Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стоян Е.В, судей Васильевой Т.И, Кольцюка В.М, при секретаре Борисовой Т.С, с участием прокурора Федичкина Д.Д, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-7/2022 по апелляционной жалобе представителя административных истцов по коллективному административному исковому заявлению Васильевых Л.А. на решение Московского городского суда от 19 декабря 2022 года, которым отказано в удовлетворении коллективного административного искового заявления Вили Текнолоджис Лтд, ООО "Авангард Плюс", ООО "Алекс-Групп", ООО "Алекс РУС", ООО "БИЗНЕС КЛАСС", ООО "Ирбис-СВ", ООО "ПРИОРИТИ", ООО "Бенн Финанс", ООО "Жилищно-Коммунальная Компания", индивидуальных предпринимателей Воротынцева Ю.О, Гордеевой Н.С, Данилова А.С, Дудаева И.Х, Ерохиной М.А, Кожаринова А.В, Конюхова М.Н, Крюкова Д.В, Лотфуллиной И.И, Склярова Н.Н, Тютюнова С.В, Хабарова К.Ю. о признании недействующими пунктов 1.1, 1.2 приказа Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы от 25 сентября 2020 года N 61-02-466/20 "О порядке и сроках выполнения поручений по пунктам 2.7, 2.8 протокола заседания Антитеррористической комиссии города Москвы от 31 августа 2020 г. N 4-13-14545/20".
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Васильевой Т.И, объяснения представителя административных истцов Дувановой А.Л, представителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Колесникова Л.А, заключение прокурора Федичкина Д.Д, полагавшего решение подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
25 сентября 2020 года Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы (далее - Департамент) принят приказ N 61-02-466/20 "О порядке и сроках выполнения поручений по пунктам 2.7, 2.8 протокола заседания Антитеррористической комиссии города Москвы от 31 августа 2020 г. N 4-13-14545/20" (далее - Приказ), опубликованный на официальном сайте Мэра Москвы http:/www.mos.ru 6 октября 2020 года.
Согласно пунктам 1.1, 1.2 поименованного акта в целях обеспечения выполнения поручений по пунктам 2.7, 2.8 протокола заседания Антитеррористической комиссии города Москвы в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 03 декабря 2013 года N 780-ПП государственному казенному учреждению города Москвы - Центру организации дорожного движения Правительства Москвы приказано:
обеспечить подключение к государственной информационной системе "Единая региональная навигационно-информационная система города Москвы" (далее - ГИС ЕРНИС) в порядке, установленном 780-ПП, в качестве участников информационного взаимодействия ГИС ЕРНИС (пункт 5.1.2.5 Положения о государственной информационной системе "Единая региональная навигационно-информационная система города Москвы", утвержденного 780-ПП) диспетчерских служб заказа легковых такси, таксомоторных компаний (юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие действующие разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Москвы и Московской области), юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих оказание услуг (организацию оказания услуг) по перевозке пассажиров по заказу легковыми автомобилями (далее - перевозчики), для передачи ими ежедневно, в режиме онлайн в ГИС ЕРНИС следующей информации о водителях, осуществляющих перевозку: фамилия, имя, отчество (водителя); дата рождения, место рождения, место жительства (водителя); место трудоустройства водителя (наименование организации, фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя); серия, номер, срок действия водительского удостоверения, стаж вождения; государство, выдавшее водительское удостоверение; номер разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (для легковых такси); номер государственного регистрационного знака транспортного средства, с использованием которого осуществляется перевозка; данные о сериях и номерах страховых полисов обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, с использованием которых осуществляются перевозки, а также о датах начала и окончания срока страхования; данные об указанных в страховом полисе обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, с использованием которых осуществляются перевозки, а также о датах начала и
окончания срока страхования; сведения о прохождении медицинских предрейсовых и послерейсовых осмотров, сведения о прохождении технических предрейсовых и послерейсовых осмотров транспортных средств с использованием которых осуществляются перевозки;
заключить в порядке пункта 5.4 Положения с перевозчиками соглашения на использование информационных ресурсов ГИС РНИС в срок до 31 октября 2020 года.
