Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гришиной Г.Н, судей Романовой Е.М, Пономаревой Е.И, при секретаре судебного заседания ФИО10, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-83/2022 по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области на решение Тамбовского областного суда от 22 декабря 2022 г, которым частично удовлетворено административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Восход" о признании незаконным решения об отказе в установлении кадастровой стоимости нежилого здания равной его рыночной стоимости и об установлении кадастровой стоимости нежилого здания равной его рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Гришиной Г.Н, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
общество с ограниченной ответственностью "Восход" (далее - ООО "Восход") обратилось в Тамбовский областной суд с административным иском о признании решении ТОГБУ "ЦОКСОН" N N от 25 ноября 2021 г. об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной и об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости.
В обоснование заявленных административных исковых требований административный истец указал, что является собственником нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес".
По мнению административного истца, рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N, определенная оценщиком ФИО11 в отчете об оценке N 21-09-091-К-ПО от 11 октября 2021 г, подготовленным по состоянию на 7 октября 2021 г, составляет 26 190 006 рублей, что меньше установленной приказом Комитета по управлению имуществом Тамбовской области от 17 ноября 2020 г. N 667 в отношении данного нежилого здания кадастровой стоимости в размере 54 556 132, 04 рублей по состоянию на 1 января 2020и г, что нарушает права административного истца на справедливое налогообложение.
В целях установления кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости в порядке внесудебного урегулирования спора ООО "Восход" обращалось с соответствующим заявлением в ТОГБУ "ЦОКСОН", однако решением данного учреждения N N от 25 ноября 2021 г. в удовлетворении указанного заявления ему было отказано, что и послужило основанием для обращения с административным иском в суд.
Полагая, что принятое ТОГБУ "ЦОКСОН" решение является необоснованным и немотивированным, со ссылкой на положения статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ) административный истец просил суд признать его незаконным и установить кадастровую стоимость принадлежащего ему на праве собственности нежилого здания равной его рыночной стоимости по состоянию на 7 октября 2021 г. в размере, определённом отчётом оценщика.
Решением Тамбовского областного суда от 22 декабря 2022 г. административный иск ООО "Восход" удовлетворен в части административных исковых требований об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, по состоянию на 7 октября 2021 г. установлена кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером N в размере 34 497 845 рублей.
В остальной части административные исковые требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с постановленным по делу судебным решением, Министерства имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области обратился с апелляционной жалобой, в которой со ссылкой на незаконность и необоснованность судебного акта, как принятого с нарушением норм материального и процессуального права, просит его отменить в части установления кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, принять в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
В обоснование доводов жалобы со ссылкой на положения статей 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" указывает, что в резолютивной части обжалуемого решения не указаны порядок и срок исполнения решения в части действий органа регистрации прав на внесение сведений об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
Кроме того, поскольку суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований о признании оспариваемого решения ТОГБУ "ЦОКСОН" незаконным, то требование об установлении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости не подлежало удовлетворению.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представители Министерства имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области, Комитета по управлению имуществом Тамбовской области, ТОГБУ "ЦОКСОН", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тамбовской области, Администрации Тамбовской области, Правительства Тамбовской области, ООО "Восход" о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
От представителей ТОГБУ "ЦОКСОН", Министерства имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области, Управления Росреестра по Тамбовской области, ППК "Роскадастр" представлены ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
На основании статьи 150, части 4 статьи 247, части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение административного дела в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции допущено не было.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции верно руководствовался положениями Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности", Федерального закона N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - постановление Пленума N 28), и пришел к обоснованному выводу о частичном удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данными выводами, поскольку они, вопреки доводам апелляционной жалобы, основаны на нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, сделаны на основании всестороннего исследования полученных судом доказательств. Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к вышеуказанным выводам, подробно, со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права, изложены в оспариваемом решении, их правильность не вызывает сомнений.
Установление кадастровой стоимости и порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости регулируется в настоящее время Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Как следует из части 1 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, устанавливается переходный период применения данного Закона с 1 января 2017 г. до 1 января 2023 г.
