Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ковалёвой Ю.В, судей Корпачевой Е.С, Щербаковой Ю.А, при секретаре Сахарове Р.П, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1061/2022 по административному исковому заявлению акционерного общества "Тандер" об оспаривании решений государственного бюджетного учреждения "Брянскоблтехинвентаризация" об отказе в пересчёте кадастровой стоимости объектов недвижимости
по апелляционной жалобе акционерного общества "Тандер" на решение Брянского областного суда от 8 декабря 2022 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Ковалёвой Ю.В, судебная коллегия
установила:
акционерное общество "Тандер" (далее также - АО "Тандер", административный истец) обратилось в Брянский областной суд об оспаривании решений государственного бюджетного учреждения "Брянскоблтехинвентаризация" (далее - ГБУ "Брянскоблтехинвентаризация") от 31 мая 2022 года N 258 и N 261 об отказе в пересчёте кадастровой стоимости по состоянию на 1 января 2019 года объектов недвижимости с кадастровыми номерами "данные изъяты":15, "данные изъяты":1424 соответственно; устранении методологических ошибок при расчёте кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости, повлекших увеличение налога на имущество, исчисляемого на основании кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости.
С принятыми решениями АО "Тандер" не согласилось, полагает, что ГБУ "Брянскоблтехинвентаризация" в ходе расчёта кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости допущена единая методологическая ошибка, а именно неверно указан объём объекта недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты":15, определённый для целей государственной кадастровой оценки, в размере 2 969, 34 м3 вместо 2 654, 82 м3. Физический износ объекта недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты":15, определённый для целей государственной кадастровой оценки в 2019 году, составил 6, 6 процентов вместо 5 процентов. Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты":15 определена путём моделирования в рамках затратного подхода, выбор объектов-аналогов произведён из объектов соответствующей конструктивной системы и класса качества, с аналогичным оцениваемым объектам функциональным назначением. Вместе с тем при расчёте кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости ошибочно использован аналог класса STANDART (S) (средний), поскольку исходя из технической документации на спорное здание и скриншота данного объекта из "Гугл. Карты" по состоянию на август 2013 года характеристики объекта недвижимости соответствуют объекту класса ECONOM. При определении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты":1424 использован материал стен "Кирпичные", вместо материала стен "Металлические колонны, панели сэндвич"; в отношении объектов недвижимости ошибочно не применена корректировка на отсутствие подключения к центральному теплоснабжению.
Решением Брянского областного суда от 8 декабря 2022 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования, поскольку судом неправильно применены нормы материального права, не учтены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, сделаны выводы, не соответствующие обстоятельствам дела, ссылаясь на правовую позицию, изложенную в административном исковом заявлении и суде первой инстанции.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, ГБУ "Брянскоблтехинвентаризация" представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме. ГБУ "Брянскоблтехинвентаризация" просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Административным истцом заявлено ходатайство об участии в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи через Краснодарский краевой суд в соответствии со статьёй 142 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которое судом апелляционной инстанции было удовлетворено, однако представитель административного истца для участия в судебном заседании в Краснодарский краевой суд не явился, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял.
Учитывая положения статей 150, части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на сайте Первого апелляционного суда общей юрисдикции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, проверив материалы дела, судебная коллегия по административным делам приходит к следующему.
Согласно статье 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статье 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в том числе путём установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу пункта 1 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона N 237-ФЗ, бюджетные учреждения, осуществившие определение кадастровой стоимости, рассматривают обращения об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.
Пунктом 13 статьи 21 Федерального закона N 237-ФЗ, предусмотрено, что при рассмотрении заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, учитывается, что ошибкой также является допущенное при определении кадастровой стоимости искажение данных об объекте недвижимости, на основании которых определялась его кадастровая стоимость, в том числе: неправильное определение условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта недвижимости, его целевое назначение, разрешённое использование земельного участка, аварийное или ветхое состояние объекта недвижимости, степень его износа, нахождение объекта недвижимости в границах зоны с особыми условиями использования территории) (пункт 1); использование недостоверных сведений о характеристиках объекта недвижимости при определении кадастровой стоимости (пункт 2).
