Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Карповой О.Н, Жуковой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1385/2022 по иску Григоренко Дмитрия Юрьевича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о признании решения незаконным, возложении обязанности включения в специальный стаж периодов работы, назначении пенсии
по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28 июня 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22 ноября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Карповой О.Н, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Григоренко Д.Ю. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее -), в котором, уточнив заявленные требования, просил признать незаконным решение ответчика N 182439/17 от 24 ноября 2017 г, обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости периоды работы с 15 ноября 1990 г. по 10 декабря 1996 г. водителем 3 класса в государственной противопожарной службе Отдела государственной противопожарной службы Управления внутренних дел Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, с 3 августа 1999 г. по 31 декабря 2006 г, с 2 января 2007 г. по 31 декабря 2008 г. водителем 3 класса отдельного поста 54 пожарной части Отряда государственной противопожарной службы N 6 управления государственной службы Управления внутренних дел Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, с 1 января 2009 г. по 25 марта 2010 г, с 11 апреля 2010 г. по 31 декабря 2013 г. и с 1 января 2017 г. по 31 июля 2018 г. водителем автомобиля 3 класса 54 пожарной части 6 ОФПС по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре МЧС России, назначить досрочную страховую пенсию по старости с 22 февраля 2022 г. (том 1 л.д. 73-79, л.д. 208).
В обоснование заявленных требований Григоренко Д.Ю. ссылался на то, что 22 февраля 2022 г. обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Ответчиком отказано в установлении пенсии по старости в связи с обращением за пенсией ранее установленного возраста. Ранее 11 мая 2017 г. обращался в Пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", однако истцу было отказано в установлении пенсии по аналогичным основаниям. Согласно сведениям индивидуального лицевого счета в специальный стаж не были выключены вышеуказанные периоды общей продолжительностью 14 лет 11 месяцев 14 дней. С решением ответчика в части не включения спорных периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии истец не согласен, так как в указанные периоды работал в должности водителя автомобиля пожарного, дающей право на досрочное назначение пенсии. Данные периоды работы подтверждаются записями в трудовой книжке, сведениями из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица, справками, уточняющими особый характер работ или условий труда, необходимых для назначения льготной пенсии. Поскольку характер работы и должностные обязанности истца не изменялись, фактически изменилась лишь принадлежность учреждения, в котором он работал, полагал, что спорные периоды работы подлежат включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии.
Определением Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28 июня 2022 г прекращено производство по делу в части требований Григоренко Д.Ю. к ОПФР о признании решения от 28 февраля 2022 г. N 52337/22 незаконным и назначении досрочной страховой пенсии по старости с 11 мая 2017 г, в связи с отказом истца от требований.
Решением Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28 июня 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22 ноября 2022 г, исковые требования Григоренко Д.Ю. удовлетворены частично. Признано незаконным решение ОПФР N 182439/17 от 24 ноября 2017 г. в части не включения Григоренко Д.Ю. в специальный страховой стаж периодов работы с 15 ноября 1990 г. по 10 декабря 1996 г, с 3 августа 1999 г. по 31 декабря 2006 г, с 2 января 2007 г. по 31 декабря 2008 г, с 1 января 2009 г. по 25 марта 2010 г, с 11 апреля 2010 г. по 31 декабря 2013 г. На ответчика возложена обязанность включить в специальный стаж Григоренко Д.Ю, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы с 15 ноября 1990 г. по 10 декабря 1996 г. водителем 3 класса в государственной противопожарной службе Отдела государственной противопожарной службы УВД Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, с 3 августа 1999 г. по 31 декабря 2006 г. и с 2 января 2007 г. по 31 декабря 2008 г. водителем 3 класса отдельного поста 54 пожарной части Отряда государственной противопожарной службы N 6 управления государственной службы УВД Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, с 1 января 2009 г. по 25 марта 2010 г. и с 11 апреля 2010 г. по 31 декабря 2013 г. водителем автомобиля 3 класса ФГКУ "6 отряд федеральной противопожарной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре", назначить досрочную страховую пенсию по старости с 22 февраля 2022 г. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
С 1 января 2023 г. ОПФР переименовано в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, о чем внесена соответствующая запись в ЕГРЮЛ.
