Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В., рассмотрев жалобу старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора Федюна Н.В. на вступившие в законную силу решение судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 5 мая 2022 года, решение судьи Краснодарского краевого суда от 17 августа 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника службы экологической безопасности и регионального природопользования АО "Черномортранснефть" Усова Б.В.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора Федюна Н.В. от 3 марта 2022 года начальник службы экологической безопасности и регионального природопользования АО "Черномортранснефть" Усов Б.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 5 мая 2022 года прекращено производство по делу об административном правонарушении в отношении начальника службы экологической безопасности и регионального природопользования АО "Черномортранснефть" Усова Б.В, предусмотренном частью 1 статьи 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием события административного правонарушения
Решением судьи Краснодарского краевого суда от 17 августа 2022 года указанное решение оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции старший государственный инспектор Южного межрегионального управления Росприроднадзора Федюн Н.В. просит судебные акты отменить, полагая их незаконными и необоснованными, дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение в районный суд.
Начальник службы экологической безопасности и регионального природопользования АО "Черномортранснефть" Усов Б.В, уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о подаче настоящей жалобы на указанные выше акты, в установленный срок возражения не представил.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения должностного лица к административной ответственности) предусмотрена административная ответственность за невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, в случаях, если такие требования установлены законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Как следует из постановления по делу об административном правонарушении, в рамках федерального государственного экологического контроля (надзора) на основании решения заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 5 октября 2021 года N РЕ-09/67 (в редакции решений от 18 октября 2021 года N РЕ-09/77, от 9 ноября 2021 года N РЕ-09/119) в период с 14 октября по 19 ноября 2021 года в отношении АО "Черномортранснефть" проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства Российской Федерации.
В ходе проведения проверки установлено, что начальником службы экологической безопасности и регионального природопользования АО "Черномортранснефть" Усовым Б.В. в нарушение требований природоохранного законодательства, не выполнены требования по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранной зоны, сооружениями, обеспечивающими охрану водного объекта - р. Богаго от загрязнения, засорения, заиления и истощения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения должностного лица к административной ответственности по части 1 статьи 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно частям 1, 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Прекращая производство по делу, судья районного суда указал, что начальником службы экологической безопасности и регионального природопользования АО "Черномортранснефть" Усовым Б.В. комплекс мероприятий по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранной зоны, сооружениями, обеспечивающими охрану водного объекта - р. Богаго от загрязнения, засорения, заиления, и истощения, осуществлен в соответствии с проектной документацией, на которую имеются положительные заключения.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, земельный участок с кадастровым номером 23:47:0210004:43, площадью 55 682 кв. м, на котором расположено гидротехническое сооружение, находится в собственности АО "Черномортранснефть", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
Территория гидротехнического сооружения является зоной ограниченного доступа, на которой отсутствуют производственные объекты, связанные с перевалкой нефти, в связи с чем, автотранспорт не осуществляет въезд, передвижение и стоянку по данной площадке.
Комплекс НУС предназначен для очистки и поддержания в надлежащем состоянии р. Богаго. В верхнем бьефе плотины расположен пруд - отстойник, предназначенный для предотвращения попадания аварийно-разлитых нефтепродуктов в русло р. Богаго.
Для предотвращения подтопления территории гидротехнического сооружения - нефтеулавливающего сооружения проектными решениями по объекту "ПК "Шесхарис" предусмотрена система водоотведения, обеспечивающая защиту территории промышленной площадки "Грушовая" от паводков 1 % обеспеченности.
Принятая водоотводная система (противопаводковая) предусматривает отведение поверхностных (дождевых) природных чистых вод, образующихся за периметральным ограждением (сетка-рабица) - выше по склону и попадающая на территорию транзитом через территорию площадки в р. Богаго по водоотводным каналам.
Также водоотводная система предусматривает сбор и отведение условно грязных вод с участков территории промышленной площадки в производственнодождевую канализацию ПП "Грушовая" с последующим поступлением на очистные сооружения производственно-дождевых сточных вод ПП "Шесхарис". Все работы по обустройству русла р. Богаго, а также сброса транзитных ливневых вод выполнены в соответствии с проектной документацией, на которую имеется положительные заключения главной государственной экспертизы объектов капитального строительства.
Все производственно-дождевые сточные воды с производственной площадки "Грушовая" ПК "Шесхарис" поступают в систему производственно-дождевой канализации с дальнейшим поступлением на очистные сооружения ПП "Шесхарис" ПК "Шесхарис". Сброс условно очищенных производственно-дождевых сточных вод осуществляется через глубоководный выпуск в акваторию Черного моря.
Данное обстоятельство подтверждается тем, что в рамках проводимой проверки специалистами ФБУ ЦЛАТИ по ЮФО были отобраны пробы условно очищенной сточной воды перед сбросом в морскую акваторию, по результатам проведенных КХА превышений не выявлено.
Все водовыпуски (разного диаметра) в русло р. Богаго выполнены в рамках объектов строительства по проектным материалам, на которые получены положительные заключения главной государственной экспертизы объектов капитального строительства.
На данное гидротехническое сооружение у юридического лица также имеется "Декларация безопасности на нефтеулавливающие гидротехническое сооружение на р. Богаго площадки "Грушовая" ПК "Шесхарис" АО "Черномортранснефть".
Кроме того, вынесенное при рассмотрении материалов проверки предписание Росприроднадзора от 19 ноября 2021 года по выявленным нарушениям действующего законодательства, решением Арбитражного суда г. Москвы от 3 августа 2022 года признано недействительным. Суд указал, что принятая водоотводная система предусматривает отведение условно чистых вод, образующихся на периметриальным ограждением, транзитом через территорию площадки в реку Богаго, а также сбор и отведение условно грязных вод с участков территории промышленной площадки в производственно-дождевую канализацию ПП "Грушовая" с последующим поступлением на очистные сооружения производственно-сточных вод ПП "Шесхарис".
Статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
С учетом установленных обстоятельств дела, а также положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нижестоящие инстанции пришли к обоснованному выводу об отмене постановления административного органа и прекращении производства по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Доводы жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судебными инстанциями при рассмотрении дела об административном правонарушении и оценены по правилам, установленным статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Правильность оценки доказательств сомнений не вызывает.
Несогласие должностного лица административного органа с оценкой материалов рассматриваемого дела и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм процессуального права, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть настоящее дело.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 5 мая 2022 года, решение судьи Краснодарского краевого суда от 17 августа 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника службы экологической безопасности и регионального природопользования АО "Черномортранснефть" Усова Б.В. оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Четвертого кассационного
суда общей юрисдикции В.В. Шелудько
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.