В течение переходного периода государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с Федеральным законом N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" или Федеральным законом N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами (часть 2 статьи 24 Федерального закона N 237-ФЗ).
Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Федеральный закон N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" внесены изменения - введена статья 22.1, регулирующая вопросы установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости и оспаривания её результатов, которая вступила в силу 11 августа 2020 г.
Согласно статье 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости подается в бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации и наделенное полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости. Решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
При этом статьей 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" определено, что требование об установлении рыночной стоимости не носит самостоятельного характера, а может быть заявлено только одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения.
Частью 2 статьи 6 Федерального закона N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2023 г. установлен переходный период применения статей 22 и 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Вместе с тем, пунктом 1 части 2 статьи 6 Федерального закона N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в течение переходного периода высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации предоставлено право принять решение о дате (предшествующей 1 января 2023 г.) перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
Постановлением Администрации Тамбовской области от 2 декабря 2020 г. N 976 "Об установлении даты перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" установлена дата перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости на территории Тамбовской области - 1 января 2021 г.
Таким образом, с 1 января 2021 г. кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости может быть установлена решением бюджетного учреждения в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению лиц, чьи права затрагиваются, которое может быть оспорено в судебном порядке.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что заявление ООО "Восход" об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости - нежилого здания с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости поступило в ТОГБУ "ЦОКСОН" 29 октября 2021 г. (т. 1 л.д. 15). К указанному заявлению в соответствии с требованиями части 5 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" заявителем приложен отчет об оценке N 21-09-091-К-ПО от 11 октября 2021 г, подготовленный оценщиком ФИО12, согласно которому рыночная стоимость спорного нежилого здания по состоянию на 7 октября 2021 г. составляет 26 190 006 рублей.
25 ноября 2021 г, то есть в срок, установленный частью 10 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" ТОГБУ "ЦОКСОН", принято решение N N, которым отказано в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости по следующим основаниям: допущены расчетные или иные ошибки, повлиявшие на итоговый результат определения рыночной стоимости объекта недвижимости; нарушены требования законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об оценке (части 2, 3 статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", пункта 5 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке" (ФСО N 3), утвержденного приказом Минэкономсоцразвития России от 20 мая 2015 г. N 299.
В целях оценки правомерности выводов, изложенных в решении ТОГБУ "ЦОКСОН" относительно выявленных нарушений в отчете оценщика, суд первой инстанции назначил судебную экспертизу на предмет определения соответствия отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности и подтверждения рыночной стоимости объекта недвижимости на дату его оценки. Проведение судебной строительно-технической экспертизы поручено эксперту ФБУ Тамбовская ЛСЭ Минюста России ФИО13
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы N 00918/6-4-22 от 1 августа 2022 г, представленный административным истцом отчет об оценке содержит существенные нарушения, влияющие на итоговое значение рыночной стоимости, признан не соответствующим требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. Рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером N по состоянию на 7 октября 2021 г. определена в размере 74 320 687 рублей.
Представителем административного истца Костылевой Н.А. было подано ходатайство о назначении повторной экспертизы, поскольку экспертом не был осуществлен осмотр объекта недвижимости, что повлияло на расчет доходности объекта, а также подобраны аналоги не совместимые с объектом оценки.
Определением суда от 18 августа 2022 г. назначена повторная судебная экспертиза, проведение которой было поручено ФБУ "Пензенская ЛСЭ" Минюста России с обязательным проведением экспертного осмотра объекта недвижимости.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы N 1879/2-4 от 30 ноября 2022 г, оценщиком при составлении исследуемого отчета допущены существенные нарушения требований законодательства об оценочной деятельности. Рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером N по состоянию на 7 октября 2021 г. определена в размере 34 497 845 рублей.
Устанавливая размер кадастровой стоимости нежилого здания в размере рыночной стоимости на основании экспертного заключения N 1879/2-4 от 30 ноября 2022 г, суд первой инстанции исходил из того, что названное экспертное заключение полностью соответствует положениям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", приведенные в заключении выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение.
