Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Овсянкиной Н.В, судей Ефремовой О.Н. и Константиновой Ю.П, при секретаре Исаевой Д.Р, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-22/2023 по административному исковому заявлению Старухина Владимира Александровича о признании недействующими распоряжений министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 29 ноября 2018 года N 4954, от 22 ноября 2019 года N 4175 от 30 ноября 2020 года N 2427, от 30 ноября 2021 года N 2795, от 30 ноября 2022 года N 1921, которыми утверждены Перечни объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на налоговые периоды 2019 - 2023 годов в части включения в них объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 71:30:050305:890
по апелляционной жалобе министерства имущественных и земельных отношений Тульской области на решение Тульского областного суда от 12 января 2023 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции Константиновой Ю.П, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ветлицына Д.А, полагавшего, что решение суда подлежит отмене в части, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 29 ноября 2018 года N 4954 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - НК РФ), в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, приведенный в приложении, на 2019 год (далее - Перечень на 2019 год).
Распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 22 ноября 2019 года N 4175 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, приведенный в приложении, на 2020 год (далее - Перечень на 2020 год).
Распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 30 ноября 2020 года N 2427 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, приведенный в приложении, на 2021 год (далее - Перечень на 2021 год).
Распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 30 ноября 2021 года N 2795 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, приведенный в приложении, на 2022 год (далее - Перечень на 2022 год).
Распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 30 ноября 2022 года N 1921 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, приведенный в приложении, на 2023 год (далее - Перечень на 2023 год).
Перечисленные распоряжения подписаны министром имущественных и земельных отношений Тульской области, опубликованы в Сборнике правовых актов Тульской области и иной официальной информации http://npatula.ru, на портале правительства Тульской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://tularegion.ru), и вступили в силу со дня подписания.
В Перечни на налоговые периоды 2019 - 2023 годов включено нежилое здание с кадастровым номером N, принадлежащее на праве общей долевой собственности Старухину В.А. и Старухину Е.А, под пунктами 3934, 4189, 5024, 5076, 5354 соответственно.
Старухин В.А. обратился в Тульский областной суд с административными исковыми требованиями о признании вышеуказанных Перечней недействующими в части включения в них нежилого здания с кадастровым номером N. В обоснование заявленных требований в административном исковом заявлении указано, что спорное здание не обладает предусмотренными статьей 378.2 НК РФ признаками объекта, в отношении которого налоговая база исчисляется исходя из кадастровой стоимости. Оспариваемые нормы противоречат действующему законодательству и нарушают права административного истца, поскольку влекут увеличение размера налога на имущество.
Решением Тульского областного суда от 12 января 2023 года административные исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе министерством имущественных и земельных отношений Тульской области поставлен вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований со ссылкой на то, что судом неверно применены нормы материального права, а выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела.
Представитель административного ответчика считает, что суд не дал надлежащую оценку доказательствам, содержащимся в акте обследования от 22 марта 2022 года, составленном сотрудниками министерства имущественных и земельных отношений Тульской области и Государственного учреждения "Областное бюро технической инвентаризации". При этом в акте обследования содержится аргументированный вывод о том, что 23 % помещений от общей площади объекта недвижимости фактически используются для размещения объекта общественного питания. К акту приобщены фотоматериалы с изображениями внутренней обстановки помещений, используемых в качестве ресторана, вывески на фасаде здания; приведенные в акте осмотра площади помещений и их технические характеристики основаны на данных экспликации к поэтажному плану здания и сведениях единого государственного реестра недвижимости (далее также - ЕГРН). Осмотр помещений здания проведен в присутствии представителя собственника здания. Акт обследования не содержит противоречивых выводов и отражает фактические обстоятельства, зафиксированные в ходе осмотра. Помещения, поименованные "раздаточная", "моечная", "цех приготовления пищи" отнесены к объекту общественного питания с учетом их функционального предназначения.
Административным истцом и участвующим в деле прокурором поданы возражения относительно доводов апелляционной жалобы.
Административный истец Старухин В.А, его представитель Лутикова В.Г, представитель административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Тульской области, заинтересованные лица - администрация муниципального образования г. Тула, Старухин Е.А, о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме; в судебное заседание не явились.
Административный истец Старухин В.А, его представитель Лутикова В.Г, представитель административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Тульской области письменно просили о рассмотрении административного дела в суде апелляционной инстанции в их отсутствие.
Учитывая положения статей 150, 213, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы заблаговременно размещена на сайте Первого апелляционного суда общей юрисдикции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело при состоявшейся явке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Суд первой инстанции, проанализировав предписания подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации, положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области, утвержденного постановлением Правительства Тульской области N 452 от 13 октября 2016 года, сделал верный вывод о принятии оспариваемых нормативных правовых актов уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка его опубликования.
