда города Челябинская от 02 сентября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 17 января 2023 года по административному делу N2а-3654/2022 по административному иску Рабина Павла Беньяминовича к Управлению Федеральной налоговой службы по Челябинской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N17 по Челябинской области о признании незаконными решения и уведомления, возложении обязанности по перерасчету земельного налога, заслушав доклад судьи Сапрыгиной Л.Ю. об обстоятельствах дела, доводах кассационной жалобы, объяснения представителя МИФНС России N 17 по Челябинской области и УФНС России по Челябинской области - Волегова В.И, поддержавшего доводы кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Рабин П.Б. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решения Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области (далее УФНС России по Челябинской области) от 17 января 2022 года, действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N17 по Челябинской области (далее МИФНС России N 17 по Челябинской области) по направлению налогового уведомления N10963060 от 01 сентября 2021 года и начислению земельного налога за 8 месяцев 2020 года в размере 167 900 рублей, возложении на МИФНС России N 17 по Челябинской области обязанности произвести перерасчет земельного налога без применения повышающего коэффициента, указывая, что такой вид разрешенного использования принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", как "малоэтажная многоквартирная жилая застройка", на основании приказа Минэкономразвития России от 30 сентября 2015 года не применяется. В данном случае, необходимо руководствоваться Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, по которому спорный земельный участок имеет вид разрешенного использования "жилая застройка", что исключает применение при расчете земельного налога повышающего коэффициента 4.
Решением Курчатовского районного суда города Челябинская от 02 сентября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 17 января 2023 года, признаны незаконными решение УФНС России по Челябинской области N16-07/000192@ от 17 января 2022 года; действия МИФНС России N 17 по Челябинской области по направлению налогового уведомления N10963060 от 01 сентября 2021 года и начислению земельного налога в размере 167 900 рублей.
На МИФНС России N 17 по Челябинской области возложена обязанность произвести перерасчет земельного налога за 2020 год в отношении земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "данные изъяты"", общей площадью 101 501, 53 кв.м, в соответствии с действующим налоговым законодательством.
В кассационной жалобе, поданной 16 марта 2023 года в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, МИФНС России N 17 по Челябинской области просит решение Курчатовского районного суда города Челябинская от 02 сентября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 17 января 2023 года отменить, принять по делу новое решение об отказе Рабину П.Б. в удовлетворении административного иска
В обоснование доводов кассационной жалобы налоговый орган ссылается на приказ Минэкономразвития России от 30 сентября 2015 года в соответствии с которым вид разрешенного использования "малоэтажная жилая застройка" соответствует виду разрешенного использования "малоэтажная многоквартирная жилая застройка". Обращает внимание на то, что площадь земельного участка Рабина П.Б. значительно превышает максимальную площадь земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Полагает не соответствующими фактическим обстоятельствам дела выводы судебных инстанций о предназначении спорного земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились.
Судебная коллегия на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (часть 3 статьи 328 Кодекса).
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения лица, участвующего в деле, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия полагает, что такого характера нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций, а доводы кассационной жалобы заслуживают внимания.
Согласно статьи 57 Конституции Российской Федерации и статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации).
Решением Магнитогорского городского Собрания депутатов от 28 апреля 2010 года N 73 утверждено Положение о земельном налоге на территории города Магнитогорска, в соответствии с которым (с учетом изменений на налоговый период 2020 года) налоговая ставка в отношении земельных участков занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности) установлена в размере 0, 3 процента.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Положениями статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции закона, действующего в период возникновения спорных правоотношений) установлены особенности расчета земельного налога в отношении земельных участков, предназначенных для жилищного строительства.
В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства вплоть до даты государственной регистрации прав на данные земельные участки, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости (абзац второй пункта 15).
В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 по истечении 10 лет с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости (пункт 16).
Как установлено судами и следует из материалов дела, малому предприятию " "данные изъяты"" на основании распоряжений администрации г.Магнитогорска от 22 мая 1991 года N 99/31 и от 06 апреля 1992 года N 474-Р предоставлено 15, 597502 га земель для строительства пчеловодческой базы в районе пруда " "данные изъяты"" в бессрочное (постоянное) пользование.
На основании постановления главы г.Магнитогорска Челябинской области от 26 февраля 2008 года N 1291-П в собственность ООО " "данные изъяты"" (директор Рабин П.Б.) передан земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 101 501, 53 кв.м, расположенный по адресу: "данные изъяты"", категория земель: земли населенных пунктов (земли сельскохозяйственного использования), под посевы медоносных трав, а также земельный участок с кадастровым номером 74:33:0112001:0047, площадью 53 986, 15 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов (общественно-деловая территориальная зона), занимаемый пчеловодческой базой в районе пруда " "данные изъяты"
На основании постановления главы г.Магнитогорска N 5217-1 от 08 июля 2008 года внесены изменения в постановление главы г.Магнитогорска Челябинской области от 26 февраля 2008 года N 1291-П, с учетом которых земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 101 501, 53 кв.м, расположенный по адресу: "данные изъяты"", предоставлен ООО " "данные изъяты"" с категорией земель: земли населенных пунктов (жилая территориальная зона), для размещения малоэтажной жилой застройки.
На основании договора купли-продажи от 25 августа 2012 года, заключенному между "данные изъяты" в лице директора Рабина П.Б. и Рабиным П.Б, последний до 10 сентября 2020 года являлся собственником земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 101 501, 53 кв.м, расположенного по адресу: "данные изъяты"", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: малоэтажная жилая застройка.
