Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Овсянкиной Н.В, судей Ефремовой О.Н. и Константиновой Ю.П, при секретаре Исаевой Д.Р, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-12/2023 по административному исковому заявлению Гудилиной Людмилы Валентиновны об оспаривании решения Представительного Собрания Советского района Курской области от 28 июля 2017 года N 252 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории муниципального района "Советский район" Курской области и значений коэффициентов, применяемых для определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального района "Советский район" Курской области" в части утверждения значения коэффициента вида разрешенного функционального использования земельных участков (Кви) с видом разрешенного использования "Магазины - для размещения объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв. м" с кодом 4.4, по апелляционной жалобе Гудилиной Людмилы Валентиновны на решение Курского областного суда от 6 февраля 2023 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Константиновой Ю.П, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ветлицына Д.А, полагавшего, что решение суда не подлежит отмене, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
28 июля 2017 года Представительным Собранием Советского района Курской области принято решение N 252 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории муниципального района "Советский район" Курской области и значений коэффициентов, применяемых для определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального района "Советский район" Курской области" (далее - Решение от 28 июля 2017 года N 252).
В приложении к Решению от 28 июля 2017 года N 252 "Коэффициенты к кадастровой стоимости земель по видам разрешенного использования земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для расчета арендной платы на территории Советского района Курской области" (далее - Приложение) значение коэффициента вида разрешенного функционального использования земельных участков (Кви) с видом разрешенного использования "Магазины - для размещения объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв. м" с кодом 4.4 установлено равным 0, 15.
Решение Представительного Собрания Советского района Курской области от 28 июля 2017 года N 252 опубликовано 1 августа 2017 на официальном сайте муниципального района "Советский район" http://sovetskiyr.rkursk.ru.
Гудилина Л.В. обратилась в Курский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия Решения от 28 июля 2017 года N 252 в части утверждения значения коэффициента (Кви) с кодом 4.4 равным 0, 15, мотивируя свои требования тем, что указанный коэффициент противоречит принципам, установленным в постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", так как не является экономически обоснованным, в связи с чем нарушает ее права как арендатора земельного участка, увеличивая размер арендной платы.
Решением Курского областного суда от 6 февраля 2023 года административное исковое заявление Гудилиной Л.В. удовлетворено: признаны недействующими со дня вступления в силу данного решения оспариваемые положения решения Представительного Собрания Советского района Курской области от 28 июля 2017 года N 252.
Мотивированное решение изготовлено 20 февраля 2023 года.
Не согласившись с постановленным решением в части определения даты признания нормативного правового акта недействующим, Гудилина Л.В. направила в суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, полагая, что оспариваемый нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим со дня принятия, поскольку в период его действия были нарушены права и законные интересы административного истца.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, участвовавшим в деле прокурором, администрацией Советского района Курской области, Представительным собранием Советского района Курской области представлены письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились; ходатайств об отложении рассмотрения дела не завили.
Администрацией Советского района Курской области, Представительным собранием Советского района Курской области представлены заявления с просьбой о рассмотрении административного дела в суде апелляционной инстанции в их отсутствие.
С учетом положений статей 10, 150, 306, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Судом первой инстанции установлено, что административный истец на основании договора аренды N 12 от 30 июня 2016 года является арендатором земельного участка с кадастровым номером N площадью 1 125 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", для использования в целях торговли и строительства магазина, автостоянки, парковки в границах сроком с 30 июня 2006 года по 30 июня 2055 года.
Данный земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена и расположен на территории муниципального района "Советский район" Курской области, в связи с чем, в соответствии с постановлением администрации Курской области от 27 марта 2017 года N 249-па, расчет арендной платы по указанному договору осуществляется в соответствии с применением значений коэффициентов, установленных решением Представительного Собрания Советского района от 28 июля 2017 года N 252.
Поскольку оспариваемым нормативным правовым актом затрагиваются права и обязанности административного истца как плательщика арендной платы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у административного истца права на обращение с настоящим иском в суд.
Согласно пункту 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На основании и во исполнение Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права (пункт 4 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7, пунктом 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района относятся к вопросам местного значения муниципального района, по которым принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Земельный кодекс Российской Федерации также закрепил право органов местного самоуправления осуществлять управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (пункт 1 статьи 5, пункт 2 статьи 11).
