Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гречкань Н.И, судей Пашкульской Т.Д, Бурматовой Г.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-2702/2022 по иску Ишаева Рамиля Марсельевича к Администрации г. Челябинска, Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска о предоставлении квартиры по договору социального найма
по кассационной жалобе Ишаева Рамиля Марсельевича на решение Советского районного суда г. Челябинска от 29 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 21 декабря 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Пашкульской Т.Д. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, объяснения истца Ишаева Р.М, представителя истца Кирилловой Я.М, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ишаев Р.М. обратился в суд с иском к Администрации г. Челябинска, Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска (далее - КУиЗО г.Челябинска) о предоставлении жилого помещение в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 33 кв.м, и заключении договора социального найма.
В обоснование заявленных требований указал, что является капитаном полиции в отставке, проходил службу в органах внутренних дел в должности участкового уполномоченного полиции и по делам несовершеннолетних отдела полиции "Калининский" УМВД России по г..Челябинску с 15 февраля 2001 года по 01 сентября 2017 года, является ветераном боевых действий. Уволен 28 августа 2017 года по выслуге лет, дающей право на получение пенсии. Являясь пенсионером МВД, с 02 апреля 2002 года он состоит на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий. Срок обеспечения жильем истек в 2004 году, однако он не обеспечен жильем до 2011 года - до вступления в силу Закона "О полиции", когда обязанность обеспечения жильем сотрудников милиции в первоочередном порядке возлагалась на органы местного самоуправления. Первоначально 02 апреля 2002 года встал в очередь в РУВД по Калининскому району города Челябинска в соответствии с приказом МВД Российской Федерации N 345 от 24 мая 2003 года "Об упорядочении лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределения жилой площади в органах внутренних дел". Затем в РУВД Калининиского района города Челябинска 01 октября 2003 года перевелся на должность участкового милиции, где была общая очередь сотрудников милиции, а также были выделены отдельные списки на первоочередное получение жилья участковыми милиции. Он находился в отдельном списке в очереди на получение первоочередного по времени постановки на учет. На заявление о предоставлении жилья ему пояснили, что с момента вступления в силу Жилищного Кодекса Российской Федерации жилье должно быть предоставлено органами местного самоуправления.
Также с 13 февраля 2015 года он состоит на учете в ГУ МВД по Челябинской области для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения и, являясь нуждающимся в улучшении жилищных условий, в соответствии с положениями ст.30 Закона "О милиции", действовавшего в период предоставления жилого помещения, должен быть обеспечен жилой площадью в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления в первоочередном порядке по договору социального найма.
Решением Советского районного суда г. Челябинска от 29 сентября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 21 декабря 2022 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Ишаев Р.М, просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, установленным при его рассмотрении, нарушение норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых актов.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, в том числе публично путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, о причинах своего отсутствия суд не уведомили, не просили об отложении рассмотрения дела.
Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
В силу части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Ишаев Р.М. с 15 февраля 2001 года до 01 сентября 2017 года проходил службу в органах внутренних дел УМВД России по г.Челябинску.
Со 02 апреля 2002 года истец поставлен на учет по месту службы в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Также с 13 февраля 2015 года он состоит на учете в ГУ МВД по Челябинской области на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В настоящее время Ишаев Р.М. является пенсионером Министерства внутренних дел Российской Федерации, жилым помещением на условиях социального найма не обеспечен, в собственности жилья не имеет, продолжает состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Предъявляя требования к Администрации г.Челябинска, Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г.Челябинска о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, Ишаев Р.М. указал, что с учетом срока его постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и действующих в тот период правовых норм он имел право на обеспечение его в первоочередном порядке жилым помещением органом местного самоуправления, однако данная обязанность до настоящего времени ответчиками не исполнена.
Разрешая по существу заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, руководствуясь ч.2 ст.6 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", положениями Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходил из того, что действующее в настоящее время законодательство не предусматривает первоочередного предоставления жилья по договорам социального найма сотрудникам внутренних дел Российской Федерации, в связи с чем право на получение жилья может быть реализовано Ишаевым Р.М. только в порядке очередности.
Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции признал законными и обоснованными.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, поскольку они являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым судами по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка.
Согласно статье 30 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-1 "О милиции" сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации сама по себе ч. 1 ст. 30 Закона Российской Федерации "О милиции" непосредственно не решает вопросы разграничения полномочий по обеспечению жильем сотрудников милиции между органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями и не определяет условия, на которых должно осуществляться указанными лицами право на жилище. В ней ясно и однозначно установлено предписание об обеспечении сотрудников милиции жильем в первоочередном порядке (участковым уполномоченным милиции оно должно быть предоставлено в течение шести месяцев), которое должно обеспечиваться с учетом положений жилищного законодательства, в том числе, Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (Определение от 17 октября 2006 года N 485-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики на нарушение конституционных прав и свобод ч. 1 ст. 30 Закона Российской Федерации "О милиции").
Согласно статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений этой части.
Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью второй данной статьи.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В связи с принятием Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" с 01 марта 2011 года утратил силу Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-1 "О милиции".
В силу ст. 44 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 1).
Полиция имеет специализированный жилищный фонд, формируемый федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 2).
Сотрудник полиции, замещающий должность участкового уполномоченного полиции, не имеющий жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования, не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в должность обеспечивается служебным жилым помещением (ч. 3).
Предоставление жилья по договорам социального найма регулируется положениями статьи 6 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которой порядок предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
В связи с введением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", первоочередное предоставление жилья по договорам социального найма не предусмотрено.
Поскольку действующее в настоящее время жилищное законодательство, а также законодательство, регламентирующее обеспечение сотрудников полиции, в том числе участковых, жилыми помещениями, законодательство, предоставляющее социальные гарантии сотрудникам полиции, не предусматривает первоочередное предоставление жилья сотрудникам полиции, в том числе участковым, однако предусматривает сохранение за ними права состоять на учете в качестве нуждающихся на получение ими жилых помещений исходя из времени принятия их на учет, поэтому выводы судов о том, что предоставление жилого помещения истцу должно осуществляться в соответствии с ч.1 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.ст.4, 5, 6 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в порядке очередности исходя из времени постановки граждан на соответствующий учет, являются законными и обоснованными.
С учетом изложенного, а также установленных обстоятельств выводы судов являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым судами по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка.
Доводы кассационной жалобы на необоснованно длительный срок непредоставления жилого помещения, судебной коллегией отклоняются, поскольку нормативного срока предоставления жилого помещения на условиях договора социального найма положениями действующего законодательства, за исключением права на внеочередное предоставление жилья, не определено.
Как верно указано судом апелляционной инстанции, истец, состоящий на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений, включен в единый список нуждающихся в предоставлении жилья, подлежит обеспечению им исходя из времени принятия на такой учет и право Ишаева Р.М. на предоставление жилого помещения сохранено.
Приведенные в кассационной жалобе доводы повторяют правовую позицию заявителя, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, были предметом проверки и оценки судов, которыми правомерно отвергнуты, как несостоятельные, основанные на неверном толковании норм материального права.
Вновь приводя данные доводы, заявитель не указывает на существенные нарушения норм материального или процессуального права, допущенные судами, повлиявшие на исход дела, а выражает несогласие с выводами судов в части оценки установленных обстоятельств дела, что в соответствии со ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных постановлений.
Согласно положениям ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции наделен ограниченными полномочиями по проверке судебных актов нижестоящих инстанций - имеет право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права, однако не полномочен при этом непосредственно переходить к исследованию доказательств и переоценке установленных на их основании фактических обстоятельств.
Принятые по делу решение суда первой инстанции и определение апелляционной инстанции вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Советского районного суда г. Челябинска от 29 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 21 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ишаева Рамиля Марсельевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.