Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного
суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Кожевниковой Л.П, Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N75RS0001-02-2022-002027-90 (2-2154/2022) по иску прокурора Центрального района г. Читы в интересах Б.С.Г. к Государственному учреждению Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Забайкальскому краю об установлении факта получения средней заработной платы, понуждении произвести перерасчет пенсии, по кассационной жалобе Б.С.Г. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 29 ноября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, прокурора пятого отдела (апелляционно - кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Афонина А.А, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Центрального района г. Читы обратился в суд с иском в интересах Б.С.Г. к Государственному учреждению Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Забайкальскому краю (далее- ОПФР по Забайкальскому краю) об установлении факта получения средней заработной платы, понуждении произвести перерасчет пенсии.
В обосновании требований указано, что по обращению Б.С.Г. прокуратурой была проведена проверка, которой установлено, что с 3 ноября 2015 г. Б.С.Г. является получателем страховой пенсии по инвалидности.
В связи с отсутствием справки о заработной плате за 60 месяцев до 1 января 2002 г, исчисление пенсии Б.С.Г. произведено без учета сведений о среднемесячном заработке. Согласно выписке из послужного списка Б.С.Г. осуществлял следующую трудовую деятельность: в период с 27 декабря 1993 г. по 7 июля 1999 г. в качестве старшего мастера связи в Службе связи базы обеспечения мобилизационной готовности спецформирований ВПО УГПС УВД на основании приказа УГПС N от 4 января 1994 г, в период с 7 июля 1999 г. по 10 декабря 1999 г. в качестве милиционера-водителя в автовзводе отдельного батальона конвойной службы милиции УВД Читинской области на основании приказа УВД от 7 июня 1999 г. N, в период с 10 декабря 1999 г. по 12 апреля 2000 г. в качестве техника по ремонту ИТО и связи службы ИТО и связи в Управлении по конвоированию УИН Минюста РФ по Читинской области по контракту на основании приказа УИН N от 15 декабря 1999 г, с 12 апреля 2000 г. откомандирован в распоряжение УВД Читинской области на основании приказа УИН от 12 апреля 2000 г. N, в период с 13 апреля 2000 г. по 12 октября 2000 г. в качестве водителя ПЧ-7 отряда технической службы УГПС УВД на основании приказа УВД от 18 апреля 2000 г. N, в период с 12 октября 2000 г. по 15 августа 2002 г. в качестве старшего мастера связи ЦППС службы пожаротушения УГПС УВД на основании приказа УГПС от 12 октября 2000 г. N
В соответствии с архивной справкой УМВД России по Забайкальскому краю от 9 декабря 2021 г. Б.С.Г. проходил службу в органах внутренних дел в период с 7 июля 1999 г. по 8 декабря 1999 г, на основании личных карточек на денежное довольствие в справке отражены суммы заработной платы за указанный период.
В соответствии с архивной справкой УФСИН по Забайкальскому краю от 8 декабря 2021 г. Б.С.Г. проходил службу в Управлении по конвоированию УИН Минюста РФ по Читинской области в период с 10 декабря 1999 г. по 12 апреля 2000 г, на основании личных карточек на денежное довольствие в справке также отражены суммы заработной платы за указанный период.
Как следует из ответов ГУ МЧС России по Забайкальскому краю от 7 декабря 2021 г, УМВД России по Забайкальскому краю от 6 декабря 2021 г. бухгалтерские документы о начислении заработной платы за остальные периоды работы Б.С.Г. на архивном хранении отсутствуют.
Прокурор с учетом уточненных исковых требований просил суд установить факт получения среднемесячного заработка Б.С.Г. за период с 1996 по 2001 годы в размере 6 108, 3 руб, возложить на ОПФР по Забайкальскому краю обязанность произвести перерасчет пенсии истцу с учетом среднемесячного заработка за период с 1996 по 2001 годы в размере 6 108, 3 руб.
Решением Центрального районного суда г. Читы от 31 мая 2022 г. исковые требования удовлетворены, суд установилфакт получения среднемесячного заработка Б.С.Г. за период с 1996 по 2001 годы в размере 6 108, 3 руб, возложив на ответчика обязанность произвести перерасчет пенсии Б.С.Г. с учетом среднемесячного заработка за период с 1996 по 2001 годы в размере 6 108, 3 руб. с 1 мая 2021 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 29 ноября 2022 г. решение Центрального районного суда г. Читы от 31 мая 2022 г. отменено, с принятием по делу нового решений об отказе в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Б.С.Г. ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 29 ноября 2022 г, как незаконного, принятого с нарушением норм материального права.
Относительно доводов кассационной жалобы прокуратурой Забайкальского края поданы возражения.
