Первый апелляционный суд общей юрисдикции в составе судьи судебной коллегии по административным делам Константиновой Ю.П., рассмотрев без проведения судебного заседания административный материал N 3а-44/2023 по частной жалобе Григорян Карины Гамлетовны на определение Брянского областного суда от 23 марта 2023 года, которым отказано в принятии административного искового заявления Григорян Карины Гамлетовны об оспаривании решения бюджетного учреждения и установлении кадастровой объекта недвижимости равной его рыночной,
УСТАНОВИЛ:
Григорян К.Г. обратилась в Брянский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным решение Государственного бюджетного учреждения "Брянскоблтехинвентаризация" (далее - ГБУ "Брянскоблтехинветнаризация", бюджетное учреждение) от 22 февраля 2023 года N 158 об отказе в установлении кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости и установить кадастровую стоимость указанного объекта недвижимости равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года в размере 299 000 рублей, определенной отчетом об оценке N N от 28 декабря 2022 года, выполненным оценщиком ФИО5
В обоснование требований административный истец Григорян К.Г. указала, что является собственником названного нежилого помещения, кадастровая стоимость которого установлена в размере 2 762 801, 38 рублей по состоянию на 1 января 2019 года. Согласно отчету об оценке N 132 от 28 декабря 2022 года рыночная стоимость спорного объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2019 года составляет 299 000 рублей.
Уведомлением ГБУ "Брянскоблтехинвентаризация" от 22 февраля 2023 года N 158 заявление Григорян К.Г. об установлении кадастровой стоимости объекта в размере его рыночной стоимости возвращено без рассмотрения, поскольку заявление подано по истечении шести месяцев с даты оценки, указанной в отчете.
Полагая решение ГБУ "Брянскоблтехинвентаризация" от 22 февраля 2023 года N 158 незаконным, ссылаясь на положения статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", Григорян К.Г. обратилась с указанными административными исковыми требованиями.
Определением Брянского областного суда от 23 марта 2023 года в принятии административного искового заявления Григорян К.Г. отказано.
Не согласившись с данным определением, административный истец подала через своего представителя по доверенности Соловей А.П, частную жалобу, в которой ставится вопрос об отмене судебного акта и направлении материала в Брянский областной суд для рассмотрения со стадии принятия к производству суда со ссылкой на допущенные судом нарушения норм процессуального права.
Исходя из положений частей 2 и 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрение судом частной жалобы на определение суда первой инстанции в апелляционном порядке осуществляется судьей единолично, по правилам, установленным главой 34 названного Кодекса, без проведения судебного заседания.
Изучив изложенные в частной жалобе доводы, проверив материалы административного дела N 3а-44/2023, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах.
Пункт 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации позволяет исключить принятие судом к рассмотрению дел, явно не относящихся к его подведомственности, установленной данным Кодексом.
Как следует из содержания административного иска Григорян К.Г. является собственником нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 211, 2 кв. м, расположенного по адресу: "адрес"
Кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости в размере 2 762 801, 1 рублей по состоянию на 1 января 2019 года утверждена приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 22 ноября 2019 года N 1498.
Полагая, что кадастровая стоимость данного объекта недвижимости является необоснованно завышенной, административный истец 20 февраля 2023 года обратилась в ГБУ "Брянскоблтехинветнаризация" с заявлением об установлении кадастровой стоимости помещения в размере его рыночной стоимости, представив отчет об оценке N 132 от 28 декабря 2022 года, выполненный оценщиком Кулиной Э.В.
Уведомлением бюджетного учреждения от 22 февраля 2023 года N 158 по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 8 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ) заявление Григорян К.Г. возвращено без рассмотрения, в связи с истечением шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объектов недвижимости и которая указана в приложенном к заявлению отчете об оценке.
Полагая право нарушенным, административный истец 20 марта 2023 года обратилась с вышеназванным административным иском в Брянский областной суд.
Отказывая в принятии административного искового заявления суд первой инстанции исходил из того, что статьей 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 269-ФЗ) до 1 января 2023 года установлен переходный период применения статей 22 и 21 Федерального закона N 237-ФЗ, особенности применения которого зависят от принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ.
В силу положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости подается в бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации и наделенное полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости. Решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (части 3, 11, 15 статьи 22.1).
Указанный порядок по общему правилу начинает действовать с 1 января 2023 года.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 6 Федерального закона N 269-ФЗ в течение переходного периода высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости (далее - Решение).
Согласно Обзору судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021), утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июня 2021 года, если в субъекте Российской Федерации принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, то независимо от того, на основании какого закона была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, оспаривание результатов определения такой кадастровой стоимости возможно только по правилам статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, то есть после 1 января 2023 года или с даты, указанной в Решении, может быть оспорено только решение бюджетного учреждения, принятое в соответствии со статьей 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ.
На основании статьи 6 Федерального закона N 269-ФЗ постановлением Правительства Брянской области от 23 декабря 2022 года N 648-п "О дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" установлена дата перехода к применению положений статьи 22.1 Закона для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости - 1 января 2023 года.
На территории Брянской области полномочия по принятию решений о пересмотре кадастровой стоимости в порядке статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ возложены на ГБУ "Брянскоблтехинвентаризация".
По смыслу приведенных выше норм права, с 1 января 2023 года решение указанного бюджетного учреждения может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства и одновременно с оспариванием такого решения может быть заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Суд первой инстанции, основываясь на приведенных выше нормах права, правильно указал, что исходя из действующего нормативного правового регулирования рассматриваемых правоотношений, возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости по состоянию на указанную административным истцом дату (1 января 2019 года) утрачена с 1 января 2023 года.
В указанной части вывод суда соответствуют требованиям пункта 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Вместе с тем, вывод суда об отказе в принятии административного иска в части требований об оспаривании решения (письма) ГБУ "Брянскоблтехинвентаризация" о возврате без рассмотрения заявления Григорян К.Г. об установлении кадастровой стоимости спорного помещения в размере его рыночной стоимости, в связи с тем, что по смыслу взаимосвязанных положений частей 11, 15 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ указанные уведомления не относятся к числу решений бюджетного учреждения, подлежащих оспариванию в суде в порядке административного судопроизводства, являются основанными на ошибочном толковании закона.
Часть 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.
В развитие конституционной гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина часть 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Обращаясь в суд с данным требованием, административный истец указывала на то, что возврат административным ответчиком указанных заявлений без рассмотрения по существу, лишает ее права на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной, а вследствие этого возможности перерасчета налога за соответствующий налоговый период.
При таких обстоятельствах дела, процессуальных оснований для отказа в принятии административного искового заявления Григорян К.Г. в указанной части не имелось.
В связи с этим, определение суда в данной части требованиям законности не соответствует.
Руководствуясь статьей 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
определение Брянского областного суда от 23 марта 2023 года в части отказа в принятии административного искового заявления Григорян Карины Гамлетовны о признании незаконным решения (письма) Государственного бюджетного учреждения "Брянскоблтехинвентаризация" от 22 февраля 2023 года N 158 отменить, материал по административному исковому заявлению направить в Брянский областной суд для рассмотрения со стадии принятия к производству суда.
В остальной части определение судьи Брянского областного суда от 23 марта 2023 года оставить без изменения, частную жалобу Григорян Карины Гамлетовны - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Ю.П. Константинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.