Согласно пункту 14 статьи 21 Федерального закона N 237-ФЗ, по итогам рассмотрения обращения об исправлении технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетным учреждением могут быть приняты: 1) решение о пересчёте кадастровой стоимости в связи с наличием технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости; 2) решение об отказе в пересчёте кадастровой стоимости, если наличие технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, не выявлено.
Решение бюджетного учреждения, принятое по итогам рассмотрения обращения об исправлении технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть оспорено в суде и в случае принятия судом решения о признании решения об отказе в исправлении ошибок незаконным, бюджетное учреждение обеспечивает исправление таких ошибок в порядке, предусмотренном данной статьёй (пункт 22 статьи 21 Федерального закона N 237-ФЗ).
Как усматривается из материалов дела, АО "Тандер" является собственником объектов недвижимости:
- здания с кадастровым номером "данные изъяты":15, назначение: нежилое здание, наименование: торговый центр, количество этажей, в том числе подземных этажей: 2, в том числе подземных: 0, общей площадью 899, 8 кв.м, расположенного по адресу: Брянская область, "данные изъяты";
- здания с кадастровым номером "данные изъяты":1424, назначение: нежилое здание, наименование: супермаркет, количество этажей, в том числе подземных: 2, общей площадью 11 530, 5 кв.м, расположенного по адресу: Брянская область, "данные изъяты".
На основании приказа управления имущественных отношений Брянской области от 2 октября 2018 года N 1196 "О проведении государственной кадастровой оценки на территории Брянской области" ГБУ "Брянскоблтехинвентаризация" в 2019 году проведена государственная кадастровая оценка в отношении всех видов объектов недвижимости, в том числе земельных участков всех категорий земель, расположенных на территории Брянской области: земли сельскохозяйственного назначения; земли населённых пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса и подготовлен Отчёт об итогах государственной кадастровой оценки земельных участков, зданий, помещений, объектов незавершенного строительства, машино - мест и сооружений, расположенных на территории Брянской области по состоянию на 1 января 2019 года N 01-ГКООН-2019.
Результаты определения кадастровой стоимости на территории Брянской области по состоянию на 1 января 2019 года утверждены приказом управления имущественных отношений Брянской области от 22 ноября 2019 года N 1498, в том числе объекта недвижимости с кадастровым "данные изъяты":15 - в размере 21 481 077, 04 рублей, объекта недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты":1424 - 366 487 256, 88 рублей.
13 мая 2022 года административный истец обратился в ГБУ "Брянскоблтехинвентаризация" с заявлениями об исправлении ошибок и перерасчёте кадастровой стоимости в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты":15, поскольку неверно указаны объёмы здания, процент износа здания, не применена корректировки на отсутствие подключения к центральному теплоснабжению, неверно определён класс качества здания в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты":1424, так как неверно определён материал стен, не применены корректировки на отсутствие подключения к центральному теплоснабжению.
31 мая 2022 года ГБУ "Брянскоблтехинвентаризация" приняты решения об отказе в пересчёте кадастровой стоимости N N 258, 261 соответственно.
Не согласившись с указанными решениями, АО "Тандер" обратилось с административным исковым заявлением в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришёл к выводу, что содержания оспариваемых решений ГБУ "Брянскоблтехинветаризация" приняты в соответствии с требованиями Федерального закона N 237-ФЗ, при правильном применении Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утверждённых приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 мая 2017 года N 226 (далее - Методические указания) (действующих на дату определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости), права административного истца не нарушают.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается поскольку они основаны на верном толковании норм права, регулирующих данные правоотношения.
Методические указания определяют правила установления кадастровой стоимости объектов недвижимости и предназначены для определения кадастровой стоимости бюджетным учреждением субъекта Российской Федерации, наделённым полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктом 2.2. Методических указаний для целей подготовки к проведению государственной кадастровой оценки уполномоченным в сфере проведения государственной кадастровой оценки органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) обеспечивается предоставление сведений Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), а также сведений, содержащихся в учётно-технической документации (далее - техническая документация (при наличии).
