Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Овсянкиной Н.В, судей: Константиновой Ю.П, Селиверстовой И.В, при секретаре Исаевой Д.Р, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-1167/2022 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альтера" к Государственному бюджетному учреждению Московской области "Центр кадастровой оценки", Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконными действий, акта об установлении кадастровой стоимости, исключении сведений из ЕГРН, по апелляционной жалобе Государственного бюджетного учреждения Московской области "Центр кадастровой оценки" на решение Московского областного суда от 1 декабря 2022, которым административный иск удовлетворен частично, заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Овсянкиной Н.В, возражения представителя административного истца Свирид Е.С, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
ООО "Альтера" обратилось в Московский областной суд с административным исковым заявлением в котором, с учетом уточнения заявленных требований, просило суд:
- признать незаконными действия ГБУ МО "Центр кадастровой оценки" по определению кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером N в размере 86 855 845, 48 рублей, по состоянию на 21.06.2020, а также Акт ГБУ МО "Центр кадастровой оценки" N от 12.11.2020 в части установления кадастровой стоимости нежилого здания по состоянию на 21.06.2020;
- обязать ГБУ МО "Центр кадастровой оценки" устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Альтера" путем аннулирования Акта об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости N от 12.11.2020 в части, определяющей кадастровую стоимость по состоянию на 21.06.2020 нежилого здания с кадастровым номером N;
- признать незаконными действия Управления Росреестра по Московской области по формированию и направлению в ГБУ МО "Центр кадастровой оценки" сведений в отношении объекта недвижимости - нежилого здания с кадастровым номером N, послуживших основанием для определения кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости по состоянию на 21.06.2020;
- признать незаконными действия Управления Росреестра по Московской области по внесению 18.11.2020 в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости согласно Акту об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости N от 12.11.2020 в отношении нежилого здания с кадастровым номером N;
- указать, что решение является основанием для исключения из Единого государственного реестра недвижимости данных о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N в размере 86 855 845, 48 рублей, определенной по состоянию на 21.06.2020 и внесенной в Единый государственный реестр недвижимости 18.11.2020 на основании Акта об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости N от 12.11.2020, и включения в Единый государственный реестр недвижимости данных о кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером N в размере 15 248 926, 79 рублей по состоянию на 01.01.2018, установленной распоряжением Министерства имущественный отношений Московской области от 27.11.2018 N 15ВР-1633 (N п/п 251717) "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки".
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 1 497, 6 кв.м, расположенного по адресу: "адрес"
На основании Распоряжения Министерства имущественных отношений Московской области от 27.11.2018 N 15ВР-1633 (N п/п 251717) "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки" утверждена кадастровая стоимость нежилого здания по состоянию на 01.01.2018 в размере 15 248 926, 79 рублей.
Между тем, согласно выписки из ЕГРН от 16.09.2022, кадастровая стоимость данного объекта недвижимости установлена на основании Акта ГБУ МО "Центр кадастровой оценки" об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости N от 12.11.2020 по состоянию на 21.06.2020 в размере 86 855 845, 48 рублей.
Однако, поскольку в 2018 - 2022 годах изменений качественных и (или) количественных характеристик нежилого здания, влекущих за собой изменение кадастровой стоимости, не происходило, по мнению административного истца правовых оснований для перерасчета кадастровой стоимости нежилого здания по состоянию на 21.06.2020 не имелось, что свидетельствует об отсутствии у Управления Росреестра по Московской области оснований для направления в бюджетное учреждение информации об изменении сведений в ЕГРН.
Решением Московского областного суда от 01.12.2022 административное исковое заявление ООО "Альтера" удовлетворено частично.
Судом постановлено признать незаконными действия ГБУ МО "Центр кадастровой оценки" по определению кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером N в размере 86 855 845, 48 рублей, по состоянию на 21.06.2020, Акт ГБУ МО "Центр кадастровой оценки" N от 12.11.2020 в части установления кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером N по состоянию на 21.06.2020.
Указано, что решение суда является основанием для исключения из Единого государственного реестра недвижимости данных о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N в размере 86 855 845, 48 рублей, определенной по состоянию на 21.06.2020 и внесенной в Единый государственный реестр недвижимости 18.11.2020 на основании Акта об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости N от 12.11.2020, и включения в Единый государственный реестр недвижимости данных о кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером N в размере 15 248 926, 79 рублей по состоянию на 01.01.2018, установленной распоряжением Министерства имущественный отношений Московской области от 27.11.2018 N 15ВР-1633 (N п/п 251717) "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки".
Не согласившись с постановленным по делу судебным решением, ГБУ МО "ЦКО" подана апелляционная жалоба, в которой со ссылкой на незаконность и необоснованность судебного акта, как принятого с нарушением норм материального права, содержится просьба об отмене состоявшегося по делу решения.
Податель жалобы указывает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Так в рамках государственной кадастровой оценки в 2018 году спорное здание ошибочно было отнесено к группе 9 "Прочие объекты".
Впоследствии нежилое здание с кадастровым номером N поступило в ГБУ МО "ЦКО" к расчету в составе Перечня объектов, о которых в ЕГРН внесены сведения об изменении их качественных и количественных характеристик. На основании данных Перечня и в соответствии с Приложением N2 к Методическим указаниям объект недвижимости отнесен к Группе 4 "Объекты коммерческого назначения, предназначенные для оказания услуг населению, включая многофункционального назначения".
Полагает, что административным истцом избран ненадлежащий способ защиты права, поскольку в случае несогласия с кадастровой стоимостью административный истец вправе обратиться в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе, об исправлении ошибки.
