Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Дударёк Н.Г, судей: Симон Н.Б, Татаринцевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N по иску заместителя прокурора Центрального района г. Читы в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа "Город Чита" о понуждении к действиям
по кассационной жалобе администрации городского округа "Город Чита" на решение Центрального районного суда г. Читы Забайкальского края от 5 мая 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 8 декабря 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Симон Н.Б, выслушав прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Самойлова А.А, полагавшего об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов,
УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурора Центрального района г. Читы обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа "Город Чита" об обязании произвести действия.
В обоснование требований указано, что прокуратурой Центрального района г..Читы проведена проверка по обращению Непомнящих А.Я, в ходе которой выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства по адресу: "адрес". По адресу: "адрес" сформирован и поставлен на кадастровый учёт земельный участок с кадастровым номером N, площадью 577 кв.м. с видом разрешённого использования - для размещения многоквартирного дома. По адресу: "адрес" сформирован и постановлен на кадастровый учёт земельный участок с кадастровым номером N, площадью 338 кв.м. с видом разрешённого использования под жилую застройку. Управлением Роспотребнадзора по Забайкальскому краю 27 октября 2021 г..проведена проверка, в ходе которой обследован земельный участок с кадастровым номером N Выявлено отсутствие места для накопления и временного хранения твердых коммунальных отходов, наличие свалки отходов и нарушение установленных санитарных требований к расстоянию от жилого дома - "адрес" по "адрес" до двух дворовых уборных и помойницы для жидких отходов. В связи с указанным в отношении администрации городского округа "Город Чита" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, за нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства, который направлен для рассмотрения в Центральный районный суд г..Читы. Прокуратурой района 8 декабря 2021 г..произведен осмотр земельных участков по адресам: "адрес". Установлено, что на придомовой территории "адрес" размещены два деревянных туалета (дворовые уборные), дворовая помойница для жидких отходов, большая свалка твердых коммунальных отходов и другого мусора, на поверхности земли имеется наледь от выливаемых жидких отходов.
Один туалет находится в закрытом состоянии, второй - в переполненном, дворовая помойница для жидких отходов в переполненном состоянии, место накопления твердых коммунальных отходов (контейнерная площадка) отсутствует, расстояние от дворовой помойницы и одной дворовой уборной до жилого дома - 8 метров, от второй дворовой уборной до дома - 2 метра. На придомовой территории "адрес" размещен дворовый туалет, дворовой помойницы для жидких отходов, места для накопления и временного хранения отходов (контейнерной площадки) не имеется. Многоквартирные "адрес" 12 по "адрес" какой-либо управляющей организацией не обслуживаются. Комитетом городского хозяйства администрации городского округа "Город Чита" 13 августа 2021 г..объявлялся открытый конкурс по выбору управляющей компании для неблагоустроенного жилого фонда, в том числе "адрес" состоянию на 13 сентября 2021 г..для участия в конкурсе не поступило ни одной заявки, конкурс признан несостоявшимся. В нарушение требований законодательства по адресам: "адрес" отсутствуют места для сбора и временного хранения твердых коммунальных отходов; на земельном участке с кадастровым номером N по адресу: "адрес" размещено большое скопление твёрдых коммунальных отходов и другого мусора, расположенные дворовые уборные и помойница для накопления жидких бытовых отходов находятся в неочищенном состоянии и на расстоянии от жилого дома, несоответствующем санитарным нормам и требованиям; для многоквартирного "адрес" не предусмотрена помойница для накопления жидких бытовых отходов.
С учетом уточнений исковых требований, просил обязать администрацию городского округа "Город Чита" установить по адресам: "адрес" "адрес" контейнерную площадку, предназначенную для размещения контейнеров и бункеров, для накопления твердых коммунальных отходов; ликвидировать свалку твердых коммунальных отходов и другого мусора на земельном участке с кадастровым номером N по адресу: "адрес"; произвести очистку двух дворовых уборных и помойницы для накопления жидких бытовых отходов по адресу: "адрес"; разместить дворовые уборные; помойницу для накопления жидких бытовых отходов по адресу: "адрес"; установить по адресу: "адрес" помойницу для накопления жидких бытовых отходов.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Комитет городского хозяйства администрации городского округа "Город Чита", Комитет градостроительной политики администрации городского округа "Город Чита", Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю, Ерофеева Т.А.
