Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Булычева С.Н., рассмотрев жалобу защитника Сосниной Натальи Вячеславовны, действующей на основании доверенности в интересах Правительства Забайкальского края (далее также Правительство), на вступившие в законную силу постановление начальника МРО по ОВИП УФССП России по Забайкальскому краю от 21 октября 2022г. и решение судьи Центрального районного суда г. Читы от 14 декабря 2022г., вынесенные в отношении Правительства Забайкальского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника МРО по ОВИП УФССП России по Забайкальскому краю от 21 октября 2022г, оставленным без изменения решением судьи Центрального районного суда г. Читы от 31 мая 2022г, Правительство Забайкальского края признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа 50000 рублей.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Правительства настаивает на отмене постановления судебного пристава-исполнителя и судебного решения, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 2 ст. 17.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
В силу ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно ч. 2 указанной статьи при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.
Как усматривается из материалов дела, по возбужденному постановлением судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов МО по ИОВИП УФССП России по Забайкальскому краю от 26 февраля 2020г. исполнительному производству Правительством не исполнены содержащиеся в исполнительном документе, выданном 20 декабря 2020г. согласно решению Центрального районного суда г. Читы от 25 июля 2019г. по гражданскому делу N 2-3458/2019, требования об определении дислокации и организации работы по строительству дополнительных подразделений пожарной охраны на территории Забайкальского района в населенных пунктах Даурия и Абагатуй, Калганского района в населенных пунктах Нижний Калгукан и Кадая, Краснокаменского района в населенном пункте Кайлайстуй, Нерчинско-заводского района в населенном пункте Аргунск, Тунгокоченского района в населенном пункте Тугокочен в срок, установленный для добровольного исполнения.
14 мая 2022г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с Правительства исполнительского сбора и установлен новый срок для исполнения, которое не было исполнено к установленному сроку, что послужило основанием для вынесения в отношении Правительства Забайкальского края от 12 апреля 2022г. постановления начальника МРО по ОВИП УФССП России по Забайкальскому краю по ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ, оставленного без изменения решением судьи Центрального районного суда г. Читы от 4 июля 2022г.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 6 апреля 2022г. Правительству установлен новый срок исполнения - два месяца с даты получения копии указанного постановления, полученной Правительством 27 апреля 2022г.
Во вновь установленный срок (до 6 июня 2022г.) требования исполнительного документа должником не исполнены, что послужило основанием для составления в отношении Правительства 12 октября 2022г. протокола об административном правонарушении по ч.2 ст. 17.15 КоАП РФ.
Должностное лицо пришло к выводу о виновности Правительства Забайкальского края в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 17.15 КоАП РФ, с чем согласился судья районного суда.
С выводами судебных инстанций нет оснований согласиться.
Из материалов дела следует, что в связи с природными пожарами на территории Забайкальского края, в целях оказания помощи пострадавшему населению, выполнения первоочередных аварийно-восстановительных работ и нормализации обстановки в указанном регионе принят Указ Президента РФ от 26.04.2019 N 198 "О мерах по ликвидации последствий природных пожаров на территории Забайкальского края".
В целях реализации данного указа 1МЧС России совместно с Забайкальским краем разработан План мероприятий, направленный на повышение уровня прикрытия территории Забайкальского края пожарными подразделениями, согласно которому предусмотрено строительство 40 модульных пожарных частей до 2025г, в том числе на территории вышеуказанных районом Забайкальского края за счет расходных обязательств Забайкальского края, что до настоящего времени не исполнено в полном объеме, в том числе в части определения дислокации и организации работы по строительству дополнительных подразделений пожарной охраны.
При таких условиях квалификация деяния Правительства по ч.2 ст. 17.15 КоАП РФ не является верной.
Неисполнение должником исполнительного документа, содержащего требования неимущественного характера, связанные с обеспечением пожарной безопасности, подлежит квалификации по ч. 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ, что не было учтено должностным лицом и районным судом при вынесении соответствующих актов по делу.
Вместе с тем изменение квалификации невозможно, поскольку санкция ч. 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ более строгая, чем санкция ч.2 ст. 17.15 КоАП РФ, что повлечет ухудшение правового положения Правительства Забайкальского края.
При таких условиях, с учетом положений п.4 ч.2 ст. 30.17 КоАП РФ, нет оснований признать обжалуемые судебные акты законными, они подлежат отмене, производство по делу - прекращению на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ ввиду отсутствия состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 17.15 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст.30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья
постановил:
постановление начальника МРО по ОВИП УФССП России по Забайкальскому краю от 21 октября 2022г. и решение судьи Центрального районного суда г. Читы от 14 декабря 2022г. отменить.
Производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Судья С.Н. Булычева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.