Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой Е.Н, судей Шабаловой О.Ф. и Татаринцевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 19RS0001-02-2022-005659-03 по иску Дмитриевой Марины Владимировны к некоммерческой организации "Республиканский Фонд капитального ремонта многоквартирных домов" о признании действий по начислению взносов на капитальный ремонт незаконными, обязании произвести перерасчет
по кассационной жалобе некоммерческой организации "Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия от 26 января 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Татаринцевой Е.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Дмитриева М.В. обратилась в суд с иском к некоммерческой организации "Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов" о признании незаконным начислений взносов на капитальный ремонт, обязании произвести перерасчет.
В обоснование иска указала, что является собственником квартиры N в многоквартирном доме по адресу: "адрес". С декабря 2014 г. некоммерческая организация "Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов" начисляет взносы на капитальный ремонт. Вместе с тем принадлежащая ей квартира отнесена к третьей очереди строительства и введена в эксплуатацию 27 февраля 2015 г, многоквартирный дом включен в региональную программу капитального ремонта 19 апреля 2016 г, в связи с чем обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме у неё возникла по истечении четырех лет с даты включения данного дома в региональную программу капитального ремонта (20 апреля 2020 г.).
С учетом уточнения исковых требований просила признать незаконными действия ответчика по начислению взносов на капитальный ремонт с декабря 2014 г. по 20 апреля 2020 г.; обязать некоммерческую организацию "Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов" произвести перерасчет, исключив период с декабря 2014 г. до апреля 2020 г, произвести перерасчет за период с апреля 2020 г. по июнь 2022 г. включительно с учетом ранее оплаченных взносов.
Определением суда от 26 августа 2022 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство строительства и коммунального хозяйства Республики Хакасия.
Решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 19 октября 2022 г. исковые требования Дмитриевой М.В. удовлетворены. Постановлено:
- признать незаконными действия некоммерческой организации "Республиканский Фонд капитального ремонта многоквартирных домов" по начислению взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома в отношении квартиры по адресу: "адрес", с декабря 2014 г. по 20 апреля 2020 г.;
- обязать некоммерческую организацию "Республиканский Фонд капитального ремонта многоквартирных домов" произвести перерасчет, исключив из расчета период с декабря 2014 г. до апреля 2020 г. по уплате обязательных взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома в отношении квартиры по адресу: "адрес";
- обязать некоммерческую организацию "Республиканский Фонд капитального ремонта многоквартирных домов" произвести перерасчет обязательных взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома в отношении квартиры по адресу: "адрес", за период с апреля 2020 г. по июнь 2022 г. включительно с учетом ранее оплаченных взносов.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия от 26 января 2023 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе некоммерческой организации "Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов" изложена просьба об отмене постановления суда апелляционной инстанции, как незаконного, принятого с нарушением норм материального и процессуального права.
Кассатор обращает внимание на разное толкование момента начала исчисления обязанности по оплате взносов на капитальный ремонт "моментом ввода в эксплуатацию" и "включением в региональную адресную программу при её актуализации".
Указывает, что на момент регистрации права собственности на спорное жилое помещение, 9 июня 2015 г, часть 5.1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации ещё введена не была, так как введена Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ. Технические характеристики дома изменены постановлением Правительства Республики Хакасия от 19 апреля 2016 г. N 180. При этом 9 сентября 2016 г. было принято постановление Правительства Республики Хакасия N 444, которым установлено, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает по истечении 4-х лет с момента включения введённого в эксплуатацию многоквартирного дома, то есть отсрочка в Республике Хакасия принята примерно через пять месяцев после внесения изменения в технические характеристики дома.
Кроме того, указывает, что на момент рассмотрения дела вступило в законную силу постановление Правительства Республики Хакасия от 9 сентября 2022 г. N 548 "О внесении изменения в постановление Правительства Республики Хакасия от 9 сентября 2016 г. N 444 "Об установлении срока, по истечении которого у собственников помещений в многоквартирном доме, введённом в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и включенном в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах при её актуализации, возникает обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме", которым срок изменён до 6 месяцев с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, но не ранее момента возникновения права собственности на помещение в этом доме.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили, в связи с чем, руководствуясь статьёй 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемого судебного постановления.
В соответствии с частью 1 стать 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушении при рассмотрении дела допущено не было.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Дмитриева М.В. в порядке наследования является собственником квартиры N, расположенной в многоквартирном доме по адресу: "адрес".
Судом также установлено и подтверждается материалами дела, многоквартирный дом по указанному выше адресу принимался в эксплуатацию очередями в разные периоды.
На основании разрешений на ввод объекта в эксплуатацию: от 30 декабря 2011 г. N была введена в эксплуатацию 1 очередь строительства многоквартирного жилого дома общей площадью 3 046, 1 кв.м; от 30 декабря 2013 г. N - 2 очередь строительства многоквартирного жилого дома общей площадью 2 010, 4 кв.м; от 27 февраля 2015 г. N - 3 очередь строительства многоквартирного жилого дома общей площадью 6 059, 3 кв.м; от 29 августа 2016 г. N - 4 очередь строительства многоквартирного жилого дома общей площадью 2 482, 0 кв.м (л.д. 69 - 74).