Решением Центрального районного суда г. Читы Забайкальского края от 5 мая 2022 г. иск заместителя прокурора Центрального района г. Читы в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа "Город Чита" о понуждении к действиям удовлетворен. На администрацию городского округа "Город Чита" возложена обязанность установить по адресам: "адрес" "адрес" контейнерную площадку, предназначенную для размещения контейнеров и бункеров, для накопления твердых коммунальных отходов; ликвидировать свалку твердых коммунальных отходов и другого мусора на земельном участке с кадастровым номером N по адресу: "адрес"; произвести очистку двух дворовых уборных и помойницы для накопления жидких бытовых отходов по адресу: "адрес"; разместить дворовые уборные, помойницы для накопления жидких бытовых отходов по адресу: "адрес", установить по адресу: "адрес" помойницу для накопления жидких бытовых отходов. Возложена обязанность выполнить указанные работы в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 8 декабря 2022 г. принят отказ заместителя прокурора прокуратуры Центрального района г. Читы Малявко Н.С. от исковых требований в части возложения на администрацию городского округа "Город Чита" обязанности разместить дворовые уборные, помойницу для накопления жидких бытовых отходов по адресу: "адрес". Решение Центрального районного суда г. Читы от 5 мая 2022 г. в указанной части отменено, производство по делу в данной части прекращено. Сторонам разъяснено, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель администрации городского округа "Город Чита" Иващенко И.В. просит отменить решение и апелляционное определение, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, нарушение и неправильное применение норм материального права.
Участвуя в судебном заседании прокурор пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Самойлов А.А. просил отказать в удовлетворении жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились, причину неявки не сообщили. Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемого судебного постановления.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 ГПК РФ предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений при принятии обжалуемых судебных постановлений не усматривает, рассмотрение произведено в пределах доводов кассационной жалобы ответчика.
Так, в соответствии п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами отнесены создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Согласно п. 1, 3 ст. 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Как следует из п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. N 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В соответствии с п. 4 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 3 расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров. Допускается уменьшение не более чем на 25% указанных в настоящем пункте Санитарных правил расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, изложенным в приложении N 1 к Санитарным правилам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, прокуратурой Центрального района г. Читы по обращению Непомнящих А.Я. проведена проверка, в ходе которой выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства по адресу: "адрес". По адресу "адрес" сформирован и поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером N, площадью 577 кв.м с видом разрешенного использования -для размещения многоквартирного дома. По адресу "адрес" сформирован и поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером N площадью 338 кв.м с видом разрешенного использования - под жилую застройку.
Многоквартирные дома, расположенные по адресу: "адрес" какой-либо управляющей компанией не обслуживаются.
27 октября 2021 г. Управлением Роспотребнадзора по Забайкальскому краю проведена проверка, в ходе которой обследован земельный участок с кадастровым номером N. Выявлено отсутствие места для накопления и временного хранения твердых коммунальных отходов, наличие свалки отходов и нарушение установленных санитарных требований к расстоянию от жилого "адрес" до двух дворовых уборных и помойницы для жидких отходов.
8 декабря 2021 г. прокуратурой района произведен осмотр земельных участков по адресам: "адрес", установлено, что на придомовой территории "адрес" размещены два деревянных туалета (дворовые уборные), дворовая помойница для жидких отходов, на поверхности земли от выливаемых жидких отходов имеется наледь, имеется большая свалка твердых коммунальных отходов и другого мусора. Один туалет находится в закрытом состоянии, второй - в переполненном, дворовая помойница для жидких отходов в переполненном состоянии, место накопления твердых коммунальных отходов (контейнерная площадка) отсутствует, расстояние от дворовой помойницы и одной дворовой уборной до жилого дома - 8 метров, от второй дворовой уборной до дома - 2 метра. На придомовой территории "адрес", размещен дворовый туалет, дворовой помойницы для жидких отходов, места для накопления и временного хранения отходов (контейнерной площадки) не имеется.