В кассационной жалобе представитель ответчика Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре ставит вопрос об отмене судебных постановлений в части включения в специальный стаж периодов работы с 15 ноября 1990 г. по 10 декабря 1996 г, с 3 августа 1999 г. по 31 декабря 2006 г, с 2 января 2007 г. по 31 декабря 2008 г, с 1 января 2009 г. по 25 марта 2010 г, с 11 апреля 2010 г. по 31 декабря 2013 г, назначения пенсии с 22 февраля 2022 г, как незаконных, принятых с существенными нарушениями норм материального права.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Как установлено судами, истец Григоренко Д.Ю, "данные изъяты" г. рождения, зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования 3 августа 1999 г.
11 мая 2017 г. Григоренко Д.Ю. обратился в УПФ в г. Нефтеюганске с заявлением о назначении пенсии в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 и частью 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФ в г. Нефтеюганске N 182439/17 от 24 ноября 2017 г. Григоренко Д.Ю. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого стажа работы на должностях Государственной противопожарной службы.
Из решения пенсионного органа следует, что на день обращения за назначением пенсии (11 мая 2017 г.) продолжительность специального стажа Григоренко Д.Ю. составила 3 года 7 месяцев 24 дня, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера - 23 года 11 месяцев 18 дней, страховой стаж - 31 год 10 месяцев 12 дней.
Согласно справкам N 47 от 22 мая 2017 г. и N 8 от 30 января 2017 г. ФКУ 20 ОФПС ГПС по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре МЧС России Григоренко Д.Ю. работал водителем 3 класса в Отряде противопожарной охраны N 6 Специализированной противопожарной аварийно-спасательной службы управления внутренних дел Тюменского окрисполкома.
Согласно сведениям индивидуального (персонифицированного) учета период работы с 3 августа 1999 г. по 31 декабря 2013 г. квалифицируется как работа в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, без кода особых условий труда.
По представленным документам право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" возникает в 55 лет.
22 февраля 2022 г. Григоренко Д.Ю. вновь обратился в ОПФР с заявлением о назначении пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ОПФР N 52337/22 от 28 февраля 2022 г. Григоренко Д.Ю. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона N 400-ФЗ, в связи с обращением за пенсией ранее установленного возраста, поскольку возраст заявителя на дату подачи заявления составляет 54 года, в то время как пенсионное обеспечение по данному основанию производится мужчинам по достижению 59 лет, если они имеют страховой стаж не менее 25 лет и проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях.
Из трудовой книжки Григоренко Д.Ю. следует, что с 15 ноября 1990 г. по 10 декабря 1996 г. истец находился на службе в органах внутренних дел - 06 лет 00 месяцев 25 дней в календарном исчислении, 09 лет 01 месяц 08 дней в льготном исчислении.
3 апреля 1997 г. Григоренко Д.Ю. был принят на работу водителем 3 класса в муниципальный отдельный пост при СВПЧ-54; в связи с организационно-штатными изменениями и на основании приказа УГПС УВД Тюменской области N 151 от 30 марта 1998 г. переведен в штат 54-ПЧ 6-ОГПС; 1 июня 1998 г. назначен на должность водителя 3 класса ОП 54-ПЧ.
В соответствии с указом Президента Российской Федерации N 1309 от 9 ноября 2001 г. УГПС УВД Ханты-Мансийского автономного округа переименовано в УГПС МЧС России Ханты-Мансийского автономного округа.
В соответствии с приказом Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 4 февраля 2005 г. N 43 ОГПС-6 УГПС МЧС России Ханты-Мансийского автономного округ переименован с 31 января 2005 г. в ОГПС-6 ГУ МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре.
