Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Русаков А.Е., рассмотрев жалобу директора государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Крым (Крымский республиканский центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи" (далее ГБУЗ Республики Крым "КРЦМКиСМП") Олефиренко С.С. на вступившие в законную силу постановление судьи Алуштинского городского суда Республики Крым от 18 августа 2022 года, решение судьи Верховного суда Республики Крым от 12 октября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ГБУЗ Республики Крым "КРЦМКиСМП",
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Алуштинского городского суда Республики Крым от 2 марта 2022 года ГБУЗ Республики Крым "КРЦМКиСМП" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наказание назначено в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Верховного суда Республики Крым от 19 июля 2022 года постановление Алуштинского городского суда Республики Крым от 2 марта 2022 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд.
Постановлением судьи Алуштинского городского суда Республики Крым от 18 августа 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного суда Республики Крым от 12 октября 2022 года ГБУЗ Республики Крым "КРЦМКиСМП" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции директор ГБУЗ Республики Крым "КРЦМКиСМП" Олефиренко С.С. просит отменить состоявшиеся судебные решения, ссылаясь на их незаконность, дело направить на новое рассмотрение. В обоснование доводов жалобы указывает о нарушении подсудности рассмотрения дела, ссылаясь на то, что дело рассмотрено по месту нахождения Территориального отдела Роспотребнадзора в "адрес", которое не является отдельным юридическим лицом, филиалом или представительством Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по "адрес" и городу Севастополю.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
На основании части 2 статьи 30.16 указанного Кодекса, в интересах законности, судья полагает необходимым проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в постановлении приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ГБУЗ Республики Крым "КРЦМКиСМП") установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу статьи 11 вышеназванного нормативного правового акта юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; осуществлять гигиеническое обучение работников.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
В силу части 2 статьи 25 Федерального закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда.
Согласно части 1 статьи 29 Федерального закона N 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Как следует из материалов дела, основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 стать 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения и привлечения ГБУЗ Республики Крым "КРЦМКиСМП" к административной ответственности послужило выявленные ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения эпидемиологического расследования по неоднократно установленным случаям новой короновирусной инфекции, вызываемой короновирусом SARS-CoV-2 среди работающего персонала подстанции N Алушты Ялтинской станции скорой медицинской помощи, юридического лица-государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Крым "Крымский республиканский центр ФИО1, катастроф и скорой медицинской помощи" по адресу: "адрес", нарушения обязательных требований в сфере санитарно-эпидемиологического законодательства.
Нижестоящими судебными инстанциями установлено, что выявленные нарушения свидетельствуют о невыполнении ГБУЗ Республики Крым "КРЦМКиСМП" в полном объёме требований ст. 11, ст. 24, ч. 1 ст. 29, ст. 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 4.4, п. 5, 8 Санитарно-эпидемиологических правил СП ДД.ММ.ГГГГ-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", п. 82, п. 3543, п. 3564, п. 3569, п. 3570, п. 4033, п. 4034, п. 4035, п. 3470, п. 4053, п. 3548, п. 3549 СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" противоэпидимических мероприятий на подстанции N "адрес" станции скорой медицинской помощи в отношении новой коронавирусной инфекции COVID-19.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, оцененными по правилам статьи 26.11 названного Кодекса с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 15 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП ДД.ММ.ГГГГ-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", которые устанавливают требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации.
Пунктом 4.4 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 предусмотрены мероприятия, направленные на "разрыв" механизма передачи инфекции.
Согласно пункту 5.8 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 работники медицинских организаций, имеющие риски инфицирования (персонал скорой (неотложной) медицинской помощи, инфекционных отделений, обсерваторов и специализированных отделений) обследуются 1 раз в неделю на COVID-19 методом полимеразной цепной реакции. При выявлении среди работников медицинских организаций лиц с положительными результатами на COVID-19, они изолируются или госпитализируются (по состоянию здоровья), в отношении лиц, контактировавших с больными COVID-19 проводятся противоэпидемические мероприятия. Обследование на COVID-19 не проводится медицинским работникам, имеющим антитела IgG, выявленные при проведении скрининговых обследований.
Таким образом, выводы о наличии в действиях ГБУЗ Республики Крым "КРЦМКиСМП" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям действующего законодательства.
Доводы жалобы, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, аналогичны доводам, содержащимся в жалобе, поданной в нижестоящую судебную инстанцию, являлись предметом судебной проверки, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в постановлении судьи городского суда и решении судьи Верховного суда Республики Крым и не опровергают наличие в действиях учреждения объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащего применению, не свидетельствует о том, что при рассмотрении дела допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Доводы жалобы о нарушении подсудности при рассмотрении дела судьей Алуштинского городского суда Республики Крым являются несостоятельными, поскольку рассмотрение данного дела по месту выявления административного правонарушения согласуется с разъяснениями, изложенными в ответе на вопрос 25 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой короновирусной инфекции (covid-19) N 1, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, подлежат рассмотрению по месту совершения таких правонарушений. При этом местом совершения административных правонарушений данной категории является место их выявления.
Из материалов дела следует, что нарушения обязательных требований в сфере санитарно-эпидемиологического законодательство выявлено на подстанции N "адрес" станции скорой медицинской помощи ГБУЗ Республики Крым "КРЦМКиСМП", расположенной по адресу: "адрес", что относится к территориальной подсудности Алуштинского городского суда Республики Крым.
Административное наказание назначено ГБУЗ Республики Крым "КРЦМКиСМП" в пределах санкции части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении названного лица к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление судьи Алуштинского городского суда Республики Крым от 18 августа 2022 года, решение судьи Верховного суда Республики Крым от 12 октября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Крым (Крымский республиканский центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи" - оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Четвертого кассационного
суда общей юрисдикции А.Е. Русаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.