Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гусева Д.А, судей Леонтьевой Т.В, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-4742/2022 (УИД 22RS0068-01-2022-004978-22) по иску прокурора г. Барнаула "данные изъяты" ФИО10, "данные изъяты" Малютиной Елены Андреевны к Краевому государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по г. Барнаулу" об оспаривании решений, возложении обязанности, по кассационной жалобе краевого государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по г. Барнаулу" на решение Центрального районного суда г. Барнаула от 12 сентября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 21 февраля 2023 г, по кассационной жалобе Министерства социальной защиты Алтайского края на решение Центрального районного суда г. Барнаула от 12 сентября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 21 февраля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А, пояснения прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Рубана А.В, полагавшего кассационные жалобы подлежащими оставлению без удовлетворения, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор г. Барнаула обратился в суд "данные изъяты" ФИО1 (далее по тексту - ФИО1, истец) "данные изъяты" Малютиной Елены Андреевны (далее по тексту - Малютиной Е.А, истец) с иском к Краевому государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по г. Барнаулу" (далее по тексту - КГКУ "УСЗН по г. Барнаулу", ответчик) об оспаривании решений, возложении обязанности.
Требования мотивированы тем, что в ходе проверки по жалобе Малютиной Е.А. установлено, что основанием к отказу в назначении ежемесячной выплаты "данные изъяты" включительно, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", послужило превышение размера среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения, установленной в субъекте Российской Федерации на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты.
Малютина Е.А. является "данные изъяты" ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ, которой установлена "данные изъяты", присвоен статус "данные изъяты" на срок до 2 мая 2023 г.
20 мая 2020 г, 6 июня 2020 г, 11 декабря 2020 г. Малютина Е.А. обращалась в КГКУ "УСЗН по г. Барнаулу" с заявлениями о назначении ежемесячной выплаты на ФИО1
Согласно расчетам КГКУ "УСЗН по г. Барнаулу", за периоды с ноября 2018 г. по октябрь 2019 г, с декабря 2018 г. по ноябрь 2019 г, с июня 2019 г. по май 2020 г. средний доход семьи Малютиных превышал величину прожиточного минимума, установленного в размере 10194 рублей на члена семьи, в связи с чем распоряжениями КГКУ "УСЗН по г. Барнаулу" от 10 июня 2020 г, 6 июля 2020 г, 22 декабря 2020 г. Малютиной Е.А. отказано в назначении ежемесячной выплаты "данные изъяты".
Истец, полагая, что неверный расчет среднего прожиточного минимума, начиная с ноября 2018 г, привел к принятию незаконных решений об отказе в назначении ежемесячной выплаты Малютиной Е.А, нарушению прав "данные изъяты" ФИО1 на получение мер социальной поддержки, обратился с требованиями о признании незаконными отказов КГКУ "УСЗН по г. Барнаулу" от 10 июня 2020 г, 6 июля 2020 г, 22 декабря 2020 г. в назначении Малютиной Е.А. ежемесячной денежной выплаты "данные изъяты", возложении на ответчика обязанности по назначению и выплате Малютиной Е.А. ежемесячных денежных выплат на "данные изъяты" ФИО1 с момента возникновения права - 1 января 2020 г.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула от 12 сентября 2022 г. исковые требования удовлетворены, признаны незаконными отказы КГКУ "УСЗН по г. Барнаулу" от 10 июня 2020 г, 6 июля 2020 г, 22 декабря 2020 г. в назначении Малютиной Е.А. ежемесячной денежной выплаты "данные изъяты", на КГКУ "УСЗН по г. Барнаулу" возложена обязанность назначить и выплатить Малютиной Е.А. ежемесячную денежную выплату "данные изъяты" с момента возникновения права - 1 января 2020 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 21 февраля 2023 г. решение Центрального районного суда г. Барнаула от 12 сентября 2022 г. оставлено без изменений.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, КГКУ "УСЗН по г. Барнаулу" просит отменить решение Центрального районного суда г. Барнаула от 12 сентября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 21 февраля 2023 г.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Министерства социальной защиты Алтайского края просит отменить решение Центрального районного суда г. Барнаула от 12 сентября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 21 февраля 2023 г.