Доказательств, ставящих под сомнение правильность заключения повторной судебной экспертизы сторонами, заинтересованными лицами суду представлено не было, эксперт была предупреждена судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, о чем дала подписку, которая представлена вместе с заключением по результатам оценочной экспертизы и приобщена к материалам дела; в указанном заключении эксперт ответила на поставленные вопросы.
Из заключения по результатам повторной судебной экспертизы следует, что в распоряжении эксперта предоставлен весь объем необходимой информации обо всех существенных для расчета рыночной стоимости факторах и параметрах объекта оценки, оснований полагать, что экспертом были неверно определены сегмент рынка, искажены ценообразующие характеристики, не имеется.
В заключении проведено обоснование соответствия корректировок, введенных на основании экспертного мнения, рыночным условиям, обоснование в соответствии с федеральными стандартами оценки и принципами в рамках выбранного подхода.
Эксперт обладает достаточной степенью квалификации, оснований для признания, подготовленного ею заключения недопустимым доказательством у суда не имелось (статья 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Доказательств, опровергающих достоверность величины рыночной стоимости спорного нежилого здания, определенной по результатам проведения повторной судебной экспертизы, лицами, участвующими в деле, в порядке статей 62, 63, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представлено и в материалах дела не имеется.
Руководствуясь статьями 82, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия признает названные выше экспертные заключения надлежащим доказательством, подтверждающим с достоверностью по состоянию на 7 октября 2021 г. рыночную стоимость нежилого здания с кадастровым номером N в размере 34 497 845 рублей.
При этом судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований о признании оспариваемого решения ТОГБУ "ЦОКСОН" незаконным, поскольку судебным экспертом было установлено, что представленный административным истцом отчет об оценке объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации не соответствует, имелись основания для отказа в удовлетворении заявления об установлении кадастровой стоимости принадлежащего административному истцу объекта недвижимости равной рыночной, предусмотренные пунктом 2 части 10 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, оспариваемое решение было принято уполномоченным учреждением с соблюдением порядка и формы его принятия.
Утверждение автора жалобы о том, что требование об установлении рыночной стоимости не подлежит удовлетворению, в случае, когда отказано в удовлетворении требования об оспаривании решения бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости, так как такое требование не носит самостоятельный характер, несостоятельно по следующим основаниям.
Несмотря на факультативный и производный характер данного требования с учетом изложения диспозиции пункта 15 статьи 22.1 Закона N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", его разрешение судом не поставлено в зависимость от разрешения требования о признании решения бюджетного учреждения незаконным.
Следует отметить, что одной из задач административного судопроизводства, закрепленной в пункте 2 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц в сфере административных и иных публичных правоотношений, в связи с чем судебная коллегия, учитывая, что причиной обращения с иском в суд для административного истца явилась необходимость восстановления нарушенных прав на справедливое налогообложение и принимая во внимание функцию разрешения административно-правовых споров, которая является основополагающей и вытекает из целевого предназначения самой судебной власти, в целях реализации приведенной задачи судопроизводства в рамках рассмотрения дела судом первой инстанции было принято правильное решение об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной, определенной заключением эксперта.
Согласно части 15 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Процессуальные особенности рассмотрения административных дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости по ст. 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" разъяснены в "Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)", утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2021 г, согласно которому существо спора об обжаловании решения бюджетного учреждения сводится к оспариванию кадастровой стоимости, поэтому порядок рассмотрения данной категории регулируется главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (ответ на вопрос 8). Часть 15 ст. 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" предусматривает возможность оспаривания в суде решения бюджетного учреждения. Требование об установлении рыночной стоимости может быть заявлено только одновременно с таким требованием и не носит самостоятельного характера (ответ на вопрос 9).
