Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Карповой О.Н, Руновой Т.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1243/2022 по иску Конина Павла Семеновича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю о возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж, назначить пенсию
по кассационной жалобе Конина Павла Семеновича на решение Кудымкарского городского суда Пермского края от 10 ноября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 19 января 2023 г.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Карповой О.Н, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Конин П.С. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю (далее - ОПФР по Пермскому краю), в котором, уточнив заявленные требования, просил обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы в должности каменщика в СМП N 152 Управления строительства "Пермстройпуть" с 3 июля 1980 г. по 8 октября 1981 г, с 24 декабря 1984 г. по 5 сентября 1985 г, с 19 апреля 1994 г. по 17 ноября 1994 г, в Кудымкарской передвижной механизированной колонне с 14 октября 1985 г. по 5 января 1987 г, в СМУ-2 АОО "Стройсинтез" с 1 марта 1994 г. по 17 марта 1994 г, назначить ему пенсию по старости с 2022 г. (л.д. 152).
В обоснование заявленных требований Конин П.С. ссылался на то, что 8 июня 2022 г. повторно обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, решением ответчика от 15 июня 2022 г. ему отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием необходимого стажа работы по специальности. При этом в специальный стаж не включены периоды его работы в должности каменщика в СМП N 152 Управления строительства "Пермстройпуть" с 3 июля 1980 г. по 8 октября 1981 г, с 24 декабря 1984 г. по 5 сентября 1985 г, с 19 апреля 1994 г. по 17 ноября 1994 г, в Кудымкарской передвижной механизированной колонне с 14 октября 1985 г. по 5 января 1987 г, а также в СМУ-2 АОО "Стройсинтез" с 1 марта 1994 г. по 17 марта 1994 г. С указанным решением ответчика не согласен, поскольку в указанные периоды работал каменщиком в составе бригад каменщиков.
Решением Кудымкарского городского суда Пермского края от 10 ноября 2022 г. оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 19 января 2023 г, в удовлетворении исковых требований Конину П.С. отказано.
В кассационной жалобе истец Конин П.С. ставит вопрос об отмене судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанции, ссылаясь на их незаконность и необоснованность, принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
С 1 января 2023 г. ОПФР по Пермскому краю переименовано в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю, о чем внесена соответствующая запись в ЕГРЮЛ.
От ОСФР по Пермскому краю поступили возражения на кассационную жалобу, в которых ответчик просит жалобу оставить без удовлетворения, как необоснованную.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на жалобу, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, истец Конин П.С, "данные изъяты", зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования в качестве застрахованного лица 16 сентября 2003 г.
29 сентября 2021 г. Конин П.С. обращался к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ответчика от 12 октября 2021 г. в назначении досрочной страховой пенсии по старости Конину П.С. отказано. Для выхода на пенсию в возрасте 58 лет требуется 6 лет 3 месяца работы с тяжелыми условиями труда, у истца специальный стаж необходимой продолжительности отсутствует.
8 июня 2022 г. Конин П.С. повторно обратился к ответчику за назначением досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда.
Решением ответчика от 15 июня 2022 г. в назначении досрочной страховой пенсии по старости Конину П.С. отказано в связи с отсутствием специального стажа работы с тяжелыми условиями труда необходимой продолжительности. В специальный стаж истца не включены периоды его работы каменщиком в СМП N 152 Управления строительства "Пермстройпуть" с 3 июля 1980 г. по 8 октября 1981 г, с 24 декабря 1984 г. по 5 сентября 1985 г, с 19 апреля 1994 г. по 17 ноября 1994 г, в Кудымкарской передвижной механизированной колонне с 26 июня 1985 г. по 5 января 1987 г, а также в СМУ-2 АОО "Стройсинтез" с 1 марта 1994 г. по 17 марта 1994 г, так как отсутствуют документы, подтверждающие постоянную занятость Конина П.С. в спорные периоды работы в бригаде каменщиков или специализированном звене каменщиков комплексной бригады.
Согласно трудовой книжке Конина П.С. в спорные периоды истец работал каменщиком 3 разряда.
Как следует из ответа на запрос МБУ "Архив города Перми" от 13 мая 2022 г. N 06-04/С-2303, в просмотренных документах СМП N 152 Управления строительства "Пермстройпуть" Главного управления железнодорожного строительства Урала и Сибири Министерства транспортного строительства СССР (01.11.1992-28.02.2002-ОАО Управление строительства "Пермстройпуть" в приказах по личному составу за 1980-1985, 1994 гг, личных карточках формы Т-2 за 1980-1981, 1984-1985, 1994 гг. сведений о создании бригад каменщиков не обнаружено. Документов о производственной деятельности предприятия (приказов, штатных расписаний, журналов, табелей учета рабочего времени, должностных инструкций, списков льготных профессий и других документов по учету времени работников, занятых на работах с вредными условиями труда), на хранение в архив не поступали.