Квартира N, принадлежащая истцу, введена в эксплуатацию в составе 3-й очереди строительства, то есть с 27 февраля 2015 г.
Между тем постановлением Правительства Республики Хакасия от 14 марта 2014 г. N 102 многоквартирный жилой дом N по адресу: "адрес", включен в программу "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Хакасия (2014 - 2043 гг.)" как единый многоквартирный дом, без разделения на отдельные очереди строительства, с указанием года ввода в эксплуатацию - 2011 г, в связи с чем Республиканский фонд капитального ремонта посчитал, что у собственников помещений данного многоквартирного дома обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникла с декабря 2014 г.
Признавая действия Республиканского фонда капитального ремонта по начислению истцу платы за капитальный ремонт с декабря 2014 г. до 20 апреля 2020 г. незаконными, суд первой инстанции исходил из того, что у истца как у собственника жилого помещения, право собственности на которое возникло только после ввода в эксплуатацию 3-й очереди строительства спорного многоквартирного дома, обязанность уплачивать взносы на капитальный ремонт не могла возникнуть ранее ввода в эксплуатацию отдельной очереди строительства многоквартирного дома.
При этом суд принял во внимание, что постановлением Правительства Республики Хакасия от 19 апреля 2016 г. N 180 Региональная программа "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Хакасия (2014 - 2043 гг.)", утвержденная постановлением Правительства Республики Хакасия от 14 марта 2014 г. N 102 (далее - постановление Правительства Республики Хакасия от 19 апреля 2016 г. N 180), актуализирована, в частности, относительного многоквартирного дома "адрес" внесены изменения в части его общей площади - 16 614, 30 кв.м, то есть с учетом 3-й очереди строительства, в связи с чем пришел к выводу о том, что обязанность истца по оплате взносов на капитальный ремонт возникла по истечении срока, установленного постановлением Правительства Республики Хакасия от 9 сентября 2016 г. N 444, то есть с 20 апреля 2020 г. (19 апреля 2016 г. - дата актуализации региональной программы + 4 года).
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, оставив решение без изменения.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с обоснованностью выводов суда первой и апелляционной инстанции, поскольку они базируются на совокупном исследовании имеющихся в деле доказательств, не противоречат действующему законодательству, подробно аргументированы в оспариваемых судебных актах.
В соответствии со статьёй 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В связи с принятием Федерального закона от 25 декабря 2012 г. N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (вступил в силу с 26 декабря 2012 г.) был изменен порядок организации проведения капитального ремонта. С учетом изменений, обязанность собственников помещений многоквартирных домов по внесению платы на капитальный ремонт общего имущества заменена на обязанность по внесению соответствующих взносов, которые обособлены от платы за содержание и ремонт жилого помещения. Положениями раздела IX Жилищного кодекса Российской Федерации установлен особый порядок и условия внесения взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Согласно части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с частью 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
Статьёй 39 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В силу статей 153 и 154 Жилищного кодекса Российской Федерации взнос на капитальный ремонт входит в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором (пункт 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 5 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год.
Согласно части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Частью 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации в редукции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, было предусмотрено, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
В пункте 3.2 постановления от 12 июля 2022 г. N 30-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что в постановлении от 12 апреля 2016 г. N 10-П Конституционного Суда Российской Федерации пришел к выводу, что взносы на капитальный ремонт в многоквартирных домах представляют собой в формально юридическом смысле обязательные платежи собственников помещений в таких домах, предусмотренные - в силу публичной значимости соответствующих отношений - Жилищным кодексом Российской Федерации в целях финансового обеспечения организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах для поддержания их в состоянии, отвечающем санитарным и техническим требованиям.
Обязанность уплачивать взносы возложена частью 1 статьи 169 данного Кодекса на всех собственников помещений, за исключением случаев, предусмотренных другими его положениями, согласно которым от взносов, в частности, освобождаются собственники помещений в доме, если тот в установленном порядке признан аварийным и подлежащим сносу и если исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принято решение об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка, занимаемого домом, и об изъятии каждого жилого помещения в доме (часть 2 статьи 169).
При этом частью 5.1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в данном многоквартирном доме не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 14 марта 2014 г. N 102 утверждена региональная программа "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Хакасия (2014 - 2050 годы)".