Приказом Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 18 декабря 2008 г. N 406 ОГПС-6 ГУ МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре реорганизован в ГУ 6 ОФПС по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре.
1 января 2009 г. Григоренко Д.Ю. переведен на должность водителя автомобиля 3 класса 54 Пожарной части 6 ОФПС по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре.
В соответствии с приказом МЧС России от 5 сентября 2011 г. N 468 "Об утверждении уставов территориальных и объектовых подразделений федеральной противопожарной службы, расположенных в Уральском федеральном округе" ГУ 6 ОФПС по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре переименовано с 24 октября 2011 г. в ФГКУ "6 ОФПС по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре".
В соответствии с приказом Главного Управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 11 марта 2016 г. N 138 наименование пожарная часть изменено с 1 апреля 2016 г. на пожарно-спасательную часть ФПС ГПС.
1 августа 2018 г. Григоренко Д.Ю. переведен на должность водителя автомобиля (пожарного) 54 ПСЧ ФПС ГПС.
Согласно справке, уточняющей особый характер работ или условий труда, необходимых для назначения льготных пенсий, выданной 23 марта 2022 г. ФКУ "20 ОФПС ГПС по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре", Григоренко Д.Ю. работал в Отряде военизированной пожарной охраны N 6 отдела пожарной охраны Управления внутренних дел Ханты-Мансийского окрисполкома с 9 октября по 14 ноября 1990 г. в местности, приравненной к районам Крайнего Севера водителем 3 класса профессиональной пожарной части N 3 Отряде военизированной противопожарной охраны N 6 отдела пожарной охраны управления внутренних дел Ханты-Мансийского окрисполкома группы по охране Балыкского лесопромышленного хозяйства с дисклокацией в г. Пыть-Ях Тюменской области. Приказ о приеме на работу N 61 л/с от 9 октября 1990 г, приказ об увольнении N 73 л/с от 15 ноября 1990 г.
Согласно справке от 22 мая 2017 г. N 47 с 15 ноября 1990 г. по 10 декабря 1996 г. истец проходил службу в 6 отряде Государственной противопожарной службы Отдела Государственной противопожарной службы управления внутренних дел Ханты-Мансийского автономного округа, в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в должности водителя 3 класса самостоятельной военизированной пожарной части N 54 6 отряда Государственной противопожарной службы Отдела Государственной противопожарной службы управления внутренних дел Ханты-Мансийского автономного округа.
С 3 апреля 1997 г. по 31 мая 1998 г. работал водителем 3 класса муниципального отдельного поста при специализированной военизированной пожарной части N 54, приказ о назначении от 9 апреля 1997 г. N 22 л/с.
В связи с организационно-штатными изменениями на основании приказа УГПС УВД Тюменской области N 151 от 30 марта 1998 г. переведён в штат 54 пожарной части Отряда Государственной противопожарной службы N 6 управления Государственной противопожарной службы управления внутренних дел Ханты-Мансийского автономного округа.
С 1 июня 1998 г. по 31 декабря 2008 г. истец работал водителем 3 класса отдельного поста 54 пожарной части Отряда Государственной противопожарной службы N 6 управления Государственной противопожарной службы управления внутренних дел Ханты-Мансийского автономного округа (приказ о назначении от 10 июня 1998 г. N 250 л/с).
