Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу Пичугина Д.А. на вступившие в законную силу постановление судьи Красноярского районного суда Астраханской области от 28 июля 2022 года и решение судьи Астраханского областного суда от 9 сентября 2022 года, вынесенные в отношении главы администрации муниципального образования "Красноярский сельсовет" Пичугина Дмитрия Анатольевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Красноярского районного суда Астраханской области от 28 июля 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Астраханского областного суда от 9 сентября 2022 года, глава администрации муниципального образования "Красноярский сельсовет" Пичугин Д.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Пичугин Д.А. просит отменить состоявшиеся в отношении него по настоящему делу об административном правонарушении судебные акты, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить.
Прокурор Красноярского района Астраханской области, уведомленный в соответствии с частью 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче настоящей жалобы, возражения на нее не представил.
Изучение в порядке части 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в настоящем постановлении приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения главы администрации муниципального образования "Красноярский сельсовет" Пичугин Д.А. к административной ответственности) установлена ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
В силу положений пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-1) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
В пункте 3 статьи 22 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 определено, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона.
Согласно пункту 1 статьи 24 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями (пункт 3 статьи 7 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1).
Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность (пункт 3 статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1).
Как следует из материалов дела, 10 января 2022 года прокуратурой Красноярского района Астраханской области по результатам проведенной проверки соблюдения требований градостроительного законодательства в деятельности администрации муниципального образования "Красноярский сельсовет", в том числе в части выявленного нарушения при проведении публичных слушаний по изменению зоны использования земельного участка, в адрес главы администрации Пичугина Д.А. внесено представление N "данные изъяты" об устранении нарушений градостроительного законодательства, законодательства об общих принципах организации органов местного самоуправления (л.д.7-8). В представлении указывались требования безотлагательно его рассмотреть, принять меры к устранению нарушений закона, а именно: обеспечить проведение публичных слушаний в соответствии с процедурой действующего федерального законодательства, а также принять меры по внесению изменений в необходимые документы в части процедуры уведомления о проведении публичных слушаний в соответствии с законодательством (пункт 1); рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц администрации муниципального образования "Красноярский сельсовет" (пункт 2); рассмотреть данное представление с участием представителя прокуратуры района, о времени и месте рассмотрения представления проинформировать заблаговременно прокуратуру района (пункт 3); о результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в прокуратуру Красноярского района Астраханской области в письменном виде в месячный срок с приложением копии приказов о дисциплинарном наказании и документов, подтверждающих устранение выявленных нарушений (пункт 4).
10 февраля 2022 главой администрации муниципального образования "Красноярский сельсовет" Пичугиным Д.А. подписан ответ на данное представление со ссылкой на то, что нарушения, указанные представлении, не нашли своего подтверждения (л.д.9). При этом из ответа следует, что администрацией муниципального образования "Красноярский сельсовет" приняты меры по информированию граждан муниципального образования "Красноярский сельсовет" о назначении публичных слушаний по внесению изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования "Красноярский сельсовет". Оповещение о начале публичных слушаний было размещено 27 сентября 2021 года на стенде администрации, а также в местах массового скопления граждан (информационный стенд кинотеатра "Мир", двери магазина "Мясо" по "адрес", а также по улице "адрес").
Между тем, основанием для внесения представления послужило, в том числе и то, что в протоколе публичных слушаний по рассмотрению проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования "Красноярский сельсовет" от 28 октября 2021 года указано, что оповещение о начале публичных слушаний опубликовано лишь на официальном сайте муниципального образования "Красноярский сельсовет" 27 сентября 2021 года.
Таким образом, ответ от 10 февраля 2022 года на представление прокурора содержит ложную информацию о ранее проведенных публичных слушаниях, в нем также не приведены данные об обеспечении проведения публичных слушаний и о принятии мер по внесению изменений в имеющиеся документы, касающиеся процедуры уведомления о проведении публичных слушаний в соответствии с законодательством.
Кроме того, в данном ответе, датированном 10 февраля 2022 года и поступившем в прокуратуру только 11 февраля 2022 года, сведения о рассмотрении акта прокурорского реагирования с участием представителя прокуратуры и об извещении прокурора района о дне рассмотрения представления, отсутствуют.
