Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Степанова П.В, судей Кокоевой О.А, Тетюева С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Бурнашевой Екатерины Владимировны на решение Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 28 июля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 29 ноября 2022 года по административному делу N 2а-3146/2022 по административному исковому заявлению Бурнашевой Екатерины Владимировны о признании незаконными действий (бездействия), возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Кокоевой О.А, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Бурнашева Е.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными действий администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга по возложению на нее обязанности по подписанию всеми членами приемочной комиссии акта приемки переводимого из жилого в нежилое помещения, бездействия администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга, допущенное при приемке в эксплуатацию переустроенного и перепланированного помещения "Студия красоты", расположенного по адресу: "данные изъяты", возложении на административного ответчика обязанности осуществить в установленном законом порядке приемку в эксплуатацию переустроенного и перепланированного указанного помещения.
В обоснование административных требований указано на то, что Бурнашева Е.В. является собственником помещения по адресу: "данные изъяты". 21 августа 2020 года Бурнашева Е.В. в целях исполнения постановления администрации г. Екатеринбурга N 402 от 5 марта 2020 года "О переводе жилого помещения, расположенного по адресу: "данные изъяты", в нежилое помещение" обратилась в администрацию Чкаловского района г. Екатеринбурга с заявлением о приемке в эксплуатацию переустроенного и перепланированного помещения "Студия красоты". Распоряжением администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга N 319/46/68 от 31 августа 2020 года создана комиссия по приемке в эксплуатацию нежилого помещения и утвержден ее состав. Бурнашевой Е.В. выдан акт приемки переводимого помещения для подписания у членов этой комиссии, который был подписан ООО "Консалтинг Групп", ИП "данные изъяты" "данные изъяты", ПАО "Екатеринбурггаз". Вместе с тем ООО "Жил Сервис Эксперт" возвратило административному истцу неподписанные акты приемки переводимого помещения в связи с тем, что административным истцом не выполнены в полном объеме технические условия присоединения к общедомовым инженерным сетям электроснабжения жилого помещения N "данные изъяты" по адресу: г "данные изъяты" при переводе его в нежилой фонд. Административный истец считает, что требование об исполнении технических условий, выданных управляющей компанией, является не исполнимым и не соответствующим закону, при этом обязанность подписания у членов приемочной комиссии акта приемки переводимого помещения, который по результатам осмотра не составлялся, на заявителя законом не возложена.
Решением Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 28 июля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 29 ноября 2022 года, в удовлетворении административных требований Бурнашевой Е.В. отказано.
В кассационной жалобе, поданной 10 апреля 2023 года, административный истец Бурнашева Е.В. просила судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в ином составе суда. В обоснование кассационной жалобы ее автор, повторяя доводы административного искового заявления и апелляционной жалобы, не соглашаясь с выводами судебных инстанций, считает, что ею не пропущен срок для обращения в суд, кроме того, судом первой инстанции не были выяснены причины возможного пропуска срока. Судом апелляционной инстанции не дана оценка доводам административного истца, изложенным в апелляционной жалобе.
В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в суд лиц, участвующих в деле, и их представителей, которые извещены надлежащим образом.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа государственной власти, должностного лица, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела и установлено судами, постановлением главы г. Екатеринбурга N 601 от 29 июня 2006 года "О Комиссии администрации г. Екатеринбурга по переводу жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения и Приемочной Комиссии" утверждены порядок формирования и работы Комиссии Администрации города Екатеринбурга по переводу жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения; порядок формирования и работы Приемочной комиссии; форма акта Приемочной комиссии; форма заключения об отказе в приемке переводимого помещения.
Постановлением администрации г. Екатеринбурга N 2867 от 2 июля 2012 года утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Принятие документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение" (далее - Административный регламент).
Бурнашева Е.В, являясь собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "данные изъяты", кадастровый номер "данные изъяты", обратилась в администрацию г. Екатеринбурга с заявлением о предоставлении муниципальной услуги по переводу жилого помещения в нежилой фонд для размещения в нем студии красоты.