Таким образом, ни процессуальное законодательство, ни законодательство об оценочной деятельности и государственной кадастровой оценке, таких запретов не содержит, учитывая, что в рассматриваемом случае ООО "Восход" оспорило решение об отказе в установлении рыночной стоимости и одновременно заявило требования об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии в резолютивной части решения указания на порядок и срок исполнения решения в части действий органа регистрации прав на внесение сведений об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в Единый государственный реестр недвижимости судебная коллегия отклоняет как основанный на ошибочном толковании норм материального права.
Требования к решению суда по административному делу об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости установлены статьей 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Так, в силу части 2 указанной статьи содержание решения суда должно соответствовать требованиям, установленным статьей 180 настоящего Кодекса и частью 3 настоящей статьи.
В силу требований части 6 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если настоящим Кодексом не предусмотрено иное, резолютивная часть решения суда должна содержать:
1) выводы суда об удовлетворении административного иска полностью или в части либо об отказе в удовлетворении административного иска;
2) выводы суда по вопросам, разрешенным судом исходя из обстоятельств административного дела, в том числе указание на порядок и срок исполнения решения суда, на немедленное исполнение решения суда, если оно обращено судом к немедленному исполнению, на дальнейшую судьбу вещественных доказательств, если этот вопрос не был разрешен до принятия решения суда, на сохранение или отмену действия примененных мер предварительной защиты по административному иску, на удовлетворение гражданского иска полностью или в части либо на отказ в его удовлетворении;
3) иные сведения, подлежащие указанию в соответствии с настоящим Кодексом при разрешении административных дел определенной категории;
4) указание на распределение судебных расходов;
5) порядок и срок обжалования решения суда.
Согласно части 3 статьи 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда должно содержаться также указание на вновь установленную величину кадастровой стоимости.
Таким образом, часть 3 статьи 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает единственное дополнительное требование к содержанию решения суда по административному делу об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости - в его резолютивной части должно содержаться также указание на вновь установленную величину кадастровой стоимости.
Указанные требования процессуального закона были соблюдены судом первой инстанции в полной мере.
В решении Тамбовского областного суда от 22 декабря 2022 г. указана величина рыночной стоимости объекта недвижимости подлежащей установлению в качестве кадастровой и дата по состоянию на которую подлежит установлению кадастровая стоимость в размере рыночной.
При этом, судебная коллегия отмечает, что предметом судебного разбирательства являлось оспаривание кадастровой стоимости объекта капитального строительства, определенной в порядке, установленном статьей 21 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
До принятия указанного закона оспаривание кадастровой стоимости осуществлялось на основании требований Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в статье 24.20 которого до 22 июля 2014 г. было закреплено положение о том, что сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости. То есть, до 22 июля 2014 г. применение измененной кадастровой стоимости связывалось с датой внесения сведений о ней в кадастр недвижимости.
С целью совершенствования правового регулирования государственной кадастровой оценки в части процедур и сроков установления кадастровой стоимости Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 225-ФЗ) статья 24.20 Закона об оценочной деятельности с 22 июля 2014 г. дополнена абзацем 5:
"В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости (в настоящее время - Единый государственный реестр недвижимости) кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания".
Согласно статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" в состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости включались сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости (пункт 11).
Пунктом 7 Приказа Минэкономразвития России от 4 февраля 2010 г. N 42 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости" было установлено, что сведения о кадастровой стоимости включают в себя в числе прочих дату подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости (абзац введен Приказом Минэкономразвития России от 31 марта 2015 г. N 188 в связи с изменением законодательства о кадастровой оценке).
Также Федеральным законом Федеральным законом от 4 октября 2014 г. N 284-ФЗ статья 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации была дополнена пунктом 15, согласно которому "в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания".
В связи с этим, в абзаце 3 пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" было разъяснено, что ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
В этой связи следует отметить, что необходимость указания даты обращения с иском в суд была связана исключительно с установленным правовым регулированием, при этом последствия для плательщиков налога на имущество наступали именно с момента вступления в законную силу судебного акта, которым установлена кадастровая стоимость равная рыночной); обязательное внесение в Единый государственный реестр недвижимости наряду с информацией об измененной решением суда или комиссии кадастровой стоимости даты подачи в суд или комиссию соответствующего заявления о пересмотре прежней кадастровой стоимости требовалось для определения начала календарного года с которого подлежала применению вновь установленная решением суда кадастровая стоимость.