По данным основаниям нормативные правовые акты не оспариваются.
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Налог на имущество физических лиц является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 15, 17 и 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (пункт 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации).
На территории Тульской области налог на имущество физических лиц, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, введен Законом Тульской области от 20 ноября 2014 года N 2219-ЗТО "Об установлении единой даты начала применения на территории Тульской области порядка определения налоговой базы на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" с 1 января 2016 года.
Согласно пунктам 1 и 2 решения Тульской городской Думы от 28 ноября 2014 года N 4/75 "Об установлении и введении в действие на территории муниципального образования город Тула налога на имущество физических лиц" установлен и введен в действие с 1 января 2015 года на территории города Тулы налог на имущество физических лиц, налоговая база по налогу в отношении объектов налогообложения определяется исходя из кадастровой стоимости.
Пунктом 3 того же решения установлены налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн. рублей, - 2, 0 процента.
В силу пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее первого числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 данной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Законом Тульской области от 24 ноября 2003 года N 414-ЗТО "О налоге на имущество организаций" (в редакции, действующей в период возникновения спорных правоотношений) в статье 1-1 закреплено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования помещений, устанавливаемым с учетом положений пункта 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением правительства Тульской области от 5 ноября 2014 года N 559 утвержден Порядок установления вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.
В соответствии с пунктами 2, 4 поименованного порядка вид фактического использования определяется Министерством имущественных и земельных отношений Тульской области на основании информации о фактическом использовании зданий (строений, сооружений) и помещений, указанных в пунктах 1, 3, 4, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, представляемой органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Тульской области, при утверждении перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В Перечень подлежит включению здание, помещение в нем, которое отвечает одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.
Как установлено судом, трехэтажное нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес" площадью 1 826, 4 кв. м с 2002 года принадлежит административному истцу Старухину В.А, а с 2021 года спорное здание находится в долевой собственности Старухина В.А. и Старухина Е.А.
По данным ЕГРН здание имеет наименование "гостиница", что согласуется с общедоступной и проверяемой информацией из сети Интернет о том, что по указанному адресу расположен ресторанно-гостиничный комплекс "BonVoyage" (гостиница - ресторан - лаунж-бар).
На размещение названной организации в спорном здании обращал внимание административный ответчик, ссылаясь на информацию сети Интернет.
Спорное здание расположено в пределах земельного участка с кадастровым номером N площадью 1 042 кв. м с видом разрешенного использования - "гостиница".
Установленный в отношении земельного участка вид разрешенного использования не соответствует критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку не предусматривает размещение на нем исключительно офисных зданий, объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, в связи с чем судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что спорный объект недвижимости не мог быть отнесен к административно-деловому и (или) торговому центру по названному критерию, а соответственно, и к объектам налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как его кадастровая стоимость в 2019 - 2023 налоговых периодах.
Суд первой инстанции не усмотрел оснований для признания спорного здания объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, и на основании сведений, содержащихся в технической документации на здание.
Согласно техническому паспорту спорное здание помимо помещений с назначением: "санузел", "лестница", "коридор", "жилая комната" состоит из помещений первого этажа с назначением "кладовая для продуктов" (3, 1 кв. м), "зона размещения холодильных камер" (14, 3 кв. м), "овощной цех" (3, 0 кв. м), "цех мяса, птицы, рыбы" (4, 3 кв. м), "моечная" (3, 6 кв. м.), "цех приготовления пищи" (47, 1 кв. м), "раздаточная" (4, 5 кв. м), "помещение персонала" (10, 8 кв. м), "обеденный зал" (301, 2 кв. м), "холл" (71, 5 кв. м).
Согласно Национальному стандарту Российской Федерации ГОСТ 31985-2013 "Услуги общественного питания. Термины и определения" (введен в действие Приказом Росстандарта от 22 ноября 2013 года N 1676-ст) под предприятием (объектом) общественного питания понимается имущественный комплекс, используемый юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем для оказания услуг общественного питания, в т.ч. изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг (пункт 3.1).
Рестораном является предприятие (объект) питания, предоставляющее потребителю услуги по организации питания и досуга или без досуга, с широким ассортиментом блюд сложного изготовления, включая фирменные блюда и изделия, алкогольных, прохладительных, горячих и других видов напитков, кондитерских и хлебобулочных изделий, покупных товаров (пункт 3.2 ГОСТ 31985-2013).
Данный ГОСТ 31985-2013 устанавливает общие требования и классификацию предприятий (объектов) общественного питания различных типов. К самостоятельным объектам общественного питания он относит, в том числе заготовочный цех (объект): предприятие (объект) общественного питания, осуществляющий изготовление кулинарной продукции, хлебобулочных и кондитерских изделий и снабжение ими доготовочных объектов, магазинов (отделов) кулинарии, розничной торговой сети и других организаций, а также для доставки потребителям по их заказам.
