Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.
судей Грудновой А.В, Ложкарёвой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2-217/2022 по иску Немятовских Анны Львовны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области (после реорганизации Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области) о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области на решение Камышловского районного суда Свердловской области от 11 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 27 января 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Грудновой А.В, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Немятовских А.Л. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области о признании решения от 10 марта 2021 года N1621991/20 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, о возложении обязанности включить в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периоды осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения: с 21 октября 2015 года по 12 апреля 2017 года в качестве медицинской сестры палатной в Государственном бюджетном учреждении социального обслуживания населения Свердловской области "Комплексный центр социального обслуживания населения Пышминского района"; с 13 апреля 2017 года по 29 декабря 2020 года в качестве медицинской сестры палатной в Государственном автономном учреждении социального обслуживания населения Свердловской области "Комплексный центр социального обслуживания населения Пышминского района"; периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 05 декабря 2005 года по 30 декабря 2005 года, 28 сентября 2010 года по 23 октября 2010 года, 23 сентября 2015 года по 30 сентября 2015 года, 01 октября 2015 года по 20 октября 2015 года, о возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В обоснование заявленных требований указала, что она обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Однако ей отказано в установлении пенсии по причине отсутствия необходимой продолжительности стажа на соответствующих видах работ в сельской местности и поселках городского тика не менее 25 лет. Считала решение пенсионного органа незаконным, поскольку ответчик без достаточных на то оснований не включил в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости спорные периоды осуществления ею лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации. Необоснованный отказ пенсионного органа нарушает право на досрочное пенсионное обеспечение.
Решением Камышловского районного суда Свердловской области от 11 октября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 27 января 2023 года исковые требования Немятовских А.Л. удовлетворены частично. Решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда в г. Камышлове Свердловской области (межрайонное) N 1621991/20 от 10 марта 2021 года об отказе в установлении Немятовских А.Л. досрочной страховой пенсии по старости признано незаконным в части. На Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области возложена обязанность включить в специальный стаж, необходимый для досрочного назначения Немятовских А.Л. страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды работы с 21 октября 2015 года по 12 апреля 2017 года в качестве медицинской сестры палатной в Государственном бюджетном учреждении социального обслуживания населения Свердловской области "Комплексный центр социального обслуживания населения Пышминского района", с 13 апреля 2017 год по 29 декабря 2020 года в качестве медицинской сестры палатной в Государственном автономном учреждении социального обслуживания населения Свердловской области "Комплексный центр социального обслуживания населения Пышминского района"; период нахождения на курсах повышения квалификации с 01 октября 2015 года по 20 октября 2015 года. В удовлетворении остальной части исковых требований Немятовских А.Л. отказано. С Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области в пользу Немятовских А.Л. взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Определением Свердловского областного суда от 13 января 2023 года в порядке процессуального правопреемства произведена замена Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области его правопреемником Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области.
В кассационной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области ставит вопрос об отмене решения Камышловского районного суда Свердловской области от 11 октября 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 27 января 2023 года, как незаконных, с вынесением нового решения.
В доводах кассационной жалобы указывает на допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения норм материального права при разрешении спора. Указывает на ошибочность вывода суда первой инстанции о том, что характер и функции осуществляемой истцом работы в спорный период идентичны функциональным обязанностям по занимаемой должности, целям, задачам и направлению деятельности дома-интерната для престарелых и инвалидов, учреждение фактически является домом-интернатом для престарелых и инвалидов, а истец в течение спорного периода работы осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья в организации в сфере здравоохранения. Данный вывод признан судом апелляционной инстанции неправомерным, однако ошибочные выводы суда не признаны основанием для отмены судебного акта в апелляционном порядке. Суд апелляционной инстанции в обоснование своей правовой позиции сослался на часть 5 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" и абзац 2 пункта 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N30, установив тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения. Обращает внимание на то, что наименование должности истца (медицинская сестра) не является спорным, спорным является наименование учреждения (Комплексный центр социального обслуживания), работа в котором не дает истцу право на досрочное назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона N400-ФЗ. В пункте 31 Списка N781, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года, предусмотрены учреждения социального обслуживания, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии.
