Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу Райчука Н.С. на вступившие в законную силу постановление судьи Советского районного суда г. Краснодара от 1 апреля 2022 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 30 мая 2022 года, вынесенные в отношении Райчука Никиты Сергеевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Советского районного суда г. Краснодара от 1 апреля 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Краснодарского краевого суда от 30 мая 2022 года, Райчук Н.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренном частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Райчук Н.С. просит отменить состоявшиеся в отношении него по настоящему делу об административном правонарушении судебные акты, ссылаясь на их незаконность производство по делу прекратить.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в постановлении приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Райчука Н.С. к административной ответственности) установлена ответственность за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
В пункте "г" части 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации закреплено, что к ведению Совета Федерации относится решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 87 Конституции Российской Федерации, пунктами 1, 2 статьи 4 Закона об обороне Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, определяет основные направления военной политики Российской Федерации.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 5, пункту 1 статьи 10.1 Закона об обороне Совет Федерации решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации. Решение об оперативном использовании за пределами территории Российской Федерации в соответствии с пунктом 2.1 статьи 10 названного Закона формирований Вооруженных Сил Российской Федерации принимается Президентом Российской Федерации на основании соответствующего Постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Указами Президента Российской Федерации от 21 февраля 2022 г. N 71 и N 72 Донецкая Народная Республика и Луганская Народная Республика признаны в качестве суверенных и независимых государств.
Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 22 февраля 2022 г. N 35-СФ "Об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации" дано согласие Президенту Российской Федерации на использование Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации на основе общепризнанных принципов и норм международного права.
24 февраля 2022 г. на основании Постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 22 февраля 2022 г. N 35-СФ Президентом Российской Федерации принято решение о проведении специальной военной операции на территории Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики в связи с обращением глав данных республик с просьбой об оказании помощи.
Как следует из материалов дела, 1 апреля 2022 года около 14 часов минут по адресу: г. Краснодар, ул. Благоева, 24, сотрудниками полиции был выявлен Райчук Н.С, который 4 марта 2022 года публично на официальной странице КУБ ГУ в сети "Вконтакте" под роликом в поддержку специальной военной операции Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Украины высказал выражения, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности граждан, которое используется на основании Указа Президента Российской Федерации, при этом данное действие не содержит уголовного деяния.
Факт совершения административного правонарушения и виновность Райчука Н.С. подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д.1), рапортом сотрудника полиции (л.д.2), протоколами опросов ФИО2 ФИО3 ФИО4 ФИО5 ФИО6 ФИО7 ФИО8 (л.д.8-10, оборот 10-11, 12-14, 15-18, 18-19, 20-21, 22-23), скриншотами с социальной сети "ВКонтакте" (л.д.31-37) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Вопреки утверждению Райчука Н.С, вменяемое ему деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Совершение публичных противоправных действий представляет собой совершение лицом или группой лиц противоправных действий, направленных на неограниченный круг лиц, и может быть выражено в любой доступной для них форме; заключается в совершении противоправных действий в общественном месте либо сетях общего пользования.
Под дискредитацией понимается умышленные действия, направленные на лишение доверия к чему-либо, на подрыв авторитета, имиджа.
Содержание комментариев, размещенных Райчуком А.С. в открытом доступе в социальной сети "ВКонтакте" на открытой странице сообщества КубГУ под публикацией в поддержку Вооруженных Сил Российской Федерации, направлено на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, на искажение целей и задач специальной военной операции.
Таким образом, Райчук Н.С. осуществил публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации при участии в специальной операции по защите интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности на основании решения Верховного главнокомандующего Вооруженными силами Российской Федерации -Президента Российской Федерации.
Ссылка в жалобе на то, что при рассмотрении дела в судебное заседание не вызывались и не опрашивались свидетели ФИО9 не может служить основанием для удовлетворения жалобы, поскольку в материалах дела имеются пояснения названных лиц, полученные с соблюдением порядка опроса с разъяснением им процессуальных прав и обязанностей, что позволило судам признать их допустимыми доказательствами, при этом указанное заявителем обстоятельство не повлияло на правильность выводов судебных инстанций о виновности Райчука Н.С. в совершении административного правонарушения. Имеющаяся в материалах дела совокупность доказательств являлась достаточной для полного, всестороннего рассмотрения дела.
Следует отметить, что в ходе производства по делу об административном правонарушении в суде общей юрисдикции Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено обязательное участие прокурора (или иного органа обвинительной власти, который представлял бы перед судьей дело против лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении) в контексте изложенного в постановлении Европейского Суда по правам человека от 28 мая 2016 г. по делу "Е. и другие против России".
Доводы поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции жалобы, имеющие правовое значение, были предметом проверки в ходе производства по делу, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат имеющимся в деле доказательствам и не ставят под сомнение наличие в действиях Райчука Н.С. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Административное наказание назначено Райчуку Н.С. в пределах санкции вменяемого правонарушения. Порядок и срок давности привлечения названного лица к ответственности соблюдены.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь отмену обжалуемых судебных актов по доводам настоящей жалобы, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление судьи Советского районного суда г. Краснодара от 1 апреля 2022 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 30 мая 2022 года, вынесенные в отношении Райчука Никиты Сергеевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Райчука Н.С. - без удовлетворения.
Судья Н.Х. Карасова
Справка:
судья районного суда Тихонова К.С. N 5-1319/2022
судья краевого суда Климов В.Н. N 12-856/2022
судья кассационного суда Карасова Н.Х. N 16-9018/2022, 16-1671/2023
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.