Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ветровой Н.П, судей Репринцевой Н.Ю, Кравченко Н.Н, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело 75RS0001-02-2022-003356-80 по иску заместителя Шилкинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о понуждении к действию, по кассационным жалобам Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, Министерства финансов Забайкальского края на решение Центрального районного суда г. Читы Забайкальского края от 26 июля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 12 января 2023 г, заслушав доклад судьи Кравченко Н.Н, выслушав объяснения прокурора Генеральной прокуратуры РФ Антипова А.А, возражавшего против доводов кассационных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Заместитель Шилкинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о понуждении к действию.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в части получения муниципальным районом "Шилкинский район" паспорта готовности к отопительному периоду. В ходе проверки установлено, что по состоянию на 1 декабря 2021 г. паспорт готовности к отопительному периоду муниципальному району "Шилкинский район" не выдан по причине неполучения акта Забайкальского Управления Ростехнадзора. Установлено, что не проведены работы по восстановлению кровли над зданием котельной на Первомайской ТЭЦ в связи с несвоевременным финансированием со стороны собственника Первомайской ТЭЦ Забайкальского края в лице Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края. Паспорт готовности Первомайской ТЭЦ может быть получен только после проведения ремонтных работ по восстановлению кровли над зданием котельной на Первомайской ТЭЦ. Дальнейшее бездействие по решению указанного вопроса может привести к возникновению чрезвычайной ситуации, причинению ущерба жизни и здоровью неопределенного круга лиц городского поселения "Первомайское" Шилкинского района Забайкальского края.
Заместитель Шилкинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц просил обязать Министерство финансов Забайкальского края обеспечить финансирование мероприятий по замене кровли котельного зала главного корпуса Первомайской ТЭЦ, расположенной по адресу: "адрес" а также выполнение на указанном объекте ремонтных работ котлоагрегата N запорной арматуры на питательном насосе N монтажных работ бойлера БО-2-2. Обязать Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края обеспечить проведение мероприятий по замене кровли котельного зала главного корпуса Первомайской ТЭЦ, расположенной по адресу: "адрес" а также выполнение на указанном объекте ремонтных работ котлоагрегата N запорной арматуры на питательном насосе N монтажных работ бойлера БО-2-2. В целях своевременной подготовки Первомайской ТЭЦ к отопительному периоду 2022-2023 гг. и получению паспорта готовности муниципального района "Шилкинский район" необходимо обратить решение к немедленному исполнению.
Определением суда от 28 июня 2022 г. к делу в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечено Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, информации и связи Забайкальского края, в качестве соответчика - ООО "СПК Первомайское".
Решением Центрального районного суда г. Читы Забайкальского края от 26 июля 2022 г. возложена обязанность на Министерство финансов Забайкальского края обеспечить финансирование мероприятий по замене кровли котельного зала главного корпуса Первомайской ТЭЦ, расположенной по адресу: "адрес", а также возложена обязанность по выполнению на указанном объекте ремонтных работ котлоагрегата N запорной арматуры на питательном насосе N, монтажных работ бойлера БО-2-2; на Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края возложена обязанность обеспечить проведение мероприятий по замене кровли котельного зала главного корпуса Первомайской ТЭЦ, расположенной по адресу: "адрес", а также возложена обязанность по выполнению на указанном объекте ремонтных работ котлоагрегата N запорной арматуры на питательном насосе N, монтажных работ бойлера БО-2-2; в удовлетворении исковых требований к СПК "Первомайское отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 12 января 2023 г. отменено решение и принять отказ от исковых требований заместителя Шилкинского межрайонного прокурора к Министерству финансов Забайкальского края в части обеспечения финансирования выполнения ремонтных работ запорной арматуры на питательном насосе N монтажных работ бойлера БО 2-2 на Первомайской ТЭЦ, расположенной по адресу: "адрес" к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края о выполнении ремонтных работ запорной арматуры на питательном насосе N монтажных работ бойлера БО 2-2 на Первомайской ТЭЦ, расположенной по адресу: "адрес" производство по гражданскому делу в указанной части прекращено;
решение Центрального районного суда г. Читы от 26 июля 2022 г. в части обязания Министерства финансов Забайкальского края обеспечить финансирование мероприятий по выполнению ремонтных работ котлоагрегата N на Первомайской ТЭЦ, расположенной по адресу: "адрес" обязании Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края обеспечить выполнение ремонтных работ котлоагрегата N на Первомайской ТЭЦ, отказа в удовлетворении иска заместителя Шилкинского межрайонного прокурора к СПК "Первомайское" обеспечить выполнение ремонтных работ котлоагрегата N на Первомайской ТЭЦ, расположенной по адресу: "адрес" отменено;
принято в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований заместителя Шилкинского межрайонного прокурора к Министерству финансов Забайкальского края обеспечить финансирование мероприятий по выполнению ремонтных работ котлоагрегата N на Первомайской ТЭЦ, расположенной по адресу: "адрес", обязании Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края обеспечить выполнение ремонтных работ котлоагрегата N на Первомайской ТЭЦ, расположенной по адресу: "адрес" возложена обязанность на СПК "Первомайское" обеспечить выполнение ремонтных работ котлоагрегата N на Первомайской ТЭЦ, расположенной по адресу: "адрес" в остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационных жалобах Департаментом государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, Министерством финансов Забайкальского края ставится вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных.
В письменных возражениях прокурор Камратова А.Г. просит доводы кассационной жалобы отклонить, судебные постановления оставить без изменения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений о причинах неявки не представили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав объяснения процессуального истца, проверив законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобах, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений не допущено, в связи с чем предусмотренных законом оснований для отмены судебных постановлений не имеется.
