Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А, судей Авериной Е.Г, Руденко Ф.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному унитарному предприятию "адрес" "Управляющая компания "Стрелецкая бухта" об индексации заработной платы, по кассационной жалобе ФИО1 на решение Гагаринского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи ФИО5, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному унитарному предприятию "адрес" компания "Стрелецкая бухта" (далее - ГУПС "УК "Стрелецкая бухта") об индексации заработной платы.
В обоснование заявленных требований указано, что истица с ДД.ММ.ГГГГ работает в ГУПС "УК "Стрелецкая бухта", занимает должность секретаря-машинистки.
По обращению ФИО1 прокуратурой "адрес" была проведена проверка деятельности ГУПС "УК "Стрелецкая бухта", в результате которой установлены нарушения требований трудового законодательства в части индексации заработной платы работников. Установлено, что в нарушение норм трудового законодательства Российской Федерации в период до 2021 года индексация заработной платы ГУПС "УК "Стрелецкая бухта" не проводилась.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ГУПС "УК "Стрелецкая бухта" прокуратурой внесено представление об устранении нарушений законодательства. Ответчиком требования представления в полном объеме не выполнены, нарушения не устранены, выплата сумм индексации за период до 2021 года не произведена.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истица просила суд обязать ответчика проиндексировать заработную плату за период с 2016 года по 2021 год и выплатить ей причитающуюся сумму за указанный период.
Решением Гагаринского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ решение Гагаринского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФИО1 просит отменить решение и апелляционное определение, принять новое судебное постановление об удовлетворении исковых требований. В качестве оснований для отмены обжалуемых судебных актов заявительница ссылается на неправильное применение судом норм материального права, нарушение норм процессуального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. При таких обстоятельствах, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело без их участия.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам ФИО2 кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.
Согласно статье 1 Трудового кодекса Российской Федерации, целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Частью 1 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Частью 3 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Согласно статье 130 Трудового кодекса Российской Федерации индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности и по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников.
В соответствии со статьей 134 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Исходя из смысла положений Трудового кодекса Российской Федерации порядок индексации заработной платы работников в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги работодателями, которые не получают бюджетного финансирования, устанавливается коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Такое правовое регулирование направлено на учет особенностей правового положения работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, обеспечивает им (в отличие от работодателей, финансируемых из соответствующих бюджетов) возможность учитывать всю совокупность обстоятельств, значимых как для работников, так и для работодателя. Трудовой кодекс Российской Федерации не предусматривает никаких требований к механизму индексации, поэтому работодатели, которые не получают бюджетного финансирования, вправе избрать любые порядок и условия ее осуществления (в том числе ее периодичность, порядок определения величины индексации, перечень выплат, подлежащих индексации) в зависимости от конкретных обстоятельств, специфики своей деятельности и уровня платежеспособности.
Исходя из буквального толкования положений статьи 134 Трудового кодекса Российской Федерации индексация - это не единственный способ обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы. Обязанность повышать реальное содержание заработной платы работников может быть исполнена работодателем и путем ее периодического увеличения безотносительно к порядку индексации, в частности, повышением должностных окладов, выплатой премий и т.п.
В силу частей 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Определении от 17 июня 2010 г. N 913-О-О, индексация заработной платы по своей природе представляет собой государственную гарантию по оплате работников. Нормативные положения статей 2, 130 и 134 Трудового кодекса Российской Федерации предоставляют работодателям, которые не получают бюджетного финансирования, самостоятельно устанавливать порядок индексации заработной платы с учетом всей совокупности обстоятельств, значимых как для работников, так и для работодателя.
Ввиду изложенного при разрешении споров работников с работодателями, не получающими бюджетного финансирования, по поводу индексации заработной платы, подлежат применению положения локальных нормативных актов, устанавливающие системы оплаты труда, порядок индексации заработной платы работников в организациях, не получающих бюджетного финансирования.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между ГУПС "УК "Стрелецкая бухта" и ФИО1 заключен трудовой договор N, согласно которому, ФИО1 принята на работу секретарем-машинисткой, дата начала работы ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 3.1 трудового договора, работнику устанавливается, в соответствии со штатным расписанием, должностной оклад исходя из единой тарифной сетки (ЕТС) по оплате труда работников муниципальных учреждений, составляет 11674, 00 руб. Сумма заработка исчисляется пропорционально фактически отработанному времени, а также объему выполненных работ. Оплата труда работника изменяется в соответствии с законодательством о труде, изменением тарифной ставки 1-го разряда на предприятии, на основании штатного расписания предприятия, а также в соответствии с локальными нормативно-правовыми актами, принятыми на предприятии, что не будет в дальнейшем требовать дополнительных соглашений к трудовому договору.
