Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Богатых О.П, Капункина Ю.Б, с участием прокурора Шаповаловой О.Ю.
рассмотрела кассационную жалобу администрации Родниковского сельского поселения Белореченского района Краснодарского края, совета Родниковского сельского поселения Белореченского района Краснодарского края на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 22 декабря 2022 года, которым отменено решение Краснодарского краевого суда от 20 июня 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства в лице Департамента лестного хозяйства по Южному Федеральному округу о признании нормативного правового акта недействующим в части.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
Федеральное агентство лесного хозяйства в лице департамента лесного хозяйства по Южному федеральному округу (далее - Рослесхоз) обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующим со дня принятия генеральный план муниципального образования Родниковского сельского поселения Белореченского района Краснодарского края, утвержденный решением Совета Родниковского сельского поселения Белореченского района от 30 августа 2011 года N "Об утверждении генерального плана муниципального образования Родниковского сельского поселения Белореченского района Краснодарского края", в части включения в границы населенных пунктов муниципального образования Родниковского сельского поселения Белореченского района Краснодарского края лесных участков, расположенных на землях лесного фонда Родниковского и Пшехского участковых лесничеств Белореченского лесничества Краснодарского края:
- Пшехское участковое лесничество: "данные изъяты";
- Родниковское участковое лесничество: "данные изъяты"
Решением Краснодарского краевого суда от 20 июня 2022 года требования административного иска удовлетворены в части.
Суд признал недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Совета Родниковского сельского поселения Белореченского района от 30 августа 2011 года N "Об утверждении генерального плана муниципального образования Родниковского сельского поселения Белореченского района Краснодарского края" в части включения в границы населенных пунктов муниципального образования Родниковского сельского поселения Белореченского района Краснодарского края земельных участков, расположенных на землях лесного фонда Родниковского и Пшехского участковых лесничеств Белореченского района Краснодарского края:
- Пшехское участковое лесничество "данные изъяты" м;
- Родниковское участковое лесничество "данные изъяты".
В удовлетворении остальных требований административного иска отказано.
На Совет Родниковского сельского поселения Белореченского района возложена обязанность опубликовать сообщение о принятии данного решения в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты Совета Родниковского сельского поселения Белореченского района, а также разместить на сайте Совета Родниковского сельского поселения Белореченского района.
На Совет Родниковского сельского поселения Белореченского района возложена обязанность сообщить суду и Федеральному агентству лесного хозяйства в лице департамента лесного хозяйства по ЮФО в срок 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу о его исполнении либо об уважительных причинах невозможности его исполнить в указанный срок.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 22 декабря 2022 года решение Краснодарского краевого суда от 20 июня 2022 года отменено. По делу принято новое решение, которым требования административного иска удовлетворены частично.
Суд признал недействующим со дня принятия решение Совета Родниковского сельского поселения Белореченского района от 30 августа 2011 года N "Об утверждении генерального плана муниципального образования Родниковского сельского поселения Белореченского района Краснодарского края" в части включения в границы населенных пунктов муниципального образования Родниковского сельского поселения Белореченского района Краснодарского края земельных участков, расположенных на землях лесного фонда Родниковского и Пшехского участковых лесничеств Белореченского района Краснодарского края:
- Пшехское участковое лесничество "данные изъяты";
- Родниковское участковое лесничество "данные изъяты".
В удовлетворении остальных требований административного иска отказано.
На Совет Родниковского сельского поселения Белореченского района возложена обязанность опубликовать сообщение о принятии апелляционного определения в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты Совета Родниковского сельского поселения Белореченского района, либо разместить на сайте Совета Родниковского сельского поселения Белореченского района в сети Интернет.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 15 февраля 2023 года, администрация Родниковского сельского поселения Белореченского района Краснодарского края, совет Родниковского сельского поселения Белореченского района Краснодарского края ставят вопрос об отмене апелляционного определения как незаконного, принятого с нарушением норм материального права. По мнению заявителя, выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, не соответствуют обстоятельствам административного дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Заслушав доклад, объяснения представителя администрации Родниковского сельского поселения Белореченского района Краснодарского края, совета Родниковского сельского поселения Белореченского района Краснодарского края - Лень М.С, поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Шаповаловой О.Ю, возражавшей против удовлетворения жалобы, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их в части, руководствуясь положениями части 8 статьи 24, части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 4, 5.4.3 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 736, суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта ввиду отсутствия доказательств его согласования с Рослесхозом в части включения в земли населенного пункта лесных участков. Также суд первой инстанции, принимая во внимание заключение землеустроительной экспертизы, установив частичное пересечение земель населенных пунктов с землями лесного фонда, пришел к выводу об удовлетворении требований административного иска о признании недействующим оспариваемого Генерального плана в части включения в границы населенных пунктов муниципального образования Родниковского сельского поселения Белореченского района Краснодарского края земельных участков, расположенных на землях лесного фонда Родниковского и Пшехского участковых лесничеств Белореченского района Краснодарского края: Пшехское участковое лесничество квартал "данные изъяты" Родниковское участковое лесничество квартал "данные изъяты"
С данными выводами не согласился суд апелляционной инстанции в части признания недействующим оспариваемого генерального плана по включению в границы населенных пунктов муниципального образования Родниковского сельского поселения Белореченского района Краснодарского края земельных участков, расположенных на землях лесного фонда Родниковского и Пшехского участковых лесничеств Белореченского района Краснодарского края, а именно по указанным судом первой инстанции кварталам, выделам в отношении земельных участков с кадастровыми номерами, "данные изъяты", "данные изъяты", поскольку землеустроительная экспертиза не является надлежащим доказательством, свидетельствующим о наличии факта вхождения в границы населенных пунктов лесных участков.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не соглашается с данными выводами суда апелляционной инстанции.
