Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу Панычева С.Н. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 218 Туапсинского района Краснодарского края от 12 сентября 2022 года и решение судьи Туапсинского районного суда Краснодарского края от 23 ноября 2022 года, вынесенные в отношении Панычева Сергея Николаевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 218 Туапсинского района Краснодарского края от 12 сентября 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Туапсинского районного суда Краснодарского края от 23 ноября 2022 года, Панычев С.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами сроком на 1 (один) год 6 (шесть) месяцев.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Панычев С.Н. просит отменить состоявшиеся в отношении него по настоящему делу об административном правонарушении судебные акты, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в постановлении приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Панычева С.Н. к административной ответственности) установлена ответственность за невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Согласно пункту 2.3.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (далее - Правила дорожного движения), водитель транспортного средства обязан по требованию должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
В части 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, либо лицо, в отношении которого вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.24 настоящего Кодекса, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения в соответствии с частью 6 настоящей статьи. При отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения указанное лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Нормы раздела III Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 г. N 475 (далее также - Правила), воспроизводят указанные в части 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельства, являющиеся основанием для направления водителя на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, и устанавливают порядок направления на такое освидетельствование.
В пункте 3 указанных Правил определено, что достаточными основаниями полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, является наличие одного или нескольких следующих признаков: запах алкоголя изо рта; неустойчивость позы; нарушение речи; резкое изменение окраски кожных покровов лица; поведение, не соответствующее обстановке.
В силу абзаца 8 пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 г. N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" отказ от выполнения законных требований уполномоченного должностного лица либо медицинского работника о прохождении такого освидетельствования образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и может выражаться как в форме действий, так и в форме бездействия, свидетельствующих о том, что водитель не намерен проходить указанное освидетельствование. Факт такого отказа должен быть зафиксирован в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения или акте медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также в протоколе об административном правонарушении.
Как следует из материалов дела, 17 марта 2022 года в 07 часов 45 минут на "адрес" Панычев С.Н. управлял транспортным средством " "данные изъяты"" с государственным регистрационным знаком "данные изъяты" с признаками опьянения: запах алкоголя изо рта; неустойчивость позы; нарушение речи; резкое изменение окраски кожных покровов лица, указанными в пункте 3 Правил.
В связи с наличием названных признаков опьянения, должностным лицом полиции в порядке, предусмотренном Правилами, Панычеву С.Н. было предложено пройти освидетельствование на состояние алкогольного опьянения с применением технического средства измерения, от прохождения которого он отказался (л.д.6).
В соответствии с пунктом 10 Правил, направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения водитель транспортного средства подлежит: при отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; при несогласии с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; при наличии достаточных оснований полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.
Должностным лицом 17 марта 2022 года в 08 часов 10 минут Панычев С.Н. был направлен на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, однако, в нарушение пункта 2.3.2 Правил дорожного движения последний не выполнил законное требование уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (л.д.7).
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д.4); протоколом об отстранении от управления транспортным средством (л.д.5); актом освидетельствования на состояние алкогольного опьянения (л.д.6); протоколом о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (л.д.7), видеодокументом (л.д.46) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о совершении Панычевым С.Н. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении применены к Панычеву С.Н. в соответствии с требованиями статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, видеофиксация при отстранении от управления транспортным средством и направлении Панычева С.Н. на медицинское освидетельствование на состояние опьянения должностным лицом обеспечена.
Вопреки суждению заявителя, мировым судьей и судьей районного суда дана оценка представленным в дело доказательствам, согласно которым направлению Панычева С.Н. на медицинское освидетельствование на состояние опьянения предшествовало предложение уполномоченного должностного лица о прохождении освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, при этом указанное в акте освидетельствования на состояние алкогольного опьянения время обосновано признано опиской исходя из последовательности совершенных процессуальных действий.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
В соответствии с положениями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Административное наказание назначено Панычеву С.Н. в пределах санкции вменяемого правонарушения. Порядок и срок давности привлечения названного лица к ответственности соблюдены.
Оснований для отмены по доводам жалобы состоявшихся по делу судебных постановлений не усматривается.
Между тем, довод заявителя о неверном указании времени совершения административного правонарушения в протоколе 26 ВК N373641 об административном правонарушении заслуживает внимание и является основанием для изменения обжалуемых судебных актов.
Так, вопрос о времени и месте совершения административного правонарушения, равно как и другие обстоятельства, подлежащие в силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлению по делу об административном правонарушении, выясняется при его рассмотрении.
Временем совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считается время, когда водитель транспортного средства заявил о своем отказе от выполнения законного требования уполномоченного должностного лица пройти медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Как видно из протокола о направлении Панычева С.Н. на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, временем отказа от его прохождения указано 17 марта 2022 года в 08 часов 10 минут (л.д.7). В связи с чем в протоколе об административном правонарушении надлежало указать время совершения правонарушения - 17 марта 2022 года в 08 часов 10 минут вместо 17 марта 2022 года в 07 часов 45 минут (л.д.4).
Судебными инстанциями эти обстоятельства не были учтены и ошибочно установлено, что правонарушение совершено 17 марта 2022 года в 07 часов 45 минут, как указано в протоколе об административном правонарушении.
Изложенные в судебных актах выводы в части времени составления процессуальных документов не свидетельствуют об установлении времени совершения административного правонарушения.
Таким образом, в постановление мирового судьи судебного участка N218 Туапсинского района Краснодарского края от 12 сентября 2022 года и решение судьи Туапсинского районного суда Краснодарского края от 23 ноября 2022 года, вынесенные в отношении Панычева С.Н. необходимо внести изменения, касающиеся времени совершения административного правонарушения, указав "17 марта 2022 года в 08 часов 10 минут" вместо "17 марта 2022 года в 07 часов 45 минут".
Указанное обстоятельство не оказывает влияния на правильность вывода судебных инстанций о наличии в действиях Панычева С.Н. состава описанного выше административного правонарушения, не влияет на доказанность его вины, не усиливает административное наказание и не ставит под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, однако является основанием для их изменения в указанной части.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 218 Туапсинского района Краснодарского края от 12 сентября 2022 года и решение судьи Туапсинского районного суда Краснодарского края от 23 ноября 2022 года, вынесенные в отношении Панычева Сергея Николаевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, указать время совершения административного правонарушения "17 марта 2022 года в 08 часов 10 минут" вместо "17 марта 2022 года в 07 часов 45 минут".
В остальной части названные выше судебные акты оставить без изменения, жалобу Панычева С.Н. - без удовлетворения.
Судья Н.Х. Карасова
Справка:
мировой судья Севастьянов К.Н. N 5-237/2022
судья районного суда Курбаков В.Ю. N 12-124/2022
судья кассационного суда Карасова Н.Х. N 16-2084/2023
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.