Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Леонтьевой Т.В, судей Раужина Е.Н, Кожевниковой Л.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1221/2022 (УИД 24RS0035-01-2022-001198-63) по иску Минусинского межрайонного прокурора в интересах Барановой Татьяны Васильевны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю о признании действий незаконными, возложении обязанности, по кассационной жалобе Барановой Татьяны Васильевны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 28 сентября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, пояснения прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коган А.Г. о наличии оснований для удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Минусинский межрайонный прокурор в интересах Барановой Татьяны Васильевны (далее - Баранова Т.В.) обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю (далее - ОПФР по Красноярскому краю, ответчик, пенсионный орган) о признании действий незаконными, возложении обязанности.
В обоснование требований указывал на то, что 23 декабря 2021 г. Баранова Т.В. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением ОПФР по Красноярскому краю от 13 января 2022 г. N940962/21 Барановой Т.В. отказано в установлении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого стажа для назначения пенсии.
При этом пенсионным органом в стаж на соответствующих видах работ не зачтены периоды работы Барановой Т.В. в должности медицинской сестры в Оздоровительно - лечебном комплексе ОАО "Аграрно-строительный комплекс Тесь" с 25 июня 1999 г. по 23 августа 1999 - 2 месяца 14 дней (исчисляя 1 год работы как 1 год 3 месяца), в должности фельдшера в Оздоровительно - лечебном комплексе ОАО "Аграрно-строительный комплекс Тесь" с 29 ноября 1999 г. по 30 января 2002 - 2 года 8 месяцев 19 дней (исчисляя 1 год как 1 год 3 месяца), в должности фельдшера в ЗАО "Сывел" с 6 сентября 1999 г. по 27 октября 1999 - 2 месяца 6 дней (исчисляя 1 год как 1 год 3 месяца).
Данный отказ прокурор считает незаконным, так как в период с 25 июня 1999 г. по 30 января 2002 г. Баранова Т.В. работала в должности медицинского работника в учреждении, осуществляющем медицинскую деятельность, что дает ей право на назначение пенсии по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Поскольку Баранова Т.В. работала в медико-санитарной части Санатория "Тесь", расположенного в Минусинском районе, то есть в сельской местности, то в стаж ее работы спорные периоды работы должны быть зачтены как 1 год работы за 1 год 3 месяца.
Минусинский межрайонный прокурор в интересах Барановой Т.В. просил суд признать незаконным решение ОПФР по Красноярскому краю от 13 января 2022 г. N940962/21; возложить на ответчика обязанность включить в страховой стаж Барановой Т.В, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы в должности медицинской сестры в Оздоровительно - лечебном комплексе ОАО "Аграрно-строительный комплекс Тесь" с 25 июня 1999 г. по 23 августа 1999г. - 2 месяца 14 дней (исчисляя 1 год работы как 1 год 3 месяца), в должности фельдшера в Оздоровительно - лечебном комплексе ОАО "Аграрно-строительный комплекс Тесь" с 29 ноября 1999 г. по 30 января 2002 г. - 2 года 8 месяцев 19 дней (исчисляя 1 год как 1 год 3 месяца), в должности фельдшера в ЗАО "Сывел" с 6 сентября 1999 г. по 27 октября 1999 г. - 2 месяца 6 дней (исчисляя 1 год как 1 год 3 месяца); назначить пенсию Барановой Т.В. с 23 декабря 2021 г.
Решением Минусинского городского суда Красноярского края от 1 июля 2022 г. исковые требования Минусинского межрайонного прокурора в интересах Барановой Т.В. удовлетворены частично. Признано незаконным решение ОПФР по Красноярскому краю от 13 января 2022 г. N940962/21. На ОПФР по Красноярскому краю возложена обязанность включить Барановой Т.В. в страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по подпункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы: в должности медицинской сестры в Оздоровительно - лечебном комплексе ОАО "Аграрно-строительный комплекс Тесь" с 25 июня 1999 г. по 23 августа 1999 г. - 2 месяца 14 дней (исчисляя 1 год работы в этой должности как 1 год 3 месяца), в должности фельдшера в Оздоровительно - лечебном комплексе ОАО "Аграрно-строительный комплекс Тесь" с 29 ноября 1999 г. по 30 января 2002 г. - 2 года 8 месяцев 19 дней (исчисляя 1 год работы в этой должности как 1 год 3 месяца), в должности фельдшера в Закрытом акционерном обществе "Сывел" с 6 сентября 1999 г. по 27 октября 1999 г. - 2 месяца 6 дней (исчисляя 1 год работы в этой должности как 1 год 3 месяца). В удовлетворении исковых требований о возложении обязанности назначить Барановой Т.В. пенсию с 23 декабря 2021 г. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 28 сентября 2022 г. решение Минусинского городского суда Красноярского края от 1 июля 2022 г. отменено в части удовлетворения требований Минусинского межрайонного прокурора в интересах Барановой Т.В. о признании решения ОПФР по Красноярскому краю от 13 января 2022 г. об отказе в установлении пенсии Барановой Т.В, незаконным, возложении на ОПФР по Красноярскому краю обязанности включить Барановой Т.В. в страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по подпункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы: в должности медицинской сестры в оздоровительно - лечебном комплексе ОАО "Аграрно-строительный комплекс Тесь" с 25 июня 1999 г. по 23 августа 1999 г. - 2 месяца 14 дней (исчисляя 1 год работы в этой должности как 1 год 3 месяца), в должности фельдшера в оздоровительно - лечебном комплексе ОАО "Аграрно-строительный комплекс Тесь" с 29 ноября 1999 г. по 30 января 2002 г. - 2 года 8 месяцев 19 дней (исчисляя 1 год работы в этой должности как 1 год 3 месяца).
