Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Зориной С.А., рассмотрев кассационную жалобу Куртековой Галины Федоровны на решение мирового судьи судебного участка N 1 Калининского судебного района г. Тюмени, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 2 Калининского района г. Тюмени от 21 сентября 2022 года и апелляционное определение Калининского районного суда г. Тюмени от 9 декабря 2022 года, вынесенные по гражданскому делу N 2-4932/2022 по иску ООО "Тюменское экологическое объединение" к Куртековой Галине Федоровне, Куртекову Антону Алексеевичу, Куртекову Вячеславу Алексеевичу о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами
установил:
ООО "Тюменское экологическое объединение" обратился в суд с иском к Куртековой Галине Федоровне, Куртекову Антону Алексеевичу, Куртекову Вячеславу Алексеевичу о солидарном взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 1 января 2019 года по 31 августа 2020 года в размере 8215, 50 рублей, пени за просрочку оплаты платежей за период с 11 февраля 2019 года по 5 апреля 2020 года, с 2 января 2021 года по 12 октября 2021 года в размере 1706, 90 рублей.
В обоснование иска указано, что ООО "Тюменское экологическое объединение" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности Тюменской области. Куртекова Г.Ф, Куртеков А.А, Куртеков В.А. проживают по адресу: "данные изъяты" с 1 января 2019 года по 31 августа 2020 года, которым была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами. За указанный период Кутековы не оплачивали оказанные услуги.
Решением мирового судьи судебного участка N 1 Калининского судебного района г. Тюмени, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 2 Калининского района г. Тюмени от 21 сентября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением Калининского районного суда г. Тюмени от 9 декабря 2022 года, исковые требования Общества с ограниченной ответственности "Тюменское экологическое объединения" к Куртековой Галине Федоровне, Куртекову Антону Алексеевичу, Куртекову Вячеславу Алексеевичу о взыскании задолженности и пени по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, удовлетворены.
Постановлено взыскать с Куртековой Галины Федоровны, Куртекова Антона Алексеевича, Куртекова Вячеслава Алексеевича в пользу Общества с ограниченной ответственности "Тюменское экологическое объединение" сумму задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 1 января 2019 года по 31 августа 2020 года в размере 8215, 50 рублей, пени за период с 11 февраля 2019 года по 5 апреля 2020 года и с 2 января 2021 года по 12 октября 2021 года в размере 1706, 90 рублей и расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей, всего взыскать 10322, 40 руб.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить обжалуемые судебные акты, ссылаясь на их незаконность.
Согласно части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационные жалоба, представление на вступившие в законную силу судебные приказы, решения мировых судей и апелляционные определения районных судов, определения мировых судей, районных судов, гарнизонных военных судов и вынесенные по результатам их обжалования определения, решения и определения судов первой и апелляционной инстанций, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
Лица, участвующие в деле, о поступлении и принятии кассационной жалобы к производству Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, извещены надлежащим образом.
В силу ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Куртеков А.А, Куртекова Г.Ф. являются собственниками жилого помещения квартиры по адресу: "данные изъяты" в размере 5/12 долей и 4/12 долей в праве собственности соответственно.
27 апреля 2018 года между Департаментом недропользования и экологии Тюменской области и ООО "ТЭО" был заключен договор о том, что последний как региональный оператор в течение срока действия соглашения обязуется обеспечивать деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами в Тюменской области.
24 ноября 2020 года между Департаментом недропользования и экологии Тюменской области и ООО "ТЭО" был заключен договор аналогичного содержания.
Лицевой счет по адресу: "данные изъяты" открыт на имя Куртековой Г.Ф. Согласно данной карточке плата за услугу по вывозу твердых коммунальных отходов начислялась исходя из трех зарегистрированных в ней лиц по тарифам, установленным Департаментом тарифной и ценовой политики Тюменской области с 1 января 2019 года. По состоянию на 31 августа 2020 года у ответчиков образовалась задолженность в размере 8215, 50 рублей.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 153, 155, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходил из того, что собственники жилого помещения обязательств по оплате поставленного истцом коммунального ресурса по обращению с твердыми коммунальными отходами надлежащим образом не исполняли, в связи с чем образовалась задолженность, которая в силу приведенных положений закона подлежит взысканию с ответчиков, а также взысканию подлежит и пени за несвоевременное внесение платежей.