Указанные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д.3-5), представлением об устранении нарушений градостроительного законодательства (л.д.7-8), ответом на представление прокурора (л.д.9), протоколом публичных слушаний по рассмотрению проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования "Красноярский сельсовет" Астраханской области (л.д.20-21) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Так, в силу требований статьи 26.1 указанного Кодекса установлены наличие события административного правонарушения, лицо, допустившее умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Невыполнение главой администрации муниципального образования "Красноярский сельсовет" Пичугиным Д.А. требований прокурора Красноярского района Астраханской области образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представленные заявителем фотодокументы не могут служить надлежащим доказательством объявлений о проведении публичных слушаний, размещенных на информационных стендах, до проведения публичных слушаний, так как протокол публичных слушаний по рассмотрению проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования "Красноярский район" Астраханской области не содержит информацию о размещении объявлений о проведении публичных слушаний в общественных местах (л.д.20-21).
Как указано выше, в рассмотрении представления представитель прокуратуры района участия не принимал, извещений о дне рассмотрения в прокуратуру Красноярского района Астраханской области не поступало, а представленный ответ от 10 февраля 2022 года, поступивший в прокуратуру района лишь 11 февраля 2022 года, не содержит сведений о принятых мерах по устранению выявленных нарушений.
Утверждение заявителя о том, что судами не дана оценка направленному в адрес прокурора уведомлению о рассмотрении представления 4 февраля 2022 года в 10 часов 00 минут (л.д.147), не может быть признано заслуживающим внимания, поскольку приложенная в дело копия документа не содержит сведений о времени и месте её получения административным органом.
Доводы поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции жалобы, имеющие правовое значение, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств и не ставят под сомнение наличие в действиях главы администрации муниципального образования "Красноярский сельсовет" Пичугина Д.А. объективной стороны состава вмененного административного правонарушения.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что при рассмотрении дела допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Порядок и срок давности привлечения главы администрации муниципального образования "Красноярский сельсовет" Пичугина Д.А. к административной ответственности соблюдены. Административное наказание назначено в пределах санкции статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований для отмены судебных актов по доводам жалобы заявителя не усматривается.
Вместе с тем имеются основания для изменения состоявшихся по настоящему делу судебных актов.
Пункт 4 статьи 10 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 предусматривает, что прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
Представление прокурора Красноярского района Астраханской области от 10 января 2022 года N 48-2022 в числе прочих содержит требование разрешить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц администрации муниципального образования "Красноярский сельсовет" и предоставить в прокуратуру копии приказов о дисциплинарном взыскании (пункт 2, пункт 4 в части).
Между тем данное требование, изложенное в представлении прокурора, не соответствует приведенным положениям Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1.
Частью 1 статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить перечисленные в указанной норме дисциплинарные взыскания.
Применение к работнику мер дисциплинарной ответственности является правом, а не обязанностью работодателя, производится в законодательно установленном порядке. Содержащееся в представлении прокурора Красноярского района Астраханской области от 10 января 2022 года N 48-2022 императивное требование разрешить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц с предоставлением копий соответствующих приказов в прокуратуру противоречит приведенным нормам пунктом 2 статьи 22 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 и Трудового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, невыполнение указанного требования представления прокурора необоснованно вменено главе администрации муниципального образования "Красноярский сельсовет" Пичугину Д.А. при привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу пункта 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения названного Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление судьи Красноярского районного суда Астраханской области от 28 июля 2022 года и решение судьи Астраханского областного суда от 9 сентября 2022 года, вынесенные в отношении главы администрации муниципального образования "Красноярский сельсовет" Пичугина Д.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат изменению путем исключения из них указания на невыполнение требования представления прокурора Красноярского района Астраханской области от 10 января 2022 года N "данные изъяты" в части изложенных в нем требований разрешить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц администрации муниципального образования "Красноярский сельсовет" и предоставить в прокуратуру копии приказов о дисциплинарном взыскании (пункт 2, пункт 4 в части).
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление судьи Красноярского районного суда Астраханской области от 28 июля 2022 года и решение судьи Астраханского областного суда от 9 сентября 2022 года, вынесенные в отношении главы администрации муниципального образования "Красноярский сельсовет" Пичугина Дмитрия Анатольевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, исключив из них указание на невыполнение названным лицом представления прокурора Красноярского района Астраханской области от 10 января 2022 года N 48-2022 в части изложенных в нем требований разрешить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц администрации муниципального образования "Красноярский сельсовет" и предоставить в прокуратуру копии приказов о дисциплинарном взыскании (пункт 2, пункт 4 в части).
В остальной части указанные судебные акты оставить без изменения, жалобу Пичугина Д.А. - без удовлетворения.
Судья Н.Х. Карасова
Справка:
судья районного суда Илларионова А.М. N 5-118/2022
судья областного суда Сорокина О.А. N 7-195/2022
судья кассационного суда Карасова Н.Х. N 16-2232/2023
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.