Заработная плата за каждый месяц выплачивается два раза в месяц: первая половина - аванс в размере 40-50% заработной платы - не позднее 18 числа, текущего (расчетного) месяц; окончательный расчет за месяц - не позднее 30-го, 31-го числа текущего месяца. При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня (п. 3.3 трудового договора).
Выплата премий, надбавок, доплат и оказание материальной помощи осуществляется в пределах фонда оплаты труда, утвержденной на текущий год (п. 3.2 трудового договора).
Согласно п. 3.9 трудового договора, условия оплаты труда, не указанные в договоре, определяются положением "Об оплате труда" работодателя, трудовым кодексом и иными законами Российской Федерации.
Условия премирования работников определяются Положением "О премировании работников" работодателя, Трудовым кодексом РФ и иными законами Российской Федерации (п. 3.10 трудового договора).
Права и обязанности работника и работодателя в области охраны труда определяются разделом X Трудового кодекса Российской Федерации (п. 2.6 трудового договора).
Права и обязанности работника и работодателя определяются статьей 21 и 22 Трудового Кодекса Российской Федерации (п. 2.7 трудового договора).
В соответствии с п. 2.1 трудового договора, работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Пунктом 5 трудового договора предусмотрено, что работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в сроки, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации, правилами внутреннего трудового распорядка организации, настоящим договором.
В период с ДД.ММ.ГГГГ до 2018 года истица исполняла обязанности специалиста по кадрам.
Согласно выписке из штатного расписания на период с ДД.ММ.ГГГГ, тарифная ставка (оклад) секретаря-машинистки установлена 11674, 00 руб.
Приказом ГУПС "УК "Стрелецкая бухта" от ДД.ММ.ГГГГ N, в связи увеличением минимальной заработной платы для работников 1-го разряда до 7500 руб. в месяц, утверждено штатное расписание N, в ГУПС "УК "Стрелецкая бухта" утвержден минимальный размер месячной тарифной ставки рабочего первого разряда 7500 руб, введено штатное расписание N в действие с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно штатному расписанию N от ДД.ММ.ГГГГ, на период с ДД.ММ.ГГГГ тарифная ставка (оклад) секретаря-машинистки установлена 11925 руб.
Приказом ГУПС "УК "Стрелецкая бухта" от ДД.ММ.ГГГГ N, в связи с увеличением минимальной заработной платы для работников 1-го разряда до 8000 руб. в месяц, согласно Региональному соглашению "О минимальной заработной плате в "адрес"" от ДД.ММ.ГГГГ, в ГУПС "УК "Стрелецкая бухта" утвержден минимальный размер месячной тарифной ставки рабочего первого разряда 8000 руб, введено штатное расписание N в действие с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно штатному расписанию от ДД.ММ.ГГГГ N на период с ДД.ММ.ГГГГ, тарифная ставка (оклад) секретаря-машинистки установлена 12740 руб, надбавка- 1274, 00 руб.
Приказом ГУПС "УК "Стрелецкая бухта" от ДД.ММ.ГГГГ N, в связи увеличением минимальной месячной тарифной ставки для работников 1-го разряда до 8846 руб. в месяц, утвержденного ОТС ЖКХ на 2017-2019 год, утверждено штатное расписание N от ДД.ММ.ГГГГ, в ГУПС "УК "Стрелецкая бухта" утвержден минимальный размер месячной тарифной ставки рабочего первого разряда 8846 руб, введено штатное расписание N в действие с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно штатному расписанию от ДД.ММ.ГГГГ N на период с ДД.ММ.ГГГГ, тарифная ставка (оклад) секретаря-машинистки установлена 14087, 00 руб, надбавка- 1409, 00 руб.