В соответствии с разделами 5, 6, 7 Методических указаний бюджетным учреждением осуществляется сбор сведений о значимых ценообразующих факторах, осуществляется оценочное зонирование, проводится объединение объектов недвижимости в группы и подгруппы, в рамках которых подлежит определению кадастровая стоимость, определяются подходы и методы массовой оценки.
В соответствии с пунктами 7.1.2, 7.3, 7.3.1 Методических указаний затратный подход основан на определении затрат, необходимых для приобретения, воспроизводства или замещения объекта недвижимости. Для использования этого подхода необходимы актуальные и достоверные данные о соответствующих затратах. Моделирование в рамках затратного подхода основано на определении зависимости затрат от удельных показателей затрат на создание (замещение, воспроизводство) аналогичных объектов.
В соответствии с пунктом 7.3.10 Методических указаний при проведении расчётов затратным подходом возможно использовать справочники укрупнённых показателей стоимости строительства, к которым относятся справочники Ко-Инвест и УПВС (Укрупнённые показатель восстановительной стоимости). Алгоритм применения справочных показателей описан в рекомендациях по использованию справочников.
Спорные объекты отнесены к оценочной группе 0400 "Объекты коммерческого назначения, предназначенные для оказания услуг населению, включая многофункционального назначения" к 4 сегменту "Торговые, торгово-сервисные и торгово-развлекательные объекты, объекты общепита, заправочные станции", оценка которых проведена затратным подходом, методом моделирования затрат, необходимых для замещения объекта недвижимости (затраты на замещение), что соответствует Методическим указаниям.
Выбор объектов-аналогов правильно произведён на основании данных справочника укрупнённых показателей стоимости строительства Ко-Инвест, 2018, "Общественные здания" из объектов соответствующей конструктивной системы и класса качества, с аналогичным оцениваемым объектам функциональным назначением.
Согласно пункту 1.14 Методических указаний при определении кадастровой стоимости объекта капитального строительства (далее также - ОКС) учитывается неотделимое внутреннее инженерное оборудование, без которого эксплуатация этих ОКС в соответствии с их видом использования, назначением невозможна или существенно затруднена.
Согласно справочнику Ко-Инвест, к инженерному оборудованию относятся в том числе внутренние приборы отопления - радиаторы, тепловые завесы, трубопроводы отопления и прочее, которые входят в расценку "отопление", о чём указано в описательной части справочника.
В пункте 5.1. Методических указаний в Приложении N 3 (пункты 20-36) приведён примерный перечень ценообразующих факторов для целей установления кадастровой стоимости, среди которых такой ценообразующий фактор как центральное теплоснабжение отсутствует.
Выбранная ГБУ "Брянскоблтехинвентаризация" расценка таблицы КО-Инвест "Общественные здания", ruОЗ.08.000.0036 включает в себя и отопление. При этом под "отоплением" понимают наличие внутренних приборов отопления - радиаторы, тепловые завесы, трубопроводы отопления. Система подведения отопления - индивидуальная от собственной котельной или централизованное от тепловых сетей не имеет значения.
Наличие отопления подтверждается техническим паспортом, подготовленным ГУП "Брянскоблтехинвентаризация" по состоянию на 10 сентября 2012 года в отношении объекта с кадастровым номером "данные изъяты":15, в графе "отопление" которого указано "от собственной котельной" (раздел IV) и техническим паспортом объекта недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты":1424, подготовленном Брянским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по состоянию на 21 апреля 2008 года, в графе "отопление" которого указано "от групповой котельной" (раздел IV).
Таким образом, доводы жалобы о том, что при проведении государственной кадастровой оценки спорных объектов недвижимости должна быть применена корректировка на отсутствие подключения к центральному теплоснабжению является несостоятельным, основанными на ошибочном толковании действующего законодательства.
При расчёте кадастровой стоимости для объекта недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты":15 была выбрана таблица справочника Ко-Инвест ruОЗ.08.000.0036, где показатель восстановительной стоимости объекта указан в м3.
