Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В., рассмотрев жалобу защитника Шепеленко С.В., действующего на основании доверенности, Сергеевой Е.В. на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации от 19 октября 2021 года, решение судьи Советского районного суда г. Краснодара от 8 апреля 2022 года, решение судьи Краснодарского краевого суда от 27 июля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника отдела финансового мониторинга и валютных операций ООО "Банк Южной многоотраслевой корпорации" Шепеленко С.В.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации от 19 октября 2021 года начальник отдела финансового мониторинга и валютных операций ООО "Банк Южной многоотраслевой корпорации" Шепеленко С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наказание назначено в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Советского районного суда г. Краснодара от 8 апреля 2022 года названное постановление оставлено без изменения.
Решением судьи Краснодарского краевого суда от 27 июля 2022 года названное решение оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Шепеленко С.В, действующий на основании доверенности, Сергеева Е.В. просит названные процессуальные акты отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Изучив материалы дела об административном правонарушении в пределах доводов жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 названной статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 15.27 Кодекса действия (бездействие), предусмотренные частью 1 данной статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 данной статьи, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Субъектами административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой, являются, в том числе должностные лица организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.
В силу абзаца одиннадцатого статьи 5 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" к таким организациям относятся операторы по приему платежей.
На организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в силу закона возложена обязанность принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, к числу которых в соответствии с абзацем вторым статьи 4 Закона N 115-ФЗ относятся организация и осуществление внутреннего контроля.
Согласно статье 3 Закона N 115-ФЗ организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих в себя разработку правил внутреннего контроля и в установленных названным законом случаях целевых правил внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, а также назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля и целевых правил внутреннего контроля; осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, включающая в себя в том числе выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров, а также в установленных названным законом случаях целевых правил внутреннего контроля.
При этом в соответствии с указанной нормой внутренним контролем признается деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
Пунктом 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований, утверждаемых Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона N 115 организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения, перечисленные в данной статье, по указанным в пунктах 1 - 1.4, 1.6 - 1.9, 2 статьи 6, пункте 6 статьи 7.4 и пункте 1 статьи 7.5 настоящего Федерального закона подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами.
Как следует из материалов дела, Шепеленко С.В, являясь начальником отдела финансового мониторинга и валютных операций ООО "Банк Южной многоотраслевой корпорации", допущено нарушение подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", выразившееся в представлении в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, с кодом вида операций 1004 в количестве трех штук от 17 ноября, 3 декабря, 14 декабря 2020 года.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Шепеленко С.В. к административной ответственности по части 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Шепеленко С.В, являясь на момент совершения административного правонарушения начальником отдела финансового мониторинга и валютных операций ООО "Банк Южной многоотраслевой корпорации" - профессиональным участником валютных правоотношений, зная о возложенных на него обязанностях по соблюдению требований валютного законодательства, должен был обеспечить их выполнение.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, оцененными по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
В соответствии с положениями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Выводы административного органа и нижестоящих судов о наличии в действиях Шепеленко С.В. объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям действующего законодательства.
Доводы жалобы, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, не находят своего подтверждения материалами дела, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, противоречат совокупности собранных доказательств и не ставят под сомнение наличие в действиях Шепеленко С.В. объективной стороны вмененного состава административного правонарушения.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием административным органом и судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащего применению, не свидетельствует о том, что должностным лицом и судами допущены нарушения норм материального и процессуального права, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание назначено должностному лицу в пределах санкции части 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы в рассматриваемом случае правонарушение не может быть признано малозначительным.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в данном деле не имеется.
Постановление о привлечении Шепеленко С.В. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых процессуальных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление заместителя начальника Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации от 19 октября 2021 года, решение судьи Советского районного суда г. Краснодара от 8 апреля 2022 года, решение судьи Краснодарского краевого суда от 27 июля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника отдела финансового мониторинга и валютных операций ООО "Банк Южной многоотраслевой корпорации" Шепеленко С.В. оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Четвертого кассационного
суда общей юрисдикции В.В. Шелудько
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.