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 8, 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", Списком N 2 1991 г, исходил из недоказанности факта работы Конина П.С. в спорные периоды в бригаде либо в звене каменщиков на условиях полной занятости, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии оснований для зачета периодов работы в должности каменщика с 3 июля 1980 г. по 8 октября 1981 г, с 24 декабря 1984 г. по 5 сентября 1985 г, с 19 апреля 1994 г. по 17 ноября 1994 г, с 14 октября 1985 г. по 5 января 1987 г, с 1 марта 1994 г. по 17 марта 1994 г. в специальный стаж по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Проверяя законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, дополнительно отметил, что в спорные периоды действовало постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 31 декабря 1980 г. N 389/22-119 "Об утверждении Типового положения о производственной бригаде, бригадире, совете бригады и совете бригадиров". Данным Положением (пункт 2.2) было предусмотрено, что бригада создается приказом (распоряжением) руководителя предприятия либо по его поручению приказом руководителя производственной единицы, цеха или другого структурного подразделения. Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 11 мая 1982 г. N 106/6-34 "О порядке сохранения права на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах за рабочими - членами комплексных бригад" предусматривало, что расчет численности, профессионально-квалификационный и персональный состав такой комплексной бригады утверждается приказом по предприятию (объединению, комбинату, организации). В целях обеспечения права на льготную пенсию запись о включении рабочих в состав комплексной бригады по профессиям, перечисленным в указанных Списках, вносится в их трудовые книжки со ссылкой на дату и номер соответствующего приказа. Вместе с тем записей о включении в состав комплексной бригады ни в трудовой книжке истца, ни в личных карточках работника не имеется. Имеющиеся в деле документы также не свидетельствуют о том, что истец работал в составе бригады каменщиков на строительстве объектов, поскольку отсутствуют приказы о том, что руководителем организаций было принято решение о создании бригады каменщиков, утвержден списочный состав бригады. Само по себе количество каменщиков в организации не свидетельствует о характере их работ. Доказательств постоянной работы Конина П.С. каменщиком в бригадах каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад, не предоставлено.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов об отсутствии оснований для удовлетворения иска, поскольку они подробно мотивированы, основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, которым суды дали оценку на предмет их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи, при разрешении спора судами применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет и 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 названного закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 данного постановления при определении стажа в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
- Список N 2 производств, работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
- Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что досрочная страховая пенсия по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ назначается в том числе мужчинам, проработавшим не менее 12 лет 6 месяцев на работах с тяжелыми условиями труда, предусмотренных соответствующими списками работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 и страхового стажа не менее 20 лет.
Список N 2, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, не содержит профессию каменщик.
Согласно разделу XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов" (код 2290000а-12680) Списка N 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, право на назначение пенсии по старости на льготных условиях имеют каменщики, постоянно работающие в бригадах каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад.
Таким образом, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в связи с тяжелыми условиями труда имеют в том числе мужчины-каменщики, проработавшие постоянно не менее 12 лет 6 месяцев в бригадах каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 и страхового стажа не менее 20 лет.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции.
Руководствуясь приведенными выше положениями пенсионного законодательства, установив, что работа каменщиком без подтверждения факта работы постоянно в бригадах каменщиков или специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад не дает оснований для назначения досрочной пенсии, а надлежащие доказательства, подтверждающие условия и характер работы истца в спорные периоды в материалы дела не представлены, суды пришли к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе истец приводит доводы о том, что факт работы в бригаде каменщиков в Кудымкарском ПМК в период с 26 сентября 1985 г. по 5 января 1987 г. подтверждается архивными документами о создании комплексной строительной бригады каменщиков для постройки домов, имеющимися в материалах гражданского дела N 2-1342/2021. Факт работы в бригаде каменщиков на СМП-152 Управления строительства "Пермстройпуть" подтверждается представленными доказательствами. То обстоятельство, что необходимые документы не были сданы в архив, не может нарушать его права. Кроме того, в приказе от 24 декабря 1984 г. указано на то, что он был принят в бригаду ПП-1 в распоряжение старшего прораба, соответственно, работал в составе бригады.
Доводы, изложенные заявителем в кассационной жалобе, повторяют правовую позицию истца в судах первой и апелляционной инстанций, исследованную судами и нашедшую верное отражение и правильную оценку в судебных постановлениях, и не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, являющимся основанием для отмены судебных актов, сводятся к иной оценке установленных судами обстоятельств и собранных по делу доказательств. Между тем, оценка доказательств и отражение ее результатов в судебных актах является проявлением дискреционных полномочий судов первой и апелляционной инстанций, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти. В силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции правом самостоятельно устанавливать обстоятельства и давать иную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Мотивы, по которым суды признали заявленные истцом требования необоснованными и отклонили доводы его апелляционной жалобы, подробно приведены судами в обжалуемых судебных постановлениях, суд кассационной инстанции с этими выводами соглашается.
Вопреки доводам жалобы, материалы дела не содержат доказательства работы истца в спорные периоды в бригадах каменщиков или специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад.
Нарушений либо неправильного применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
С учетом изложенного судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кудымкарского городского суда Пермского края от 10 ноября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 19 января 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Конина Павла Семеновича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.