Комплексный центр социального обслуживания в списке не поименован, что свидетельствует об отсутствии правовых оснований для включения спорного периода работы в специальный стаж. Тождественность учреждений "Дом-интернат для престарелых и инвалидов", который предусмотрен Списком N781, и "Комплексный центр социального обслуживания населения", который не предусмотрен Списком N781, Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации не установлена. Поэтому суд апелляционной инстанции, устанавливая тождественность со ссылкой на часть 5 статьи 30 Федерального закона N400-ФЗ, нарушил действующее пенсионное законодательство. Указывает, что в рассматриваемом случае изменения организационно-правовой формы не было. "Дом-интернат для престарелых и инвалидов" и "Комплексный центр социального обслуживания населения" имели одну и туже организационно-правовую форму - учреждение, только в первом случае учреждение предусмотрено Списком N781, а во втором нет, поэтому у суда не имелось правовых оснований для установления тождественности. Кроме этого указывает, что согласно выписке из индивидуального лицевого счета индивидуальные сведения работодателем в отношении спорных периодов времени представлены без кода льготной профессии, при этом доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, которые бы в своей совокупности опровергали достоверность сведений персонифицированного учета, в материалы дела истцом не представлено.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о дате, месте и времени рассмотрения дела. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
На основании части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы кассационной жалобы заслуживают внимания, состоявшиеся судебные акты подлежат отмене в виду допущенных судами существенных нарушений норм материального и процессуального права.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании постановления Главы муниципального образования Пышминский район Свердловской области от 30 апреля 2002 года N182 открыт Дом-интернат для граждан пожилого возраста и инвалидов.
На основании постановления Главы муниципального образования Пышминский район Свердловской области от 13 октября 2004 года N376 Комаровский дом-интернат для престарелых и инвалидов переименован в муниципальное учреждение социального обслуживания "Комаровский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов со стационаром".
21 декабря 2004 года Немятовских А.Л. принята на работу медицинской сестрой палатной в отделение милосердия муниципального учреждения социального обслуживания "Комаровский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов со стационаром", с ней заключен трудовой договор.
Указанное учреждение с 01 января 2006 года передано в собственность Свердловской области в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 16 февраля 2006 года 3137-ПП. Учреждение переименовано с 17 марта 2006 года в Областное государственное стационарное учреждение социального обслуживания Свердловской области "Комаровский дом-интернат для престарелых и инвалидов" на основании приказа Министерства социальной защиты населения Свердловской области от 14 декабря 2005 года N821.
С 19 октября 2011 года учреждение переименовано в Государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания населения Свердловской области "Комаровский дом-интернат для престарелых и инвалидов", которое на основании постановления Правительства Свердловской области от 27 мая 2015 года N412-ПП реорганизовано путем присоединения к Государственному бюджетному учреждению социального обслуживания населения Свердловской области "Комплексный центр социального обслуживания населения Пышминского района".
С 13 апреля 2017 года учреждение переименовано в Государственное автономное учреждение социального обслуживания населения Свердловской области "Комплексный центр социального обслуживания населения Пышминского района".
В связи с изменением работодателя, с Немятовских А.Л. заключались дополнительные соглашения к трудовому договору. На момент рассмотрения спора истец продолжала трудовую деятельность в Государственном автономном учреждении социального обслуживания населения Свердловской области "Комплексный центр социального обслуживания населения Пышминского района" медицинской сестрой платной.
30 декабря 2020 года Немятовских А.Л. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Камышлове Свердловской области (межрайонное) от 10 марта 2021 года N1621991/20 Немятовских А.Л. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия необходимой продолжительности стажа на соответствующих видах работ в сельской местности и поселках городского типа не менее 25 лет.
Периоды работы Немятовских А.Л. в муниципальном учреждении социального обслуживания "Комаровский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов со стационаром", Областном государственном стационарном учреждении социального обслуживания Свердловской области "Комаровский дом-интернат для престарелых и инвалидов", Государственном бюджетном стационарном учреждении социального обслуживания населения Свердловской области "Комаровский дом-интернат для престарелых и инвалидов" до момента реорганизации последнего путем присоединения к Государственному бюджетному учреждению социального обслуживания населения Свердловской области "Комплексный центр социального обслуживания населения Пышминского района" решением от 10 марта 2021 года N1621991/20 зачтены пенсионным органом в стаж на соответствующих видах работ.
В стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", пенсионный орган не включил периоды работы Немятовских А.Л.:
с 21 октября 2015 года по 12 апреля 2017 года в качестве медицинской сестры палатной в Государственном бюджетном учреждении социального обслуживания населения Свердловской области "Комплексный центр социального обслуживания населения Пышминского района", с 13 апреля 2017 года по 29 декабря 2020 года в качестве медицинской сестры палатной в Государственном автономном учреждении социального обслуживания населения Свердловской области "Комплексный центр социального обслуживания населения Пышминского района";
нахождения на курсах повышения квалификации с 05 декабря 2005 года по 30 декабря 2005 года, 28 сентября 2010 года по 23 октября 2010 года, 23 сентября 2015 года по 30 сентября 2015 года, 01 октября 2015 года по 20 октября 2015 года, по мотиву документального не подтверждения льготного характера работы, в том числе по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета.
Общая продолжительность трудовой деятельности Немятовских А.Л, зачтенная пенсионным органом в стаж на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях"), составила 19 лет 08 месяцев 13 дней, величина индивидуального пенсионного коэффициента - 78.237.
В связи со вступлением 18 марта 2021 года в силу постановления Правительства Российской Федерации от 04 марта 2021 года N322, которым внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N665, последнее дополнено указанием на то, что при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", в стаж на соответствующих видах работ включаются периоды профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников, которые являются условием выполнения работниками определенных видов деятельности и обязанность проведения которых возложена на работодателя в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение которых работник не выполнял работу, но за ним в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также законодательными и иными нормативными правовыми актами СССР и РСФСР, действующими в части, не противоречащей Трудовому кодексу Российской Федерации, сохранялось место работы (должность), средняя заработная плата и за него осуществлялась уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пенсионным органом приняты к учету при исчислении специального стажа на соответствующих видах работ периоды нахождения Немятовских А.Л. на курсах повышения квалификации с 05 декабря 2005 года по 30 декабря 2005 года, 28 сентября 2010 года по 23 октября 2010 года, 23 сентября 2015 года по 30 сентября 2015 года.
Общая продолжительность трудовой деятельности Немятовских А.Л, зачтенная пенсионным органом в стаж на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", составила 19 лет 10 месяцев 13 дней, что недостаточно для досрочного пенсионного обеспечения.
Полагая решение пенсионного органа об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" незаконным, Немятовских А.Л. обратилась в суд.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Немятовских А.Л, суд первой инстанции исходил из того, что в течение спорного периода работы истец осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения в организации в сфере здравоохранения, организационно-правовая форма которой впоследствии менялась, но не менялось существо выполняемой истцом работы. Характер и функции выполняемой истцом работы в спорный период идентичны функциональным обязанностям по ранее занимаемой должности, целям, задачам и направлению деятельности дома-интерната для престарелых и инвалидов. Учреждение фактически является домом-интернатом для престарелых и инвалидов, поскольку являлось правопреемником Комаровского дома-интерната для пожилых и инвалидов. Не смотря на изменение типа учреждения, он оказывает медицинскую помощь в стационарном отделении, которое является структурным подразделением учреждения социального обслуживания, предназначенного для постоянного проживания престарелых граждан (мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет) и инвалидов 1 и 2 групп, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающиеся в постоянном постороннем уходе.
Удовлетворяя исковые требования в части включения периода нахождения истца на курсах повышения квалификации с 01 октября 2015 года по 20 октября 2015 года во время работы в Государственном бюджетном учреждении социального обслуживания населения Свердловской области "Комплексный центр социального обслуживания населения Пышминского района", суд первой инстанции исходил из того, что во время нахождения на курсах повышения квалификации за истцом сохранялись место работы и средняя заработная плата, работодатель производил отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в силу специальных нормативных актов повышение квалификации медицинского работника является обязательным условием выполнения работы. При этом суд указал, что период нахождения на курсах повышения квалификации приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на указанные курсы, и, следовательно, исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
Учитывая, что на день рассмотрения дела ответчиком включены периоды нахождения Немятовских А.Л. на курсах повышения квалификации с 05 декабря 2005 года по 30 декабря 2005 года, с 28 сентября 2010 года по 23 октября 2010 года, с 23 сентября 2015 года по 30 сентября 2015 года, однако оспариваемое решение в данной части не отменено, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что решение в указанной части подлежит признанию незаконным, но вышеуказанные периоды нахождения на курсах повышения квалификации, за исключением периода с 01 октября 2015 года по 20 октября 2015 года, который пенсионным органом в добровольном порядке не учтен, не подлежат включению в стаж, ввиду добровольного удовлетворения их ответчиком.