Приказом ГУПС "УК "Стрелецкая бухта" от ДД.ММ.ГГГГ N, в связи увеличением минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 421-ФЗ до 9489 руб, согласно Региональному соглашению о минимальной заработной плате в "адрес" и предложения о присоединении к нему ст. 1 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 82-ФЗ (по соглашению МРОТ установлен меньше, чем федеральный, поэтому с 2018 года действует федеральный МРОТ 9489 руб.), утверждено штатное расписание N от ДД.ММ.ГГГГ, введено штатное расписание N от ДД.ММ.ГГГГ в действие с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно штатному расписанию N от ДД.ММ.ГГГГ на период с ДД.ММ.ГГГГ, тарифная ставка (оклад) секретаря-машинистки установлена 15128, 00 руб, надбавка 2269, 00 руб.
Приказом ГУПС "УК "Стрелецкая бухта" N от ДД.ММ.ГГГГ, в связи увеличением минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 41-ФЗ до 11163 руб. Согласно Региональному соглашению о минимальной заработной плате в "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и Предложения о присоединении к нему ст. 1 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 82-ФЗ (с ДД.ММ.ГГГГ действует федеральный МРОТ 11163 руб.), утверждено штатное расписание N от ДД.ММ.ГГГГ, введено штатное расписание N от ДД.ММ.ГГГГ в действие с ДД.ММ.ГГГГ, повышены должностные оклады работникам с 1 по 5 разряд.
Согласно штатному расписанию N от ДД.ММ.ГГГГ на период с ДД.ММ.ГГГГ, тарифная ставка (оклад) секретаря-машинистки установлена 17834, 00 руб, надбавка 2675, 00 руб.
Приказом ГУПС "УК "Стрелецкая бухта" N от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с увеличением минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 481-ФЗ. Региональное соглашение о минимальной заработной плате в "адрес" и Предложение о присоединении к нему ст. 1 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 82-ФЗ (по соглашению МРОТ установлен меньше, чем федеральный, поэтому с 2019 года действует федеральный МРОТ 11280 руб.), утверждено штатное расписание N от ДД.ММ.ГГГГ. Введено штатное расписание N в действие с ДД.ММ.ГГГГ, произведено увеличение окладов в соответствии с разрядами для рабочих и служащих с 1 по 6 разряд включительно (0, 89%).
Согласно штатному расписанию от ДД.ММ.ГГГГ N на период с ДД.ММ.ГГГГ, тарифная ставка (оклад) секретаря-машинистки установлена 17993, 00 руб, надбавка- 2699, 00 руб.
Приказом ГУПС "УК "Стрелецкая бухта" от ДД.ММ.ГГГГ N, в связи увеличением минимального размера оплаты труда, (установлен Федеральным законом ст. 1 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N- ФЗ (с ДД.ММ.ГГГГ действует федеральный МРОТ 12130 руб.), установлен для рабочих 1 разряда оклад в размере 12200 руб. (кроме сезонных несовершеннолетних рабочих), утверждено штатное расписание N от ДД.ММ.ГГГГ. Введено штатное расписание N в действие с ДД.ММ.ГГГГ, произведено увеличение окладов в соответствии с разрядами для рабочих и служащих с 1 по 6 разряд включительно (7, 965%).
Согласно штатному расписанию на период с ДД.ММ.ГГГГ, тарифная ставка (оклад) секретаря-машинистки установлена 19426, 00 руб, надбавка 2914, 00 руб.
Приказом ГУПС "УК "Стрелецкая бухта" от ДД.ММ.ГГГГ N, в связи с производственной необходимостью введены изменения и дополнения в штатное расписание от ДД.ММ.ГГГГ N, секретарь- машинистка 5 разряда, с должностным окла "адрес" руб, размер надбавки 10 % от должностного оклада - 2220, 00 руб.
Согласно выписке из штатного расписания на период с ДД.ММ.ГГГГ, тарифная ставка (оклад) секретаря-машинистки установлена 22202, 00 руб, надбавка 2220, 00 руб.
Приказом ГУПС "УК "Стрелецкая бухта" от ДД.ММ.ГГГГ N, в связи увеличением минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом ст. 1 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N- ФЗ (с ДД.ММ.ГГГГ действует МРОТ 12792 руб.), установлено в ГУПС "УК "Стрелецкая бухта" для рабочих 1 разряда оклад в размере 12810 руб. (кроме сезонных несовершеннолетних рабочих), утверждено штатное расписание N от ДД.ММ.ГГГГ. Введено штатное расписание N в действие с ДД.ММ.ГГГГ, произведено увеличение окладов в соответствии с разрядами для рабочих и служащих с 1 по 6 разряд включительно (5, 0%).