Заслушав прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы истца.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Баранов С.Г. с 3 ноября 2015 г. является получателем страховой пенсии по инвалидности как инвалид "данные изъяты" группы. Общий страховой стаж истца составил 20 лет 8 месяцев 10 дней.
При назначении страховой пенсии по инвалидности справку о заработной плате за 60 месяцев до 1 января 2002 г. истец не представлял. Информация о начисленном заработке за 2000-2001 годы в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования отсутствует. В связи с отсутствием необходимых сведений о заработной плате, на основании заявления истца пенсия ему начислена без учета среднемесячного заработка.
В соответствии со справкой от 28 декабря 2015 г. N, выданной Управлением Министерства внутренних дел РФ по Забайкальскому краю, возможности выдать справку о денежном довольствии Б.С.Г. за период работы в УГПС Читинской области с 1 января 1994 г. по 31 декабря 2001 г. не имеется в связи с тем, что личные карточки учета денежного довольствия сотрудников УГПС Читинской области за указанный период в архив ЦФО УМВД России по Забайкальскому краю не передавались.
Справкой от 19 декабря 2018 г. N, выданной Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Забайкальскому краю подтверждается размер денежного довольствия Б.С.Г. за период с 7 июля 1999 г. по 10 декабря 1999 г. Справка выдана на основании лицевых карточек ЦФО УМВД по Забайкальскому краю.
Справкой N от 24 декабря 2018 г, выданной Управлением Федеральной службы исполнения наказаний РФ по Забайкальскому краю подтверждается денежное содержание Б.С.Г. за период с 10 декабря 1999 г. по 12 апреля 2000 г. Справка выдана на основании личных карточек на денежное довольствие УК УИН Минюста РФ по Читинской области за 1999-2000 гг.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования прокурора, пришел к выводу о том, что отсутствие бухгалтерских документов о заработной плате истца за периоды работы с 27 декабря 1993 г. по 7 июля 1999 г, с 13 апреля 2000 г. по 12 октября 2000 г, с 12 октября 2000 г. по 15 августа 2002 г. лишает его права на получение пенсии с учетом сведений о среднемесячном заработке. Определяя размер среднемесячного заработка Б.С.Г. за период с 1996 по 2001 годы в размере 6 108, 3 руб, суд первой инстанции руководствовался расчетом, представленным процессуальным истцом (л.д.200-203, т.1), который произведен на основании имеющихся сведений об окладе по должности истца, сведений о количестве рабочих часов по производственному календарю (а не фактически отработанного истцом времени), с учетом районного коэффициента и выслуги лет. Доказательств, с достоверностью подтверждающих индивидуальный характер заработка истца за спорный период, суду первой инстанции не представлялось, и судом не исследовалось.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием не согласился, указав, что стороной истца представлены фактически усредненные показатели в обоснование заявленных требований, которые не могут быть использованы для подтверждения среднемесячного заработка истца, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что суд апелляционной инстанций при рассмотрении дела правильно применил следующие нормы материального права.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее -Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ) страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Подпунктом 1 п. 2 ст. 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что перерасчет размера страховой пенсии производится в случае увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 г.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера страховой пенсии.
Статьей 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" определен порядок определения размера страховой пенсии, а также порядок установления величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) за периоды, имевшие место до 1 января 2015 г, приведены формулы расчета.
Частью 3 ст. 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определено, что со дня вступления в силу настоящего федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим федеральным законом в части, не противоречащей настоящему федеральному закону.
Положения ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривают правовой механизм оценки приобретенных до 1 января 2002 г. пенсионных прав застрахованных лиц и регулируют порядок исчисления размера трудовых пенсий, расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном п. 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном п. 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном п. 6 настоящей статьи.
В соответствии с абзц. 7 п. 3 ст. 30 указанного выше Закона, при определении расчетного размера трудовой пенсии во внимание принимается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 года по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается.
Таким образом, размер страховой пенсии по старости при обращении гражданина за назначением страховой пенсии по старости должен определяется пенсионным органом с учетом заработка (дохода), который фактически получал гражданин в период своей трудовой (иной общественно полезной) деятельности, предшествующий назначению пенсии. Право выбора наиболее выгодного периода работы, из которого для определения размера пенсии подлежит учету среднемесячный заработок, принадлежит гражданину.
Согласно п. 15 Приказа Минтруда России от 28 ноября 2014 г. N 958н "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению" для перерасчета размера страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, страховой пенсии по случаю потери кормильца, доли страховой пенсии по старости необходимы документы, подтверждающие наличие оснований для такого перерасчета, предусмотренных Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии с п. 48. вышеупомянутого Приказа, для перерасчета размера пенсии по государственному пенсионному обеспечению необходимы документы, подтверждающие наличие оснований для такого перерасчета, предусмотренных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Как разъяснено в подп. 8 п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", исчисляя расчетный размер трудовой пенсии по приведенным вариантам, следует обратить внимание на то, что среднемесячный заработок (ЗР) застрахованного лица, необходимый для подсчета расчетного размера трудовой пенсии по указанным в п.п. 3 и 4 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" формулам, определяется за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Такими документами могут являться лицевые счета, платежные ведомости и иные первичные бухгалтерские документы, а также другие документы, на основании которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка.