Согласно пункту 7.3.1 Методических указаний группы (подгруппы) ОКС, кадастровая стоимость которых определяется затратным подходом, разделяются исходя из видов использования объектов недвижимости с разбивкой объектов по классу конструктивной схемы, классу качества объекта (уровню отделочных покрытий и качеству инженерных коммуникаций), классу их капитальности, условиям строительства, этажности и прочее.
При отсутствии доступной информации по какому-либо параметру данный параметр определяется на основе допущений либо не участвует в группировке.
В техническом паспорте, который был представлен административным истцом в ГУП "Брянскоблтехинвентаризация" вместе с заявлением об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, раздел с указанием объёма здания отсутствовал, в данных Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (далее - Управление Росреестра по Брянской области) сведения об объёме здания не содержатся.
Таким образом, исходя из пункта 20 Общей части к сборнику УПВС, объём здания с кадастровым номером "данные изъяты":15 правильно определён произведением его площади на высоту здания и составил 2 969, 34 м3 (из расчёта: 899, 8 кв.м (общая площадь в соответствии с данными перечня переданных Управлением Росреестра по Брянской области) х 3, 3 м (высота здания принята в соответствии с требованиями СП 118.13330.2012* "Общественные здания и сооружения", ГОСТ 21506-2013, а также в соответствии с принятыми допущениями).
Следовательно, ссылка административного истца о неверном расчёте объёма здания в связи с применением завышенного показателя является необоснованным.
В соответствии с пунктом 7.3.4 Методических указаний физический износ для целей Методических указаний - утрата полезности объекта недвижимости или его компонентов, связанная с временным фактором (естественное старение) или условиями эксплуатации, которая приводит к потере стоимости. Физический износ рассчитывается на основании данных технической документации. При использовании данных технической документации следует учитывать дату заполнения этой документации. При использовании ретроспективных данных (дата заполнения которых отстаёт более чем на 1 год от даты определения кадастровой стоимости) необходимо ввести корректировку на состояние.
В техническом паспорте объекта недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты":15 по состоянию на 10 сентября 2012 года износ указан в размере 5 процентов, поэтому физический износ, рассчитанный на основании метода эффективного возраста, соответствует Методическим указаниям.
Исходя из Приложения N 4 к Методическим указаниям, при определении кадастровой стоимости материал стен используется для установления класса конструктивной системы и группы капитальности объекта оценки.
Согласно данным Управления Росреестра по Брянской области материал стен объекта недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты":1424 указан как "Кирпич".
Согласно разделу VI технического паспорта на данный объект недвижимости, составленного по состоянию на 21 апреля 2008 года, материал стен и наружной отделки указан "Металлические колонны, панели сэндвич". Группа капитальности указана - I.
Материал стен и наружной отделки объекта недвижимости как "Металлические колонны, панели сэндвич" также подтверждается материалами истребованного судом регистрационного дела.
Группа капитальности при расчёте кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты":1424 определена ГБУ "Брянскоблтехинвентаризация" также как I.
Суд первой инстанции верно указал, что не смотря на то, что при расчёте кадастровой стоимости ГБУ "Брянскоблтехинвентаризация" принят во внимание неверный материал стен, это не привело к нарушению прав административного истца, поскольку согласно расчёту износа, произведённого в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты":1424, исходя из материала стен, указанного в техническом паспорте, и группы капитальности, его размер приведёт к увеличению кадастровой стоимости объекта недвижимости относительно рассчитанной в рамках государственной кадастровой оценки с износом, что ухудшит положение административного истца.
Письмо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии N 13-00775/22 от 25 августа 2022 года (на которое ссылается административный истец) предусмотрена возможность, а не обязанность бюджетного учреждения отнесения материала стен к коду поля "61001999000" группе "Иное", носит рекомендательный характер и не является обязательным.
В целом, приведённые в апелляционной жалобе доводы повторяют позицию административного истца в суде первой инстанции, они являлись предметом исследования и оценки в суде и правомерно были отклонены по мотивам, подробно изложенным в обжалуемом решении, с выводами которого соглашается суд апелляционной инстанции.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, суд установилправильно, представленные доказательства оценил в соответствии с требованиями процессуального закона, нормы материального права применил верно.
Принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, судом первой инстанции не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решениерешение Брянского областного суда от 8 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Тандер" - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.