Относительно доводов кассационных жалоб прокуратурой Алтайского края представлены письменные возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационных жалобах, письменных возражениях на кассационные жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает кассационные жалобы подлежащими оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационных жалобах, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанции незаконными.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, Малютина Е.А. является "данные изъяты" ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, которой 31 июля 2017 г. установлена "данные изъяты"
20 мая 2020 г, 6 июня 2020 г, 11 декабря 2020 г. Малютина Е.А. обращалась в КГКУ "УСЗН по г. Барнаулу" с заявлениями о назначении и осуществлении ежемесячной выплаты "данные изъяты"
Распоряжениями КГКУ "УСЗН по г. Барнаулу" 10 июня 2020 г, 6 июля 2020 г, 22 декабря 2020 г. в удовлетворении заявлений отказано, поскольку среднедушевой доход семьи превышал установленный прожиточный минимум в размере 10194 рубля на члена семьи.
Согласно расчетам КГКУ "УСЗН по г. Барнаулу", за период с ноября 2018 г. по октябрь 2019 г. средний доход семьи Малютиных составил 25791, 19 рубль, за период с декабря 2018 г. по ноябрь 2019 г. - 26255, 55 рублей (по 13127, 78 рублей на каждого члена семьи, с превышением величины прожиточного минимума на 2933, 78 рубля), за период с июня 2019 г. по май 2020 г. - 29550, 48 рублей (по 14775, 23 рублей на каждого члена семьи, с превышением величины прожиточного минимума на 4581, 23 рубль).
Разрешая спор при установленных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ежемесячная выплата по уходу "данные изъяты" не подлежала учету при расчете среднедушевого дохода семьи, как влекущая снижение уровня мер социальной поддержки, что в последующем прямо закреплено при внесении соответствующих изменений в законодательство, поскольку на момент обращения с заявлениями в 2020 г. среднедушевой доход семьи без учета ежемесячной выплаты по уходу "данные изъяты" составлял менее установленной величины на душу населения в Алтайском крае, у истца имелось право на получение соответствующей денежной выплаты, в связи с чем пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку они подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных актах, постановлены в соответствии с правильно установленными фактическими обстоятельствами дела, верной оценкой собранных по делу доказательств, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие отношения, и на имеющихся в деле доказательствах, которым судами дана оценка в соответствии с требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, "данные изъяты" и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В силу пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (действующего на период обращения Малютиной Е.А. и вынесения КГКУ "УСЗН по г. Барнаулу" оспариваемых распоряжений) в целях повышения доходов семей, имеющих детей, с 1 января 2020 г. установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, предоставляемая нуждающимся в социальной поддержке семьям, имеющим детей, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 1).
Согласно подпункту "а" пункта 3 названного Указа Президента Российской Федерации ежемесячная выплата предоставляется, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты.
В абзаце 1 подпункта "а" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" Правительству Российской Федерации предписано до 1 апреля 2020 г. утвердить основные требования к порядку и условиям предоставления ежемесячной выплаты, примерный перечень документов (сведений), необходимых для ее назначения, типовую форму заявления о назначении ежемесячной выплаты, предоставив гражданам возможность выбора способа обращения за ее назначением, в том числе через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг или с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг либо региональных порталов государственных и муниципальных услуг.
Правительством Российской Федерации 31 марта 2020 г. издано постановление N 384 "Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты "данные изъяты" включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении" (действовало на период обращения Малютиной Е.А. и вынесения КГКУ "УСЗН по г. Барнаулу" оспариваемых распоряжений) (далее - Основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты "данные изъяты" включительно).
В пункте 1 Основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты "данные изъяты" включительно указано, что они применяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении порядка и условий назначения ежемесячной денежной выплаты "данные изъяты" включительно (далее - ежемесячная выплата), а также при установлении требований к имущественной обеспеченности семей для определения их нуждаемости при назначении ежемесячной выплаты.
Согласно подпункту "б" пункта 21 Основных требований, при расчете среднедушевого дохода семьи для назначения ежемесячной денежной выплаты "данные изъяты" включительно, учитываются пенсии, пособия и иные аналогичные выплаты, полученные в соответствии с законодательством Российской Федерации, актами (решениями) органов местного самоуправления.
