Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ветровой Н.П, судей Кравченко Н.Н, Репринцевой Н.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело NN04RS0021-01-2022-003075-39 по иску Администрации главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия к Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Забайкальском крае и Республики Бурятия, Федеральному государственному бюджетному учреждению культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры", Федеральному казенному учреждению "Уголовно - исполнительная инспекция Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия" о понуждении выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия, по кассационным жалобам Федерального казенного учреждения "Уголовно - исполнительная инспекция Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия", Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 16 августа 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 26 декабря 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Репринцевой Н.Ю,
УСТАНОВИЛА:
Администрация главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия обратилась в суд с иском к Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Забайкальском крае и Республики Бурятия, Федеральному государственному бюджетному учреждению культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры", Федеральному казенному учреждению "Уголовно - исполнительная инспекция Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия" о возложении обязанности проведения работ в отношении объекта культурного наследия федерального значения.
Требования мотивировала тем, что по адресу: "адрес" расположен объект культурного наследия федерального значения "Ряды гостиные", который поставлен на государственную охрану. Помещения, расположенные в здании, являющемся объектом культурного наследия федерального значения, принадлежат на праве оперативного управления ответчикам, которые не исполняется охранное обязательство, что создает угрозу ухудшения состояния памятника истории и культуры и его дальнейшей утраты.
Решением Советского районного суда г. Улан-Удэ от 16 августа 2022г. иск Администрации главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия удовлетворен. Суд обязал МТУ Росимущества в Забайкальском крае и Республики Бурятия, ФГБУ культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры", ФКУ "Уголовноисполнительная инспекция УФСИН по РБ" выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия федерального значения "Ряды гостиные", расположенного по адресу: ФИО4, "адрес" пропорционально принадлежащим правообладателям долям в праве на общее имущество в объекте культурного наследия: разработать научно-проектную документацию на указанный объект в течение 1 (одного) года с момента вступления в законную силу решения суда; провести ремонтно-реставрационные работы согласно научно-проектной документации - в течение 3 (трех) лет с момента вступления в законную силу решения по настоящему делу. Взысканы с ФГБУ культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" в доход муниципального образования город Улан-Удэ расходы по оплате государственной пошлины в сумме 6 000 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 26 декабря 2022 г. решение изменено в части предоставления сроков исполнения. Суд обязал МТУ Росимущества в Забайкальском крае и Республики Бурятия, ФГБУ культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры", ФКУ "Уголовно-исполнительная инспекция УФСИН по РБ" выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия федерального значения "Ряды гостиные", расположенного по адресу: ФИО4, "адрес" пропорционально принадлежащим правообладателям долям в праве на общее имущество в объекте культурного наследия: разработать научно-проектную документацию на указанный объект в течение 2 (двух) лет с момента вступления в законную силу решения суда; провести ремонтно-реставрационные работы согласно научно-проектной документации - в течение 4 (четырех) лет с момента вступления в законную силу решения по настоящему делу. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" просит отменить обжалуемые судебные акты в полном объеме.
В обоснование кассационной жалобы указало, что судом необоснованно отклонено ходатайство о приостановлении производства по делу до вступления в законную силу судебного акта Арбитражного суда Республики Бурятия по заявлению ответчика о признании недействительным распоряжения Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия от 29 августа 2017 г. N135 в части утверждения в охранном обязательстве дополнительных требований в отношении объекта, а именно п.п.1, 2 п.25 о разработке научно-проектной документации в срок до 1 декабря 2020 г, выполнении ремонтно-реставрационных работ в срок до 1 декабря 2023 г.
В кассационной жалобе Федеральное казенное учреждение "Уголовно - исполнительная инспекция Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия" просит отменить обжалуемые судебные акты, направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование кассационной жалобы указало, что при получении выписки из ЕГРН от 4 апреля 2019 г. ограничение прав и обременение объекта недвижимости не зарегистрировано, отсутствует запись о включении объекта в реестр объектов культурного наследия. С охранным обязательством ответчик ознакомлен только с получением настоящего иска, распоряжение об его утверждении на официальном сайте истца не размещено. Кроме того, согласно акту технического состояния от 12 апреля 2017 г, на основании которого утверждено охранное обязательство, неверно указана площадь 691, 16 кв.м, вместо 1381, 6 кв.м. По сведения данного акта объект полностью не исследовался, его собственником указано только АО "Почта России".