Согласно акта осмотра от 2 марта 2021 г, составленного специалистами Комитета городского хозяйства Администрации городского округа "Город Чита" на территории домов, расположенных по адресу "адрес" устройство помойниц для накопления жидких бытовых отходов, дворовых уборных и контейнерных площадок, с учетом соблюдения требований СанПиН не представляется возможным.
Из акта осмотра от 10 марта 2022 г, составленного помощником прокурора "адрес" следует, что на земельном участке по адресу: "адрес" имеется скопление твердых коммунальных отходов и другого мусора. Места для накопления и временного хранения ЖО не имеется. На земельном участке по адресу: "адрес" места для накопления и временного хранения ТКО не имеется.
31 марта 2022 г. Комитетом городского хозяйства Администрации городского округа "Город Чита" в адрес Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю направлено обращение из которого следует, что по результатам комиссионного обследования придомовых территорий жилых домов "адрес" по "адрес" установлено отсутствие возможности переноса и устройства помойницы и дворовых уборных, в связи с ограниченной площадью придомовой территории жилых домов и плотной застройкой. Просил дать разъяснение допустимо ли установление объектов с отклонением от установленных санитарных норм.
Из ответа Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю от 14 апреля 2022 г. следует, что правилами СанПиН 2.1.3684-21 допускается уменьшение не более чем на 25% расстояний до места накопления ЖО. Уменьшение расстояния от выгребов и дворовых уборных с помойницами до жилых зданий не предусмотрено.
Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к выводу, что по адресам: "адрес" отсутствуют места для сбора и временного хранения ТКО, на земельном участке по адресу: "адрес" размещено большое скопление твердых коммунальных отходов и иного мусора, дворовые уборные и помойница находятся в неочищенном состоянии, для многоквартирного "адрес" по адресу: "адрес", в "адрес" помойница для накопления жидких бытовых отходов не предусмотрена, что приводит к нарушению прав граждан на благоприятные условия проживания и отдыха, в связи с чем требования прокурора удовлетворил.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда в части возложения на Администрацию городского округа "Город Чита" обязанности разместить дворовые уборные, помойницу для накопления жидких бытовых отходов по адресу: "адрес", с прекращением производства по делу в связи с принятием отказа прокурора от исковых требований.
В остальной части суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, оставив решение суда без изменения.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции соглашается с обоснованностью выводов суда первой и апелляционной инстанции, поскольку они основаны на совокупном исследовании имеющихся в деле доказательств, не противоречат действующему законодательству, подробно аргументированы в оспариваемых судебных актах.
Выводы судов основаны на верном толковании ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. N 1039; ст. 3, 8, 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"; п. 4 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21.
Доводы кассационной жалобы о невозможности размещения контейнерных площадок вблизи домов N "адрес" по "адрес", а также установке помойницы для накопления жидких бытовых отходов по адресу "адрес" с учетом сложившейся застройки, оценивались судом апелляционной инстанции и были обоснованно отклонены, поскольку в рамках состязательного процесса в соответствии со ст. 56, 59 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не представлено таких доказательств, в том числе за пределами земельных участков.
Доводы кассационной жалобы о нецелесообразности производить очистку дворовых уборных и помойниц для накопления жидких бытовых отходов только по мотиву признания многоквартирного дома по "адрес" аварийным и подлежащим сносу отклоняются судебной коллегией, поскольку признание многоквартирного дома по "адрес" аварийным не освобождает органы местного самоуправления от соблюдения требований закона по охране окружающей среды, а также прав граждан на благоприятную окружающую среду.
В целом доводы кассационной жалобы направлены на переоценку выводов судов, собранных доказательств по делу.
При этом, согласно ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Выводы судов мотивированы, соответствуют обстоятельствам дела и закону. Нарушений норм материального, процессуального права не допущено. Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Читы Забайкальского края от 5 мая 2022 г. в части, оставленной без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 8 декабря 2022 г, и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 8 декабря 2022 г. в обжалуемой части оставить без изменения, кассационную жалобу администрации городского округа "Город Чита" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.