25 мая 2022 года приказом Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы N 61-02-209/22, опубликованным на официальном сайте Мэра Москвы http:/www.mos.ru 26 мая 2022 года, в оспариваемый приказ внесены изменения, согласно которым пункты 1, 1.1, 1.2, 1.3 приказа следует считать пунктами 1(1), 1(1)1, 1(1)2, 1(1)3 соответственно, пункт 1(1)1 приказа изложить в следующей редакции: "1(1)1 Обеспечить подключение к ГИС ЕРНИС в качестве участников информационного взаимодействия ГИС ЕРНИС (пункт 5.1.2.5 Положения о государственной информационной системе "Единая региональная навигационно-информационная система города Москвы", утвержденного 780-ПП) диспетчерских служб заказа легковых такси, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих оказание услуг (организацию оказания услуг) по перевозке пассажиров по заказу легковыми автомобилями для передачи ими ежедневно в режиме онлайн в ГИС ЕРНИС информации: идентификатор (числовой код, служащий для учета в информационных системах), сформированный АИС "Таксомотор; номер разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (для легковых такси); номер государственного регистрационного знака транспортного средства, с использованием которого осуществляется перевозка".
Административные истцы обратились в Московский городской суд с коллективным административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 1.1, 1.2 Приказа Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы от 25 сентября 2020 года. В обоснование требований указывают, что Вили Текнолоджис Лтд является оператором цифровой платформы и мобильного приложения "Wheely", функционал которых используется для организации перевозок пассажиров и багажа на легковом автомобиле по заказам в Москве и других городах, ООО "Авангард Плюс", ООО "Алекс-Групп", ООО "Алекс РУС", ООО "Бизнес Класс", ООО "Ирбис-СВ", ООО "Приорити", ООО "Бенн Финанс", ООО "Жилищно-коммунальная компания", индивидуальные предприниматели Воротынцев Ю.О, Гордеева Н.С, Данилов А.С, Дудаев И.Х, Ерохина М.А, Кожаринов А.В, Конюхов М.Н, Крюков Д.В, Лотфуллина И.И, Скляров Н.Н, Тютюнов С.В, Хабаров К.Ю. осуществляют деятельность в сфере оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа по заказу. Оспариваемые положения в нарушение Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", возлагают на административных истцов не предусмотренные законом обязанности, которые не направлены на профилактику терроризма и минимизацию ликвидации его последствий, предусматривают передачу персональных данных без согласия их обладателей.
Решением Московского городского суда от 19 декабря 2022 года в удовлетворении административных исковых требований Вили Текнолоджис Лтд, ООО "Авангард Плюс", ООО "Алекс-Групп", ООО "Алекс РУС", ООО "Бизнес Класс", ООО "Ирбис-СВ", ООО "Приорити", ООО "Бенн Финанс", ООО "Жилищно-коммунальная компания", индивидуальных предпринимателей Воротынцева Ю.О, Гордеевой Н.С, Данилова А.С, Дудаева И.Х, Ерохиной М.А, Кожаринова А.В, Конюхова М.Н, Крюкова Д.В, Лотфуллиной И.И, Склярова Н.Н, Тютюнова С.В, Хабарова К.Ю. отказано.
