Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Комбаровой И.В, судей Песоцкого В.В, Харитонова А.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора города Керчи Республики Крым в интересах Казак Сергея Максимовича к администрации города Керчи Республики Крым, департаменту коммунального хозяйства и капитального строительства администрации города Керчи Республики Крым о предоставлении благоустроенного жилого помещения, по кассационной жалобе главы администрации города Керчи Брусакова С.А. на решение Керченского городского суда Республики Крым от 27 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 08 декабря 2022 года, Заслушав доклад судьи Комбаровой И.В, выслушав прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратурой Российской Федерации Кириенко А.А, возражавшего против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
прокурор г. Керчи Республики Крым обратился в суд в интересах Казак С.М. с указанным иском, в котором просит возложить на администрацию г. Керчи Республики Крым обязанность предоставить Казак С.М, ДД.ММ.ГГГГ, благоустроенное применительно к условиям муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированных жилых помещений по норме предоставления не менее 25 кв. м общей площади жилого помещения.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой г. Керчи Республики Крым проведена проверка исполнения законодательства о защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе которой установлено, что Казак С.М, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей-сирот оставшихся без попечения родителей, включен в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечен, чем нарушено его право на жилище.
К участию в деле привлечены: в качестве соответчика - Департамент коммунального хозяйства и капитального строительства администрации г. Керчи Республики Крым; В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от 27 сентября 2022 года исковые требования прокурора г. Керчи Республики Крым в интересах Казак С.М. удовлетворены. На администрацию г. Керчи Республики Крым возложена обязанность предоставить Казак С.М, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение по норме предоставления не менее 25 кв. м, общей площади жилого помещения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 08 декабря 2022 года решение Керченского городского суда Республики Крым от 27 сентября 2022 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба администрации г. Керчи Республики Крым - без удовлетворения.
В кассационной жалобе главой города Керчи Брусаковым С.А. поставлен вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, с принятием нового об отказе в удовлетворении заявленных требований. Заявитель не согласен с выводами судов о том, что действующее законодательство не ставит исполнение возложенных на администрацию законодательством обязанностей по обеспечению жилыми помещениями детей сирот в зависимость от наличия у муниципального образования финансовых средств. Заявитель полагает, что на администрацию города Керчи невозможно возложить обязанность по предоставлению благоустроенного жилья без предоставления финансовых ресурсов, поскольку данные требования противоречат законодательству Российской Федерации. В связи с недофинансированием со стороны исполнительного органа на выполнение возложенных законодательством полномочий по приобретению и предоставлению указанной категории граждан благоустроенного жилья за счет субвенций бюджета Республики Крым, исполнение решения суда невозможно. Полагает, что судами неверно истолкованы содержание и смысл действующего законодательства, что привело, к неправильным выводам о возложении на ответчика обязанности по выполнению отдельных делегированных государственных полномочий и как следствие, к принятию неверных судебных актов.
Письменных возражений на кассационную жалобу не поступило.
Лица, участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационного суда не явились. Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции. На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных постановлений по правилам статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия кассационного суда в соответствии со ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не находит оснований для отмены судебного постановления.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований судом кассационной инстанции при рассмотрении дела не установлено.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
На основании части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктами 14.2, 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
На основании п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 сентября 2013 года N 1320-О - федеральный законодатель в Федеральном законе от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" одновременно с упразднением с 1 января 2013 года права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма предусмотрел - расширив при этом основания предоставления жилья - предоставление им благоустроенных жилых помещений специализированного жилого фонда в целях их социализации по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В силу пункта 7 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицам, указанным в пункте 1 данной статьи, предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений предусмотрено в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Наличие обстоятельств, перечисленных в ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" является основанием возникновения права лиц названной категории на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда. Нарушение данного права в силу статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для обращения в суд.
Отношения, связанные с организацией, приобретением и предоставлением детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа (далее - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей) жилых помещений, в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на территории Республики Крым регулируются Законом Республики Крым от 18 декабря 2014 года N 46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым".