Статья 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" утратила силу с 1 января 2017 г. в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 г. N361-ФЗ. Приказом Минэкономразвития России от 21 ноября 2016 г. N733 "О признании утратившими силу некоторых приказов Минэкономразвития России и отдельного положения приказа Минэкономразвития России в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество", также был признан утратившим силу Приказ Минэкономразвития России от 4 февраля 2010 г. N 42.
Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 334-ФЗ были внесены изменения в правовое регулирование вопросов применения оспоренной кадастровой стоимости в целях налогообложения. Пункт 15 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации изложен в следующей редакции: "в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания".
В настоящее время абзац 2 пункта 15 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации изложен в следующей редакции: "в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (в редакции Федерального закона от 23 ноября 2020 г. N 374-ФЗ).
В свою очередь, оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость определена на основании Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Указанный закон в части 2 статьи 18 предусматривает, что для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости, в зависимости от оснований их определения применяются следующим образом:
1) с 1 января года, следующего за годом вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости;
2) с 1 января года, следующего за годом вступления в силу акта о внесении изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, изменяющий кадастровую стоимость объекта недвижимости в сторону увеличения;
3) со дня начала применения сведений о кадастровой стоимости, изменяемых вследствие:
а) исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, послужившего основанием для такого изменения;
б) внесения изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, изменяющий кадастровую стоимость объекта недвижимости в сторону уменьшения;
в) исправления ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости, в порядке, предусмотренном статьей 16 настоящего Федерального закона, в сторону уменьшения кадастровой стоимости объекта недвижимости;
4) со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости, повлекших за собой изменение его кадастровой стоимости, в порядке, предусмотренном статьей 16 или частью 2 статьи 17 настоящего Федерального закона;
5) со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости в связи с исправлением ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости, в порядке, предусмотренном статьей 16 настоящего Федерального закона, в сторону ее увеличения;
6) с 1 января года, в котором в бюджетное учреждение подано заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, на основании которого принято решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его
рыночной стоимости, но не ранее даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет и не ранее даты начала применения сведений об изменяемой кадастровой стоимости;
7) с 1 января года, следующего за годом вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, полученных по итогам проведения государственной кадастровой оценки, при определении кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 16 настоящего Федерального закона;
8) с 1 января года, по состоянию на который рассчитан соответствующий индекс рынка недвижимости, при определении кадастровой стоимости в соответствии с частью 5 статьи 19.1 настоящего Федерального закона.
Таким образом, указанный закон не устанавливает особенностей применения оспоренной в судебном порядке кадастровой стоимости для целей налогообложения в связи с датой обращения с административным иском в суд.
В свою очередь, внесение сведений об оспоренной кадастровой стоимости урегулированы статьей 17 данного закона, часть 1 которой предусматривает, что внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Приказ Росреестра от 1 июня 2021 г. N П/0241 "Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки" устанавливает, что в сведениях о кадастровой стоимости здания указываются в числе прочих дата подачи заявления об оспаривании (пересмотре) кадастровой стоимости либо об установлении кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости, указанная в решении суда об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (подпункт 5 пункта 28, подпункт 6 пункта 26).
Таким образом, дата обращения в бюджетное учреждение может быть указана в тексте решения, а не обязательно в его резолютивной части.
Обязанность исполнить судебный акт прямо вытекает из требований статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и также не требует обязательного указания об этом в резолютивной части решения суда.
При таких обстоятельствах, а также учитывая, что дата обращения с заявлением в бюджетное учреждение - 7 октября 2021 г. указана в мотивировочной части решения Тамбовского областного суда от 22 декабря 2022 г. (абзац 4 страницы 3 решения), судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Министерства имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области.
Судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применены нормы материального и процессуального права, регулирующие спорные правоотношения, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены, предусмотренных ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьи 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Тамбовского областного суда от 22 декабря 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.