5 марта 2020 года администрацией г. Екатеринбурга принято постановление N 402 "О переводе жилого помещения, расположенного по адресу: "данные изъяты", в нежилое помещение".
В соответствии с указанным постановлением собственнику необходимо выполнить работы по переустройству и перепланировке помещения в соответствии с согласованным проектом; обеспечить проведение строительных работ, в том числе работ, связанных с генерацией шума высокого уровня, в соответствии с санитарными нормами, не нарушая права проживающих в доме граждан; установить приборы учета тепла, горячей, холодной воды и электроэнергии; обеспечить уборку прилегающей территории во время проведения переустройства и (или) перепланировки помещения, а также после окончания строительных работ; выполнить работы по благоустройству прилегающей территории в соответствии с утвержденным проектом; сдать объект по акту приемочной комиссии; разработать проектную документацию в соответствии с действующим законодательством в случае изменения вида разрешенного использования переведенного помещения.
21 августа 2020 года Бурнашева Е.В. обратилась в администрацию Чкаловского района г. Екатеринбурга с заявлением о приемке работ по переустройству и (или) перепланировке и иных работ для обеспечения использования помещения, расположенного по адресу: "данные изъяты", в котором указала, что переустройство и (или) перепланировка осуществлял ИП "данные изъяты" "данные изъяты", проектная документация разработана ООО "Консалтинг Групп".
Распоряжением главы администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга N 319/46/68 от 31 августа 2020 года создана Комиссия по приемке в эксплуатацию нежилого помещения, расположенного по указанному выше адресу, утвержден ее состав.
Административным ответчиком также была определена дата и время приемки спорного помещения.
В назначенные день и время членами соответствующей комиссии, в том числе Бурнашевой Е.В, произведен осмотр помещения, а также подготовлен проект акта приемки переводимого помещения, который был подписан руководителем проектного отдела ООО "Консалтинг Групп", ИП "данные изъяты", начальником ПТО ПАО "Екатеринбурггаз", "данные изъяты"
Акт приемки переводимого помещения не подписан оставшимися членами Комиссии по приемке в эксплуатацию нежилого помещения, поскольку один из членов комиссии ООО "Жил Сервис Эксперт" отказал в приемке переводимого помещения в связи с невыполнением в полном объеме требований технических условий для присоединения к общедомовым инженерным сетям электроснабжения жилого помещения N "данные изъяты", расположенного по адресу: "данные изъяты"
2 декабря 2021 года неподписанный ООО "Жил Сервис Эксперт" акт приемки переводимого помещения в 4-х экземплярах возвращен Бурнашевой Е.В.
14 января 2022 года Бурнашева Е.В. направила в администрацию г. Екатеринбурга жалобу, в которой просила провести проверку законности действий администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга по возложению на нее обязанности по подписанию акта приемки переводимого помещения членами приемочной комиссии.
10 февраля 2022 года администрацией г. Екатеринбурга Бурнашевой Е.В. дан ответ об отсутствии нарушений со стороны администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга.
24 февраля 2022 года генеральным директором ООО "Жил Сервис Эксперт" "данные изъяты" составлено и подписано заключение об отказе в приемке переводимого помещения.
Суд первой инстанции, разрешая административные требования Бурнашевой Е.В. и отказывая в их удовлетворении, пришел к выводам о том, что администрация Чкаловского района г. Екатеринбурга, получив заявление административного истца, приняла необходимые решения и совершила определенные действия в соответствии с требованиями Административного регламента, не допустив при этом нарушений установленного порядка рассмотрения спорного вопроса по существу. Учитывая, что представитель одного из членов соответствующей комиссии - ООО "Жил Сервис Эксперт" не подписал акт приемки переводимого помещения ввиду неполного выполнения необходимых работ, перевод помещения из жилого помещения в нежилое считается незавершенным. При этом Административным регламентом на администрацию Чкаловского района г. Екатеринбурга не возложена обязанность принятия какого-либо самостоятельного решения при таких обстоятельствах. Кроме того, суд пришел к выводу о пропуске административным истцом срока обращения в суд без уважительных причин.