В апелляционной жалобе представитель административных истцов по коллективному административному исковому заявлению Васильевых Л.А. просит решение суда отменить, удовлетворить требования административного искового заявления. Указывает на то, что оспариваемые нормы приняты Департаментом с превышением своих полномочий, поскольку обязанность по предоставлению данных в ГИС ЕРНИС вводится под предлогом различных целей и не направлена на предотвращение терроризма. Протокол Антитеррористической комиссии города Москвы от 30 декабря 2021 года N 4-13-2095/21, на основании которого был принят Приказ, не являлся предметом судебной проверки, а Тверской районный суд города Москвы не устанавливал цели принятия оспариваемых предписаний. В материалах дела отсутствуют доказательства связи установленной обязанности с профилактикой терроризма, минимизацией, ликвидацией последствий его проявлений. В компетенцию органов государственной власти субъектов Российской Федерации не входит регулирование в сфере перевозок пассажиров по заказам, в том числе возложение на организаторов перевозок обязанности по передаче каких-либо данных третьим лицам, поскольку названные полномочия находятся в ведении федерального законодателя. Полагает, что оспариваемые положения Приказа не соответствуют законодательству о персональных данных, поскольку предусматривают обработку персональных данных без согласия субъектов персональных данных в отсутствие специальных условий для этого, при наличии нарушения прав и свобод субъектов персональных данных. Понуждение к заключению соглашения на использование информационных ресурсов ГИС ЕРНИС, АИС Таксомотор не предусмотрена ни Гражданским кодексом Российской Федерации, ни каким-либо иным федеральным законом и нарушает установленный законодательством принцип свободы договора.
Перечень видов информации, подлежащей предоставлению в ГИС ЕРНИС, федеральным законодательством не установлен, следовательно, передача информации, содержащей персональные данные, противоречит части 4 статьи 14 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
От прокуратуры города Москвы, Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы поступили письменные возражения на апелляционную жалобу, согласно которым решение суда является законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии со статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц, не сообщивших о причинах неявки и не просивших об отложении рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции таких нарушений не допущено.
Статьей 72 Конституции Российской Федерации (пункт "б") вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма определены Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ).
В соответствии с частью 3 поименованного закона федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
В целях обеспечения координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений по решению Президента Российской Федерации в субъектах Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц. Для организации взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений и (или) для реализации решений органов, сформированных в соответствии с настоящей частью, могут издаваться акты (совместные акты) этих органов и формироваться коллегиальные органы по профилактике терроризма, минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений на территории одного муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований субъекта Российской Федерации. Такие коллегиальные органы формируются по решению руководителя органа, сформированного в соответствии с настоящей частью, который утверждает положение о коллегиальном органе и его состав. Решения органов, сформированных в соответствии с настоящей частью, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Неисполнение или нарушение указанных решений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации. В случае, если административная ответственность за указанные действия не установлена федеральным законом, она может быть установлена законом субъекта Российской Федерации (часть 4.1 статьи 5 Федерального закона N 35-ФЗ).
Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 года N 116 "О мерах по противодействию терроризму" постановлено образовать для координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений антитеррористические комиссии в субъектах Российской Федерации, положения о которых и регламент утверждаются председателем Национального антитеррористического комитета (пункт 3, подпункт "а" пункта 12).
Положением об антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации, утвержденным Национальным антитеррористическим комитетом 17 июня 2016 года, антитеррористическая комиссия в субъекте Российской Федерации, помимо прочего, осуществляет функции в сфере координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений:
разработку и координацию исполнения мер по профилактике терроризма на территории субъекта Российской Федерации, в том числе по противодействию распространению идеологии терроризма и обеспечению антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, мест массового пребывания людей;
разработку и координацию исполнения мер по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма на территории субъекта Российской Федерации.
Для решения возложенных на нее задач комиссия имеет право принимать решения по вопросам, отнесенным к ее компетенции, которые обязательны для исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами в субъекте Российской Федерации.
Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, представители которых входят в состав комиссии, могут принимать акты (совместные акты) для реализации решений комиссии (подпункт "б" пункта 5, подпункт "а" пункта 6, пункты 10, 12).
В соответствии с вышеназванными положениями распоряжением Мэра Москвы от 27 апреля 2006 года N 104-РМ образована Антитеррористическая комиссия города Москвы.
