Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.
судей Шушкевич О.В, Жуковой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское делоN 2-4141/2022 по иску Попова Александра Михайловича к Главному управлению социальной защиты населения Курганской области о присвоении звания "Ветеран труда", по кассационной жалобе Попова Александра Михайловича на решение Курганского городского суда Курганской области от 26 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 19 января 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Шушкевич О.В. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Попов А.М. обратился в суд с иском к Главному управлению социальной защиты населения Курганской области (далее ГУСЗН Курганской области) о признании незаконным уведомления от 02 ноября 2021 года N 14-06592/21 об отказе в присвоении звания "Ветеран труда" с учетом нагрудного знака отличия "X лет службы в государственной лесной охране Российской Федерации"; возложении обязанности присвоить звание "Ветеран труда" с момента возникновения права на его присвоение.
В обоснование требований указал на то, что 07 октября 1993 года по 31 января 2007 года работал в Куртамышском лесничестве в должности государственного инспектора по охране леса. На основании приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации N 82-к от 31 января 2005 года за долголетнюю безупречную службу в государственной лесной охране Российской Федерации был награжден нагрудным знаком отличия "X лет службы в Государственной лесной охране Российской Федерации". 22 октября 2021 года обратился в ГУСЗН Курганской области с заявлением о присвоении ему звания "Ветеран труда", его общий трудовой стаж на момент обращения составлял более 35 лет. В присвоении звания ему отказано со ссылкой на то, что указанный нагрудный знак не является ведомственным знаком отличия. С решением ответчика не согласен, считает его незаконным.
Решением Курганского городского суда Курганской области от 26 мая 2022 года в удовлетворении исковых требований Попову А.М. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 19 января 2023 года решение Курганского городского суда Курганской области от 26 мая 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец просит отменить судебные акты, полагая их незаконными ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права. Указывает на то, что нагрудный знак отличия "Х лет службы в Государственной лесной охране Российской Федерации" был разработан и утвержден Министерством природных ресурсов Российской Федерации, а также разработан порядок и условия его вручения. О вручении указанной награды делается отметка в трудовой книжке. Данный знак отличия, его разработка, утверждение, порядок вручения полностью отвечают положениям постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2015 года N 578 "О порядке учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия". Суд апелляционной инстанции, ссылаясь на то, что с 2006 года данный знак не относится к ведомственной награде, не учел, что этим знаком он был награжден в 2005 году. При этом по состоянию на 2016 год у него имелся страховой стаж 25 лет.
В возражениях на кассационную жалобу ГУСЗН Курганской области просит судебные акты оставить без изменения, жалобу истца без удовлетворения.
Истец Попов М.А, представитель ответчика ГУСЗН Курганской области в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено данным кодексом.
В силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены такого рода нарушения норм материального права.
Судами установлено и из материалов дела следует, что Попов A.M. в период с 07 октября 1993 года по 31 января 2007 года работал в Куртамышском лесхозе в должности государственного инспектора по охране леса, что подтверждается его трудовой книжкой.
Приказом Министерства природных ресурсов от 31 января 2005 года N 82-к Попов A.M. за многолетнюю безупречную службу в государственной лесной охране Российской Федерации награжден знаком "Х лет службы в государственной лесной охране Российской Федерации", что подтверждается удостоверением за подписью министра.
22 октября 2021 года Попов А.М. обратился к ответчику с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда".
Уведомлением от 02 ноября 2021 года N 14-06592/21 Попову А.М. сообщено, что согласно распоряжению от 29 октября 2021 года N 725-р ему отказано в присвоении звания "Ветеран труда" в связи с несоответствием категории лиц, указанных в пункте 2 Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утвержденного постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 27 марта 2006 года N 73, в соответствии с которым звание "Ветеран труда" присваивается лицам, награжденным по состоянию на 30 июня 2006 года ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет, знак "X лет службы в государственной лесной охране Российской Федерации" не является ведомственным знаком отличия в труде, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда".