Согласно приказу 6 отряда ГПС УГПС УВД Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области от 10 июня 1998 г. N 250 л/с Григоренко Д.Ю. назначен на должность водителя 3 класса ОП 54-ПЧ 6-ОГПС УГПС УВД с 1 июня 1998 г.; приказом 54-ПЧ 6-ОГПС УВД Ханты-Мансийского автономного округа N 62 от 17 сентября 1998 г. водитель Григоренко Д.Ю. допущен к самостоятельной работе на пожарах и учениях сотрудников ОП 54-ПЧ; приказами 54 пожарной части N 6 от 19 января 1999 г, N 73 от 1 ноября 1999 г, N 28 от 30 января 2001 г, N 75 от 22 августа 2001 г, N 384 от 13 ноября 2002 г, N 205 от 4 июня 2003 г, N 36 от 18 мая 2004 г, N 44 от 7 июля 2005 г, N 22 от 16 февраля 2006 г, N 27 от 21 марта 2007 г, N 6 от 4 января 2008 г, N 3 от 11 января 2009 г, N 3/3 от 11 января 2010 г, N 4/8 от 11 января 2011 г, N 5 от 11 января 2012 г, N 1 от 9 января 2014 г, N 60 от 25 декабря 2014 г, N 26 от 2 марта 2015 г, N 9 от 3 января 2017 г, N 39 от 1 ноября 2017 г, N 22 от 17 января 2022 г. производилось закрепление пожарных автомобилей за водительским составом, в том числе и за водителем Григоренко Д.Ю.; свидетельствами N 1327 от 19 ноября 2005 г, N 1146 от 29 сентября 2009 г, N 1412 от 27 ноября 2012 г, N 32 от 29 июня 2012 г, N 116 от 30 июня 2015 г, N 609 от 12 февраля 2020 г. Григоренко Д.Ю. присваивалась квалификация водителя пожарного автомобиля с правом работы на различных типах транспортных средств; должностными инструкциями водителя пожарного автомобиля 54 ПЧ ГУ "6 ОФПС по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре" от 23 июня 2011 г. и 7 марта 2020 г, с которыми Григоренко Д.Ю. был ознакомлен пол роспись; нарядами на службу с 1999 по 2013 гг, в которых содержатся сведения о составе караула/расчёта, цели, адресе, времени выезда и возврата, а также о выезжавших пожарных автомобилях и водителях данных автомобилей, в том числе о водителе Григоренко Д.Ю.
Из справки, уточняющей особый характер работ или условий труда, необходимых для назначения льготной пенсии от 4 декабря 2017 г. N 206, выданной ФГКУ "6 ОФПС по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре" следует, что Григоренко Д.Ю. с 1 января 2009 г. по настоящее время работает в должности водителя автомобиля 54 пожарно-спасательной части федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы N 6 Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре. Видом деятельности федерального Государственного казенного учреждения "6 отряд федеральной противопожарной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре" является деятельность по тушению пожаров в населённых пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры.
Согласно подпункту 1.2 пункта 1 должностной инструкции Григоренко Д.Ю. основной целью деятельности водителя автомобиля является обеспечение исправного технического состояния и правильное использование пожарного автомобиля, доставка личного состава и пожарно-технического вооружения к месту пожара, аварии и использования там автомобиля по назначению.
Григоренко Д.Ю. имеет специальную подготовку по программам "Подготовка водителей пожарных автомобилей" и ежегодно приказом начальника 54 ПСЧ ФПС ГПС 6 ОФПС закрепляется за основным и специальным пожарным автотранспортом, на котором выполняет свои должностные обязанности.
Григоренко Д.Ю. имел периоды, не включаемые в подсчет трудового стажа: с 26 марта по 10 апреля 2010 г. - отпуск без сохранения заработной платы.
Разрешая возникший спор и удовлетворяя исковые требования в части включения в специальный стаж периода службы с 15 ноября 1990 г. по 10 декабря 1996 г, периодов работы с 3 августа 1999 г. по 31 декабря 2006 г, с 2 января 2007 г. по 31 декабря 2008 г, с 1 января 2009 г. по 25 марта 2010 г, с 11 апреля 2010 г. по 31 декабря 2013 г, суд первой инстанции, сославшись на положения статей 2, 8, 30, 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", статей 4 и 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. N 1309, Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. N 437, а также разъяснения, данные в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", исходил из доказанности того, что в спорные периоды истец работал в федеральной противопожарной службе водителем автомобиля (пожарного), то есть в должности, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение. Неполное указание работодателем в трудовой книжке, иных кадровых документах наименования занимаемой истцом должности не может повлечь для него негативные последствия и не может служить основанием для отказа во включении спорных периодов работы в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии.
