Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Лавник М.В, судей Андугановой О.С, Гусева Д.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2489/2022 (УИД: 04RS0021-01-2022-003779-61) по иску прокурора Октябрьского района г. Улан-Удэ в интересах Емельянова К, Емельяновой Светланы Леонидовны к Министерству здравоохранения Республики Бурятия о взыскании затрат на проведение обследования, о возложении обязанности осуществить финансовое обеспечение проведения обследования, по кассационной жалобе Министерства здравоохранения Республики Бурятия на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 28 сентября 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 12 декабря 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С, пояснение прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Рубан А.В, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Октябрьского района г. Улан-Удэ, действующий в интересах Емельянова К. (далее - Емельянова К.), Емельяновой Светланы Леонидовны (далее - Емельяновой С.Л.) обратился в суд в суд к Министерству здравоохранения Республики Бурятия о взыскании затрат на проведение обследования, о возложении обязанности осуществить финансовое обеспечение проведения обследования.
В обоснование заявленных требований указано, что несовершеннолетний Емельянова К, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является "данные изъяты". Ребенок наблюдается в ГБУЗ "Городская поликлиника N" с диагнозом: "данные изъяты" Расходы на оплату исследований должны быть компенсированы за счет средств республиканского бюджета в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 г. N 2299 и Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 30 декабря 2020 N 833.
Прокурор Октябрьского района г. Улан-Удэ, действующий в интересах Емельянова К. Емельяновой С. просил суд взыскать с Министерства здравоохранения Республики Бурятия затраты на проведение "данные изъяты"
Определением Советского районного суда г. Улан - Удэ от 25 августа 2022 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечены Правительство Республики Бурятия, Министерство финансов Республики Бурятия, АО "Согаз".
Решением Советского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 28 сентября 2022 г. исковые требования удовлетворены частично.
С Министерства здравоохранения Республики Бурятия в пользу Емельяновой С.Л. взысканы затраты на проведение генетического обследования в размере 45 500 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 12 декабря 2022 г. решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 28 сентября 2022 г. отменено в части отказа в удовлетворении требований о возложении обязанности осуществить финансовое обеспечение проведения "данные изъяты"
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство здравоохранения Республики Бурятия просит об отмене решения Советского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 28 сентября 2022 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 12 декабря 2022 г.
В обоснование доводов кассационной жалобы указывает, что принятые судебные постановления противоречат действующим нормам права.
Указывает, что Министерство здравоохранения Республики Бурятия наделено полномочиями на осуществление финансирования, учета и контроля финансово-хозяйственной деятельности подведомственных организаций; формирование государственных подведомственных организаций и осуществление их финансового обеспечения.
Государственные задания подведомственных организаций формируются ежегодно с учетом предложений подведомственных организаций, на основании соответствующего перечня услуг, то есть, предусмотреть расходы на исполнение решения суда в рамках государственного задания не представляется возможным.
Заявитель считает, что судом первой инстанции верно сделан вывод об отказе в удовлетворении исковых требований в части обязания Министерства здравоохранения Республики Бурятия осуществить финансовое обеспечение проведения генетического обследования, так как такая услуга не предусмотрена ни Российской программой государственных гарантий, ни республиканской. Отсутствуют правовые акты, регулирующие финансовое обеспечение проведения генетического обследования, поскольку такие обследования не входят в стандарт оказания медицинской помощи.
Относительно доводов кассационной жалобы Прокуратурой Республики Бурятия представлены письменные возражения, в которых прокурор просит оставить судебные постановления без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились материальный истец Емельянова С.Л, представитель ответчика Министерства здравоохранения Республики Бурятия, представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительства Республики Бурятия, Министерства финансов Республики Бурятия, АО "Согаз", сведений о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными, исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Емельянова С.Л. является матерью несовершеннолетнего ребенка Емельянова К. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении.
Несовершеннолетний Емельянова К. является "данные изъяты".
Емельянов К. наблюдается в ГБУЗ "Городская поликлиника N" с диагнозом: "данные изъяты"
"данные изъяты"
По результатам консультации в "данные изъяты"" Емельянова К. дано заключение о рекомендации проведения "данные изъяты"
Данные исследования согласно ответу "данные изъяты" необходимы для определения "данные изъяты"
Из пояснений в судебном заседании специалиста ГБУЗ "Республиканский перинатальный центр" Е. следует, что рекомендованные "данные изъяты"
В августе 2021 года в "данные изъяты" ребенку проведено "данные изъяты". За проведение обследования Емельяновой С.Л. оплачено 45 500 руб.
"данные изъяты"
Согласно утвержденной Всемирной организацией здравоохранения Международной классификации болезней, заболевание с кодом "данные изъяты" отнесено к "данные изъяты"
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отсутствие в стандартах оказания медицинской помощи, в федеральных и территориальных программах бесплатного оказания гражданам медицинской помощи наименования диагностического обследования не лишает "данные изъяты" права на гарантированную ему законом бесплатную медицинскую помощь, включающую в себя, в том числе, и диагностику заболеваний и взыскал с Министерства здравоохранения Республики Бурятия в пользу Емельяновой С.Л, затраты на проведение генетического обследования в размере 45 500 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Суд апелляционной инстанции решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 28 сентября 2022 г. отменил в части отказа в удовлетворении требований о возложении обязанности осуществить финансовое обеспечение проведения генетического обследования, в отмененной части принял новое решение, которым возложил на Министерство здравоохранения Республики Бурятия обязанность осуществить финансовое обеспечение проведения "данные изъяты"
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций по доводам кассационной жалобы не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов утверждена постановлением Правительства Республики Бурятия от 30 декабря 2020 г. N 833.
Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи устанавливает, в частности, перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно; перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно; категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно; перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе, территориальной программы обязательного медицинского страхования (раздел "Общие положения").
Раздел II Территориальных программ содержит перечень видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно. В частности, в рамках Территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации) бесплатно предоставляется специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь.
Специализированная медицинская помощь оказывается бесплатно в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию (раздел II Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Бурятия на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов).
Высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе, клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники (раздел II Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Бурятия на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов).
Согласно разделу III Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Бурятия на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов ("Перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно") гражданин имеет право на бесплатное получение медицинской помощи по видам, формам и условиям ее оказания в соответствии с разделом II данной программы, в том числе при болезнях нервной системы.
Согласно утвержденной Всемирной организацией здравоохранения Международной классификации болезней заболевание с кодом G40.2 отнесено к болезням нервной системы.
За счет бюджетных ассигнований бюджета Республики Бурятия осуществляется финансовое обеспечение, в частности: скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, не включенной в территориальную программу обязательного медицинского страхования; первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в части медицинской помощи при заболеваниях, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования; высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой в медицинских организациях, подведомственных Министерству здравоохранения Республики Бурятия, в соответствии с перечнем видов высокотехнологичной медицинской помощи (раздел V Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Бурятия на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов ("Финансовое обеспечение Программы").
Из приведенного правового регулирования в системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относится обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (в данном случае за счет бюджета субъекта Российской Федерации - Республики Бурятия) оказания гражданам, в частности при болезнях нервной системы, медицинской помощи в соответствии с перечнем видов такой помощи.
В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Республики Бурятия, утвержденным постановлением Правительства Республики Бурятия от 15 октября 2007 г. N319, в Республике Бурятия исполнительным органом государственной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно правовому регулированию в сфере охраны здоровья населения, проведению мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в пределах своей компетенции, является Министерство здравоохранения Республики Бурятия.
Согласно п. 6.5 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Бурятия, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 15 октября 2007 г. N319, Министерство здравоохранения Республики Бурятия формирует и реализует территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.
Согласно п. 6.18 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Бурятия, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 15 октября 2007 г. N319, Министерство здравоохранения Республики Бурятия осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств республиканского бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство полномочий, а также функций администратора доходов республиканского бюджета, главного распорядителя бюджетных средств в отношении подведомственных организаций.
Из материалов дела следует, что "данные изъяты"
Согласно утвержденной Всемирной организацией здравоохранения Международной классификации "данные изъяты" отнесено к "данные изъяты"
С учетом изложенного, суды пришли к правильному выводу о том, что отсутствие в стандартах оказания медицинской помощи, в федеральных и территориальных программах бесплатного оказания гражданам медицинской помощи наименования диагностического обследования не лишает "данные изъяты" права на гарантированную ему законом бесплатную медицинскую помощь, включающую в себя, в том числе, и диагностику заболеваний.
Таким образом, Емельянову К. не может быть отказано в бесплатной медицинской помощи, включая "данные изъяты", в связи с чем, понесенные Емельяновой С.Л. (матерью Емельянова К.) расходы на проведение "данные изъяты" подлежат возмещению за счет средств бюджета Республики Бурятия.
За счет бюджетных ассигнований бюджета Республики Бурятия осуществляется финансовое обеспечение, в частности: скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, не включенной в территориальную программу обязательного медицинского страхования; первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в части медицинской помощи при заболеваниях, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования; высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой в медицинских организациях, подведомственных Министерству здравоохранения Республики Бурятия, в соответствии с перечнем видов высокотехнологичной медицинской помощи (раздел V Территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи ("Финансовое обеспечение Программы").
В связи с этим суды правомерно отклонили доводы ответчика о том, что в программу государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи "данные изъяты" не включены, не предусмотрен источник финансирования подобных исследований, поскольку указанные доводы не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных истцом требований.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции верно указал, что раздел 3 Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Бурятия на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной Постановлением правительства Республики Бурятия от 30 декабря 2020 г. N833, предусматривает бесплатное получение гражданами медицинской помощи при "данные изъяты", включая специализированную и высокотехнологическую медицинскую помощь.
Согласно пунктов 6.5, 6.18 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Бурятия, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 15 октября 2007 г. N319, Министерство осуществляет реализацию территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, является распорядителем бюджетных средств и администратором доходов республиканского бюджета.
"данные изъяты"
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции обоснованно возложил обязанность на Министерство здравоохранения Республики Бурятия осуществить финансовое обеспечение проведения "данные изъяты"
Доводы кассационной жалобы о том, что судами не верно определены обстоятельства дела, не могут служить основанием для отмены постановлений нижестоящих судов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судебными инстанциями норм материального или процессуального права, фактически сводятся к несогласию с выводами судов об установленных обстоятельствах, основаны на неправильном толковании норм материального права и направлены на иную оценку доказательств по делу.
С учетом изложенного, принятые судебные постановления отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 28 сентября 2022 г, в части не отмененной апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 12 декабря 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 12 декабря 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства здравоохранения Республики Бурятия - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.