Решением Антитеррористической комиссии города Москвы от 31 августа 2020 года N 3-13-14545/20 (в редакции решения от 30 декабря 2021 года N 4-13-2095/21) в пункте 2.7 предписано обязать диспетчерские службы заказа легковых такси, а также таксомоторные компании (юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие действующие разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Москвы и Московской области), юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих оказание услуг (организацию оказания услуг) по перевозке пассажиров по заказу легковыми автомобилями представлять следующие данные в информационную(ые) систему(ы), определяемую(ые) Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, о водителях, осуществляющих перевозку: фамилия, имя, отчество (водителя); дата рождения, место рождения, место жительства (водителя); место трудоустройства водителя (наименование организации, фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя); серия, номер, срок действия водительского удостоверения, стаж вождения; государство, выдавшее водительское удостоверение; номер разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (для легковых такси); номер государственного регистрационного знака транспортного средства, с использованием которого осуществляется перевозка; данные о сериях и номерах страховых полисов обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, с использованием которых осуществляются перевозки, а также о датах начала и окончания срока страхования; данные об указанных в страховом полисе обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, с использованием которых осуществляются перевозки, а также о датах начала и окончания срока страхования; сведения о прохождении медицинских предрейсовых и послерейсовых осмотров, сведения о прохождении технических предрейсовых и
послерейсовых осмотров транспортных средств с использованием которых осуществляются перевозки. Диспетчерские службы заказа легковых такси и перевозчики должны передавать указанные данные о водителях легковых такси ежедневно в режиме онлайн.
Пунктом 2.8 Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы в целях реализации пункта 2.7 предписано направить в адрес диспетчерских служб заказа легковых такси и перевозчиков уведомления о необходимости исполнения пункта 2.7 протокола, принять меры по организации взаимодействия оператора ГИС ЕРНИС с диспетчерскими службами заказа легковых такси и перевозчиками для исполнения пункта 2.7 протокола, включая издание приказа Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы (при необходимости), обеспечить контроль за исполнением диспетчерскими службами заказа легковых такси и перевозчиками пункта 2.7 протокола.
заключить в порядке пункта 5.4 Положения с перевозчиками соглашения на использование информационных ресурсов ГИС РНИС в срок до 31 октября 2020 года.
Названные пункты решения Антитеррористической комиссии являлись предметом судебной проверки. Решением Тверского районного суда города Москвы от 31 мая 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 25 ноября 2022 года, в удовлетворении требований компании Вили Текнолоджис Лтд, Колтунова Д.Ю. о признании их незаконными отказано.
Оспариваемый в рамках настоящего административного дела приказ Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы от 25 сентября 2020 года N 61-02-466/20 принят в целях обеспечения обязательных к выполнению поручений, сформулированных в пунктах 2.7, 2.8 протокола заседания Антитеррористической комиссии города Москвы от 31 августа 2020 года N 3-13-14545/20, в рамках мер, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности населения города Москвы.
Проанализировав положения статьи 2 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 41 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы", пункта 6 части 3 статьи 4 Закона города Москвы от 8 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы", статьи 3 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы", пункт 1 Положения о Департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 15 февраля 2011 года N 32-ПП, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы как уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы, осуществляющий функции по формированию и реализации государственной политики города Москвы и осуществлению управления в сфере транспорта, развития дорожно-транспортной инфраструктуры и организации дорожного движения, предоставлению государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере транспорта, развития дорожно-транспортной инфраструктуры и организации дорожного движения, обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, принял оспариваемый акт с соблюдением установленных порядка и формы, опубликован в установленном порядке и вступил в силу.
В силу статьи 2 Федерального закона от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. К основным задачам обеспечения транспортной безопасности отнесено нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности, разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности.
Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают транспортную безопасность в соответствии с компетенцией, установленной настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления участвуют в обеспечении транспортной безопасности в соответствии с компетенцией, установленной настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 2 статьи 4).
Согласно пункту 1, подпункту 2 пункта 1.2, подпунктам 2, 3 пункта 16 статьи 9 Федерального закона от 21 апреля 2011 года N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
При этом установлено, что заявителем подлежат представлению сведения о регистрации транспортных средств, которые предполагается использовать для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси; водитель легкового такси должен иметь общий водительский стаж не менее трех лет; юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, должно быть обеспечено техническое обслуживание и ремонт легковых такси, прохождение водителями легковых такси предрейсового медицинского осмотра, а также осуществляться контроль технического состояния легковых такси перед выездом на линию.
