Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Конаревой И.А.
судей Виноградовой О.В, Пушкаревой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю", поданную 11 апреля 2023 года, на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 30 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Тыва от 26 января 2023 года
по административному делу N 2а-2875/2022 по административному исковому заявлению Коробова Игоря Викторовича к Федеральной службе исполнения наказаний, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, Главному Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области, Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю", Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 56 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области" о признании незаконными действия (бездействия) за нарушение условий содержания под стражей, возложении обязанности устранить нарушения, присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Конаревой И.А, пояснения представителя Федерального казенного учреждения Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, Федеральной службы исполнения наказаний-Руновой Е.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, Коробова И.В, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Коробов Игорь Викторович обратился в суд с административным иском к Федеральной службе исполнения наказаний (далее - ФСИН России), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю (далее - УФСИН России по Хабаровскому краю), Главному Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области (далее - ГУФСИН России по Свердловской области), Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю" (далее - ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю), Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 56 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области" (далее - ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области) о признании незаконными действий (бездействий) за нарушение условий содержания под стражей выразившихся: в лишении горячего водоснабжения в период со 2 мая 2021 года по 10 октября 2021 года, возложении обязанности обеспечить горячим водоснабжением, присуждении компенсации в размере 30 000 рублей; лишение права на помывку в душевой учреждения горячим водоснабжением, отвечающим санитарным требованиям, в период с 8 октября 2021 года по 29 ноября 2021 года, присуждении компенсации в размере 30 000 рублей; в отказе удовлетворить просьбу о приобретении игровой приставки "Сони Плестейшен" с играми и ноутбуком без выхода в интернет в период с 9 февраля 2018 года по 9 сентября 2021 года, присуждении компенсации в размере 77 000 рублей; в отказе удовлетворить просьбу пользоваться вентилятором в условиях жары и духоты, сырости, приобретении и использовании электрочайником до 3 литров, приобретении и пользовании МП-3 плеером с наушниками для проведения досуга прослушивания музыки, православных песен, в неразрешении в течение дня ложиться и приседать (сидеть) на спальное место для осуществления отдыха в период с 9 февраля 2018 года по 6 сентября 2021 года, присуждении компенсации в размере 88 000 рублей; нанесении
сотрудниками ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области белой краской большими буквами на всю спину надписи "пожизненно" и ниже номер N, на штанах номер N присуждении компенсации в размере 90 000 рублей, ссылаясь на допущенные административными ответчиками нарушения условий содержания в исправительных учреждениях.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва 30 сентября 2022 года административное исковое заявление удовлетворено частично: признаны незаконными и нарушающими права осужденного условия содержания в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившиеся в необеспечении Коробова И.В. горячим водоснабжением в камере, где отбывает наказание осужденный в период 2 мая 2021 года по 7 октября 2021 года, с 8 октября 2021 года по 29 ноября 2021 года. Признаны незаконными и нарушающими права осужденного условия содержания в ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области, выразившееся в нанесении на одежду осужденного Коробова И.В. надписи "пожизненно" и личного номера осужденного. На ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю возложена обязанность устранить нарушение прав административного истца в части обеспечения горячим водоснабжением в камере, где Коробов И.В. отбывает наказание. Взыскана с Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета - ФСИН России, за счет средств казны Российской Федерации в пользу Коробов И.В. компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 34 905 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Тыва от 26 января 2023 года, решение суда первой инстанции отменено в части требований о признании незаконными и нарушающими права осужденного условия содержания в ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области, выразившиеся в нанесении на одежду надписи "пожизненно" и личного номера, в указанной части принято новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. В остальной части решение изменено, изложено в следующей редакции: "Административное исковое заявление Коробова И.В. удовлетворить частично. Признать незаконными и нарушающими права Коробова И.В. условия содержания в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившиеся в необеспечении Коробова И.В. горячим водоснабжением в камере, где отбывает наказание осужденный в период со 2 мая 2021 года по 7 октября 2021 года, в необеспечении Коробова И.В. горячим водоснабжением, отвечающим санитарным требованиям, в душевой учреждения, где отбывает наказание осужденный в период с 8 октября 2021 года по 25 ноября 2021 года. Взыскать с Российской Федерации в лице главного распорядителя средств Федерального бюджета - Федеральной службы исполнения наказаний за счет средств казны Российской Федерации в пользу Коробова И.В. компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 10 000 рублей, в этой части решение подлежит немедленному исполнению. В удовлетворении остальной части требований административного истца отказать".
