Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Новожиловой И.А, Кожевниковой Л.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2582/2022 (УИД 04RS0021-01-2022-003875-64) по иску Жаркова Алексея Александровича к Министерству внутренних дел по Республике Бурятия о восстановлении на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, признании права на получение единовременной социальной выплаты, по кассационной жалобе Министерства внутренних дел по Республике Бурятия на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 22 сентября 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 18 января 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Жарков Алексей Александрович (далее по тексту - Жарков А.А, истец) обратился в Советский районный суд г. Улан-Удэ с иском к Министерству внутренних дел по Республике Бурятия (далее по тексту - МВД по Республике Бурятия, ответчик) о восстановлении на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, о признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дела и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Решением Советского районного суда г. Улан-Удэ от 22 сентября 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 18 января 2023 г, исковые требования Жаркова А.А. удовлетворены частично. Жарков А.А. восстановлен в очереди лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий, принятых на учет по месту прохождения службы до 1 марта 2005 г. в МВД по Республике Бурятия с датой постановки на учет 24 февраля 2005 г. В остальной части требований отказано.
МВД по Республике Бурятия обратилось в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 22 сентября 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 18 января 2023 г. отменить, в удовлетворении исковых требований Жаркова А.А. отказать.
В обоснование доводов кассационной жалобы указано на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Закон Республики Бурятия от 16 октября 2022 г. N 115-III "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности", определяя категории лиц, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, не содержит положений о том, что предоставление земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов, не влечет их снятие с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Вывод судов о том, что предоставление земельного участка истцу в соответствии с данным законом подпадает под исключение, не основан на законе и не подтверждается материалами дела. Факт получения истцом земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства, который установлен судом и сторонами не оспаривался, свидетельствует о реализации истцом в установленном порядке своего права на получение от органов местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, потому снятие истца с учета нуждающихся в жилом помещении является правомерным. На момент предоставления истцу земельного участка в марте 2011 г. норма Жилищного кодекса Российской Федерации об основаниях снятия граждан с учета предусматривала, что граждане при предоставлении им органом местного самоуправления земельного участка снимаются с учета нуждающихся. Под исключение из указанной нормы, истец не попадал, суды применили норму в редакции, не подлежащей применению к спорным правоотношениям. Подробно доводы приведены в кассационной жалобе.
Неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Такие нарушения были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Жарков А.А. проходил службу в органах внутренних дел с 10 апреля 1998 г. по 8 сентября 2011 г.
Приказом врио министра внутренних дел по Республике Бурятия от 2 сентября 2011 г. N N л/с Жарков А.А. уволен с 8 сентября 2011 г. из органов внутренних дел по пункту "в" статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию).
Согласно выписке из протокола заседания жилищно - бытовой комиссии МВД по Республике Бурятия от 31 октября 2014 г. N принято решение считать Жаркова А.А. поставленным на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в МВД по Республике Бурятия с 24 февраля 2005 г.
В соответствии с выпиской из протокола заседания жилищно - бытовой комиссии МВД по Республике Бурятия от 20 мая 2021 г. N Жарков А.А. снят с учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, принятых на учет по месту прохождения службы до 1 марта 2005 г. на основании пункта 5 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Основанием для снятия Жаркова А.А. с учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, явилось предоставление ему в соответствии с постановлением администрации муниципального образования "Иволгинский район" Республики Бурятия от 21 марта 2011 г. N "О предоставлении гражданам в собственность (бесплатно) земельных участков" земельного участка для жилищного строительства.
Жарков А.А, указав, что он как состоящий на учете для получения жилого помещения до 1 марта 2005 г, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения, до настоящего времени он не получил ни жилья, ни единовременной социальной выплаты, предоставление ему земельного участка как участнику "данные изъяты" на территории "данные изъяты" региона Российской Федерации в соответствии с Законом Республики Бурятия от 16 октября 2002 г. N 115-III "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности", не исключает его право на получение меры социальной поддержки, предусмотренной частью 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дела и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 30, 31 Жилищного кодекса РСФСР, частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", статьей 6 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пунктом 5 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 1 Закона Республики Бурятия от 16 октября 2002 г. N 115-III "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности", оценив по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, исходил из того, что предоставление земельного участка Жаркову А.А. подпадает под исключение, на которое указано в пункте 5 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с чем решение о снятии его с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, принятых на учет по месту прохождения службы до 1 марта 2005 года является незаконным.
Отказывая в удовлетворении требования о признании за Жарковым А.А. права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", суд исходил из того, что материалы дела не содержат доказательств того, что Жарков А.А. выражал волю на предоставление единовременной социальной выплаты.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с выводами суда и их правовым обоснованием согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и инстанций основанными на неправильном применении норм материального и процессуального права.
Статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что решение суда должно быть законным и обоснованным.
Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2, 3 постановления от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Из содержания статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует, что предмет доказывания по делу составляют факты материально-правового характера, подтверждающие обоснованность требований и возражений сторон и имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Таким образом, с учетом приведенных положений процессуального закона именно на суд возлагается обязанность по определению предмета доказывания как совокупности обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела. Предмет доказывания определяется судом на основании требований и возражений сторон, а также норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Между тем обжалуемые судебные постановления приведенным требованиям закона и разъяснениям по его применению не соответствуют.
Часть 1 статьи 30 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции", который прекратил свое действие с 1 марта 2011 г. в связи с принятием Федерального закона от 7 февраля 2011 г. 3-ФЗ "О полиции", предусматривала, что сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Согласно статье 30 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего до 1 марта 2005 г.) учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях и в порядке, устанавливаемых Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства. Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Наравне с ними принимаются на учет граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию.
Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива. Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов, на предприятие, в учреждение, организацию. О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме (статья 31 Жилищного кодекса РСФСР).
Порядок предоставления жилой площади в структурах Министерства внутренних дел Российской Федерации регламентировался Положением о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади, утвержденным приказом МВД от 24 мая 2003 г. N 345, согласно которому ведение учета сотрудников органов внутренних дел, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, осуществлялось путем формирования списков указанных лиц соответствующими органами внутренних дел по месту прохождения ими службы (далее по тексту - Положение).
Согласно пункту 2 названного Положения постановка на учет сотрудников органов внутренних дел и предоставление им жилых помещений по месту расположения соответствующих органов внутренних дел осуществлялась в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами МВД России и настоящим приказом.
Учет сотрудников подразделений МВД России, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации (за исключением и), и обеспечение их жильем осуществляется в МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены данные подразделения (пункт 3 Положения).
На основании пункт 4 Положения учет очередников ведется по единому списку с одновременным включением в отдельные списки очередников, имеющих право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений. Списки утверждаются в январе каждого года после рассмотрения их на заседании комиссий и вывешиваются в доступном для ознакомления месте.
Принятые на учет очередники включаются в Книгу учета сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий (пункт 7 Положения).
В соответствии с пунктом 9.1 Положения предоставление жилых помещений сотрудникам органов внутренних дел обеспечивалось после рассмотрения соответствующей комиссией и утверждения протокола начальником органа внутренних дел.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части (часть 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации").
Пунктом 5 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка (кроме садового земельного участка) для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей, а также иных категорий граждан, определенных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции действовавшей в период постановки Жаркова А.А. на учет) ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и по обеспечению жильем категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, установленных статьями 14, 15, 16, 17, 18, 19 и 21 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 1 Закона Республики Бурятия от 16 октября 2002 г. N 115-III "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности" в редакции Закона Республики Бурятия от 6 марта 2006 г. N 1519-III "О внесении изменения в статью 1 Закона Республики Бурятия "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности" бесплатно и однократно предоставляются в собственность земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства следующим категориям граждан, не имевшим ранее в собственности или на ином праве земельных участков для индивидуального жилищного строительства: специалистам, постоянно проживающим и работающим в сельском поселении (учителям, медицинским работникам, социальным работникам, работникам культуры, ветеринарным работникам, специалистам, работающим в сельскохозяйственном производстве); ветеранам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий, состоящим на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Таким образом бесплатное и однократное предоставление ветеранам боевых действий, состоящим на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в собственность земельного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства, не имевшим ранее в собственности или на ином праве земельных участков для индивидуального жилищного строительства, с учетом цели использования земельного участка является мерой, направленной на улучшение жилищных условий.
Пунктом 5 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент вынесения постановления администрации муниципального образования "Иволгинский район" Республики Бурятия от 21 марта 2011 г. N 189 "О предоставлении гражданам в собственность (бесплатно) земельных участков", было предусмотрено, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома.
Поскольку как следует из материалов дела Жарков А.А. был принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях до 1 марта 2005 года в соответствии с жилищным законодательством, мог быть снят с такого учета по предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям, в установленном порядке реализовал свое право на улучшение жилищных условий в виде получения от органа местного самоуправления земельного участка для индивидуального жилищного строительства, действующим законодательством не предусмотрено в качестве форм обеспечения гражданина, нуждающегося в улучшении жилищных условий, предоставление и жилого помещения и земельного участка для индивидуального жилищного строительства, выводы судов первой и апелляционной инстанций о наличии оснований для восстановления Жаркова А.А. в очереди лиц, нуждающихся в жилых помещениях, с даты постановки на учет 24 февраля 2005 г, сделаны без учета фактических обстоятельств дела и при неверной оценке представленных доказательств.
С учетом изложенного решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 22 сентября 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 18 января 2023 г. нельзя признать законными, поскольку они приняты с нарушением материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для их отмены и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 22 сентября 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 18 января 2023 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий М.В. Лавник
Судьи И.А. Новожилова
Л.П. Кожевникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.