Устанавливая минимальные требования к предприятиям (объектам) общественного питания различных типов (приложение Б), ГОСТ 31985-2013 предусматривает, что ресторан должен включать такие помещения как: вестибюль, холл, аванзал (входная зона), гардероб, зал (зал обслуживания) комната (зона) для детских игр, туалетные комнаты.
Вместе с тем, наличие в спорном здании гостиницы помещений с наименованиями "кладовая для продуктов", "зона размещения холодильных камер", "овощной цех", "цех мяса, птицы, рыбы", "моечная", "цех приготовления пищи", "раздаточная", "помещение персонала", "обеденный зал", "холл" само по себе не свидетельствует об однозначном отнесении этих помещений к объектам общественного питания, поскольку устройство ресторана (бара, банкетного зала, кафе, столовой) в составе гостиничного комплекса может быть обусловлено требованиями к гостиницам в соответствии с нормами Положения о классификации гостиниц, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 года N 1860 (пункт 39 приложения 4).
В данном случае возможность включения здания в оспариваемые перечни объектов недвижимого имущества должна выясняться исходя из предназначения и фактического использования здания в целях размещения объектов общественного питания.
Таким образом, техническая документация на здание, как верно установлено судом, сама по себе не подтверждает наличие 20 % общей площади помещений для размещения объектов общественного питания.
Судебная коллегия находит данный вывод суда относительно Перечней на 2019 - 2022 налоговые периоды правильными, а доводы апелляционной жалобы об обратном не могут повлиять на отмену правильного по существу решения в указанной части, поскольку доказательств фактического использования здания на момент его включения в Перечни на налоговые периоды 2019 - 2022 годов в качестве объекта общественного питания не представлено.
Вместе с тем, судебная коллегия находит ошибочным суждение суда первой инстанции о том, что акт обследования объекта недвижимого имущества от 22 марта 2022 года является недопустимым доказательством, исходя из следующего.
Из пояснений представителя административного ответчика следует, что объект недвижимости с кадастровым номером N включался в Перечни на налоговые периоды 2019 - 2023 годов как фактически используемый в целях размещения объекта общественного питания на основании информации о фактическом использовании зданий (строений, сооружений) и помещений, указанных в пунктах 1, 3, 4, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, представляемой администрацией муниципального образования г. Тула, а в 2023 году - на основании результатов обследования, проведенного государственным учреждением Тульской области "Областное бюро технической инвентаризации" (далее также - ГУ ТО "Областное БТИ").
Названный акт составлен в строгом соответствии с положениями постановления правительства Тульской области от 5 ноября 2014 года N 559 и содержит все необходимые сведения для вывода о фактическом использовании здания.
В разделе 1 акта отражены общие сведения об объекте исследования и зафиксировано, что мероприятие проведено с доступом в здание с использованием сведений о площади здания и помещений в нем из ЕГРН; в разделе 2 акта дано описание фактического использования помещений; в разделе 3 акта приведены соответствующие выводы и размещена фототаблица, где запечатлены фасад здания, входная группа здания с вывеской наименования отеля-ресторана и внутренние помещения (стойка приема клиентов-гостей (ресепшен), обеденный зал, коридор, гостиничный номер). Согласно выводам акта обследования 416 кв. м площади здания, что составляет 23 % от его общей площади используется под размещение объекта общественного питания.
До оформления данного акта обследования на месте осмотра здания составлен акт осмотра от 22 марта 2022 года, в котором специалистами министерства имущественных и земельных отношений Тульской области и ГУ ТО "Областное БТИ" ФИО10. и ФИО11 зафиксировано, что на первом этаже расположен обеденный зал (301, 2 кв. м), помещения для кухни (133, 3 кв. м), холл и ресепшен отеля (102, 3 кв. м), кабинет персонала (14, 4 кв. м), раздевалка и подсобные помещения (47, 3 кв. м).
Таким образом после визуального обследования к помещениям объекта общественного питания специалистами, проводившими обследование, отнесены помещения первого этажа площадью 416 кв. м (пронумерованы на поэтажном плане с 6 по 17, с 19 по 21), включая такие как "кладовая для продуктов" (3, 1 кв. м), "зона размещения холодильных камер" (14, 3 кв. м), "овощной цех" (3, 0 кв. м), "цех мяса, птицы, рыбы" (4, 3 кв. м), "моечная" (3, 6 кв. м.), "цех приготовления пищи" (47, 1 кв. м), "раздаточная" (4, 5 кв. м), "помещение персонала" (10, 8 кв. м), "обеденный зал" (301, 2 кв. м).
Акт составлен уполномоченными на то должностными лицами и подписан всеми участниками обследования без каких-либо замечаний. Отраженные в акте выводы ясны, конкретны, однозначны и непротиворечивы, согласуются с его содержанием, подтверждаются экспликацией приобщенной к материалам дела.