Отклоняя доводы представителя ответчика о том, что сведения индивидуального лицевого счета за периоды до 2014 г. отсутствуют коды досрочного пенсионного обеспечения, суд указал, что на застрахованное лицо по обязательному пенсионному страхованию не может возлагаться риск последствий ненадлежащего исполнения страхователем своих обязательств по представлению достоверных сведений персонифицированного учета в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Произведя суммирование зачтенных периодов работы (20 лет 05 месяцев 11 дней), а также не оспариваемый ответчиком период льготной работы истца с 1 января 2014 г. по 22 февраля 2022 г, что составляет 08 лет 11 месяцев 22 дня, суд пришел к выводу, что на момент обращения Григоренко Д.Ю. в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии (22 февраля 2022 г.) он имел право на такую пенсию, в связи с чем возложил на ответчика обязанность назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с 22 февраля 2022 г.
С указанными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов о незаконности оспариваемого истцом решения пенсионного органа в части отказа во включении в специальный стаж истца периодов работы с 3 августа 1999 г. по 31 декабря 2006 г, с 2 января 2007 г. по 31 декабря 2008 г, с 1 января 2009 г. по 25 марта 2010 г, с 11 апреля 2010 г. по 31 декабря 2013 г, поскольку они подробно мотивированы, основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, которым суды дали надлежащую правовую оценку, при разрешении спора судами применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В кассационной жалобе представитель ответчика приводит доводы о том, что работодателем в территориальные органы фонда представлен сводный перечень льготных профессий непосредственно на Григоренко Д.Ю, согласно которого истец работал по профессии, предусмотренной Списком N 437 только с 1 января 2014 г, за период работы с 3 августа 1999 г..по 31 декабря 2013 г..факт льготной работы не подтверждается. Аналогичная информация содержится в справках о работе от 22 мая 2017 г, от 30 января 2017 г..В материалах пенсионного дела имеется справка, уточняющая факт льготной работы от 4 декабря 2017 г..N 206, согласно которой работодатель подтверждает факт льготной работы с 1 января 2014 г..по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ. В выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица имеются сведения о работе на льготных условиях с 1 января 2014 г..Указывает, что органом пенсионного обеспечения в стаж, дающий право досрочного пенсионного обеспечения, может быть включен только период работы с 1 января 2014 г..Обращает внимание, что на территории Российской Федерации с 1 января 2013 г..периоды работы, предусмотренные пунктами 1-18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ и имевшие место после 1 января 2013 г, могут быть учтены в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение только при условии начисления и уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г..N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", а также при установлении соответствия условий труда на рабочих местах по указанным работам вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда (часть 6 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ).
За период работы с 1 января 2013 г..по 31 декабря 2013 г..оплата страховых взносов по дополнительному тарифу работодателем не производилась, поэтому период трудовой деятельности Григоренко Д.Ю. с 1 января 2013 г..по 31 декабря 2013 г..не может быть учтен в стаж работы, дающей право на льготное пенсионное обеспечение. По мнению заявителя, суды не привлекли к участию в деле работодателя (страхователя), несмотря на то, что ФГКУ "6 отряд федеральной противопожарной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре" являлся действующим учреждением. Также приводит доводы об отсутствии оснований для включения спорных периодов в специальный стаж, поскольку сотрудники противопожарной службы субъектов Российской Федерации правом на назначение досрочной страховой пенсии не обладают.
Вопреки доводам кассационной жалобы, при доказанности имеющимися в материалах дела письменными доказательствами, в том числе справками работодателя, характера выполняемой истцом в данные период работы - водителем именно пожарного автомобиля - выводы судов о наличии оснований для включения данных периодов в специальный стаж по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400 "О страховых пенсиях" является правильным. То обстоятельство, что работодателем не выполнена обязанность по передаче соответствующих сведений в информационную систему персонифицированного учета и уплате страховых взносов, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 10 июля 2007 г. N 9-П, не является основанием для отказа в иске.