Принято в данной части новое решение, которым в удовлетворении требований Минусинского межрайонного прокурора в интересах Барановой Т.В. о признании решения ОПФР по Красноярскому краю от 13 января 2022 г. об отказе в установлении пенсии Барановой Т.В. незаконным, о возложении на ОПФР по Красноярскому краю обязанности включить Барановой Т.В. в страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по подпункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы: в должности медицинской сестры в оздоровительно - лечебном комплексе ОАО "Аграрно-строительный комплекс Тесь" с 25 июня 1999 г. по 23 августа 1999 г. - 2 месяца 14 дней (исчисляя 1 год работы в этой должности как 1 год 3 месяца), в должности фельдшера в оздоровительно - лечебном комплексе ОАО "Аграрно-строительный комплекс Тесь" с 29 ноября 1999 г. по 30 января 2002 г. - 2 года 8 месяцев 19 дней (исчисляя 1 год работы в этой должности как 1 год 3 месяца) отказано. В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Баранова Т.В. просит об отмене судебного акта апелляционной инстанции как незаконного.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции материальный истец Баранова Т.В, представитель ответчика ОПФР по Красноярскому краю, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились. ОПФР по Красноярскому краю просило рассмотреть дело в свое отсутствие. Руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Баранова Т.В. 25 июня 1999 г. была принята на должность медицинской сестры в оздоровительно - лечебный комплекс ОАО "Аграрностроительный комплекс Тесь", уволена 23 августа 1999 г. по истечении срочного трудового договора. 6 сентября 1999 г. принята на должность дежурного фельдшера медсанчасти ЗАО "Сывел", уволена по собственному желанию 27 октября 1999 г. 29 ноября 1999 г. принята фельдшером оздоровительного лагеря "Солнечный-2" в оздоровительно - лечебный комплекс ОАО "Аграрно-строительный комплекс Тесь", уволена 30 января 2002 г. по собственному желанию.
23 декабря 2021 г. Баранова Т.В. обратилась в ОПФР по Красноярскому краю.
Решением ОПФР по Красноярскому краю от 13 января 2022 г. N940962/21 Барановой Т.В. отказано в установлении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого стажа для назначения пенсии. Не зачтены периоды с 25 июня 1999 г. по 23 августа 1999 г. - 2 месяца 14 дней (исчисление 1 год за 1, 3 года) в должности медицинской сестры в оздоровительном лечебном комплексе "Тесь", с 29 ноября 1999 г. по 30 января 2002 г. в должности фельдшера в оздоровительном лечебном комплексе ОАО "Агростроительный комплекс "Тесь", с 6 сентября 1999 г. по 27 октября 1999 г. - 2 месяца 6 дней (1 год за 1, 3 года) фельдшер в ЗАО "Сывел".
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции возложил на ОПФР по Красноярскому краю обязанность включить Барановой Т.В. в страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по подпункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы: в должности медицинской сестры в Оздоровительно - лечебном комплексе ОАО "Аграрно-строительный комплекс Тесь" с 25 июня 1999 г. по 23 августа 1999 г. - 2 месяца 14 дней (исчисляя 1 год работы в этой должности как 1 год 3 месяца), в должности фельдшера в Оздоровительно - лечебном комплексе ОАО "Аграрно-строительный комплекс Тесь" с 29 ноября 1999 г. по 30 января 2002 г. - 2 года 8 месяцев 19 дней (исчисляя 1 год работы в этой должности как 1 год 3 месяца), в должности фельдшера в Закрытом акционерном обществе "Сывел" с 6 сентября 1999 г. по 27 октября 1999 г. - 2 месяца 6 дней (исчисляя 1 год работы в этой должности как 1 год 3 месяца).
