Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Русаков А.Е., рассмотрев жалобу защитника DS-Rendite-Fonds GmbH & Co.Siebenundvierzigste Schiffahrk KG ("ДС-Рендите-Фондс ГмбХ & Ко. ФИО1 КГ") ФИО3 на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Азовского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора от 10 марта 2022 года, решение судьи Темрюкского районного суда Краснодарского края от 26 апреля 2022 года, решение судьи Краснодарского краевого суда от 1 августа 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении DS-Rendite-Fonds GmbH & Co.Siebenundvierzigste Schiffahrk KG ("ДС-Рендите-Фондс ГмбХ & Ко. сорок седьмая Шиффарт КГ"),
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Азовского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора N/ЧС/2021 от 30 сентября 2021 года DS-Rendite-Fonds GmbH & Co.Siebenundvierzigste Schiffahrk KG ("ДС-Рендите-Фондс ГмбХ & Ко. сорок седьмая Шиффарт КГ") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением судьи Темрюкского районного суда Краснодарского края от 1 декабря 2021 года указанное постановление должностного лица от 30 сентября 2021 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Азовского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора N/ЧС/2021 от ДД.ММ.ГГГГ DS-Rendite-Fonds GmbH & Co.Siebenundvierzigste Schiffahrk KG ("ДС-Рендите-Фондс ГмбХ & Ко. сорок седьмая Шиффарт КГ") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением судьи Темрюкского районного суда Краснодарского края от 26 апреля 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Краснодарского краевого суда от 1 августа 2022 года указанное постановление должностного лица от 10 марта 2022 года в отношении DS-Rendite-Fonds GmbH & Co.Siebenundvierzigste Schiffahrk KG ("ДС-Рендите-Фондс ГмбХ & Ко. сорок седьмая Шиффарт КГ") оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции защитника ФИО3 просит отменить принятые по делу в отношении DS-Rendite-Fonds GmbH & Co.Siebenundvierzigste Schiffahrk KG ("ДС-Рендите-Фондс ГмбХ & Ко. сорок седьмая Шиффарт КГ") акты, ссылаясь на их незаконность и необоснованность, производство по делу прекратить.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
На основании части 2 статьи 30.16 указанного Кодекса, в интересах законности, судья полагает необходимым проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 данного Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (здесь и далее положения правовых норм приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, далее - Закон N 7-ФЗ) размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Из положений статьи 39 названного закона следует, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов (пункт 1). Указанные лица обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством (пункт 2).
В соответствии с п. 2 ст. 55 Водного кодекса РФ при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 37 Федерального закона от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" сброс загрязняющих веществ или стоков, содержащих такие вещества (далее - сброс загрязняющих веществ), - любой сброс с судов и иных плавучих средств (далее - суда), летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, какими бы причинами он ни вызывался, включая любые утечку, удаление, разлив, протечку, откачку, выделение или опорожнение. Сброс загрязняющих веществ не включает выброс загрязняющих веществ, происходящий непосредственно вследствие использования недр и переработки в море минеральных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, а также сброс загрязняющих веществ для проведения правомерных морских научных исследований в целях борьбы с загрязнением или контроля над ним.
Согласно части 2 статьи 37 Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" сброс загрязняющих веществ во внутренних морских водах и в территориальном море запрещается.
Из материалов дела следует, что 14 сентября 2021 года в "адрес" при проведении бункеровки балкера т/х DS Charme бункеровщиком Газпромнефть Омск, на палубе балкера ДД.ММ.ГГГГ в 2 часа 47 минут произошел разлив мазута с попаданием за борт.
Боновый ордер установлен по правому борту судна DS CHARME от трюма N до окончания кормовой надстройки по левому борту. Боновый ордер выставлен также вокруг кормы и левого борта бункеровщика Газпромнефть Омск (ИМО 9418509). Внутри ордера наблюдаются нефтепродукты в виде пленки, покрывающие поверхность акватории водного объекта, не разрывающиеся при волнении, с переходом цветности к тусклой мутно-коричневой. Вокруг ордера наблюдается полоса загрязнения в виде пленки с яркими цветными полосами, наблюдаемыми при слабом волнении (5 м вдоль правого борта, по корме 20 м).