МИФНС России N 17 по Челябинской области произведен расчет земельного налога за 8 месяцев 2020 года, Рабину П.Б. начислен земельный налог с применением коэффициента 4 в размере 167 900 руб, сформировано и направлено налогоплательщику налоговое уведомление от 01 сентября 2021 года N 10963060, по сроку уплаты до 01 декабря 2021 года.
Не согласившись с начислением земельного налога в указанном размере с применением коэффициента 4, Рабин П.Б. обратился с жалобой в УФНС России по Челябинской области.
Решением УФНС России по Челябинской области от 17 января 2022 года N 16-07/0000192@ жалоба Рабина П.Б. оставлена без удовлетворения.
Разрешая требования Рабина П.Б, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для применения повышающего коэффициента 4 при расчете земельного налога, указав на то, что государственная регистрация права собственности на спорный земельный участок произведена с видом разрешенного использования, предусматривающим индивидуальное жилищное строительство, в связи с чем административные исковые требования удовлетворил.
Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда согласилась с такими выводами районного суда.
Между тем, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с такими выводами судов нижестоящих инстанций.
По смыслу действующего налогового законодательства пониженные ставки земельного налога устанавливаются для некоммерческих организаций и физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при индивидуальном жилищном строительстве.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки, утвержденных Решением Магнитогорского городского Собрания депутатов земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" в период с 2012 по 2019 годы был расположен в территориальной зоне Ж-4 (зона индивидуальной жилой застройки), с 24 ноября 2020 года в соответствии с Правилами землепользования и застройки, утвержденными Решением Магнитогорского городского Собрания депутатов N 162 территориальная зона изменена на Ж-3 (зона малоэтажной многоквартирной жилой застройки).
Согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному Приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года N540 разрешенное использование земельного участка "для индивидуального жилищного строительства" допускает размещение индивидуального жилого дома (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не более 20 метров и не выше 3 надземных этажей). Разрешенное использование "малоэтажная многоквартирная жилая застройка" допускает размещение малоэтажного многоквартирного жилого дома (многоквартирный дом, пригодный для постоянного проживания, высотой до 4 этажей, включая мансардный).
Условием, определяющим применение при исчислении земельного налога коэффициентов, предусмотренных пунктами 15 или 16 статьи 396 НК РФ, является вид разрешенного использования земельного участка.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции закона, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений), земли населенных пунктов используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии с частью 11 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации Классификатора видов разрешенного использования земельных участков (24 декабря 2014 года), признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному Классификатору.
Вид разрешенного использования спорного земельного участка (малоэтажная жилая застройка) был установлен до введения в действие Классификатора, что следует из представленного свидетельства о государственной регистрации права собственности Рабина П.Б. от 13 сентября 2012 года.
Земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" имеет вид разрешенного использования малоэтажная жилая застройка, до 24 ноября 2020 года был расположен в территориальной зоне Ж-4 (зона индивидуальной жилой застройки), предусматривающей возможность индивидуального жилищного строительства, после указанной даты, отнесен к территориальной зоне Ж-3 (зона малоэтажной многоквартирной жилой застройки).
В соответствии с Положением о земельных отношениях в городе Магнитогорске, утвержденным решением Магнитогорского городского Собрания депутатов от 26 декабря 2007 года N 181, установлены максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения: индивидуального жилищного строительства на вновь отведенной территории индивидуальной жилой застройки - 1500 квадратных метров; индивидуального жилищного строительства на территории существующей индивидуальной жилой застройки - 2000 квадратных метров.
Изначально земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 101 501, 53 кв.м. (10, 150153 га) был предоставлен юридическому лицу для целей, не связанных с индивидуальным жилищным строительством.
Доказательств того, что спорный земельный участок, общая площадь которого значительно (более чем в 50 раз) превышает максимально установленную в размере 2000 кв.м, фактически использовался Рабиным П.Б. для индивидуального жилищного строительства, административным истцом не представлено.
Само по себе нахождение земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" согласно Правилами землепользования и застройки в зоне Ж-4 не презюмирует установление для данного земельного участка такого вида разрешенного использования как "для индивидуального жилищного строительства". Кроме того, изначально земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" был предоставлен юридическому лицу для целей, не связанных с индивидуальным жилищным строительством, при этом сам Рабин П.Б. действий по изменению вида разрешенного использования в период владения данным земельным участком не предпринимал.
При таких обстоятельствах налоговым органом при расчете земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" правильно применен коэффициент 4, как в отношении земельного участка, приобретенных (предоставленных) в собственность физическим лицом на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, в соответствии с пунктом 15 статьи 396 НК РФ.
Учитывая, что допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения норм материального права повлекли за собой принятие неправильного судебного акта, судебная коллегия в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает необходимым отменить обжалуемые решение районного суда и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам областного суда и принять по делу новое решение об отказе Рабину П.Б. в удовлетворении требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Курчатовского районного суда города Челябинская от 02 сентября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 17 января 2023 года отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении требований Рабина Павла Беньяминовича о признании незаконными решения Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области от 17 января 2022 года, действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N17 по Челябинской области по начислению земельного налога за 2020 год и направлению налогового уведомления N10963060 от 01 сентября 2021 года, отказать.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Кассационное определение в полном объеме принято 23 мая 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.