По состоянию на 01 января 2022 года страховой стаж истца составлял 37 лет 2 месяца 16 дней.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что исчерпывающий перечень ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", ни законодательством Российской Федерации, ни законодательством Курганской области, не установлен; отнесение тех или иных наград к ведомственным, а также порядок оформления и заполнения документов о награждении ведомственными знаками отличия в труде определяются в соответствии с нормативными актами министерств и ведомств, которые осуществляют награждение такими знаками; согласно Положению о нагрудном знаке, утвержденному приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 24 апреля 2001 года N 350, данный нагрудный знак учрежден в целях поощрения должностных лиц, безупречно проработавших в государственной лесной охране Российской Федерации, указаний на ведомственный характер указанной награды приказ не содержит, каких-либо иных актов Министерства природных ресурсов Российской Федерации, приравнивающих данный знак к ведомственным знакам отличия в труде (ведомственным наградам), не имеется.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
При этом суд апелляционной инстанции дополнительно отметил, что исходя из оснований для награждения, указанных в Положении о нагрудном знаке, утвержденном приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 24 апреля 2001 года N 350, нагрудный знак являлся лишь видом поощрения, что подтверждается последующими нормативными актами Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, являющегося федеральным органом исполнительной власти, которым при издании приказа от 21 декабря 2006 года N 290 "Об учреждении ведомственных знаков отличия Министерства природных ресурсов Российской Федерации" данный нагрудный знак не поименован.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они сделаны с нарушением норм материального и процессуального права, регулирующих спорные правоотношения, при неправильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации определены Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", а в соответствии со статьей 22 данного закона - законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ) ветеранами труда являются лица: имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1.1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" предусмотрено, что порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2016 года N 578 утверждено Положение об учреждении ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российский Федерации, и о награждении указанными знаками отличия.
Указанное Положение устанавливает порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными министерствами, федеральными службами и федеральными агентствами, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, а также порядок награждения знаками отличия. Федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные федеральным министерствам, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, не вправе учреждать знаки отличия.
Знаки отличия являются видом награждения федеральными органами исполнительной власти лиц за заслуги в труде (службе) и продолжительную долголетнюю работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики).
На территории Курганской области порядок присвоения звания "Ветеран труда" установлен Положением о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утвержденным постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 27 марта 2006 года N 73.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 указанного Положения звание "Ветеран труда" присваивается лицам, награжденным по состоянию на 30 июня 2016 года ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Согласно пункту 5 Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утвержденного постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 27 марта 2006 года N 73, лица, указанные в подпункте 2 пункта 2 Положения, представляют документы, подтверждающие награждение ведомственным знаком отличия в труде по состоянию на 30 июня 2006 года.
Из указанных положений следует, что юридически значимым обстоятельством является установление факта наличия у истца ведомственного знака отличия в труде, а также наличия страхового стажа не менее 25 лет.
Приходя к выводу о том, что нагрудный знак "X лет службы в государственной лесной охране Российской Федерации" не является ведомственным знаком отличия в труде, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда", суды сослались на то, что данный нагрудный знак учрежден в целях поощрения должностных лиц, безупречно проработавших в государственной лесной охране Российской Федерации, указаний на ведомственный характер указанной награды приказ не содержит, каких-либо иных актов Министерства природных ресурсов Российской Федерации, приравнивающих данный знак к ведомственным знакам отличия в труде (ведомственным наградам), не имеется, определенный приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 21 декабря 2006 года N 290 перечень ведомственных знаков отличия не содержит такого наименования, как нагрудный знак "X лет службы в государственной лесной охране Российской Федерации".
Указанные выводы судов нижестоящих инстанций являются ошибочными.
Действительно, в приказе Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 21 декабря 2006 года N 290 "Об учреждении ведомственных знаков отличия Министерства природных ресурсов Российской Федерации", а также в аналогичном приказе Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16 февраля 2011 года N 36 нагрудный знак "X лет службы в государственной лесной охране Российской Федерации" не поименован.
Между тем, согласно части 3 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости", вступившей в силу с 01 июля 2016 года, предусмотрено, что за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания "Ветеран труда" при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Судами не учтено, что действовавшая до 01 июля 2006 года редакция Федерального закона "О ветеранах" не содержала требований об обязательном утверждении каждым министерством (ведомством) конкретного перечня ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звание "Ветеран труда", в связи с чем к ведомственным знакам отличия могут быть отнесены нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, медали, почетные и заслуженные звания работников отрасли (ведомства) народного хозяйства, почетные грамоты, если награждение производилось от имени соответствующего министерства (ведомства).
