Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Булычева С.Н., рассмотрев жалобу Петухова Евгения Сергеевича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи 6-го судебного участка Октябрьского судебного района г. Новосибирска, исполняющего обязанности мирового судьи 7-го судебного участка Октябрьского судебного района г. Новосибирска от 11 ноября 2022г. и решение судьи Октябрьского районного суда г. Новосибирска от 26 декабря 2022г., вынесенные в отношении ведущего эксперта отдела искусственных сооружений ГКУ НСО "Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области" Петухова Евгения Сергеевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи 6-го судебного участка Октябрьского судебного района г. Новосибирска исполняющего обязанности мирового судьи 7-го судебного участка Октябрьского судебного района г. Новосибирска от 11 ноября 2022г, оставленным без изменения решением судьи Октябрьского районного суда г. Новосибирска от 26 декабря 2022г, должностное лицо - ведущий эксперт отдела искусственных сооружений ГКУ НСО "Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области" Петухов Е.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа 20000 рублей.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо административного органа Петухов Е.С. настаивает на отмене судебных решений, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 ст. 12.34 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
В силу ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995г. N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993г. N1090 "О Правилах дорожного движения" (далее - Основные положения), установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Пунктом 5.2.4 "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденного приказом Росстандарта от 26 сентября 2017г. N1245-ст (далее - ГОСТ Р 50597-2017), предусмотрено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
Разделом 6.2 ГОСТ Р 583512019. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования, ограждения дорожные фронтальные, удерживающие боковые комбинированные и удерживающие пешеходные. Общие технические требования. Методы испытаний и контроля. Правила применения, утвержденного приказом Росстандарта от 15 февраля 2019 г. N232ст, установлены требования к удерживающим пешеходным ограждениям, в частности:
- конструкции удерживающих пешеходных ограждений должны соответствовать требованиям настоящего стандарта (подп.6.2.1);
- удерживающие пешеходные ограждения должны обеспечивать прочность и устойчивость при вертикальной нагрузке 1, 5 кН, приложенной на поручень, и динамическом ударе с энергией в 600 Дж (подп.6.2.2);
- высота пешеходных удерживающих ограждений должна быть не менее 1, 1 м (подп.6.2.3);
- максимальный размер между элементами заполнения секций не должен превышать 150 мм (подп.6.2.4);
- расстояние между нижней перекладиной секции и уровнем поверхности установки дорожных удерживающих пешеходных ограждений не должно превышать 150 мм (подп.6.2.5);
- расстояние от уровня поверхности установки мостовых удерживающих пешеходных ограждений до нижней перекладины секции не должно превышать 100 мм (подп.6.2.6);
- размер ячейки заполнения из сетки должен быть не более 50 мм (подп.6.2.7).
Из материалов дела следует, что 19 августа 2022г. в 19 часов 40 минут на участке путепровода в г. Карасуке Новосибирской области на расстоянии 322 м (приблизительно) от административного здания по ул. Кутузова, д. 2б г. Карасук Новосибирской области, Петухов Е.С, являясь ведущим экспертом отдела искусственных сооружений ГКУ НСО "Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области" и должностным лицом, ответственным за состояние указанного участка эксплуатируемого ГКУ НСО "Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области" путепровода, не выполнил требования по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог в безопасном для дорожного движения состоянии, нарушив требования п. 5.2.4 и п.5.3 "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденного приказом Росстандарта от 26 сентября 2017г. N1245-ст, подп. 6.2.1, 6.2.2, 6.2.3, 6.2.4, 6.2.5, 6.2.6, 6.2.7 ГОСТ Р 58351-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Ограждения дорожные фронтальные, удерживающие боковые комбинированные и удерживающие пешеходные. Общие технические требования. Методы испытаний и контроля. Правила применения", утвержденного приказом Росстандарта от 15.02.2019 N32-ст, п. 13 Основных положений.
При обследовании должностным лицом ГИБДД вышеназванного участка путепровода установлено наличие дефектов дорожного полотна (выбоин), просадки проезжей части в виде колейности.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для вынесения 24 августа 2022г. прокурором Карасукского района Новосибирской области постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Петухова Е.С.
Постановлением мирового судьи из объема вмененных в вину Петухову Е.С. нарушений исключено допущение колейности (просадки проезжей части) на дорожном покрытии протяженностью 700 см и шириной 4 см, в остальной части объем обвинения мировой судья нашел подтвержденным и признал Петухова Е.С. виновным по ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ.