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда, не явились.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, рассмотрев ходатайство Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" о приостановлении производства по делу на основании статьи 215 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Республики Бурятия по заявлению ответчика, которым прекращено право оперативного управления заявителя на спорные объекты, не находит оснований для его удовлетворения в связи с тем, что возможность такого приостановления судом кассационной инстанции процессуальным законодательством не предусмотрена.
Проверив материалы дела, законность обжалуемых судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобах, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушений такого характера судами при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Судебными инстанциями установлено и из материалов дела следует, что постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. N1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР" утвержден список памятников культуры, подлежащих охране как памятники государственного значения, в числе которых значится памятник - "Ряды гостиные" XIX в. г. Кяхта.
Приказом Министерства культуры РФ объект культурного наследия федерального значения "Ряды гостиные" XIX, расположенный по адресу: ФИО4, "адрес" зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации под N.
Распоряжением Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия от 29 августа 2017 г. N135 утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца указанного объекта культурного наследия федерального значения.
В п.25 охранного обязательства предусмотрено выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия, определенных уполномоченным органом в области охраны объектов культурного наследия на основании акта технического состояния объекта культурного наследия от 12 апреля 2017 г, в том числе: проведение работ по разработке научно-проектной документации до 1 декабря 2020 г.; выполнение ремонтно-реставрационных работ согласно научно-проектной документации до 1 декабря 2023 г; регулярный ремонт занимаемых помещений, текущий ремонт фасадов, содержание дворовой территории в чистоте.
В п.п.3 п. 25 охранного обязательства указано, что в случае, если объект принадлежит нескольким правообладателям, работы по сохранению объекта в отношении общего имущества правообладателей осуществляются пропорционально принадлежащим правообладателям долям в общем имуществе на основании договора между правообладателями объекта.
В данном акте, составленном в порядке, установленном п. 2 ст. 47.2 Федерального закона РФ от 25 июня 2002 г. N73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", указано, что здание является 2 этажным, площадь здания составляет 691, 16 кв.м, общее состояние здания оценено как неудовлетворительное.
Согласно кадастровой выписке, здание объекта имеет площадь 1 381, 6 кв.м, состоит из двух этажей, площадь первого этажа составляет 567, 1 кв.м, площадь второго этажа - 655 кв.м.
Распоряжением ТУ Росимущества в Республике Бурятия от 22 декабря 2014 г. N305-р на праве оперативного управления за ФКУ "Уголовно-исполнительная инспекция Управления Федеральной службы исполнения наказаний в Республике Бурятия" закреплен объект недвижимости, составляющий государственную казну Российской Федерации: помещения N 25, 28, 31, 34, 35, литер А, общей площадью 66, 75 кв.м, расположенные в здании объекта.
В п.3 распоряжения предусмотрено, что ФКУ "Уголовно-исполнительная инспекция Управления Федеральной службы исполнения наказаний в Республике Бурятия" обеспечивает регистрацию права оперативного управления в тридцатидневный срок с момента подписания акта приема-передачи, в десятидневный срок с момента возникновения права оперативного управления - оформление охранного обязательства.
24 января 2019 г. зарегистрировано право оперативного управления ФКУ "Уголовно-исполнительная инспекция Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия" на помещения с кадастровыми номерами N (площадь 14, 8 кв.м.), N (площадь 17, 6 кв.м.), N (площадь 17, 6 кв.м.), N:71 (площадь 17, 9 кв.м.).
