Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Галлингер А.А., рассмотрев жалобу руководителя УФАС по Иркутской области Кулиша А.В. на вступившее в законную силу решение судьи Иркутского областного суда от 14 марта 2023 г., вынесенное в отношении должностного лица - директора муниципального унитарного предприятия г. Иркутска "Иркутскавтодор" Чайковского Михаила Анатольевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.32 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением руководителя Иркутского УФАС России Кулиша А.В. N038/76/22 от 4 марта 2022 г. должностное лицо - директор муниципального унитарного предприятия г. Иркутска "Иркутскавтодор" Чайковский М.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.32 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 9 декабря 2022 г. производство по делу об административном правонарушении прекращено за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решением судьи Иркутского областного суда от 14 марта 2023 г. решение судьи Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 9 декабря 2022 г. отменено. Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.32 КоАП РФ в отношении Чайковского М.А. прекращено на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
В жалобе руководитель УФАС по Иркутской области Кулиш А.В. просит отменить решение судьи областного суда, считает его незаконными, вернуть дело на новое рассмотрение.
Возражений от Чайковский М.А. на жалобу не представлено.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы, позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, если такое соглашение приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах, либо заключение недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такое соглашение имеет своей целью либо приводит или может привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, либо участие в них.
Как следует из постановления руководителя Иркутского УФАС России, 18 марта 2021 г. комиссией Иркутского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства МУП "Иркутскавтодор" признано нарушившим требования Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Указанное решение коллегиального органа УФАС послужило основанием для возбуждения в отношении должностного лица - директора МУП "Иркутскавтодор" Чайковского М.А. дела об административном правонарушении, по итогам рассмотрения которого руководитель Иркутского УФАС России пришел к выводу о допущении МУП "Иркутскавтодор" нарушений требования п. 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ в период с 4 ноября 2018 г. по 4 апреля 2019 г. в связи с заключением и реализацией соглашения, которое привело к поддержанию цены на торгах.
При пересмотре постановления по делу об административном правонарушении, судья Куйбышевского районного суда г. Иркутска, рассматривая жалобу Чайковского М.А. на постановление руководителя Иркутского УФАС России, исследовав представленные материалы дела, пришел к выводу о допущении должностным лицом УФАС при производстве по настоящему делу процессуальных нарушений, а именно: нарушении права на защиту Чайковский М.А. при составлении в отношении него протокола об административном правонарушении от 25 января 2022 г. в связи с тем, что он не был должным образом уведомлен о месте и времени составления указанного процессуального документа, при этом материалы дела не содержат сведений о разъяснении ему прав и обязанностей, предусмотренных положениями ч. 2 ст. 25.1, ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ, до момента составления указанного протокола. Кроме того, судья районного суда пришел к выводам о том, что на дату оглашения резолютивной части постановления должностного лица - 3 марта 2022 г, защитник ФИО7, заявившая ходатайство об ознакомлении с материалами дела, не была в полном объеме ознакомлена с материалами дела.
При рассмотрении жалобы на решение судьи Куйбышевского районного суда г. Иркутска, суд вышестоящей инстанции не согласился с вышеизложенными выводами судьи районного суда, в связи с несоответствием выводов фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона. Однако не усмотрел оснований для возвращения дела на новое рассмотрение ввиду истечения сроков давности привлечения Чайковский М.А. к административной ответственности. По указанным основаниям судья Иркутского областного суда отменил решение судьи районного суда и прекратил производство по делу ввиду истечения срока давности привлечения лица к административной ответственности.
При рассмотрении кассационной жалобы оснований для отмены решения судьи областного суда не имеется.
Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение должностным лицом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.32 КоАП РФ, составляет один год.
В соответствии с ч. 6 ст. 4.5 КоАП РФ, срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ст. ст. 14.9, 14.9.1, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 КоАП РФ, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что решение комиссии УФАС по Иркутской области изготовлено в полном объеме 18 марта 2021 г, следовательно, срок давности привлечения должностного лица - директора муниципального унитарного предприятия г. Иркутска "Иркутскавтодор" Чайковского М.А. к административной ответственности, предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, истек 18 марта 2022 г.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, и применение указанного обстоятельства не ставится в зависимость от каких-либо дополнительных условий.
Статья 30.17 КоАП РФ содержит исчерпывающий перечень решений, которые может вынести суд при рассмотрении жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на это постановление.
Согласно ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения указанного лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.
Принимая во внимание положения ст. 30.17 КоАП РФ и учитывая, что на момент рассмотрения жалобы должностного лица срок давности привлечения Чайковский М.А. к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел истек, а производство по делу в отношении него было прекращено, возможность возобновления производства по данному административному делу и правовой оценки действий названного лица на предмет доказанности состава административного правонарушения утрачена.
При таких обстоятельствах обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.17 и 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
решение судьи Иркутского областного суда от 14 марта 2023 г, вынесенное в отношении должностного лица - директора муниципального унитарного предприятия г. Иркутска "Иркутскавтодор" Чайковского М.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.32 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу руководителя УФАС по Иркутской области Кулиша А.В. - без удовлетворения.
Судья: А.А. Галлингер
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.