На территории города Москвы полномочия по сбору, обобщению и учету информации о транспортном комплексе города Москвы и реализации требований в области транспортной безопасности в городе Москве по месту осуществления фактической деятельности субъекта транспортной инфраструктуры, выдаче и переоформлению разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории города Москвы, ведению реестра разрешений, разработке и утверждению методических рекомендаций по осуществлению деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории города Москвы осуществляет Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы (пункты 4.9, 6.30, 6.30(1), 6.31 Положения о Департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы).
Сопоставив установленные Федеральным законом от 21 апреля 2011 года N 69-ФЗ сведения, подлежащие контролю со стороны органа исполнительной власти города Москвы, и содержание информации, подлежащей передаче в ГИС ЕРНИС согласно оспариваемому приказу, судебная коллегия не находит оснований полагать, что объем предоставляемой перевозчиками информации о водителях является чрезмерным, не соответствующим требованиям федерального законодательства.
Правовые основы государственного регулирования в сфере применения информационных технологий установлены Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", предусматривающим право государственных органов, органов местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями создавать информационные системы и обеспечивать доступ к содержащейся в них информации на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации (часть 2 статьи 12).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 13, части 3 статьи 14 указанного закона государственные информационные системы - это федеральные информационные системы и региональные информационные системы, функционирующие на основании соответственно федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, на основании правовых актов государственных органов, которые создаются и эксплуатируются на основе статистической и иной документированной информации, предоставляемой гражданами (физическими лицами), организациями, государственными органами, органами местного самоуправления.
Частью 4 статьи 14 закона предусмотрено, что перечни видов информации, предоставляемой в обязательном порядке, устанавливаются федеральными законами, условия ее предоставления - Правительством Российской Федерации или соответствующими государственными органами, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Государственная информационная система "Единая региональная навигационно-информационная система города Москвы" создана постановлением Правительства Москвы от 3 декабря 2013 года N 780-ПП в соответствии с Федеральным законом от 14 февраля 2009 года N 22-ФЗ "О навигационной деятельности", постановлением Правительства Москвы от 11 января 2011 года N 1-ПП "О создании интеллектуальной транспортной системы города Москвы" в целях эффективного управления перевозками на транспорте и обеспечения взаимодействия навигационно-информационных систем управления транспортом города Москвы.
Федеральный закон "О навигационной деятельности" устанавливает правовые основы осуществления навигационной деятельности и направлен на создание условий для удовлетворения потребностей в средствах навигации и услугах в сфере навигационной деятельности; распространяет свое действие на отношения, возникающие в связи с осуществлением навигационной деятельности и оказанием услуг в сфере навигационной деятельности, включая создание государственных навигационных карт и навигационных карт для автомобильных дорог, в том числе в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации (статья 1).
В соответствии с частью 3 статьи 7 данного Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право получать услуги в сфере навигационной деятельности в установленном ими порядке.
Согласно пункту 1.2 приложения к постановлению Правительства Москвы от 3 декабря 2013 года N 780-ПП РНИС представляет собой государственную информационную систему, предназначенную для обеспечения сбора, обработки, хранения и предоставления навигационной и телеметрической информации о движении на территории города Москвы транспортных средств (далее - мониторинговая информация), оснащенных навигационно-связным оборудованием ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS (далее - абонентский телематический терминал) и зарегистрированных в РНИС, информации о собственниках транспортных средств, а также лицах, владеющих транспортными средствами на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (далее - владельцы ТС), об абонентских телематических терминалах, о транспортных средствах, а также об иной справочной информации.
В соответствии с пунктом 3.2.1 приложения к постановлению к функциям РНИС относится сбор, обработка и хранение мониторинговой информации, поступающей в РНИС от абонентских телематических терминалов или из информационных систем, осуществляющих сбор мониторинговой информации, а также справочной информации, предоставляемой владельцами ТС или поступающей из информационных систем, о транспортных средствах, передвигающихся на территории города Москвы, осуществляющих перевозки пассажиров.