Длина установленного бонового ордера примерно 170 м. Площадь пятна загрязнения внутри бонового ордера составляет 200 кв. м.
Силами Азово-Черноморскому филиала Федерального бюджетного учреждения "Морская Спасательная Служба Росморречфлота" проводились работы по ликвидации загрязнения нефтепродуктами (т/х Меркурий, т/х Зенит, т/х Импульс).
14 сентября 2021 года специалистами лаборатории ФГБУ "ЧерАзтехмордирекция" отобраны пробы морской воды на загрязнения у судна DS CHARME и нефтеводяной смеси из танков судна Морспасслужбы - тх "Меркурий", по результатам обследования составлен акт от 14 сентября 2021 года.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения DS-Rendite-Fonds GmbH & Co.Siebenundvierzigste Schiffahrk KG ("ДС-Рендите-Фондс ГмбХ & Ко. сорок седьмая Шиффарт КГ") к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, а именно копией протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого в ходе составления протокола присутствовал капитан судна ФИО4 и отказался от подписи, (т.1 л.д. 73-77), объяснениями капитана судна ФИО4 (т.1 л.д. 341-343) и другими материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, административный орган и судебные инстанции сочли, что юридическое лицо имело возможность для соблюдения норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, DS-Rendite-Fonds GmbH & Co.Siebenundvierzigste Schiffahrk KG ("ДС-Рендите-Фондс ГмбХ & Ко. сорок седьмая Шиффарт КГ") обоснованно привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения дела и жалоб сделан правильный вывод о наличии субъективной стороны административного правонарушения, которая выражается в утечке нефтепродуктов на судне DS Charme и наличии вины юридического лица в совершении вмененного правонарушения.
Исследовав доводы жалобы, судья кассационного суда не находит их заслуживающими правового внимания, поскольку они не содержат оснований, указывающих на незаконность обжалуемых судебных актов с позиции фактов и надлежащего применения норм права, выводы судей основаны на материалах дела, доказательства оценены, характер же доводов по своей сути направлены на иную оценку исследованных доказательств и установленных на их основе обстоятельств, и не несут в себе юридической информации, подлежащей судебной проверке и правовому анализу в целях установления события административного правонарушения и виновности лица в совершении административного правонарушения, а также принятия иного решения в сторону смягчения административного наказания ввиду наличия исключительных обстоятельств.
С соблюдением надлежащих положений законов доказано событие и состав административного правонарушения, выводы в судебных решениях мотивированы, обоснованно отклонены все возражения лица, привлекаемого к административной ответственности, что исключает возможность подвергнуть сомнению выводы в обжалуемых судебных решениях.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием органами административной юрисдикции норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что административным органом и судами допущены нарушения норм материального и процессуального права, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Иные доводы, аналогичные приведенным в рассматриваемой жалобе, являлись предметом проверки судебными инстанциями в ходе производства по делу, своего подтверждения не нашли, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях DS-Rendite-Fonds GmbH & Co.Siebenundvierzigste Schiffahrk KG ("ДС-Рендите-Фондс ГмбХ & Ко. сорок седьмая Шиффарт КГ") состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено DS-Rendite-Fonds GmbH & Co.Siebenundvierzigste Schiffahrk KG ("ДС-Рендите-Фондс ГмбХ & Ко. сорок седьмая Шиффарт КГ") с учетом положений статей 3.2, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых процессуальных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Азовского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора от 10 марта 2022 года, решение судьи Темрюкского районного суда Краснодарского края от 26 апреля 2022 года, решение судьи Краснодарского краевого суда от 1 августа 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении DS-Rendite-Fonds GmbH & Co.Siebenundvierzigste Schiffahrk KG ("ДС-Рендите-Фондс ГмбХ & Ко. сорок седьмая Шиффарт КГ") - оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Четвертого кассационного
суда общей юрисдикции А.Е. Русаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.