При определении размера задолженности суд первой инстанции руководствовался расчетом истца, признав его верным.
Суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены решения мирового судьи.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации устанавливает правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Во исполнение требований федерального законодателя Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2017 г. N 232 Правила N 354 дополнены разделом XV(1), который регулирует вопросы предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Федеральный закон от 24 июня 1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусматривает, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности (п. 1 ст. 24.7).
Согласно п. 2 ст. 24.7 Федерального закона от 25 июня 1998 N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 N 52-ФЗ граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В силу ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 N 7-ФЗ, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Из изложенных норм следует, что обязанность по вывозу твердых бытовых отходов должна выполняться гражданами любым предусмотренным законом способом.
Согласно положений ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии со ст. 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Пункт 1 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в надлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
На основании п. 1 ст. 433 Гражданского кодекса Российской Федерации договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.
Согласно п. 1 ст. 435 Гражданского кодекса Российской Федерации, офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора.
В соответствии с и. 2 ст. 437 Гражданского кодекса Российской Федерации содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта).
В силу п. 3 ст. 438 Гражданского кодекса Российской Федерации совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.
В соответствии с абзацем вторым пункта 6 Правил N 354, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия).
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 148(54) настоящих Правил (п. 7).
Согласно пункту 148(2) Правил N 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в жилом помещении в многоквартирном доме или жилом доме (домовладении), заключенный в письменной форме, должен соответствовать настоящим Правилам. В случае несоответствия указанного договора настоящим Правилам он считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.
Из содержания указанных положений закона, регулирующих спорные правоотношения, следует, что законодатель не связывает возникновение обязанности по внесению платы за коммунальные услуги именно с фактом заключения договора между собственником такого помещения и соответствующей организацией. Факт не заключения истцом и ответчиком письменного договора, как обоснование отсутствия между ними договорных отношений, не может являться основанием для неуплаты жилищно-коммунальных и иных платежей, поскольку в соответствии с п. 3 ст. 438 Гражданского кодекса Российской Федерации сложившиеся между сторонами отношения в отсутствие заключенного письменного договора рассматриваются как договорные.
Наличие договорных отношений предполагается в силу вышеназванных норм Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 6, 7 Правил N 354.
Вопреки доводам кассационной жалобы отсутствие письменного договора не освобождает от обязанности произвести оплату за фактически оказанные услуги.
Также подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм материального права, доводы кассационной жалобы о том, что Куртеков В.А. является ненадлежащим ответчиком.
Обязанность граждан по своевременной и полной оплате коммунальных услуг, в т.ч. обязанность собственников по оплате коммунальных услуг за обращение с твердыми коммунальными отходами, предусмотрена ст. 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При этом собственник, а также дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены его семьи, в том числе бывший член семьи, сохраняющий право пользования жилым помещением, исполняют солидарную обязанность по внесению платы за коммунальные услуги, если иное не предусмотрено соглашением (часть 3 статьи 31 и статья 153 ЖК РФ).
Установив, что Куртеков В.А. был зарегистрирован в жилом помещении по адресу: г. Тюмень, ул. Харьковская, д. 31 кв. 56, выводы судов о том, что указанное лицо несет солидарную с собственником обязанность по оплате коммунальных услуг, являются верными.
Более того, следует отметить, что возложение на Куртекова В.А. солидарной обязанности по оплате задолженности прав заявителя кассационной жалобы не нарушает, сам Куртеков В.А. о нарушении своих прав не заявляет, в установленном законом порядке с кассационной жалобой на судебные акты обратился.
Не могут быть приняты во внимание в качестве основания для отмены судебных актов и доводы кассационной жалобы о невозможности проживания в квартире.
В силу части 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами жилого помещения не является основанием невнесения платы за него и за коммунальные услуги, а при временном отсутствии граждан в жилом помещении внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период такого отсутствия в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении установлен разделом VIII Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Включенные в него нормы - в силу пункта 148(44) Правил - подлежат применению и при перерасчете размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при временном, т.е. более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении. Кроме того, право потребителя коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами требовать в случаях и порядке, которые установлены Правилами, изменения размера платы за эту коммунальную услугу (в частности, за период его временного отсутствия в занимаемом жилом помещении) прямо предусмотрено и подпунктом "д" пункта 148(24) Правил.