Судебными инстанциями установлено и из материалов дела следует, что собственником имущественного комплекса Первомайской ТЭЦ является Забайкальский край в лице Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края.
Согласно концессионного соглашения от 1 марта 2022 г, заключенного между Департаментом государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края и СПК "Первомайское", объектом соглашения является совокупность объектов теплоснабжения, описание и технико-экономические показатели которых приведены в Приложении N которые должны использоваться концессионером в целях осуществления эксплуатации.
Ответом Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края установлено, что котельный зал главного корпуса Первомайской ТЭЦ, как самостоятельный объект в реестре государственной собственности не числится и собственностью Забайкальского края не является. В составе Производственно-технического комплекса "Первомайская ТЭЦ" находится здание главного корпуса. Указанный комплекс, в том числе здание главного корпуса был принят в собственность Забайкальского края на основании распоряжения Департамента от 10 ноября 2017 г. N "О передаче имущества городского поселения "Первомайское" в государственную собственность Забайкальского края и акта приема-передачи N от 26 декабря 2017 г.
Согласно справке Ростехнадзора по проверке (обследованию) главного корпуса Первомайской ТЭЦ от 9 декабря 2022 г. на основании требования прокуратуры Забайкальского края от 6 декабря 2022 г. проведено визуальное обследование территорий, помещений (отсеков) производственных и иных объектов, продукции (товаров) и иных предметов главного корпуса Первомайской ТЭЦ. В ходе обследования выявлены многочисленные нарушения.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, указал, что в концессионном соглашении отсутствует дата его подписания, то есть период начала и окончания работ, то обязанность по ремонту и содержанию имущества возложена на его собственника - Забайкальский край в лице Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края и Министерства финансов Забайкальского края, ответственного за финансирование работ по ремонту Первомайской ТЭЦ.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выволами суда первой инстанции, отменяя решение суда в части отказа в удовлетворении требований к СПК "Первомайское" обеспечить выполнение ремонтных работ котлоагрегата N на Первомайской ТЭЦ, руководствовался п.10 Соглашения, согласно которому концессионер обязан эксплуатировать объект соглашения и иное имущество в установленном концессионном соглашении порядке в целях обеспечения эффективного использования объекта соглашения, а также повышения качества услуг, предоставляемых потребителям. При эксплуатации концессионер обязуется в течение действия концессионного соглашения выполнить мероприятия по капитальному ремонту и замене основного котельного оборудования в соответствии с действующими нормами технического обслуживания, правилами эксплуатации.
Указанное позволило суду апелляционной инстанции прийти к выводу о том, что именно в обязанности СПК "Первомайское" входит обеспечить выполнение ремонтных работ котлоагрегата N на Первомайской ТЭЦ.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судебных инстанций и не находит оснований для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку при разрешении спора судами правильно установлены фактические обстоятельства дела и применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, при этом нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений, не допущено.
Вопреки доводам жалобы о том, что в обязанности СПК "Первомайское" входит проведение мероприятий по замене кровли котельного зала главного корпуса Первомайской ТЭЦ, согласно технического отчета N по результатам обследования строительных конструкций здания главного корпуса Первомайской ТЭЦ (п.7 таблицы Б.1), кровля главного здания ТЭЦ над машинным залом имеет ограниченно-работоспособное состояние.
Учитывая, что имущество - зал главного корпуса Первомайской ТЭЦ согласно распоряжения Департамента от 10 ноября 2017 г. N5036 р "О передаче имущества городского поселения "Первомайское" в государственную собственность Забайкальского края и акта приема-передачи N от 26 декабря 2017 г. переданы в собственность Забайкальского края в лице Департамента государственного имущества и земельных отношений, то судебные инстанции верно возложили обязанность на Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края обеспечить проведение мероприятий по замене кровли котельного зала главного корпуса Первомайской ТЭЦ на Министерство финансов Забайкальского края обеспечить финансирование мероприятий по замене кровли котельного зала главного корпуса Первомайской ТЭЦ.
Ссылка в жалобе на то, что котельный зал главного корпуса Первомайской ТЭЦ не был передан в собственность Забайкальского края, был передан в использование концессионера в целях осуществления эксплуатации по концессионному соглашению, опровергается п.1.6 приложения 2.1 к концессионному соглашению, согласно которого ООО "СПК Первомайское" передано здание главного корпуса, который состоит из шести отделений: главный щит управления, главное распределительное устройство, машинное отделение, бункерное отделение, котельное отделение (котельный зал), дымососная. Таким образом, материалы дела позволяют прийти к выводу о том, что отделением главного корпуса, переданного по концессионному соглашению, является котельное отделение (котельный зал), ремонт крыши которого не предусмотрен условиями концессионного соглашения, поскольку не относится к основному котельному оборудованию
Таким образом, заявители кассационных жалоб фактически выражает несогласие с выводами судебных инстанций в части оценки установленных обстоятельств дела, что в соответствии со статьями 379.6, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных постановлений.
При таких обстоятельствах, предусмотренных законом оснований для отмены судебных актов, постановленных в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Читы Забайкальского края от 26 июля 2022 г. в неотмененной части, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 12 января 2023 г. оставить без изменения, кассационные жалобы Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, Министерства финансов Забайкальского края без удовлетворения.
Председательствующий Ветрова Н.П.
Судьи Репринцева Н.Ю.
Кравченко Н.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.