В кассационной жалобе кассаторы ставят вопрос об отмене решения Кызылского городского суда Республики Тыва от 30 сентября 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Тыва от 26 января 2023 года в части удовлетворения заявленных требований, с принятием нового решения об отказе в их удовлетворении, со ссылкой на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, обстоятельствам дела. В обоснование жалобы указывают, что на момент начала постройки зданий ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю в 1994 году система водоснабжения и канализации запроектированы в соответствии с "Временными нормами проектирования следственных изоляторов МВД России" и в соответствии с пунктом 8.5. рабочей документаций предусмотрен водопровод горячей воды на хозяйственные нужды от сетей теплоснабжения с присоединением по открытой схеме, проектной, документацией не предусмотрена непрерывная круглогодичная подача горячего водоснабжения в камеры содержания, ни одним нормативным актом не установлена обязанность обеспечения осужденных горячей водой в камере. Кассаторы полагают, что нарушение правил проектирования, если они имеются, не являются нарушением условий содержания, ни одна из приведенных норм, не содержит требование об обеспечении горячим водоснабжением в камере. Кроме того, полагают, что взысканный размер компенсации не соответствует принципам разумности и справедливости, учитывая отсутствие негативных последствий для истца.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в заседание представителей участвующих в деле лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что административный истец отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю с 9 февраля 2018 года по настоящее время.
Представитель административных ответчиков пояснял в возражениях на иск, что горячее водоснабжение в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю обеспечивается путем нагрева холодной воды в электрических водонагревателях накопительного типа, установленных в душевых. При помывке административный истец пользуется горячей водой. Для стирки постельных принадлежностей и нательного белья в учреждении имеется прачечная. В камере для нагрева воды разрешается использовать кипятильники. Объект капитального строительства "Режимный корпус на 800 человек в учреждении ИЗ-22/4" введен в эксплуатацию от 27 декабря 2012 года. Проектирование и строительство объекта "Режимный корпус на 800 человек в учреждении ИЗ-22/4" было произведено до введения в действие Свода правил и временным нормам проектирования следственных изоляторов МВД России, действовавшим в период проектирования и строительства данного объекта.
Согласно справке ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю от 22 декабря 2021 года о техническом состоянии газовой котельной горячего водоснабжения объекта ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, газовая котельная горячего водоснабжения объекта "Режимный корпус на 800 человек в учреждении ИЗ-22/4 поселка Эльбан Хабаровского края" построена ФГУП УС-27 ФСИН России по Хабаровскому краю в 2012 году. По состоянию на 21 мая 2019 года котельная не эксплуатируется по причине демонтажа газового счетчика с корректором, панели оператора ТР3105Т. Согласно письму Комсомольского филиала АО "Газпром. Газораспределение.
Дальний Восток" от 21 мая 2019 года объект представлен в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю "Режимный корпус на 800 человек в учреждении ИЗ-22/4 поселка Эльбан Хабаровского края", не подключен к сети газораспределения. 1 февраля 2020 года ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю в ООО "Газкомфорт" направлено письмо о предоставлении сведений о стоимости работ по опрессовке внутреннего и наружного газопровода, очистке полости газопровода, пусконаладочным работам газовой котельной. 4 февраля 2020 года ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю получены локально-сметные расчеты стоимости указанных работ. 17 февраля 2020 года ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю направлены письма в ООО "Газкомфорт", ООО "Ампер", ООО "Сигма" о предоставлении сведений о стоимости работ по изготовлению проекта и сметной документации трубопровода подачи горячей воды от котельной до режимного блока. 24 марта 2020 года от ООО "Газкомфорт", ООО "Ампер", ООО "Сигма" получены коммерческие предложения с указанием стоимости работ по изготовлению проектно-сметной документации. 25 марта 2020 года ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю в адрес начальника УФСИН России по Хабаровскому краю направлено письмо о выделении денежных средств. В 2021 году также были направлены заявки в УФСИН России по Хабаровскому краю на выделение денежных средств для проведения пусконаладочных работ котельной, настройки газовых горелок и газовой регуляторной установки, опрессовки наружного и внутреннего газопровода, очистки полости газопровода, замены манометров. Денежные средства в адрес учреждения не поступали. В ходе инспекторской проверки ФКУ ИК-6 в июле 2021 года ФСИН России, был составлен и утвержден план мероприятий по обеспечению горячим водоснабжением ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю. Согласно этому плану, 7 октября 2021 года, с началом отопительного сезона, была подана горячая вода в камеры и душевые учреждения.