Упомянутые положения, действуя в нормативной связи с частью 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающей саму возможность перерасчета платы за отдельные виды коммунальных услуг в случае временного отсутствия граждан в жилом помещении, а также пунктами 86, 90 и 91 Правил, предусматривающими порядок такого перерасчета, и пунктом 88 Правил, исключающим перерасчет в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении размера платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды, не препятствуют проведению перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, которая исчисляется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в конкретном жилом помещении, на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов, если при этом потребителем соблюден нормативно установленный порядок обращения за перерасчетом указанной платы и представлены документы, подтверждающие факт временного отсутствия потребителя в жилом помещении и продолжительность его отсутствия (Постановление Конституционного Суда РФ от 02.12.2022 N 52-П).
При отсутствии в материалах дела доказательств обращения к истцу за проведением перерасчета, оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований в полном размере, в связи с непроживанием ответчиков в жилом помещении, на чем настаивала заявитель в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, вопреки доводам кассационной жалобы у судов не имелось.
В силу ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Распоряжением Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области от 24 января 2019 г. N 07/01-21 "Об оплате потребителями коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в Тюменской области" принято решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с абзацем первым пункта 148(30) Правил N 354, в отношении всех муниципальных образований, расположенных в Тюменской области.
Пунктом 148(30) указанных правил установлено, что размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(1) приложения N 2 к настоящим Правилам, в соответствии с которой размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в i-м жилом помещении определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении, на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
В связи с чем, выводы судов о наличии у ответчиков, зарегистрированных в жилом помещении, обязанности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами указанным положениям не противоречат. Доводы кассационной жалобы о том, что такая обязанность не может быть возложена на ответчиков в полном размере, следует отклонить.
Вместе с тем, суд кассационной инстанции находит заслуживающими внимания доводы кассационной жалобы об отсутствии доказательств включения дома по адресу: "данные изъяты" в территориальную схему обращения с отходами в Тюменской области, а также доказательств оказания услуг по обращению с ТКО.
Согласно п. ст. 328 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае не предоставления обязанной стороной предусмотренного договором исполнения обязательства либо при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков.
Согласно п. 148 (22) Правил N 354, исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с ТКО в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и производить расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с ТКО и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе в связи с предоставлением коммунальной услуги по обращению с ТКО ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
Согласно п. 9 Правил обращения с ТКО, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156, потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами. В случае, если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления ТКО, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления ТКО в орган исполнительной власти субъекта РФ, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления ТКО.
Согласно п. 10 указанных Правил N 1156, в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах (площадках) накопления ТКО складирование ТКО осуществляется потребителями следующими способами:
а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах, б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках, в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Требования к расположению контейнерных площадок установлены пунктом 3.7.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 N 170, пунктом 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Минздравом СССР 05 августа 1988 N 4690-88, согласно которым площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м.
Таким образом, юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими установлению при рассмотрении настоящего спора являлись: каким способом оказывалась ответчика услуга по вывозу ТКО; выполнена ли встречная обязанность региональным оператором вывоза ТКО из контейнера, либо по предоставлению пакетов или других емкостей, в случае отсутствия контейнерной площадки; имел ли возможность потребитель соблюсти п. 10 Правил N 1156, и разместить ТКО в контейнерах или других емкостях, предоставленных региональным оператором, соответственно пользоваться услугами по обращению с ТКО.
Однако, суды вышеуказанные положения действующих норм оставили без внимания и всех юридически значимых обстоятельств не установили.
В материалах дела отсутствуют доказательства вывоза отходов в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2.2645-10, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утв. постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 N 170.
Таким образом, обстоятельства оказания истцом услуги по обращению с ТКО в необходимых для потребителя объемах и надлежащего качества (установленной периодичности), не были установлены судами.
Статьей 195 Гражданского процессуального кодекса РФ установлено, что решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в п. п. 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Разрешение спора без установления имеющих значение обстоятельств, свидетельствует о нарушении положений ст. ст. 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (ст. 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия полагает необходимым отменить апелляционное определение и направить дело на новое апелляционное рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь ст. ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
апелляционное определение Калининского районного суда г. Тюмени от 09 декабря 2022 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.