К числу участников информационного взаимодействия отнесены оператор РНИС, пользователи РНИС: федеральные органы исполнительной власти, подведомственные им организации, органы исполнительной власти города Москвы, подведомственные им организации, органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве, экстренные оперативные службы города Москвы, иные организации, владельцы транспортных средств (пункт 5). При этом иные организации получают доступ к мониторинговой, справочной и созданной автоматически РНИС информации на основании соглашений на использование информационных ресурсов РНИС, заключаемых оператором РНИС с хозяйствующими субъектами, участвующими в информационном обмене.
Таким образом, предоставление перевозчиками в ГИС ЕРНИС информации о транспортных средствах и водителях, осуществляющих перевозку пассажиров по заказу легковыми автомобилями, на принципах информационного взаимодействия, заключение соглашений на использование информационных ресурсов ГИС ЕРНИС соответствует действующему законодательству, в том числе нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Судом обоснованно отклонены доводы административных истцов о том, что оспариваемые положения предусматривают понуждение к заключению соглашений на подключение к ГИС ЕРНИС, поскольку данное утверждение не соответствует содержанию оспариваемых норм, адресованных Государственному казенному учреждению города Москвы - Центру организации дорожного движения Правительства Москвы, и непосредственно не содержащих установлений в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой, в том числе федеральными органами государственной власти с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным регулируются Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных".
В силу статьи 3 названного закона под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
В силу части 2 статьи 4 закона на основании и во исполнение федеральных законов государственные органы в пределах своих полномочий могут принимать нормативные правовые акты по отдельным вопросам, касающимся обработки персональных данных. Такие акты не могут содержать положения, ограничивающие права субъектов персональных данных, устанавливающие не предусмотренные федеральными законами ограничения деятельности операторов или возлагающие на операторов не предусмотренные федеральными законами обязанности, и подлежат официальному опубликованию.
Обработка персональных данных должна осуществляться на законной и справедливой основе, ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки. Содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки (части 1-5 статьи 5 закона).
По общему правилу, обработка персональных данных допускается с согласия субъекта персональных данных (пункт 1 части 1 статьи 6 Федерального закона N 152-ФЗ). Вместе с тем, пунктом 7 части 1 статьи 6 закона определено, что обработка персональных данных допускается в случае, если такая обработка необходима для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных.
В силу пункта 7 части 2 статьи 10 закона обработка специальных категорий персональных данных (о состоянии здоровья) допускается, если она осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности, о противодействии терроризму, о транспортной безопасности.
На основании названных положений суд верно установил, что принципы обработки персональных данных, установленные статьей 5 Федерального закона "О персональных данных", а равно охраняемые законом интересы административных истцов, не нарушены.
Данных, указывающих на то, что содержание и объем обрабатываемых персональных данных не соответствует требованиям федерального законодательства, заявленным целям, в ходе рассмотрения административного дела получено не было. В свою очередь административный истец также не указывает на те персональные данные, которые, по его мнению, являются избыточными и не соответствуют целям обработки.
Судом обоснованно отклонены доводы административных истов о несоответствии оспариваемых положений Приказа требованиям Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", постановлению Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом", поскольку законодательство о противодействии терроризму имеет специальное правовое регулирование в контексте рассматриваемых правоотношений.
Кроме того, судом принято во внимание, что постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года N 112 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом" утратило силу с 1 января 2021 года.
Следует отметить, что положения Приказа оспариваются в редакции, которая утратила силу на момент вынесения решения суда, соответствующих уточнений административных исковых требований от административных истцов не поступало, что также свидетельствует об отсутствии нарушения их прав.
В связи с изложенным, судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, что оспариваемые нормы приняты в пределах полномочий Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы в надлежащей форме с соблюдением установленного порядка, не противоречит нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, нормы материального и процессуального права судом не нарушены.
Принятое по делу решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении административного иска следует признать законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для его отмены не установлено.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решениерешение Московского городского суда от 19 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административных истцов по коллективному административному исковому заявлению Васильевых Л.А. - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.