Согласно пункту 1 Положения о нагрудном знаке за долголетнюю безупречную службу в Государственной лесной охране Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 24 апреля 2002 года N 350 (далее - Положение о нагрудном знаке), знаком "X лет службы в государственной лесной охране Российской Федерации" награждаются должностные лица, безупречно проработавшие в государственной лесной охране Российской Федерации от 10 до 20 лет и имеющие поощрения.
В соответствии с пунктом 2 Положения о нагрудном знаке решение о награждении должностных лиц, работающих в государственной лесной охране, нагрудными знаками за долголетнюю безупречную службу принимает Министерство природных ресурсов Российской Федерации на основании ходатайств руководителей структурных подразделений министерства природных ресурсов Российской Федерации о награждении должностных лиц государственной лесной охраны в центральном аппарате Министерства и руководителей территориальных органов МПР России о награждении иных должностных лиц государственной лесной охраны и оформляется приказом министерства (так в документе).
В территориальных органах МПР России материалы по награждению нагрудными знаками рассматриваются создаваемыми ими комиссиями (пункт 3). Ходатайство с приложением списка должностных лиц государственной лесной охраны, представленных к награждению нагрудными знаками, протокол комиссии в территориальном органе МПР по рассмотрению материалов о награждении должностных лиц, ксерокопии трудовых книжек направляются в Управление кадров Министерства природных ресурсов Российской Федерации (пункт 4).
Вручение наградных знаков производится от имени Министерства природных ресурсов Российской Федерации руководителями (заместителями руководителей) структурных подразделений центрального аппарата и территориальных органов МПР России (пункт 5). Награжденным лицам одновременно с нагрудными знаками вручаются удостоверения установленного образца (пункт 6). Должностные лица, награжденные знаком за долголетнюю безупречную службу в государственной лесной охране Российской Федерации, могут быть поощрены денежной премией за счет средств экономии заработной платы (пункт 7).
В трудовых книжках награжденных производится запись о награждении нагрудным знаком (с указанием даты и номера приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации) (пункт 8).
Согласно письму Министерства труда Российской Федерации N 2026-ВЯ и Министерства социальной защиты населения Российской Федерации N 4276/1-30 от 10 ноября 1995 года "О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" к ведомственным знакам отличия в труде следует относить: нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, медали, почетные и заслуженные звания работников отрасли (ведомства) народного хозяйства, почетные грамоты, если награждение производилось от имени Правительства Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, федеральных органов судебной власти, Прокуратуры Российской Федерации, Президиумов Верховного Совета бывшего СССР и РСФСР, Советов Министров бывшего СССР и РСФСР, Верховного Суда бывшего СССР, Прокуратуры бывшего СССР, министерств и ведомств бывшего СССР и РСФСР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства.
На момент утверждения Положения о нагрудном знаке Министерство природных ресурсов Российской Федерации входило в структуру федеральных органов исполнительной власти, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 17 мая 2000 года N 867.
Принимая во внимание, что согласно Положению о нагрудном знаке решение о награждении нагрудным знаком "X лет службы в государственной лесной охране Российской Федерации" принималось Министерством природных ресурсов Российской Федерации, вручение знака производилось от имени Министерства природных ресурсов Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций необоснованно указали на то, что данный знак не относится к ведомственным знакам отличия в труде.
Также нельзя согласиться с выводами судов о том, что указанный нагрудный знак учрежден в целях поощрения должностных лиц, поскольку из Положения о нагрудном знаке не следует, что данный знак носит поощрительный характер, поскольку им награждаются лица, безупречно проработавшие в государственной лесной охране Российской Федерации 10 и более лет.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными, поскольку они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что является основанием для отмены судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть вышеизложенное и рассмотреть дело на основании норм закона, подлежащих применению к спорным отношениям, установленных по делу обстоятельств и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Курганского городского суда Курганской области от 26 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 19 января 2023 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.