На летний период горячее водоснабжение зданий и сооружений ФКУ ИК-6 обеспечивается путем нагрева холодной воды в электрических бойлерах накопительного типа мощностью 1, 5 кВт в количестве 25 шт, на эти нужды в течение года расходуется 164 250 кВт электрической энергии, так как централизованное горячее водоснабжение на летний период отсутствует. В настоящее время после запуска системы отопления, с 8 октября 2021 года в камеры, где содержатся осужденные, начали подавать горячую воду из системы отопления. Горячая вода в зимнее время подается согласно государственному контракту N от 24 марта 2021 года, заключенного с ООО "Шелеховский теплоэнергетический комплекс".
Согласно справке ФКУ ИК-6 по Хабаровскому краю от 6 апреля 2022 года, 7 октября 2021 года в камеры и душевые учреждения началась подача горячей воды, забор которой производился из открытой системы отопления ООО "Шелтек". После подключения осужденные начали жаловаться на качество воды, в связи с чем, ее подача в душевые была прекращена 25 ноября 2021 года, в камеры продолжала подаваться, 28 февраля 2022 года по результатам лабораторной проверки воды принято решение о прекращении подачи горячей воды в камеры осужденных.
Представителем административных ответчиков также указывается, что после подключения осужденные начали жаловаться на качество подаваемой воды, в связи с чем подача в душевые была прекращена 25 ноября 2021 года, в камеры вода продолжала подаваться, а помывка в душевых осуществлялась путем нагрева холодной воды в электрических бойлерах накопительного типа.
24 февраля 2022 года была произведена лабораторная проверка качества воды, которая выявила превышение содержания железа более чем в 10 раз, мутности в 10 раз, 28 февраля 2022 года руководителем учреждения принято решение прекратить подачу горячей воды в камеры осужденных для исключения угрозы их здоровью.
Административный истец просил признать незаконными действия (бездействие) административного ответчика - ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившиеся в необеспечении его горячим водоснабжением, отвечающем санитарным требованиям, в душевой учреждения, где он отбывает наказание, в период с 8 октября 2021 года по 29 ноября 2021 года.
Обстоятельства поставки в душевой учреждения ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю горячей воды ненадлежащего качества в период с 8 октября по 25 ноября 2021 года установлены апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Тыва от 22 декабря 2022 года по административному делу N N 2а-81/2022.
Доказательств, опровергающих подачу горячей воды надлежащего качества в душевой учреждения в период с 8 октября по 25 ноября 2021 года ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю не представлено.
Суды, с учетом вышеприведенных обстоятельств, которые не оспаривались административными ответчиками, установив факт отсутствия в камерах ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, где содержатся осужденные, горячего водоснабжения в период со 2 мая 2021 года по 7 октября 2021 года, подачу горячей воды надлежащего качества в период с 8 октября по 25 ноября 2021 года в душевой учреждения, отсутствия доказательств, свидетельствующих о принятии необходимых и достаточных мер к выполнению установленных законодательством стандартов жилищно-бытовых условий истца, пришлb к выводу о нарушении условий содержания административного истца в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившихся в необеспечении Коробова И.В. горячим водоснабжением в камере, где отбывает наказание осужденный, в период со 2 мая 2021 года по 7 октября 2021 года, в необеспечении горячим водоснабжением, отвечающим санитарным требованиям, в душевой учреждения, где отбывает наказание осужденный в период с 8 октября 2021 года по 25 ноября 2021 года и наличию оснований для взыскания компенсации за нарушение условий содержания.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласится с выводами судов в данной части, поскольку судами правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, подтвержденные исследованными судом доказательствами, выводы судов мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона. Бремя распределения обязанности по доказыванию юридически значимых обстоятельств по делу между лицами, участвующими по делу, судом распределено правильно. Мотивы, по которым суды пришли к своим выводам, аргументированно изложены в обжалуемых судебных постановлениях, содержащих соответствующие правовые нормы.
Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации (часть 2 статьи 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
В силу статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Статьей 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации установлено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Права и обязанности осужденных определяются настоящим Кодексом исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.
В соответствии со статьей 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденным к лишению свободы должны быть обеспечены минимальными нормами материально-бытового обеспечения, которые устанавливаются Правительством РФ.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Под факторами среды обитания согласно статьи 1 вышеуказанного закона биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений.
Статьей 9 Федерального закона от 21.07.1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" предусмотрено, что финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации.
Из содержания подпункта 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 г. N1314, следует, что задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
Согласно пункту 20.1 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Минюста России от 02 июня 2003 года N 130-ДСП, здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям, в том числе СНиП 2.04.01-85 "Внутренний водопровод и канализация зданий" подводку холодной и горячей воды в жилой (режимной, лечебной) зоне следует предусматривать, в том числе к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях (пункт 20.5 Инструкции).
Аналогично, в силу пунктов 19.2.1, 19.2.5 Свода правил 308.1325800.2017 "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 20 октября 2017 года N 1454/пр, здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водоводами, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям действующих нормативных документов; подводку холодной и горячей воды следует предусматривать, в том числе, к санитарно-техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.).
Указанные Правила распространяются на проектирование, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий, помещений и сооружений исправительных, лечебных исправительных, лечебно-профилактических учреждений и исправительных центров уголовно-исполнительной системы, а также включает основные требования к планировке и застройке территорий исправительных учреждений, исправительных центров, лечебно-исправительных и лечебно-профилактических учреждений (пункт 1.1).
Администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных (часть 3 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь указанными нормами, исходя из установленных по делу обстоятельств, выводы судов о наличии оснований для удовлетворения требований в части признания незаконными и нарушающими права Коробова И.В. условия содержания в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившиеся в необеспечении Коробова И.В. горячим водоснабжением в камере в период со 2 мая 2021 года по 7 октября 2021 года, в необеспечении Коробова И.В. горячим водоснабжением, отвечающим санитарным требованиям, в душевой учреждения в период с 8 октября 2021 года по 25 ноября 2021 года, соответственно наличия оснований для взыскания соответствующей компенсации, являются обоснованными.
Доводы административных ответчиков, изложенные в кассационной жалобе, в том числе отсутствия оснований для признания незаконными условий содержания в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю в спорные периоды в части необеспечения истца горячим водоснабжением в камере и горячим водоснабжением, отвечающим санитарным требованиям, в душевой учреждения, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, им дана правая оценка, не согласится с которой у судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется оснований.
Суд апелляционной инстанции, принимая во внимание доказанность факта нарушения условий содержания административного истца в исправительном учреждении, правомерно указал, что ссылки административного ответчика на то, что подведение горячего водоснабжения в каждую камеру, где содержатся осужденные, проектной документацией не предусмотрено, а также, что в пос. Эльбан, где находится исправительная колония, отсутствует горячее водоснабжение для всего населения, в том числе и для сотрудников исправительного учреждения, не свидетельствуют о соблюдении условий содержания осужденного в исправительном учреждении, исключающим право административного истца на получение компенсации, в том числе с учетом положений статьи 21 Конституции Российской Федерации, части 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
С учетом характера и продолжительности допущенного нарушения, обстоятельств, при которых нарушение допущено именно в отношении административного истца, последствий этого нарушения, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для взыскания в пользу истца денежной компенсации в размере 10 000 рублей за ненадлежащие условия содержания, выразившиеся в необеспечении Коробова И.В. горячим водоснабжением в камере в период со 2 мая 2021 года по 7 октября 2021 года, а также горячим водоснабжением, отвечающим санитарным требованиям, в душевой учреждения в период с 8 октября 2021 года по 25 ноября 2021 года.
Вопреки доводам кассационной жалобы, при определении размера компенсации, подлежащей взысканию в пользу истца, суд исходил из принципов разумности и справедливости, учитывая все обстоятельства дела в отношении оспариваемых истцом условий содержания.
Не согласие кассаторов с размером взысканной компенсации в пользу истцов не являются основанием для отмены судебных актов.
Доводы жалобы, по сути, сводятся к неправильному толкованию норм права, регулирующих спорные правоотношения и к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшим административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 30 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Тыва от 26 января 2023 года в обжалованной части оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 31 мая 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.