Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Никулиной И.А, судей Евтифеевой О.Э. и Конаревой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Ухинова Чингиса Валерьевича, поданной через суд первой инстанции 21 марта 2023 года, на решение Джидинского районного суда Республики Бурятия от 26 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Бурятия от 15 февраля 2023 года по административному делу N 2а-880/2022 по административному исковому заявлению Ухинова Чингиса Валерьевича к Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Республике Бурятия, руководителю Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Бурятия Сухорукову В.В. о признании незаконным решения.
Заслушав доклад судьи Никулиной И.А, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Ухинов Ч.В. обратился в Джидинский районный суд Республики Бурятия с административным исковым заявлением к Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Республике Бурятия (далее также СУ СК России по Республике Бурятия), руководителю Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Бурятия Сухорукову В.В, в котором просил признать незаконным решение, выраженное в ответе от 27 сентября 2022 года N о перенаправлении обращений Ухинова Ч.В. от 6 сентября 2022 года для рассмотрения в прокуратуру Республики Бурятия, обязать административных ответчиков рассмотреть указанные обращения, дать мотивированный ответ или провести проверку по изложенным в обращениях обстоятельствам в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, обязать административных ответчиков сообщить суду и административному истцу об исполнении судебного решения, принятого по настоящему делу, указывая на немотивированность оспариваемого решения, волокиту, допущенную в результате перенаправления его обращений, что привело к нарушению права заявителя на своевременное рассмотрение поданных им обращений.
Решением Джидинского районного суда Республики Бурятия от 26 октября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Бурятия от 15 февраля 2023 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе Ухинов Ч.В. ставит вопрос об отмене постановленных судебных актов с принятием нового решения либо с направлением административного дела на новое рассмотрение, вынесении частных определений в отношении судей Джидинского районного суда Республики Бурятия, Верховного суда Республики Бурятия, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам административного дела. Приводя доводы административного искового заявления и апелляционной жалобы, настаивает на незаконности оспариваемого решения и нарушении своих прав, указывая, что суд первой инстанции не дал надлежащей оценки доводам административного иска, допустил волокиту при рассмотрении заявленных требований, не направил в адрес административного истца документы, поступившие в материалы дела от административных ответчиков; суд апелляционной инстанции, истребовав по своему запросу документы, также не направил их Ухинову Ч.В.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, возражений не представили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера не было допущено судами первой и апелляционной инстанций.
Из положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требований о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
При рассмотрении дела установлено, что 6 сентября 2022 года Ухинов Ч.В. через подраздел "Интернет-приемная" раздела "Обращение граждан" официального сайта Следственного комитета Российской Федерации в сети Интернет направил два обращения о несогласии с действиями и решениями должностных лиц Джидинского районного отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Бурятия и прокуратуры Джидинского района Республики Бурятия, указывая на неправомерность действий начальника Джидинского районного отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Бурятия и его заместителя в связи с подачей в районный суд заявлений о выдаче дубликатов исполнительных документов, имевшей место после вмешательства прокурора Джидинского района Республики Бурятия, который тем самым превысил предоставленные ему законом полномочия, не являясь стороной исполнительного производства.
Обращения Ухинова Ч.В. Следственным комитетом Российской Федерации 9 и 16 сентября 2022 года сопроводительными письмами N и N направлены в адрес СУ СК России по Республике Бурятия.
27 сентября 2022 года руководителем отдела по приему граждан и документационному обеспечению СУ СК России по Республике Бурятия Буйновой Е.В. административному истцу дан ответ N о том, что поступившие из Следственного комитета Российской Федерации обращения Ухинова Ч.В. от 6 сентября 2022 года рассмотрены в СУ СК России по Республике Бурятия в соответствии с Федеральным законом N 59-ФЗ и 27 сентября 2022 года направлены по компетенции в прокуратуру Республики Бурятия, поскольку не содержат вопросов, решение которых входит в компетенцию СУ СК РФ по Республике Бурятия.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", исходил из того, что обращения Ухинова Ч.В. рассмотрены уполномоченным органом - СУ СК РФ по Республики Бурятия, обращения в определенном законом порядке с учетом поставленных в них вопросов переданы на рассмотрение в орган прокуратуры, о чем в адрес административного истца в установленный законом срок направлен ответ.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов правильными. Судами верно определены имеющие значение для дела обстоятельства, подтвержденные исследованными судами доказательствами, выводы судов мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации права на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления и к должностным лицам и порядок их рассмотрения регламентированы Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона N 59-ФЗ гражданин при рассмотрении его обращения имеет право получать письменный ответ по существу поставленных вопросов либо уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов.
Частью 3 статьи 8 указанного Федерального закона предусмотрено, что письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию названных органов, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона N 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" в следственных органах Следственного комитета в соответствии с их полномочиями рассматриваются заявления и иные обращения, содержащие сообщения о преступлениях, ходатайства по уголовным делам, жалобы на действия (бездействие) и решения руководителей следственных органов Следственного комитета и следователей в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
В силу пункта 20 Инструкции об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации, утвержденной приказом Следственного комитета Российской Федерации от 11 октября 2012 года N 72, заявления и обращения, которые не содержат сведений об обстоятельствах, указывающих на признаки преступления, не подлежат регистрации в книге и не требуют процессуальной проверки в порядке, предусмотренном статьями 144, 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
В связи с этим не подлежат регистрации в книге заявления и обращения, в которых заявители выражают несогласие с решениями, принятыми судьями, прокурорами, руководителями следственных органов, следователями или иными сотрудниками следственных органов, высказывают предположение о совершении обжалуемыми действиями указанных лиц должностного преступления и ставят вопрос о привлечении этих лиц к уголовной ответственности, не сообщая конкретных данных о признаках преступления.
С учетом приведенного нормативного регулирования спорных правоотношений, принимая во внимание содержание обращений Ухинова Ч.В. и изложенные в них обстоятельства, учитывая сферу полномочий СК РФ, прокуратуры и подчиненных им органов, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о законности оспариваемого решения, соблюдении требований действующего законодательства при рассмотрении обращений Ухинова Ч.В. и отсутствии нарушения его прав и законных интересов оспариваемым решением.
Судами правомерно исходили из того, что при рассмотрении обращений административного истца от 6 сентября 2022 года нарушения требования Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации", Инструкции об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы СК РФ соблюдены, обращения Ухинова Ч.В. переданы в орган прокуратуры в установленный законом срок (7 дней со дня их поступления в СУ СК России), бездействия со стороны административных ответчиков не допущено.
Предусмотренной положениями части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации совокупности условий для удовлетворения административного иска Ухинова Ч.В. по настоящему делу не установлено.
Доводы кассационной жалобы были предметом оценки судов первой и апелляционной инстанций, не согласиться с которой оснований не имеется.
Ссылки кассатора на наличие оснований для вынесения в адрес судей Джидинского районного суда Республики Бурятия и судей Верховного суда Республики Бурятия частных определений основаны на неверном толковании норм процессуального права и правильных выводов судов не опровергают.
С учетом изложенного, проверив в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены судебных актов в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба Ухинова Ч.В. удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Джидинского районного суда Республики Бурятия от 26 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Бурятия от 15 февраля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 18 мая 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.