Доводы жалобы об отсутствии оснований для включения спорных периодов в специальный стаж, поскольку сотрудники противопожарной службы субъектов Российской Федерации правом на назначение досрочной страховой пенсии не обладают, судебная коллегия также отклоняет, как необоснованные, поскольку в ходе судебного разбирательства судами достоверно установлено, что в спорные периоды истец проходил службу в структурных подразделениях федеральной противопожарной службы, доказательств обратного материалы дела не содержат.
Непривлечение к участию в деле ФГКУ "6 отряд федеральной противопожарной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре" о незаконности обжалуемых судебных постановлений не свидетельствует, учитывая, что данной организацией представлены необходимые для правильного рассмотрения дела документы, положенные судом в основу решения.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что заслуживают внимания доводы кассационной жалобы о необоснованном включении в специальный стаж истца по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400 "О страховых пенсиях" периода службы в органах внутренних дел с 15 ноября 1990 г. по 10 декабря 1996 г, возложении на ответчика обязанности назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с 22 февраля 2022 г, поскольку выводы судов первой и апелляционной инстанций в указанной части основаны на неправильном применении норм материального права и сделаны с существенным нарушением норм процессуального права.
Статьей 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрено, что в Государственную противопожарную службу входят федеральная противопожарная служба, структурно входящая в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, и противопожарная служба субъектов Российской Федерации, соответственно, не входящая в структуру Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400 "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О трудовых пенсиях".
В соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, также засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" лицам, проработавшим не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, страховая пенсия по старости назначается по достижении возраста 50 лет.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 (подпункт "л" пункта 1) определено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб), применяется Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. N 437.
Указанным Списком должностей работников Государственной противопожарной службы предусмотрена должность водителя (шофера) автомобиля (пожарного).
В период до 1 января 2002 г. право на досрочное назначение пенсии работникам Государственной противопожарной службы МВД России (пожарной охраны МВД России, противопожарных и аварийно-спасательных служб МВД России) было предусмотрено подпунктом "о" пункта 1 статьи 12 Закона от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", введенным в действие Федеральным законом от 27 декабря 1995 г. N 211-ФЗ, вступившим в законную силу с 10 января 1996 г.
Возможность включения в специальный стаж по подпункту "о" пункта 1 статьи 12 Закона от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" службы в органах внутренних дел данный закон не предусматривал.
Согласно Указанию Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 19 марта 1996 г. N 1-2-У, содержащему разъяснения о порядке реализации Федерального закона от 27 декабря 1995 г. N 211-ФЗ, в стаж работы в Государственной противопожарной службе МВД России засчитывается время работы на должностях Государственной противопожарной службы МВД России (пожарной охраны МВД, противопожарных и аварийно-спасательных служб МВД), предусмотренных Перечнем оперативных должностей работников Государственной противопожарной службы МВД России, утвержденным приказом МВД России от 23 июня 1995 г. N 241. В указанный стаж работы не включается время, когда лицо занимало должности, предусмотренные Перечнем, и являлось при этом военнослужащим или относилось к рядовому или начальствующему составу органов внутренних дел (сотрудникам).
Из приведенных правовых норм следует, что действующим законодательством определен порядок сохранения пенсионных прав лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет, при этом установлено правило о включении периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы только в страховой стаж. Правовых норм относительно зачета периодов службы в органах внутренних дел в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, действующее законодательство не содержит.
В соответствии со статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно пунктами 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Имеющие значение обстоятельства определяются судом исходя из указанного истцом основания иска, доводов и возражений сторон и норм материального права, подлежащих применению при разрешении спора.
В соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В мотивировочной части решения суда должны быть указаны фактические и иные обстоятельства дела, установленные судом; выводы суда, вытекающие из установленных им обстоятельств дела, доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения, мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле; законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, и мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле (часть 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Аналогичные требования процессуальный закон предъявляет и к апелляционному определению, что подтверждается также разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции".