Отказывая Немятовских А.Л. в удовлетворении исковых требований о возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 10 Федерального закона от 03 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", указал, что при включении дополнительного специального стажа продолжительностью 5 лет 4 месяцев 29 дней специальный стаж истца на день ее обращения в пенсионный орган с заявлением 30 декабря 2020 года составит 25 лет 1 месяц 12 дней, однако с учетом изменений пенсионного законодательства срок назначения пенсии на день ее обращения не наступил. Такое право возникло у истца 30 июня 2022 года, но она с заявлением, учитывая заявительный характер назначения пенсии, не обращалась.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с принятым судом первой инстанции итоговым решением о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в части возложения на пенсионный орган обязанности включить в специальный стаж Немятовских А.Л. спорные периоды работы и период нахождения на курсах повышения квалификации, указал на фактическое установление судом первой инстанции тождественности таких учреждений социального обслуживания, как дом-интернат (пансионат) общего типа для граждан пожилого возраста (престарелых) и инвалидов и комплексный центр социального обслуживания населения. При том, что право по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), с учетом которых досрочно назначается пенсия по старости, предоставлено Правительством Российской Федерации только Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, суд такими полномочиями не обладает.
Однако, по мнению суда апелляционной инстанции, ошибочные суждения суда первой инстанции о возможности установления тождественности наименований учреждений, не влекут отмену правильного по существу решения по одним только формальным соображениям.
Анализируя Положение о стационарном отделении после реорганизации дома-интерната для престарелых и инвалидов, должностную инструкцию медицинской сестры палатной, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что, несмотря на изменение типа учреждения, приобретение статуса структурного подразделения Комплексного центра социального обслуживания населения, стационарное отделение сохранило оказываемый вид социального обслуживания, осталось предназначенным для постоянного проживания престарелых граждан (мужчин старше 60 лет, женщин старше 55 лет) и инвалидов 1 и 2 групп, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающиеся в постоянном постороннем уходе, сохранило цель - обеспечение условий их жизнедеятельности, соответствующих возрасту и состоянию здоровья, оказание квалифицированного медицинского обслуживания.
Указывая, что в спорные периоды с 21 октября 2015 года по 12 апреля 2017 год и с 13 апреля 2017 года по 29 декабря 2020 года характер профессиональной деятельности Немятовских А.Л, не изменился, суд апелляционной инстанции указал на фактическое применение судом первой инстанции положений части 5 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", а также разъяснений, содержащихся в абзаце 2 пункта 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N30 и на обоснованное установление тождественности должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что приведенные выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции Федерального закона от 03 октября 2018 года "350-ФЗ) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N665) определены подлежащие применению при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Закона N400-ФЗ Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.
Пунктами 1 (подпункт "н") и 3 (абзац 1, подпункт "в") постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N665 ко всем периодам работы, независимо от времени выполнения, предусмотрено применение Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781 (далее Список N781), а также Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 N781 (далее Правила N781).
Подпунктом "а" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781 предусмотрено, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы, в частности, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и три месяца.
Вышеназванный Список содержит наименование профессии "медицинская сестра". В пункте 31 в разделе "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений от 29 октября 2002 года N781 указаны учреждения социального обслуживания, в частности дом-интернат для престарелых и инвалидов.
Разрешая спор, суды правильно указали, что в названном Списке Комплексный центр социального обслуживания населения, в котором с 21 октября 2015 года Немятовских А.Л. осуществляется трудовая деятельность, не поименован, тем не менее, пришли к выводу о наличии оснований для учета периода работы в таком центре в специальный стаж в целях досрочного пенсионного обеспечения по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"
Судами оставлено без внимания, что пункт 31 Списка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781 содержит конкретный перечень учреждений социального обслуживания, работа в которых в должностях, предусмотренных данным Списком (в том числе, в должности медицинской сестры), засчитывается в специальный стаж, необходимый для досрочного назначения пенсии по основанию, предусмотренному пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Немятовских А.Л. с 21 октября 2015 года в таких учреждениях не работала. Судами оставлено без внимания, что пенсионным органом работа истца по профессии медицинской сестры не оспаривалась. Отказывая в назначении досрочной страховой пенсии по старости пенсионный орган ссылался на несоответствие наименования, в котором истцом осуществлялась трудовая деятельность, пункту 31 Списка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781.
