Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Грудновой А.В, Ложкарёвой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-7301/2022 по иску Грюнке Ирины Райнгольдовны к Государственному учреждению - Свердловское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности, по кассационной жалобе Грюнке Ирины Райнгольдовны на решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 03 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 31 января 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Давыдовой Т.И. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Грюнке И.Р. обратилась с иском к Государственному учреждению - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее по тексту - Свердловское региональное отделение ФСС России) об обеспеченири ее санаторно-курортной путевкой за 2022 год в соответствии с профилем заболевания в специализированный спинальный санаторий им. Академика Н.Н. Бурденко в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований Грюнке И.Р. сослалась на то, что с 2009 года является инвалидом второй группы по общему заболеванию бессрочно, ей установлена вторая степень ограничения способности к трудовой деятельности. 06 сентября 2021 года она обратилась в территориальный орган ФСС в г. Асбесте с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в специализированном специальном санатории имени академика Н.Н. Бурденко. Заявление было принято, ей выдано уведомление о постановке на учет для предоставления санаторно-курортной путевки. По истечении семи месяцев путевка предоставлена не была, она получила информацию, что ее номер в очереди 12 628. Между тем Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Порядком предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденным Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328, не предусмотрена возможность предоставления путевки в порядке очередности поданных заявлений.
Представитель Свердловского регионального отделения ФСС России участие в судебном заседании суда первой инстанции не принимал, в письменных возражениях на исковое заявление указал на то, что в предоставлении санаторно-курортной путевки Грюнке И.Р. не отказывалось, путевка будет предоставлена в порядке установленной в регионе очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение; право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все, указанные в статье 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками кого-либо из этих граждан законом не предусмотрено, на дату подачи Грюнке И.Р. заявления 06 сентября 2021 года номер её очереди был 12 628, на дату 28 октября 2022 года номер очереди - 8 707.
Решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 03 ноября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 31 января 2023 года, Грюнке И.Р. в удовлетворении требований отказано.
Определением Свердловского областного суда от 13 января 2023 года произведена замена ответчика Свердловского регионального отделения ФСС России на его правопреемника Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области.
В кассационной жалобе Грюнке И.Р. ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, как незаконных.
В письменных возражениях на кассационную жалобу представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Стороны в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что такого рода оснований для отмены решения и апелляционного определения не имеется.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Грюнке И.Р. является инвалидом второй группы по общему заболеванию бессрочно, ей установлена вторая степень ограничения способности к трудовой деятельности.
06 сентября 2021 года Грюнке И.Р. обратилась с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в специализированном специальном санатории имени академика Н.Н. Бурденко, поскольку у неё имеются медицинские показания для получения путевки на санаторно-курортное лечение.
Данное заявление зарегистрировано в электронной очереди граждан на санаторно-курортное лечение с присвоением номера 14 948.
Грюнке И.Р. до настоящего времени за 2022 год путевка на санаторно-курортное лечение не предоставлена.
Согласно информации, представленной Свердловским региональным отделением ФСС России, на 28 октября 2022 года номер очереди истца - 8 707.
Наличие у Грюнке И.Р. медицинских показаний для получения путевки на санаторно-курортное лечение не оспаривается, непредставление путевки обусловлено наличием в очереди на ее получение перед истцом иных лиц, нуждающихся также в санаторно-курортном лечении по тому же профилю, заключением государственных контрактов с учетом поступающего финансирования.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, исходил из того, что заявление истца о предоставлении санаторно-курортной путевки в 2022 году рассмотрено в установленном законом порядке, она принята на учет для обеспечения санаторно-курортным лечением в порядке очередности; наличия в Свердловском региональном отделении ФСС России в спорный период зарегистрированных заявлений о предоставлении путевки иных граждан, состоящих на учете для получения путевок на санаторно-курортное лечение по Свердловской области, обратившихся в территориальный орган ранее Грюнке И.Р. с соответствующим заявлением; предоставление в приоритетном порядке путевки федеральному льготнику без учета вышеуказанных лиц, имеющих аналогичные показания, заявления которых зарегистрированы ранее, приведет к нарушению их прав на получение государственной социальной помощи, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, дополнительно оценив в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации информацию, представленную Свердловским региональным отделением ФСС России, согласно которой номер очереди Грюнке И.Р. на 30 января 2023 года составляет - 7 780, указал, что права на первоочередное получение путевки истец не имеет, без учета ранее поданных заявлений, непредоставление ей путевки на санаторно-курортное лечение в период 2022 не может быть вменено в вину ответчику и о нарушении прав истца на получение указанной социальной услуги не свидетельствует, в связи с чем оснований для возложения на ответчика обязанности по предоставлению истцу путевки на санаторно-курортное лечение за 2022 год у суда не имелось.
Изучение материалов дела показало, что выводы судов основаны на правильно установленных фактических обстоятельствах дела и приведенном ими правовом регулировании спорных правоотношений и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы кассационной жалобы Грюнке И.Р. о том, что судом не принято во внимание, что с 2009 года она является инвалидом 2 группы бессрочно и нуждается в таком средстве реабилитации, как санаторно-курортное лечение в специализированном спинальном санатории академика Н.Н. Бурденко; санаторно-курортное лечение должно предоставляться в рамках календарного года ежегодно, а не один раз в 13 лет, как было предоставлено ей; отказ суда в удовлетворении требований по причине наличия иных лиц, нуждающихся в санаторно-курортном лечении, неправомерен, не могут служить основанием для отмены судебных актов, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку Грюнке И.Р. стоит в очереди на получение санаторно-курортной путевки и ее право не оспаривается, предоставление ей в 2022 году путевки на санаторно-курортное лечение без учета установленной в регионе очередности, не предусмотрено Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.
В состав набора социальных услуг включается согласно пункту 1.1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (часть 2 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").
В силу части 5 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Пунктом 21 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минтруда России N 929н, Минздрава России N 1345н от 21 декабря 2020 года, предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации, определенные в соответствии в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В силу пункта 23 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минтруда России N 929н, Минздрава России N 1345н от 21 декабря 2020 года, организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Территориальный орган Фонда либо уполномоченный орган не позднее 10 дней со дня поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (пункт 29 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минздрава России N 1345н от 21 декабря 2020 года).
Санаторно-курортная путевка предоставляется при наличии действующей медицинской справки и в соответствии с датой подачи гражданином заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки (пункт 30 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минздрава России N 1345н от 21 декабря 2020 года).
Ссылки в кассационной жалобе на необоснованное указание в судебном акте на определение Конституционного суда Российской Федерации от 03 апреля 2014 года N686-О, наличие возможности возмещения расходов на санаторно-курортное лечение и отсутствие финансирования не являются основанием для отказа в реализации права на санаторно-курортное лечение, не влечет отмену судебных постановлений.
Из указанного определения Конституционного Суда Российской Федерации следует, что обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. При этом, если гражданин в течение календарного года не был обеспечен путевкой на санаторно-курортное лечение, данная услуга не считается предоставленной, и он сохраняет за собой право на ее предоставление.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судами норм материального и процессуального права. С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 03 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 31 января 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Грюнке Ирины Райнгольдовны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.