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 19 апреля 2016 г. N 180 в региональную программу "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Хакасия (2014 - 2043 годы)", утвержденную постановлением Правительства Республики Хакасия от 14 марта 2014 г. N 102, были внесены изменения с учётом ввода в эксплуатацию 3-й блок-секции, в которой находится жилое помещение, принадлежащее истцу.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 9 сентября 2016 г. N 444 установлен срок, по истечении которого у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и включенном в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах при ее актуализации, возникает обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, равный четырем годам с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Установив, что строительство дома велось этапами, отличительным критерием "этапа строительства" является возможность самостоятельного ввода и дальнейшей автономной эксплуатации результата строительства, суд апелляционной инстанции, обоснованно пришёл к выводу о том, что данная обязанность возникает у собственников каждой блок секции дифференцированно с учётом предоставления соответствующей льготы на основании части 5.1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку каждая секция подлежит самостоятельной и автономной эксплуатации по целевому назначению аналогично целому дому.
При этом в Градостроительном кодексе Российской Федерации отражено, что под этапом строительства подразумевается возможность подготовки отдельной проектной документации (части 12.1, 13 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации), выдачи разрешений на отдельные этапы строительства (часть 12 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации), выдачи разрешений на ввод в эксплуатацию в отношении отдельных этапов строительства (часть 2.1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации), в связи с чем выдача разрешения на ввод в эксплуатацию каждого отдельного этапа капитального строительства по итогам завершения определенной очереди многоквартирного дома, свидетельствует о том, что принятый результат строительства подлежит самостоятельной и автономной эксплуатации по целевому назначению как многоквартирный дом.
Иное толкование вышеуказанных норм права, ставит собственников помещений в многоквартирных жилых домах, вводимых в эксплуатацию по секциям, в неравное положение по сравнению с собственниками помещений в многоквартирных домах, также введенных в эксплуатацию после утверждения региональной программы, но единым объектом и приводит к нарушению прав истцов, установленных частью 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, на оплату взносов на капитальный ремонт с момента возникновения права собственности на квартиру.
Доводы кассатора о необоснованности выводов судов на том основании, что на момент регистрации права собственности на спорное жилое помещение, 9 июня 2015 г, часть 5.1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации ещё введена не была, так как введена Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ, и обязанность по внесению взносов на капитальный ремонт возникла у собственника жилого помещения с момента регистрации права собственности, отклоняются судебной коллегией, поскольку как указывалось выше, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений частью 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации было предусмотрено, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Более того, из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 18 мая 2021 г. следует, что право собственности Дмитриевой М.В. на квартиру по адресу: "адрес", было зарегистрировано 18 мая 2021 г. Основаниями возникновения права собственности на жилое помещение явились свидетельства о праве на долю в общем имуществе супругов, выдаваемое пережившему супругу от 18 мая 2021 г. и свидетельство о праве на наследство по закону от 18 мая 2021 г, выданные нотариусом Абаканского нотариального округа Республики Хакасия ФИО1 (л.д. 31 - 35).
При этом стороной договора долевого участия в строительстве многоквартирного дома от 18 марта 2013 г. являлся муж Дмитриевой М.В. - ФИО2 (л.д. 13 - 23), умерший ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 30).
Из изложенного следует, что на момент возникновения права собственности ФИО2 на спорное жилое помещение действовала восьмимесячная отсрочка внесения взносов на оплату капитального ремонта, период которой был увеличен в течение этого срока в связи с принятием части 5.1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Доводы подателя кассационной жалобы на обязанность оплаты взносов по капитальному ремонту собственниками помещений в многоквартирном жилом доме, вводимом в эксплуатацию по секциям с момента ввода первой блок-секции в эксплуатацию основаны на неверном толковании норм права. Отсутствие в действующем законодательстве особого порядка включения в региональные программы капитального ремонта общего имущества, многоквартирных домов, вводимых в эксплуатацию по секциям в разные периоды, не должно накладывать на собственников помещений дополнительные обязанности по уплате излишних взносов по капитальному ремонту и лишать их возможности защищать свои права в судебных процедурах.
Доводы кассатора со ссылкой на то, что на момент рассмотрения дела вступило в законную силу постановление Правительства Республики Хакасия от 9 сентября 2022 г. N 548 "О внесении изменения в постановление Правительства Республики Хакасия от 9 сентября 2016 г. N 444 "Об установлении срока, по истечении которого у собственников помещений в многоквартирном доме, введённом в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и включенном в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах при её актуализации, возникает обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме", которым срок изменён до 6 месяцев с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, но не ранее момента возникновения права собственности на помещение в этом доме, отклоняются судебной коллегией, поскольку частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. При этом указанное постановление Правительства Республики Хакасия было принято 9 сентября 2022 г, в то время как обязанность произвести перерасчёт возложена на ответчика за период с апреля 2020 г. по июнь 2022 г.
Спор разрешен судом апелляционной инстанции в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона к возникшим спорным правоотношениям. Нарушения требований статей 56, 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при оценке судом доказательств допущено не было.
Несогласие с выводами суда апелляционной инстанции само по себе не свидетельствует о нарушении судом норм материального и процессуального права и не может служить основанием для кассационного пересмотра обжалуемого судебного постановления, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьёй 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения жалобы и отмены оспариваемого судебного постановления.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия от 26 января 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу некоммерческой организации "Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.