28 января 2021 г. зарегистрировано право оперативного управления на помещения с кадастровыми номерами N (площадь 314, 3 кв.м.), N (площадь 6, 4 кв.м.), N (площадь 63, 6 кв.м.), N (площадь 29, 4 кв.м.), N (площадь 29 кв.м.), N (площадь 92, 9 кв.м.), N (площадь 30, 3 кв.м.), N (площадь 61, 7 кв.м.), которые являются собственностью Российской Федерации, за ФГБУ "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры".
Имущество закреплено на праве оперативного управления за учреждением распоряжением МТУ Росимущества в Забайкальском крае и Республике Бурятия от 19 января 2021 г. N75-34-р.
Помещения с кадастровыми номерами N (площадь 63, 8 кв.м.), N (площадь 252, 5 кв.м.), N (площадь 38, 1 кв.м.), N (площадь 28 кв.м.), N (площадь 189, 3 кв.м.) принадлежат на праве собственности Российской Федерации, право собственности зарегистрировано 23 сентября 2019 г.
В Едином государственном реестре недвижимости также содержатся сведения о том, что объект является выявленным объектом культурного наследия.
Решением Советского районного суда г. Улан- Удэ от 15 февраля 2021 г. удовлетворены исковые требования Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия к АО "Почта России" как к собственнику помещений объекта с кадастровыми номерами N и N, на ответчика возложена обязанность в срок до 1 декабря 2021 г. разработать по ним научно-проектную документацию.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 11, 33, 40, 47.2, 47.6 Федерального закона РФ от 25 июня 2002г. N73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" исходил из того, что у ответчиков возникла обязанность по исполнению охранного обязательства с момента регистрации за ними права оперативного управления на объект, принимая во внимание, что требования охранного обязательства по разработке научно-проектной документации в срок до 01 декабря 2020 г. ими не выполнены, хотя обязанность по его исполнению возникла у них с момента регистрации права оперативного управления пропорционально принадлежащим правообладателям долям в праве на общее имущество в объекте культурного наследия.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, увеличив только сроки разработки научно-проектной документации до двух лет и проведения ремонтно-реставрационных работ до трех лет.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с обоснованностью выводов судов первой инстанции в неизмененной части и апелляционной инстанций, поскольку они основаны на совокупном исследовании имеющихся в деле доказательств, соответствуют действующему законодательству, подробно аргументированы в оспариваемых судебных актах.
Изложенный в кассационной жалобе Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" доводы о необоснованном отказе суда в удовлетворении ходатайства о приостановлении производства по делу до рассмотрения арбитражным судом другого гражданского дела по иску Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" об спаривании сроков разработки научно-проектной документации и проведения ремонтно-реставрационных работ, не является основанием для отмены судебных постановлений, поскольку ходатайство разрешено судом первой инстанции в соответствии с требованиями статьи 215 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливающей, что суд обязан приостановить производство по делу только в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого в гражданском производстве, вместе с тем, суд пришел к выводу об отсутствии таких оснований.
Доводы кассационной жалобы о неверном указании площади здания объекта в акте технического состояния от 12 апреля 2017 г, о том, что учреждению не было известно о наличии охранного обязательства, о несогласии с установленными сроками исполнения судебного акта, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, которые получили подробную правовую оценку, с которой соглашается суд кассационной инстанции.
Иные доводы заявителей кассационных жалоб направлены на переоценку доказательств и установленных судом первой и апелляционной инстанции обстоятельств по настоящему делу, повторяют позицию заявителя в суде первой и апелляционной инстанции, а потому не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Несогласие заявителей кассационных жалоб с выводами судов первой и апелляционной инстанции не свидетельствует о судебной ошибке.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут являться основанием для отмены судебных постановлений, не установлено.
Таким образом, обжалуемые судебные акты являются законными, обоснованными и отмене не подлежат. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 16 августа 2022 г. в неизмененнной части, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 26 декабря 2022 г. оставить без изменения, кассационные жалобы Федерального казенного учреждения "Уголовно - исполнительная инспекция Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия", Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" - без удовлетворения.
Председательствующий Н.П. Ветрова
Судьи Н.Н. Кравченко
Н.Ю. Репринцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.