С указанными выводами согласился суд апелляционной инстанции, указав, что администрацией Чкаловского района г. Екатеринбурга не допущено незаконного бездействия, на которое указывает административный истец, а действия административного ответчика, совершенные после получения заявления Бурнашевой Е.В. о приемке работ по переустройству и (или) перепланировке помещения, являлись последовательными и соответствуют требованиям действующего законодательства и Административного регламента.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов нижестоящих судебных инстанций правильными.
Согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", к действиям наделенных публичными полномочиями органов и лиц относится их волеизъявление, которое не облечено в форму решения, но может влечь нарушение прав, свобод и законных интересов граждан и организаций или создавать препятствия к их осуществлению. Действия могут совершаться в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, например посредством размещения информации в сети "Интернет" (пункт 4).
К бездействию относится неисполнение (уклонение от исполнения) наделенными публичными полномочиями органом или лицом обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). Бездействием, в частности, признается нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом или несообщение о принятом решении, уклонение от принятия решения при наступлении определенных законодательством событий, например событий, являющихся основанием для предоставления государственных или муниципальных услуг в упреждающем режиме (пункт 5).
Согласно части 1 статьи 22 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований Жилищного кодекса Российской Федерации и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии со статьей 23 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (часть 1).
Решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 данной статьи документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя (часть 4).
Если для использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, документ, указанный в части 5 этой же статьи, является основанием проведения соответствующих переустройства, и (или) перепланировки с учетом проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося заявителем в соответствии с пунктом 5 части 2 указанной статьи, и (или) иных работ с учетом перечня таких работ, указанных в предусмотренном частью 5 данной статьи документе (часть 8).
Завершение указанных в части 8 настоящей статьи переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ подтверждается актом приемочной комиссии, сформированной органом, осуществляющим перевод помещений. Акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение переустройства и (или) перепланировки, должен быть направлен органом, осуществляющим перевод помещений, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальные органы (далее - орган регистрации прав). Акт приемочной комиссии подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования переведенного помещения в качестве жилого или нежилого помещения (часть 9).
Постановлением Администрации города Екатеринбурга N 2867 от 2 июля 2012 года утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Принятие документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение" (далее - Административный регламент).
Согласно пункту 32 Административного регламента предоставление муниципальной услуги состоит из следующих административных процедур: прием и регистрация специалистом Департамента архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации города Екатеринбурга (далее - Департамент) или многофункционального центра заявления о переводе и прилагаемых к нему документов; направление межведомственных запросов; подготовка документов специалистом Департамента для рассмотрения на заседании Комиссии; рассмотрение документов на заседании Комиссии Администрации города Екатеринбурга по переводу жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения (далее - Комиссия) для принятия решения о предоставлении (об отказе в предоставлении) муниципальной услуги; подготовка проекта постановления Администрации города Екатеринбурга о переводе (об отказе в переводе) жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение; выдача копии постановления Администрации города Екатеринбурга заявителю; прием и регистрация специалистом администрации района либо специалистом многофункционального центра заявления о приемке и прилагаемых к нему документов; уведомление заявителя о персональном составе приемочной комиссии, времени и дате приемки работ по переустройству и (или) перепланировке и (или) иных работ; приемка работ по переустройству и (или) перепланировке и (или) иных работ приемочной комиссией; регистрация акта в Департаменте; выдача акта приемки (заключения об отказе в приемке) переводимого помещения; направление акта в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области.
В соответствии с пунктом 6 Административного регламента прием заявлений о переводе жилого помещения в нежилое помещение и прилагаемых к ним документов, необходимых для принятия решения о переводе жилого помещения в нежилое помещение, консультирование заявителей осуществляется специалистами Департамента.
Прием заявления о приемке работ по переустройству, и (или) перепланировке, и (или) иных работ осуществляется специалистами администраций районов города Екатеринбурга, на территории которых расположено переводимое помещение.
Выдача акта приемки (заключения об отказе в приемке) переводимого помещения осуществляется специалистами Департамента.