Представителем ООО "Альтера" поданы возражения на апелляционную жалобу, где указано на несостоятельность ее доводов.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители Министерства имущественных отношений Московской области, Управления Росреестра по Московской области, ГБУ Московской области "Центр кадастровой оценки", а также заинтересованное лицо Зуев Л.М. не явились. О дате и месте слушания по делу извещены своевременно и надлежащим образом.
Неявка в судебное заседание участников судебного разбирательства, явка которых не признана судом обязательной, не препятствует рассмотрению дела, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь положениями статей 150, 306, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Разрешая заявленные требования, суд исходил из того, что определение кадастровой стоимости спорного нежилого здания было произведено в условиях отсутствия какой-либо информации об изменении характеристик принадлежащего административному истцу объекта недвижимости.
Суд апелляционной инстанции соглашается с такими выводами суда первой инстанции.
Так, из материалов дела следует, что административным истцом 19 ноября 2013 года на кадастровый учет поставлено нежилое двухэтажное здание с наименованием "здание" площадью 1497, 6 кв.м, расположенное по адресу "адрес"
Данному объекту недвижимости присвоен кадастровый номер N.
Из сведений фонда данных государственной кадастровой оценки следует, что кадастровая стоимость данного здания по результатам предыдущего тура ГКО была установлена в размере 7178505, 98 руб. по состоянию на 01.08.2015.
Постановлением Правительства Московской области от 23.05.2017 N 372/17 "О переходе к проведению государственной кадастровой оценки Московской области в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" установлена дата перехода в Московской области к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом - 01.07.2017.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 27.11.2018 N 15ВР-1633 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки" были утверждены результаты государственной кадастровой оценки в отношении всех видов объектов недвижимости, а также всех категорий земель, расположенных на территории Московской области, за исключением категории земель лесного фонда, на дату Государственной кадастровой оценки - 01.01.2018, проведенной государственным бюджетным учреждением Московской области "Центр кадастровой оценки". Результаты указанной оценки содержатся в отчете от 16.11.2018 N 01/2018 "Об итогах государственной кадастровой оценки объектов недвижимости Московской области".
В отношении принадлежащего административному истцу объекта недвижимости, кадастровая стоимость была установлена в размере 15248926, 79 руб. по состоянию на 01.01.2018, исходя из отнесения здания к оценочной подгруппе 9.1. Здания.
Порядок проведения оценки объектов недвижимости между турами государственной кадастровой оценки в связи с изменением их количественных и качественных характеристик урегулирован положениями статьи 16 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке". Данная статья предусматривает возможность перерасчета кадастровой стоимости только в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о изменении количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки.
При этом, возможность направления сведений в бюджетное учреждение также ограничена необходимостью первоочередного внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости, влекущих за собой изменение его кадастровой стоимости.
Материалами дела подтверждено, что основанием для направления в бюджетное учреждение сведений о спорном здании в порядке статьи 16 Закона N237-ФЗ из органа регистрации прав послужила миграция 21.06.2020 сведений из унаследованной информационной системы реестра прав и унаследованной информационной системы кадастра недвижимости в Федеральную государственную информационную систему ведения ЕГРН.
Состав указанной информационной системы установлен Федеральным законом от 24.07.2007 N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и включает в себя 1) реестр объектов недвижимости; 2) кадастровые дела; 3) кадастровые карты (статья 13).
Кадастровые дела представляют собой совокупность скомплектованных и систематизированных документов, на основании которых внесены соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости (ч.3 ст. 13), в том числе содержит данные технического паспорта, в котором могут содержатся сведения о наименовании здания и техническом назначении составляющих здание помещений, в связи с чем миграция данных кадастра недвижимости может повлиять на изменение качественных либо количественных характеристик объекта недвижимости и послужить основанием для перерасчета кадастровой стоимости между турами государственной кадастровой оценки.
Восполняя неполному судебного следствия, судом апелляционной инстанции был истребован технический паспорт на спорное здание.
Из приобщенного в материалы дела по запросу суда апелляционной инстанции технического паспорта на нежилое здание следует, что экспликация помещений в здании не позволяет сделать вывод о назначении здания, так как помещения поименованы следующим образом: основное и вспомогательное.
Действительно, технический паспорт содержит наименование здания - "Бизнес-Центр", однако доказательств внесения изменений в ЕГРН в части изменения наименования объекта капитального строительства с "здание" на "Бизнес-Центр" материалы дела не содержат, что подтверждено выпиской из ЕГРН по состоянию на 16.09.2022.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что основания для перерасчета кадастровой стоимости в порядке статьи 16 Закона N237-ФЗ у бюджетного учреждения отсутствовали, оценочная подгруппа в отношении спорного здания была изменена произвольно, в связи с чем обоснованно удовлетворил заявленные требования к ГБУ МО "Центр кадастровой оценки" о признании незаконными действий ГБУ МО "Центр кадастровой оценки" по определению кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером N в размере 86 855 845, 48 рублей, по состоянию на 21.06.2020, а также Акта ГБУ МО "Центр кадастровой оценки" N от 12.11.2020 в части установления кадастровой стоимости нежилого здания по состоянию на 21.06.2020, с указанием в решении, что оно является основанием для исключения из Единого государственного реестра недвижимости данных о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N в размере 86 855 845, 48 рублей, определенной по состоянию на 21.06.2020 и внесенной в Единый государственный реестр недвижимости 18.11.2020 на основании Акта об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости N от 12.11.2020, и включения в Единый государственный реестр недвижимости данных о кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером N в размере 15 248 926, 79 рублей по состоянию на 01.01.2018, установленной распоряжением Министерства имущественный отношений Московской области от 27.11.2018 N 15ВР-1633 (N п/п 251717) "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки".
Обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены, в том числе по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не установлено.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции, определила:
решение Московского областного суда от 01.12.2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения Московской области "Центр кадастровой оценки" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.