Согласно штатному расписанию от ДД.ММ.ГГГГ N на период с ДД.ММ.ГГГГ, тарифная ставка (оклад) секретаря-машинистки установлена 23312, 00 руб, надбавка 2331, 00 руб.
Согласно приказу Департамента городского хозяйства "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-ОД, государственным унитарным предприятиям "адрес", находящимся в подведомственном подчинении Департамента городского хозяйства "адрес" следовало провести индексацию окладов руководителей на 4, 5 % с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, привести в соответствие штатные расписания предприятий.
Приказом ГУПС "УК "Стрелецкая бухта" от ДД.ММ.ГГГГ N "Об индексации заработной платы руководителей государственных предприятий и сотрудников предприятия, согласно ст. 134 Трудового кодекса Российской Федерации" на основании приказа N-ОД от 24.02.2021г." произведена индексация окладов сотрудников ГУПС "УК "Стрелецкая бухта" на 4, 5% от должностных окладов. Данным приказом также утверждено штатное расписание от ДД.ММ.ГГГГ N. Введено штатное расписание N с ДД.ММ.ГГГГ, размер ФОТ с ДД.ММ.ГГГГ установлен 2622605, 75 руб.
Согласно штатному расписанию от ДД.ММ.ГГГГ N на период с ДД.ММ.ГГГГ, тарифная ставка (оклад) секретаря-машинистки установлена 24361, 00 руб, надбавка 2436, 00 руб.
По обращению ФИО1 прокуратурой Гагаринского района г. Севастополя была проведена проверка ГУПС "УК "Стрелецкая бухта", по результатам которой установлены нарушения требований трудового законодательства в части индексации заработной платы. Установлено, что до 2021 года индексация заработной платы ГУПС "УК "Стрелецкая бухта" не производилось, в то же время проводилось ежегодное повышение заработной платы. Локальные нормативные акты, предусматривающие обязанность работодателя ежегодно проводить индексацию или повышать размер зарплаты работников путем увеличения окладов, выплат премий в ГУПС "УК "Стрелецкая бухта" отсутствуют.
Приказом ГУПС "УК "Стрелецкая бухта" N от ДД.ММ.ГГГГ введено Положение об индексации заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому, индексация проводится не реже 1 раза в год исходя из коэффициента, равного прогнозируемому уровню инфляции на текущий год (по данным официального НПА о федеральном бюджете на соответствующих год), но не выше 6%.
Согласно региональному соглашению о минимальной заработной плате в городе Севастополе, принятому решением Севастопольской региональной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений ДД.ММ.ГГГГ N, в городе Севастополе минимальная заработная плата устанавливается с ДД.ММ.ГГГГ в размере 7343 руб. в месяц (п. 1.1).
Размер минимальной заработной платы в городе Севастополе устанавливается для работников, работающих на территории города Севастополя, за исключением работников организаций бюджетной сферы (п. 1.2).
Месячная заработная плата работника, работающего на территории города Севастополя и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого действует настоящее соглашение, не может быть ниже размера минимальной заработной платы, установленной пунктом 1.1 настоящего Соглашения, при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности) (п. 1.5).
Согласно п. 3.1 Регионального соглашения, работодатели обязуются заработную плату каждого работника устанавливать в зависимости от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда.
Профсоюзы обязались инициировать включение в коллективные договоры и соглашения обязательств по индексации минимальной заработной платы в соответствии с настоящим соглашением в порядке, предусмотренном федеральными законами и законодательством города Севастополя (п. 4.1); осуществлять общественный контроль за выполнением настоящего соглашения в порядке, предусмотренном федеральными законами и законодательством города Севастополя (п. 4.2); рассматривать заявления и обращения работников по вопросам оплаты труда и принимать по ним соответствующие решения, представлять интересы работников в суде и добиваться привлечения к ответственности нарушителей трудового законодательства (п. 4.3).
Согласно п. 5.1 Регионального соглашения, если работодатели в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к Региональному соглашению о минимальной заработной плате не представили в Департамент труда и социальной защиты населения "адрес" мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то настоящее Соглашение распространяется на этих работодателей со дня официального опубликования предложения и подлежит обязательному исполнению.
Региональным соглашением о минимальной заработной плате в городе Севастополе, принятым решением Севастопольской региональной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений ДД.ММ.ГГГГ N, в городе Севастополе минимальная заработная плата установлена с ДД.ММ.ГГГГ в размере 8000 руб. в месяц (п. 1.1).