Документы, сформированные в результате предоставления муниципальной услуги: постановление Администрации города Екатеринбурга о переводе (об отказе в переводе) жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое помещение, акт приемки (заключение об отказе в приемке) переводимого помещения, выдаются лично при предъявлении документа, удостоверяющего личность заявителя.
Из пункта 39 Административного регламента следует, что, если для использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения требуется проведение его переустройства и (или) перепланировки и (или) иных работ для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения, постановление Администрации города Екатеринбурга о переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение является основанием для проведения соответствующих переустройства и (или) перепланировки и (или) иных работ с учетом проекта переустройства и (или) перепланировки и (или) иных работ.
Завершение переустройства и (или) перепланировки и (или) иных работ подтверждается актом приемки переводимого помещения (пункт 40 Административного регламента).
Для организации работы приемочной комиссии собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо обращается в администрацию района, на территории которого расположено переводимое помещение, с заявлением о приемке работ по переустройству и (или) перепланировке и (или) иных работ (пункт 41 Административного регламента).
Администрация района в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления о приемке работ уведомляет заявителя о персональном составе приемочной комиссии, времени, дате приемки работ по переустройству и (или) перепланировке и (или) иных работ и подготавливают проект акта (пункт 41 Административного регламента).
Члены приемочной комиссии производят осмотр помещения, по результатам которого составляется и подписывается один из следующих документов - акт, подтверждающий завершение переустройства и (или) перепланировки и (или) иных работ или заключение об отказе в приемке переводимого помещения.
Акт составляется в четырех экземплярах. Заключение об отказе в приемке переводимого помещения составляется индивидуально каждым членом комиссии с указанием причин отказа в приемке переводимого помещения (пункт 44 Административного регламента).
В случае если акт не подписан всеми членами приемочной комиссии, перевод помещения из жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение считается незавершенным (пункт 47 Административного регламента).
Вопреки доводам жалобы, суды нижестоящих инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пришли к обоснованным выводам о том, что материалами дела не подтверждается, что на Бурнашеву Е.В. была возложена обязанность подписать акт у членов комиссии. Акт приемки переводимого помещения не был подписан оставшимися членами комиссии ввиду того, что один из членов комиссии, а именно ООО "Жил Сервис Эксперт" отказал в приемке переводимого помещения.
Предусмотренные Административным регламентом положения администрацией Чкаловского района г. Екатеринбурга вопреки доводам жалобы выполнены, после поступления заявления административного истца в 10-дневный срок была создана комиссия, утвержден ее состав, назначена дата осмотра помещения, о чем последняя была извещена. При поступлении сведений в администрацию Чкаловского района г. Екатеринбурга о том, что одним из членов комиссии акт приемки переводимого помещения не подписан в виду неполного выполнения работ, перевод считается незавершенным.
Доводы жалобы о несогласии с отказом в приемке переводимого помещения, о невручении заключения об отказе в приемке переводимого помещения, при рассмотрении настоящего административного дела оценке не подлежат, поскольку административным истцом таких требований не заявлялось.
Доводы жалобы о том, что суд первой инстанции не выяснял причины пропуска срока обращения в суд, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно части 5 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
В случае пропуска указанного срока без уважительной причины суд отказывает в удовлетворении административного иска (заявления) без исследования иных фактических обстоятельств по делу (абзац 2 пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", аналогичная норма закреплена в части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Между тем, суды нижестоящих инстанций пришли к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований не только по причине пропуска административным истцом срока на обращение в суд, но и в результате исследования иных фактических обстоятельств по делу и в связи с отсутствием правовых оснований для их удовлетворения.
В целом, доводы кассационной жалобы аналогичны доводам административного иска и апелляционной жалобы, судами дана им оценка, тогда как суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделен.
Кассационная жалоба не содержит оснований, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которые могли быть поводом к отмене оспариваемых судебных актов.
При таких данных приведенные выше оспариваемые судебные акты сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывают, а предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для его отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 28 июля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 29 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Бурнашевой Екатерины Владимировны - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное кассационное определение изготовлено 26 мая 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.