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено данным Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
На территории Курской области действует Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Курской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, утвержденный постановлением Администрации Курской области от 27 марта 2017 года N 249-па.
Согласно пункту 2 названного порядка размер арендной платы рассчитывается по следующей формуле: А = КС x Кви x Ка, где: А - годовой размер арендной платы, руб./кв. м; КС - кадастровая стоимость земельного участка; Кви - коэффициент вида разрешенного (функционального) использования земельных участков; Ка - коэффициент дифференциации по видам деятельности арендаторов внутри одного вида функционального использования земельного участка.
Значения коэффициентов, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, для земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального района, за исключением земельных участков, расположенных на территории городских поселений, устанавливаются органами местного самоуправления муниципальных районов (абзац пятый пункта 3 Порядка определения размера арендной платы).
В соответствии со статьей 23 Устава муниципального района "Советский район Курской области", принятого решениями Представительного Собрания Советского района Курской области от 5 декабря 2005 года N 7 и 9 декабря 2005 года N 9, вопросы установления, определения порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Советского района, находятся в компетенции Представительного Собрания Советского района.
При таком положении является верным вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое в части Решение от 28 июля 2017 года N 252 принято уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативных правовых актов, порядка принятия, подписано главой Советского района Курской области, официально опубликовано и вступило в силу.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования административного истца, исходил из того, что оспариваемый в части нормативный правовой акт, противоречит Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582, поскольку отсутствует надлежащее экономическое обоснование значения коэффициента вида разрешенного (функционального) использования земельных участков для видов разрешенного использования с кодом 4.4 "Магазины - размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв.м", установленного равным 0, 15.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на правильном применении норм материального права.
Суд исследовал представленный в качестве доказательства соблюдения при принятии Решения от 28 июля 2017 года N 252 принципа экономической обоснованности "данные изъяты" N 04 от 16 июня 2017 года "О выполнении работ по определению экономически обоснованных значений коэффициентов, применяемых для определения размера арендной платы при аренде земельных участков, расположенных на территории сельских населенных пунктов Советского муниципального района, и находящихся в государственной собственности (собственности Советского муниципального района), а также земельных участков, расположенных на территории сельских населенных пунктов Советского муниципального района, государственная собственность на которые не разграничена", в котором значение коэффициента для земельных участков с видом разрешенного использования "Предпринимательство" с кодом "4" и подвидом "Магазины" код "4.4", к которому относится размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв. м, установлено равным 0, 0963.
При этом суд установил, что коэффициенты, определенные в указанном отчете, в том числе Кви по коду 4.4, отклонены Представительным Собранием Советского района Курской области как несоответствующие целям пополнения доходной части местного бюджета и установлены в размере, равном 0, 15, что не отвечает принципу экономической обоснованности, поскольку его соблюдение должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.
Оспариваемые в суде нормы подлежат признанию недействующими в случае установления произвольности установленного ими правового регулирования без учета объективных условий хозяйственной деятельности.
Приведенные выводы и установленные обстоятельства в апелляционной жалобе так же не оспариваются.
Согласно части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом может быть принято решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени (абзац 1); если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу (абзац 3).
Принимая во внимание, что Решение от 28 июля 2017 года N 252 применялось и с очевидностью на его основании реализовывались права граждан и юридических лиц, формировалась доходная часть бюджета муниципального района, в соответствии со статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и разъяснениями пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 суд обоснованно признал нормативный правовой акт недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
Обстоятельств, приведенных в пункте 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50, в данном случае не усматривается. Решение Представительного Собрания Советского района принято уполномоченным органом, с соблюдением порядка принятия и опубликования.
Связав момент признания Решения от 28 июля 2017 года N 252 не действующими с днем вступления решения суда в законную силу, суд первой инстанции нарушения норм процессуального права не допустил и права административного истца не нарушил.
По приведенным мотивам довод апелляционной жалобы административного истца о необходимости признания недействительным оспариваемого акта со дня его принятия, а не с момента вступления решения в законную силу, является несостоятельным и противоречит вышеназванной правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации.
С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке в том числе по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Курского областного суда от 6 февраля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гудилиной Л.В. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.