С выводами мирового судьи согласился судья районного суда.
Указанные обстоятельства подтверждены полно приведенными в обжалуемых судебных актах доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Требования ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Петухов Е.С, являясь должностным лицом, ответственным за состояние вышеуказанной автодороги, не исполнил свои должностные обязанности надлежащим образом, в связи с чем обоснованно привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Действия Петухова Е.С. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007г. N257-ФЗ дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно п. 12 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 г.N257-ФЗ под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (п. 2 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N196-ФЗ).
Исходя из положений приведенных норм и вышеприведенного п. 13 Основных положений субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
Указанная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта соответствующего административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственное за состояние дорог и дорожных сооружений.
Доводы жалобы заявителя о том, что он не является субъектом вмененного ему административного правонарушения, опровергаются, в том числе, должностной инструкцией названного лица, согласно которой должность ведущего эксперта отдела искусственных сооружений ГКУ НСО "Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области" предусматривает наличие организационно-распорядительных и административно-хозяйственных полномочий, что выражается в осуществлении технического надзора и приемки подрядных строительных работ, мероприятий по обеспечению транспортной безопасности, контроле достоверности представленных подрядными организациями отчетных документов и результатов лабораторных испытаний, оплаты принятых работ, вправе выдавать предписания, обязательные для исполнения подрядными организациями, принимать соответствующие меры воздействия при невыполнения контрактных обязательств подрядчиками, осуществлять проверку исполнения подрядных обязательств (л.д.21-27).
В частности, в обязанности Петухова Е.С. входит обеспечение контроля за техническим и транспортно-эксплуатационным состоянием искусственных сооружений (организация постоянных и периодических осмотров, диагностики, обследований, предприемочной диагностики, участие в комиссионных обследованиях с составлением ведомостей дефектов и повреждений); незамедлительное извещение начальника отдела искусственных сооружений о возникновении опасных дефектов и повреждений, угрожающих безопасности дорожного движения и сохранности искусственных сооружений; внесение предложений по принимаемым мерам (п. 2.1 должностной инструкции на л.д. 21), осуществление оперативного реагирования (организация и проведение внеплановых осмотров, выдача предписаний, планзаданий и контроль за их исполнением, предъявление к подрядным организациям неустоек (штрафы, пени) за ненадлежащее исполнение обязательств в соответствии с условиями контракта) в случае получения информации (п. 2.13 должностной инструкции на л.д. 22).
В соответствие с приказом ГКУ НСО ТУАД Nок от ДД.ММ.ГГГГг, Петухов Е.С. принят на должность ведущего эксперта отдела искусственных сооружений с ДД.ММ.ГГГГг.
Согласно п. 3.1 приказа ГКУ НСО "Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области" от ДД.ММ.ГГГГг. N, ответственным с 22 марта 2022г. работником отдела искусственных сооружений ГКУ НСО ТУАД за мостовыми сооружениями в части их содержания капитальный ремонт путепровода через железнодорожные пути на 387 км автомобильной дороги "НовосибирскКочкиПавлодар" в Карасукском районе Новосибирской области назначен ведущий эксперт данного отдела Петухов Е.С. (л.д. 15-16).
Должностные лица на основании ст. 2.4 КоАП подлежат административной ответственности в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Таким образом, указанное лицо отвечает за содержание закрепленных за ним участков дороги, в том числен названного участка путепровода, на котором были выявлены дефекты дорожного полотна.
Учитывая изложенное, не имеется оснований полагать судебные акты незаконными, подлежащими отмене.
Жалоба заявителя на постановление об административном наказании рассмотрена районным судом с соблюдением требований ст. 30.6 КоАП РФ, всем доводам, имеющим правовое значение, дана оценка.
Порядок и срок привлечения Петухова Е.С. к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено Петухову Е.С. в пределах санкции ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу п. п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья
постановил:
постановление мирового судьи 6-го судебного участка Октябрьского судебного района г. Новосибирска исполняющего обязанности мирового судьи 7-го судебного участка Октябрьского судебного района г. Новосибирска от 11 ноября 2022г. и решение судьи Октябрьского районного суда г. Новосибирска от 26 декабря 2022г. оставить без изменений, жалобу Петухова Е.С. - без удовлетворения.
Судья С.Н. Булычева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.