Вывод суда первой инстанции о тождественности таких учреждений социального обслуживания как дом-интернат (пансионат) общего типа для граждан пожилого возраста (престарелых) и инвалидов и комплексный центр социального обслуживания населения обоснованно признан судом апелляционной инстанции неверным, поскольку правом по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), с учетом которых досрочно назначается пенсия по старости, предоставлено Правительством Российской Федерации только Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, суд такими полномочиями не обладает. Тем не менее, судом апелляционной инстанции ошибка, допущенная судом первой инстанции в применении норм материального права, не устранена.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности являются, в том числе, комплексные центры социального обслуживания населения. Данный Закон утратил силу с 1 января 2015 года в связи с принятием Федерального закона от 28 декабря 2013 года N442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации". Статьей 20 названного закона предусмотрены виды социальных услуг, к которым в частности относятся социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья. Оказание медицинской помощи гражданам, которым предоставляются социальные услуги, в том числе в стационарной форме, указанным законом не предусмотрено.
Судом первой инстанции в отсутствие полномочий сделан вывод о тождественности наименования Комплексный центр социального обслуживания населения наименованию Дом-интернат для престарелых и инвалидов, который предусмотрен пунктом 31 Списка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781. Судом апелляционной инстанции сделан вывод о том, что в процессе трудовой деятельности Немятовских А.Л. происходило лишь изменение наименования работодателя, но направление деятельности ни истца, ни учреждения не менялось.
Приходя к таким выводам, судами не дана правовая оценка изменениям законодательства, регулирующего вопросы социального обслуживания населения, предоставления социальных услуг, также существенным изменениям положений Уставов муниципального учреждения социального обслуживания "Комаровский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов со стационаром", Областного Государственного стационарного учреждения социального обслуживания Свердловской области "Комаровский дом-интернат для престарелых и инвалидов", Государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания населения Свердловской области "Комаровский дом-интернат для престарелых и инвалидов" по сравнению с Уставами Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения Свердловской области "Комплексный центр социального обслуживания населения Пышминского района", Государственного автономного учреждения социального обслуживания населения Свердловской области "Комплексный центр социального обслуживания населения Пышминского района", имеющихся в материалах дела. Также судами не дана надлежащая правовая оценка существенным изменениям должностных обязанностей медицинской сестры палатной после реорганизации учреждения путем присоединения к Государственному бюджетному учреждению социального обслуживания населения Свердловской области "Комплексный центр социального обслуживания населения Пышминского района".
Ссылаясь в обоснование своих выводов об удовлетворении исковых требований, на справку работодателя истца от 26 января 2022 года N54, в которой указывается, что характер работы Немятовских А.Л. с 01 октября 2015 года соответствует Списку N781 от 29 октября 2022 года, судами не устранены противоречия со справкой, направленной работодателем 20 февраля 2021 года N182 в адрес пенсионного органа (л.д.145), которая такие выводы не содержит. Обе справки подписаны руководителем, главным бухгалтером учреждения и специалистом отдела кадров.
Более того, как усматривается из материалов дела, истец зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования 27 ноября 1998 года. В индивидуальном лицевом счете работодателем спорные периоды работы отражены без соответствующих кодов, как работа на общих основаниях. Противоречивость позиции работодателя не устранена. На обсуждение сторон, в целях установления достоверности сведений, содержащихся в персонифицированном учете, вопрос о привлечении к участию в деле действующего работодателя Государственного автономного учреждения социального обслуживания населения Свердловской области "Комплексный центр социального обслуживания населения Пышминского района" не поставлен и не разрешен. Вопросы о проведении работодателем специальной оценки условий труда, о результатах такой оценки также на обсуждение сторон не ставились, сторонам не предлагалось предоставить дополнительные доказательства, в том числе штатное расписание за спорные периоды. Судами сторонам содействие в истребовании доказательств в целях правильного разрешения спора не оказывалось.
Судебная коллегия Седьмого кассационного суда считает необходимым отметить, что судом в нарушение требований статей 67, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не установлена и не принята во внимание вся совокупность обстоятельств в целях правильного определения наличия у истца права на включение в специальный стаж спорных периодов работы, а также периода нахождения на курсах повышения квалификации с 01 октября 2015 года по 20 октября 2015 года во время работы в Комплексном центре социального обслуживания населения Пышминского района.
В связи с изложенным, судебные акты нельзя признать законными, поскольку они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены указанных судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами права, требованиями процессуального законодательства, в том числе в части определения состава лиц, участвующих в деле, и установленными по делу обстоятельствами, проверить правильность исчисления пенсионным органом продолжительности специального стажа в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Камышловского районного суда Свердловской области от 11 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 27 января 2023 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Камышловский районный суд Свердловской области.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.