Указанием от 20 мая 1992 г. N 1-68-У "О порядке оформления справки о заработной плате для назначения государственной пенсии", утвержденным Министерством социальной защиты населения Российской Федерации установлено, что одним из обязательных реквизитов справки о заработной плате является основание выдачи справки (лицевые счета, платежные ведомости).
Из письма Министерства труда и социального развития Российской Федерации N 8389-ЮЛ и Пенсионного фонда Российской Федерации N ЛЧ-06- 27/9704 от 27 ноября 2001 г. следует, что в случае установления, что работнику причинен ущерб, выражающийся в невозможности назначения или перерасчета пенсии из наиболее выгодного варианта среднемесячного заработка, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии. К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты учетные карточки членов профсоюза и, профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские, билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
Как верно отметил суд апелляционной инстанции, согласно ст. 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Пенсионное законодательство основывается на том, что установление, перерасчет и выплата пенсии пенсионным органом могут быть произведены на основании документов, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника. Обязательное подтверждение индивидуального характера заработка работника обусловлено тем, что получаемая работником заработная плата строго индивидуализирована и зависит от ряда обстоятельств, таких, как количество отработанного времени, объем проделанной работы, квалификация (разряд) работника, режим работы, временная нетрудоспособность, обучение, выполнение необходимого объема работы, различные системы оплаты труда и премирования и другие.
Среднемесячный заработок лица может быть подтвержден только лишь на основании документов, выданных в установленном порядке. При этом никакие усредненные показатели - средние данные о заработной плате по организации, региону или отрасли, сведения о тарифных ставках и должностных окладах, данные, определенные расчетным путем, не могут быть использованы для подтверждения среднемесячного заработка для установления (перерасчета размера) пенсии.
Установив, что стороной истца представлены фактически усредненные показатели в обоснование заявленных требований, которые не могут быть использованы для подтверждения ежемесячного заработка истца, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истцом не было представлено допустимых и достоверных доказательств размера заработной платы, начисляемой работодателем в спорный период времени.
Ссылки кассатора на то, что отсутствие документов не может нарушать его право на пенсию, не могут повлечь удовлетворение кассационной жалобы, поскольку законом предусмотрено подтверждение размера заработной платы для исчисления пенсии определенными документами, иного порядка (в том числе установление факта получения средней заработной платы) законом не предусмотрено.
До вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", то есть до 1 января 2002 г, правовое регулирование исчисления размера трудовой пенсии по старости осуществлялось по нормам Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Согласно ч. 1 ст. 102 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" среднемесячный заработок при назначении пенсии определяется (по желанию обратившегося за пенсией): за 24 последних месяца работы (службы, кроме срочной военной службы) перед обращением за пенсией либо за любые 60 месяцев работы (службы) подряд в течение всей трудовой деятельности перед обращением за пенсией.
Среднемесячный заработок, определенный ч.ч.1 и 2 ст.102, за периоды до регистрации в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" устанавливается на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими государственными и муниципальными органами, организациями (ч. 3 ст. 102 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации").
Среднемесячный заработок за периоды после регистрации в качестве застрахованного лица устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 4 ст. 102 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации").
Из приведенного правового регулирования порядка подтверждения среднемесячного заработка для исчисления размера трудовых пенсий по старости, действовавшего в спорные периоды работы истца до регистрации в системе государственного пенсионного страхования, следует, что среднемесячный заработок подтверждается документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
При утрате в организациях первичных документов о заработке работников данных организаций, в частности в случаях наводнений, землетрясений, ураганов, органам, осуществляющим пенсионное обеспечение, было рекомендовано принимать к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника, в том числе учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника (совместное Письмо Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 ноября 2001 г.).
Руководствуясь вышеприведенными нормами права, установив отсутствие документов, в том числе косвенно подтверждающих фактический заработок истца в спорный период времени, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для перерасчета пенсии с учетом среднемесячной заработной платы истца, поскольку данный механизм перерасчета размера пенсии не предусмотрен действующим законодательством.
Учитывая, что доводы кассатора сводятся к субъективному толкованию вышеуказанных норм права, были предметом правовой оценки суда апелляционной инстанции, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Нарушений норм материального права или норм процессуального права, в ходе разбирательства дела, повлиявших на исход дела судом апелляционной инстанции не допущено, следует апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 29 ноября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Б.С.Г.- без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 29 ноября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Б.С.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.