Из материалов дела видно, что в рамках рассмотрения административного дела по ходатайству административного ответчика судом первой инстанции назначена судебная землеустроительная экспертиза, производство которой поручено АНО "Исследовательский центр судебных экспертиз".
Согласно заключению судебной экспертизы от 11 апреля 2022 года N экспертом ФИО установлено частичное пересечение земель населенных пунктов с землями лесного фонда:
- Пшехское участковое лесничество: "данные изъяты".; Родниковское участковое лесничество: "данные изъяты". В остальной части заявленных административным истцом требований судебным экспертом факт наложения земель населенных пунктов и лесных участков не установлен.
Так, по результатам проведенной в рамках экспертного осмотра геодезической съемки было установлено, что квартал "данные изъяты" Пшехское участковое лесничество, относятся к землям лесного фонда.
"данные изъяты" входит в состав объекта права: лесной участок в составе земель лесного фонда (кварталы "данные изъяты", принадлежит на праве собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о регистрации права собственности от 13 октября 2009 года серия "данные изъяты", документ-основание: статья 19 Лесного кодекса Российской Федерации N 22-ФЗ от 29 января 1997 года
"данные изъяты" входит в состав объекта права: лесной участок в составе земель лесного фонда (кварталы "данные изъяты", документ-основание: статья 19 Лесного кодекса Российской Федерации N 22-ФЗ от 29 января 1997 года.
"данные изъяты" входит в состав объекта права: лесной участок в составе земель лесного фонда (кварталы "данные изъяты", принадлежит на праве собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о регистрации права собственности от 13 октября 2009 года серия "данные изъяты", документ-основание: статья 19 Лесного кодекса Российской Федерации N 22-ФЗ от 29 января 1997 года.
Также по результатам проведенной в рамках экспертного осмотра геодезической съемки было установлено, что земельные участки Родниковского участкового лесничества: "данные изъяты" не относятся к землям лесного фонда.
"данные изъяты" Родниковского участковое лесничество, относятся к землям лесного фонда.
Так, "данные изъяты", входит в состав объекта права: лесной участок в составе земель лесного фонда (кварталы "данные изъяты"), площадью 31 130 000 кв. м, местоположение: Российская "адрес", принадлежит на праве собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о регистрации права собственности от 13 октября 2009 года серия "данные изъяты", документ-основание: статья 19 Лесного кодекса Российской Федерации N 22-ФЗ от 29 января 1997 года.
Экспертом установлено, что имеются пересечения земель "данные изъяты" Пшехского участкового лесничества с землями населенных пунктов муниципального образования Родниковского сельского поселения Белореченского района Краснодарского края, согласно генеральному плану, утвержденному решением Совета Родниковского сельского поселения Белореченского района Краснодарского края от 30 августа 2011 года N, а именно с земельным участком с кадастровым номером "данные изъяты". Площадь наложения (пересечения) указанных участков составляет 336 745 кв. м.
Квартал "данные изъяты" Пшехского участкового лесничества не имеют пересечений с землями населенных пунктов муниципального образования Родниковского сельского поселения Белореченского района Краснодарского края, согласно генеральному плану, утвержденному решением Совета Родниковского сельского поселения Белореченского района Краснодарского края от 30 августа 2011 года N
Экспертом указано, что земельные участки с кадастровыми номерами "данные изъяты" и "данные изъяты", находящиеся в квартале "данные изъяты" относятся к категории земель населенных пунктов.