Проверка материалов дела показывает, что вышеприведенные нормы материального и процессуального права судами при разрешении исковых требований Григоренко Д.Ю. о включении в специальный стаж по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400 "О страховых пенсиях" периода с 15 ноября 1990 г. по 10 декабря 1996 г, возложении на ответчика обязанности назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с 22 февраля 2022 г. с учетом данного периода, не применены.
Для решения спора по данным исковым требованиям юридически значимыми с учетом правоотношений сторон и основания заявленного иска являлось выяснение того обстоятельства, занимал ли Григоренко Д.Ю. в период с 15 ноября 1990 г. по 10 декабря 1996 г. должность, предусмотренную Перечнем оперативных должностей работников Государственной противопожарной службы МВД России, утвержденным приказом МВД России от 23 июня 1995 г. N 241, Списком должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. N 437; относился ли при этом к рядовому или начальствующему составу органов внутренних дел.
Однако суды первой и апелляционной инстанций не выполнили предусмотренные приведенными положениями гражданского процессуального закона обязанности и, неправильно применив регулирующие спорные отношения нормы материального права, данные юридически значимые обстоятельства фактически не устанавливали.
Суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, удовлетворяя требование истца о включении в его специальный стаж по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400 "О страховых пенсиях" периода службы в органах внутренних дел с 15 ноября 1990 г. по 10 декабря 1996 г. исходил из того, что истец в указанный период работал в Отряде военизированной пожарной охраны N 6 отдела пожарной охраны УВД Ханты-Мансийского окрисполкома в должности водителя пожарного автомобиля, предусмотренной Списком от 18 июня 2002 г. N 437.
Вместе с тем, суды не установили относился ли в указанный период Григоренко Д.Ю. к рядовому или начальствующему составу органов внутренних дел, не дали оценку имеющимся в материалах дела доказательствам - записи в трудовой книжке относительно данного периода как периода службы в органах внутренних дел, а также приказу начальника Отряда военизированной пожарной охраны N 6 ОПО УВД Ханты-Мансийского окрисполкома от 15 ноября 1990 г. N 73л/с, в котором содержатся сведения о назначении Григоренко Д.Ю. на должность водителя с 15 ноября 1990 г. с присвоением специального звания рядовой внутренней службы.
При таких обстоятельствах решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28 июня 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22 ноября 2022 г. нельзя признать законными в части, которой удовлетворены исковые требования Григоренко Д.Ю. о признании незаконным решения N 182439/17 от 24 ноября 2017 г. в части не включения в специальный страховой стаж истца периода работы с 15 ноября 1990 г. по 10 декабря 1996 г. водителем 3 класса в государственной противопожарной службе Отдела государственной противопожарной службы УВД Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, возложении на пенсионный орган обязанности включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости указанный период работы, назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с учетом данного периода с 22 февраля 2022 г. Они приняты с нарушениями норм материального и процессуального права, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в указанной части и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть все приведенное выше и разрешить спор на основании норм закона, подлежащих применению к спорным отношениям, установленных по делу обстоятельств и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28 июня 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22 ноября 2022 г. отменить в части, которой удовлетворены исковые требования Григоренко Дмитрия Юрьевича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о признании незаконным решения N 182439/17 от 24 ноября 2017 г. в части не включения в специальный страховой стаж Григоренко Дмитрию Юрьевичу периода работы с 15 ноября 1990 г. по 10 декабря 1996 г. водителем 3 класса в государственной противопожарной службе Отдела государственной противопожарной службы Управления внутренних дел Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, возложении на пенсионный орган обязанности включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости указанный период работы, назначить Григоренко Дмитрию Юрьевичу досрочную страховую пенсию по старости с 22 февраля 2022 г.
Дело в отмененной части направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В остальной части решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28 июня 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22 ноября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - в части без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.