В силу ст. 9 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года N 46- ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в Республике Крым" органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года N 46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым" жилые помещения специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по норме предоставления не менее 25 кв. м общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как следует из материалов дела, Казак С.М, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, относящимся к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Мать ФИО8 умерла ДД.ММ.ГГГГ. Отец ФИО9 лишен родительских прав в 2017 году.
Решением исполнительного комитета Керченского городского совета Автономной Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО10 назначена опекуном Казак С.М..
Постановлением администрации г. Керчи Республики Крым N-п от ДД.ММ.ГГГГ Казак С.М. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
В настоящее время истец Казак С.М. достиг совершеннолетнего возраста.
Согласно акту от N от ДД.ММ.ГГГГ социального обследования семьи Казак С.М, последний проживает в частном доме, принадлежащем на праве собственности дедушке.
В собственности недвижимого имущества у Казак С.М. не имеется. Также отсутствует имущество по договору социального найма, что материалами дела не опровергается.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в списке детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, и лиц из их числа по состоянию, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в городе Керчи Республики Крым Казак С.М. значиться под N 85.
Данных о том, что с Казак С.М. заключен договор социального найма, не имеется.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 92, 98.1, 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вступивший в силу с 1 января 2013 года, Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 г. N 46- ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым", Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" исходил из того, что по достижении 18 лет указанным категориям граждан однократно в порядке, установленном субъектом Российской Федерации, предоставляется благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда. Право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и пришел к выводу, что процедура приобретения жилого помещения для предоставления его Казак С.М. законодательно определена. Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 г. N 46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым" список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим Законом, формируется органом исполнительной власти Республики Крым, уполномоченным в сфере опеки и попечительства (далее - уполномоченный орган), на основании списков лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированных в органах местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, городских и сельских поселений в соответствии с пунктом 1 статьи 9 настоящего Закона. Списки лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированные в органах местного самоуправления городских и сельских поселений, направляются в соответствующие органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
Согласно ст. 11 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года N 46-ЗРК/2014 (в редакции Закона от 29 декабря 2015 года N 193-3РК/2015), финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам соответствующих муниципальных образований из бюджета Республики Крым.
Советом министров Республики Крым принято постановление от 27.07.2016 N 359, которым утвержден Порядок расходования субвенции из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений. Распределение субвенций между бюджетами муниципальных образований Республики Крым устанавливается законом Республики Крым о бюджете на очередной финансовый год и плановый период (пункт 5). При этом пункт 6 Порядка устанавливает условия предоставления субвенций, наличие в бюджете Республики Крым бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств Республики Крым.
Выводы судов нижестоящих инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии финансовых ресурсов и предоставлении жилых помещений в порядке очередности исходя из возможностей бюджета свидетельствуют об ином толковании приведенных выше положений закона, что противоречит прямо установленной данной нормой обязанности органа местного самоуправления по предоставлению жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, вне зависимости от порядка, наличия и размера финансирования.
Доводы кассатора повторяют позицию, изложенную в суде апелляционной инстанции, которой дан полный и всесторонний анализ со стороны суда апелляционной инстанции.
Несогласие заявителя с выводами судов, основанными на оценке доказательств и нормах законодательства, не свидетельствует о неправильном применении и (или) нарушении ими норм материального и (или) процессуального права, повлиявшем на исход дела.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит, что судебные постановления основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем, полагает возможным согласиться с ними.
Таким образом, ссылок на обстоятельства, влекущие безусловную отмену судебных актов в кассационном порядке, в жалобе не приведено, в связи с чем позиция подателя жалобы не может повлечь отмену по существу правильного судебного постановления.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебного акта.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Керченского городского суда Республики Крым от 27 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 08 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу главы администрации города Керчи Брусакова С.А. - без удовлетворения.
Председательствующий И.В. Комбарова
Судьи В.В. Песоцкий
А.С. Харитонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.