Признаки размещения в здании гостиницы объекта общественного питания (ресторан) зафиксированы в акте и подтверждаются фототаблицей, в связи с чем содержание акта позволяет достоверно определить фактическое использование площади помещений здания в качестве объекта общественного питания.
То обстоятельство, что в приложенной к акту фототаблице отсутствуют фотографии всех помещений здания, которые отнесены к объекту общественного питания, не свидетельствует о недостоверности отраженных в акте выводов. Порядок установления вида фактического использования зданий не содержит императивных требований о приложении к акту фотографий всех помещений, обследуемого здания.
Вышеизложенное позволяет судебной коллегии прийти к выводу, что оснований для признания акта от 22 марта 2022 года ненадлежащим доказательством не имелось.
Судебной коллегией отмечается, что действующий в Тульской области Порядок установления вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, не предусматривает необходимости ежегодного проведения обследования зданий и не устанавливает период действия актов обследования.
Вместе с тем, в том случае, если фактическое использование здания после составления акта изменилось, административный истец не был лишен возможности обратиться в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области с заявлением о проведении мероприятий по определению вида фактического использования для актуализации соответствующей информации.
При этом, указанный выше акт обследования составлен до начала налогового периода 2023 года и является доказательством правомерного включения спорного здания в Перечень на 2023 год.
Эксплуатация в качестве самостоятельного объекта общественного питания (ресторана, бара) той площади помещений, которая используется и для организации питания посетителей гостиничного комплекса, не противоречит ГОСТ 31985-2013.
Административным истцом Старухиным В.А. также представлены договоры аренды за период 2018 - 2020 годов, заключенные с "данные изъяты", генеральным директором и учредителем которого является также административный истец, по условиям которых в аренду юридическому лицу передавались помещения на первом этаже спорного здания (площадью до 314, 3 кв. м) для осуществления предпринимательской деятельности. При этом основным видом деятельности "данные изъяты" согласно информации, размещенной на сайте Федеральной налоговой службы России в Едином государственном реестре юридических лиц, является деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания.
Содержание данных договоров аренды не опровергает доводы административного ответчика о фактическом использовании более 20 % общей площади спорного здания в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в налоговый период 2023 года, поскольку количество краткосрочных договоров аренды административным истцом представлено по своему усмотрению.
При разрешении споров налогоплательщики не лишены возможности представлять суду доказательства, указывающие на несоответствие принадлежащего им имущества критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 31 мая 2022 года N 1176-О). Однако, доказательств, объективно свидетельствующих об ином использовании здания, стороной административного истца в материалы дела не представлено; доводы о том, что в юридически значимые периоды помещения ресторана используются только для организации завтраков постояльцев гостинцы, в связи с чем здание подлежит исключению из Перечня, судебная коллегия отклоняет.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что имущественные налоги основываются на потенциальной доходности конкретного вида недвижимого имущества исходя из юридически допускаемой возможности наиболее рационального его использования в условиях обычной деловой обстановки (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11 марта 2021 года N 374-О), реальная (фактическая) доходность объекта недвижимости, отраженная в конкретном налоговом периоде, не имеет правового значения, по крайней мере в тех случаях, когда невозможность извлекать доход была связана с действиями самого налогоплательщика, а не вызвана исключительно противоправными действиями третьих лиц или обстоятельствами непреодолимой силы. Это согласуется и с тем фактом, что экономическая, в частности предпринимательская, деятельность может быть сопряжена с рисками (в том числе и неполучения ожидаемого дохода), требующими проявления разумной осмотрительности при выборе контрагента и вступлении в гражданские правоотношения (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2021 года N 2645-О).
Приведенное означает, что в рассматриваемом случае оценке подлежит потенциальная возможность получения дохода от использования помещений здания для размещения коммерческих объектов, в частности объектов общественного питания, в течение применения оспариваемых нормативных актов, а такая возможность у административного истца установлена материалами дела.
При таких обстоятельствах, обжалуемое решение Тульского областного суда в части признания недействующим пункта 5354 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год является незаконным, в связи с чем подлежит отмене с принятием по административному делу в этой части нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
В остальной части решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба министерства имущественных и земельных отношений Тульской области - без удовлетворения.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Министерством имущественных и земельных отношений Тульской области относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного объекта условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения его в Перечень на налоговые периоды 2019 - 2022 годов, не представлено.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Тульского областного суда от 12 января 2023 года отменить в части удовлетворения административного искового заявления о признании недействующим с момента принятия Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется, как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденный распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 30 ноября 2022 года N 1921, в части в включения в него под пунктом 5354 объекта недвижимости с кадастровым номером N, и принять новое решение, которым в удовлетворении требований Старухина Владимира Александровича в данной части отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства имущественных и земельных отношений Тульской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.