Квартал "данные изъяты" представлены на планшете с инвентарным номером 128 Родниковского участковое лесничество.
Согласно сведениям ЕГРН, каталогу координат поворотных точек, результатам проведенной в рамках экспертного осмотра геодезической съемки, письму главы администрации муниципального образования Белореченский район от 15 декабря 2021 года N, экспертом установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами "данные изъяты" находятся за чертой населенных пунктов в зоне земель лесного фонда, земельные участки с кадастровыми номерами "данные изъяты" не имеют пересечений с землями лесного фонда, квартал "данные изъяты" Родниковского участкового лесничества не имеют пересечений с землями населенных пунктов муниципального образования Родниковского сельского поселения Белореченского района Краснодарского края, согласно генеральному плану, утвержденному решением Совета Родниковского сельского поселения Белореченского района Краснодарского края от 30 августа 2011 года N
При этом имеются пересечения квартала "данные изъяты" 2, Родниковского участкового лесничества с землями населенных пунктов муниципального образования Родниковского сельского поселения Белореченского района Краснодарского края, согласно генеральному плану, утвержденному решением Совета Родниковского сельского поселения Белореченского района Краснодарского края N от 30 августа 2011 года, а именно с земельным участком с кадастровым номером "данные изъяты". Площадь наложения (пересечения) составляет 382 кв. м согласно схеме N наложения границ земельного участка и земель лесного фонда.
Судебный эксперт в судебном заседании суда первой инстанции подтвердила изложенные в экспертном заключении выводы, пояснив, что экспертиза проведена с учетом фактического расположения спорных земельных участков, установленного в результате осмотра, проведенного при производстве экспертизы, а также в соответствии с имеющимися данными о координатах земельных участков, содержащихся в материалах административного дела.
Судом установлено, что при производстве судебной экспертизы были использованы представленные Министерством природных ресурсов Краснодарского края выкопировки планшетов с указанием местоположения спорных участков, сведения филиала " "данные изъяты"" от 17 марта 2022 года, информация ФГБУ " "данные изъяты"" от 27 ноября 2017 года, иные письменные доказательства, а также фотоматериалы, приложенные к заключению эксперта.
На основании представленных в материалы дела документов и заключения судебной экспертизы суд первой инстанции пришел к выводу о том, что "данные изъяты" Пшехского участкового лесничества, "данные изъяты" 2 Родниковского участкового лесничества относятся к землям лесного фонда, а земельные участки с кадастровыми номерами "данные изъяты" имеют пересечения с землями населенных пунктов, площадью наложения (пересечения) 336 745 кв. м и 382 кв. м.
Поскольку в указанной части проект генерального плана поселения не был согласован с уполномоченным органом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований административного иска.
Судебная коллегия находит указанные выводы правильными основанными на обстоятельствах дела, подтвержденных доказательствами, которым дана оценка по правилам статьи 84 КАС РФ.
Суд апелляционной инстанции, указывая на то, что землеустроительная экспертиза является ненадлежащим доказательством ввиду того, что экспертом не исследовалась лесоустроительная документация, принял во внимание заключение ФГБУ " "данные изъяты"" и выписки из государственного лесного реестра.
Однако заключение ФГБУ " "данные изъяты"" и выписки из государственного лесного реестра не содержат информации о координатах поворотных точек, выполнены приблизительно, тогда как эксперт при производстве экспертизы пользовалась высокоточным геодезическим оборудованием, имеющим соответствующую проверку на дату производства геодезических работ.
Кроме того, в экспертизе описан использованный материал при производстве экспертизы, а именно: выкопировки из планшетов, копии свидетельств о государственной регистрации права собственности, копия из таксационных описаний, выписки из учетов лесного фонда и т.д. Данный факт подтверждается ответом на допрос эксперта, где эксперт пояснил, что им был исследован весь вышеуказанный материал, в том числе материалы лесоустройства, таксационные описания, планшетов и другой лесоустроительной документации.
Таким образом, являются несостоятельными и необоснованными выводы суда апелляционной инстанции о том, что экспертом не использовались материалы лесоустройства, таксационные описания, планшетов и другой лесоустроительной документации.
При таких обстоятельствах выводы суда апелляционной инстанции, изложенные в обжалованном судебном акте, не соответствуют обстоятельствам административного дела и основаны на неправильном применении норм материального и процессуального права.
В силу пункта 4 части 1 статьи 329 КАС РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с административным делом, вправе оставить в силе один из принятых по административному делу судебных актов.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает апелляционное определение подлежащим отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 22 декабря 2022 года отменить, решение Краснодарского краевого суда от 20 июня 2022 года оставить в силе.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 24 мая 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.