В пункте 25 Основных требований (в редакции, действующей на дату спорных правоотношений) перечислены выплаты, которые не учитываются при расчете среднедушевого дохода семьи при определении права на ежемесячную выплату, к которым отнесены: ежемесячные денежные выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, произведенные за прошлые периоды; ежемесячные выплаты, установленные Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" на ребенка, в отношении которого назначена ежемесячная выплата, произведенные за прошлые периоды; суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами, а также в связи с террористическим актом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2021 г. N 489 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N 384, вступившим в силу 1 апреля 2021 г, пункт 25 Основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты "данные изъяты" включительно дополнен, в том числе, подпунктом "г", согласно которому при расчете среднедушевого дохода семьи не учитываются ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход "данные изъяты"
Вопросы предоставления ежемесячной денежной выплаты "данные изъяты" включительно на территории Алтайского края в спорный период регулировались Положением о назначении и осуществлении ежемесячной денежной выплаты "данные изъяты" включительно, утвержденным Указом Губернатора Алтайского края от 9 апреля 2020 г. N (далее - Положение), принятым в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N 384 "Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на "данные изъяты" включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении".
Положение предусматривает условия назначения выплаты, соответствующие Основным требованиям.
Так, согласно пункту 4.8 Положения, в редакции, действующей на дату спорных правоотношений, предусматривалось, что при расчете среднедушевого дохода семьи не учитываются: ежемесячные выплаты, произведенные в соответствии с настоящим Положением за прошлые периоды; ежемесячные выплаты, установленные Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей", произведенные в отношении "данные изъяты", на которого назначается (назначена) ежемесячная выплата, произведенные за прошлые периоды, суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами, а также в связи с террористическим актом.
После внесения изменений в Основные требования постановлением от 31 марта 2021 г. N, аналогичные изменения внесены в указанное Положение Указом Губернатора Алтайского края от 14 апреля 2021 г. N, пункт 4.8. Положения дополнен, в том числе подпунктом "г", предусматривающим, что при расчете среднедушевого дохода семьи не подлежат учету ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за "данные изъяты"
В целях усиления социальной защищенности нетрудоспособных граждан Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" с 1 января 2007 г. установлены ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, к категории которых были отнесены, в том числе "данные изъяты"
С 1 января 2013 г. ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за "данные изъяты", устанавливаются на основании Указа Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за "данные изъяты" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. N 175).
В подпункте "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. N 175 определено, что с 1 января 2013 г. ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за "данные изъяты" устанавливаются родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю) в размере 10000 рублей.
Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. N 175 предусмотрено, что ежемесячные выплаты производятся к установленной "данные изъяты" пенсии в период осуществления ухода за ним. Ежемесячные выплаты устанавливаются на основании документов, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение "данные изъяты" (пункт 5 Указа): а) родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю) - в размере 5500 рублей (с 1 июля 2019 г. - 10000 рублей).
При этом, согласно преамбуле Указа от 26 февраля 2013 г. N 175 предусмотренные выплаты установлены в целях усиления социальной защищенности.
Пунктом 9 Указа от 26 февраля 2013 г. N 175 органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано учитывать, что установление данных ежемесячных выплат не должно повлечь за собой уменьшение объема и снижение уровня мер социальной помощи и поддержки, осуществляемых за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Таким образом, требования Указа Президента Российской Федерации N 175 направлены на сохранение за семьями "данные изъяты" иных мер государственной поддержки, предоставляемых за счет денежных средств разных уровней бюджетов.
С учетом приведенного правового регулирования суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что получаемая Малютиной Е.А. в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. N 175 ежемесячная денежная выплата не подлежала учету при расчете среднедушевого дохода семьи для назначения ежемесячной денежной выплаты "данные изъяты" включительно, установленной Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
Вопреки доводов кассационных жалоб суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из того, что получаемая Малютиной Е.А. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. N 175 ежемесячная выплата подлежит исключению из доходов семьи, полученных в денежной форме, при расчете среднедушевого дохода семьи для назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
В целом доводы кассационных жалоб повторяют позицию заявителей кассационных жалоб, изложенную в судах первой и апелляционной инстанций, однако судами им дана надлежащая правовая оценка, эти доводы не содержат фактов, которые не были проверены и не учеты при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения оспариваемых судебных актов, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов первой и апелляционной инстанций, являются процессуальной позицией заявителей кассационных жалоб, не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела были допущены нарушения, влекущие отмену оспариваемых судебных актов в кассационном порядке.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции считает, что судами первой и апелляционной инстанций все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, выводы решения и апелляционного определения соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационных жалоб.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Центрального районного суда г. Барнаула от 12 сентября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 21 февраля 2023 г. оставить без изменения, кассационные жалобы Краевого государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по г. Барнаулу", Министерства социальной защиты Алтайского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.