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции в части включения в специальный стаж истца периодов работы в должности медицинской сестры в оздоровительно - лечебном комплексе ОАО "Аграрно-строительный комплекс Тесь" с 25 июня 1999 г. по 23 августа 1999 г. - 2 месяца 14 дней (исчисляя 1 год работы в этой должности как 1 год 3 месяца), в должности фельдшера в оздоровительно - лечебном комплексе ОАО "Аграрно-строительный комплекс Тесь" с 29 ноября 1999 г. по 30 января 2002 г. - 2 года 8 месяцев 19 дней (исчисляя 1 год работы в этой должности как 1 год 3 месяца).
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении требований истца в данной части, суд апелляционной инстанции исходил из того, что такой вид учреждения, как открытое акционерное общество, осуществляющее медицинскую деятельность, в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, не поименован.
Из Устава ОАО "Аграрно-строительный комплекс "Тесь" следует, что целями деятельности общества являются расширение рынка товаров и услуг, а также извлечение прибыли. В качестве основных видов деятельности являются осуществление жилищного и гражданского строительства, перерабатывающее производство сельскохозяйственной продукции, заготовка и переработка древесины для нужд строительства, производство строительных материалов из деловой древесины, транспортные услуги, услуги по перевозке грузов, осуществление торгово-закупочной деятельности через сеть собственных торговых предприятий, внешнеэкономическая деятельность.
Кроме того, ни данное структурное подразделение предприятия, ни само предприятие ОАО "Агростроительный комплекс "Тесь", не являются учреждением здравоохранения.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами суда апелляционной инстанции не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту также Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ на момент обращения истца в пенсионный фонд).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно данной норме закона одним из условий назначения страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В силу пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Между тем такое наименование учреждений, как открытое акционерное общество, осуществляющее медицинскую деятельность, в приведенных нормативных правовых актах не указано.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Выводы суда апелляционной инстанции основаны на вышеуказанных нормах закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 сентября 2014 г.) учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Согласно пункту 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 1 сентября 2014 г.) учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, тогда как открытое акционерное общество по своей организационно-правовой форме относится к коммерческой организации (статья 96).
Пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения (абзац второй пункта 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии").
Судом апелляционной инстанции учтено, что, устанавливая в Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 1920-О).
Исходя из приведенных положений Гражданского кодекса Российской Федерации открытое акционерное общество и учреждение имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей, в связи с чем открытое акционерное общество не может являться учреждением.
В спорные периоды истец работала в открытом акционерном обществе, являющимся коммерческой организацией, основной целью деятельностью которой является извлечение прибыли. Такие организации не могут быть отнесены к учреждениям здравоохранения, работа в которых предоставляет право на досрочную страховую пенсию в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья.
Выводы суда апелляционной инстанции подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемом судебном постановлении, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения, и установленных фактических обстоятельствах дела, подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом суд апелляционной инстанции правомерно принял во внимание, что ОАО "Аграрно-строительный комплекс Тесь" не относится к медицинским организациям.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее - Правила от 2 октября 2014 г. N 1015).
Согласно пункту 10 указанных Правил, в случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные данные о периодах работы либо отсутствуют информация об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (пункт 11).
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе, создание условий для назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае возникновении спора о периодах работы, подлежащих включению в страховой стаж, в том числе в страховой стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, порядке исчисления этого стажа, сведения о наличии такого стажа могут быть подтверждены в судебном порядке с представлением доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При этом бремя доказывания этих юридически значимых обстоятельств в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязанностью лица, претендующего на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Исследовав юридически значимые обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи, и установив, что в сведениях персонифицированного учета отсутствует информация, подтверждающая льготный характер работы истца после его регистрации в системе обязательного пенсионного страхования (7 декабря 1998 г.) в спорные периоды с 25 июня 1999 г. по 23 августа 1999 г, с 29 ноября 1999 г. по 30 января 2002 г, отсутствует информация о кодах льготы в данные периоды, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для включения данных периодов работы истца в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости и досрочного назначения страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебного постановления в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Поскольку судом апелляционной инстанции материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемого судебного постановления.
В остальной части судебные акты не обжалуются, потому не являются предметом рассмотрения суда кассационной инстанции в силу статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 28 сентября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Барановой Татьяны Васильевны - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Леонтьева
Судьи Е.Н. Раужин
Л.П. Кожевникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.