Региональным соглашением о минимальной заработной плате в городе Севастополе, принятым решением Севастопольской региональной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений ДД.ММ.ГГГГ N, в городе Севастополе минимальная заработная плата установлена с ДД.ММ.ГГГГ для работников организаций бюджетной сферы в размере не менее 8000 руб. в месяц, для работников организаций внебюджетной сферы в размере не менее 8500 руб. в месяц (п. 1.1).
Региональным соглашением о минимальной заработной плате в городе Севастополе, принятым решением Севастопольской региональной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений ДД.ММ.ГГГГ N, в городе Севастополе минимальная заработная плата установлена с ДД.ММ.ГГГГ для работников организаций бюджетной сферы в размере не менее 9489 руб. в месяц, для работников организаций внебюджетной сферы в размере не менее 9500 руб. в месяц (п. 1.1).
Региональным соглашением о минимальной заработной плате в городе Севастополе, принятым решением Севастопольской региональной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений ДД.ММ.ГГГГ N, в городе Севастополе минимальная заработная плата установлена с ДД.ММ.ГГГГ для работников организаций бюджетной сферы в размере не менее 11163 руб. в месяц, для работников организаций внебюджетной сферы в размере не менее 11200 руб. в месяц (п. 1.1).
Региональным соглашением о минимальной заработной плате в городе Севастополе, принятым решением Севастопольской региональной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений ДД.ММ.ГГГГ N, в городе Севастополе минимальная заработная плата установлена с ДД.ММ.ГГГГ для работников организаций бюджетной сферы в размере не менее 11280 руб. в месяц, для работников организаций внебюджетной сферы в размере не менее 11300 руб. в месяц (п. 1.1).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды руководствовались приведенными выше нормами материального права и исходили из того, что нарушений прав истицы на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы работодателем не допущено.
Суд указал, что индексация это не единственный способ обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы. Обязанность повышать реальное содержание заработной платы работников может быть исполнена работодателем и путем ее периодического увеличения безотносительно к порядку индексации, в частности, повышением должностных окладов, выплатой премий и т.п.
Судом установлено, что в спорный период размер оклада истицы увеличивался в зависимости от увеличения МРОТ, текущая величина которого зависит от нескольких показателей, в том числе от текущего уровня инфляции. Размер заработной платы истицы в соответствующие периоды был выше величины прожиточного минимума в Российской Федерации и выше установленного минимального размера оплаты труда в "адрес".
С учетом установленных обстоятельств, суд пришел к выводу, что отсутствие отдельного приказа об индексации, не опровергает доводы ответчика о соблюдении прав истицы на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы.
Судебная коллегия по гражданским делам ФИО2 кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанции, поскольку они основаны на надлежащей оценке представленных по делу доказательств и требованиях подлежащих применению к правоотношениям сторон норм материального права.
Согласно ч.1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение должно быть законным и обоснованным.
В п.п. 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Приведенным критериям обжалуемые решения соответствуют в полном объеме, суд первой и апелляционной инстанции приняли решения в соответствии с вышеприведенными правовыми нормами в их системном толковании, дав надлежащую юридическую оценку правоотношениям, правильно установив фактические обстоятельства дела и оценив представленные доказательства.
Доводы кассационной жалобы о том, что судами неверно установлены юридически значимые обстоятельства по делу, нарушены нормы материального права, не принято во внимание представление прокуратуры об устранении нарушений трудового законодательства, подлежат отклонению, поскольку выражают субъективное мнение автора кассационной жалобы относительно того, как должен быть разрешен спор и не могут служить основанием для отмены правильных судебных актов.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом исследования и оценки судов и нашли свое отражение в обжалуемых судебных актах. Оснований не согласиться с выводами нижестоящих судов, судебная коллегия по гражданским делам ФИО2 кассационного суда общей юрисдикции не находит.
В целом, указанные в кассационной жалобе доводы, суд кассационной инстанции признает несостоятельными, направленными на переоценку исследованных доказательств и изменение установленных обстоятельств, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (часть 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Несогласие автора кассационной жалобы с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств, не свидетельствует о допущенной при рассмотрении дела судебной ошибке и не подтверждает факт нарушения судами норм права, которые могли повлиять на исход дела и являлись бы достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену судебных актов, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Гагаринского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.