Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Гусева Д.А, Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-7017/2022, УИД: 24RS0056-01-2021-004876-25 по иску Министерства сельского хозяйства и торговли Красноярского края к Демину Василию Анатольевичу о взыскании денежных средств, по кассационной жалобе представителя Демина Василия Анатольевича - Любавиной О.А. на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 25 октября 2022г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 1 февраля 2023г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Министерство сельского хозяйства и торговли Красноярского края обратилось в суд с иском к Демину В.А. о взыскании денежных средств.
Требования мотивированы тем, что 13 июня 2018 г..в рамках подпрограммы "Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса" государственной программы Красноярского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30 сентября 2013 г..N 506-п, между истцом и ответчиком был заключен договор о предоставлении государственной поддержки на обустройство молодым специалистам, молодым рабочим, заключившим трудовой договор с сельскохозяйственным товаропроизводителем, вновь созданным сельскохозяйственным товаропроизводителем, организацией агропромышленного комплекса, бюджетным учреждением, осуществляющим сельскохозяйственную деятельность, государственным учреждением ветеринарии. По условиям договора министерство приняло на себя обязательство предоставить ответчику социальную выплату, из суммы которой подлежит удержанию налог на доходы физических лиц в соответствии с действующим законодательством. Ответчик в свою очередь обязался возвратить в течение трех месяцев на лицевой счет министерства денежные средства, затраченные на предоставление социальной выплаты, в полном объеме в случае расторжения трудового договора по инициативе получателя социальной выплаты ранее трех лет с момента заключения договора, а также в случае нарушения условий, предусмотренных п.2.15 Порядка и условий предоставления социальных выплат, в том числе перечнем, формами и сроками представления документов, необходимых для получения указанных социальных выплат, порядком возврата социальных выплат в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 4 марта 2014 г..N 63-п. Платежным поручением N от 20 июня 2018 г..министерство выплатило Демину В.А. социальную выплату в размере 435000 руб.
Поскольку министерство, являясь источником выплаты - налоговым агентом, исчислило, удержало у ответчика и перечислило налог на доходы физических лиц в бюджетную систему Российской Федерации в размере 65000 руб.
На момент заключения договора между Деминым В.А. и СПК "Георгиевский" Канского района был заключен трудовой договор от 18 сентября 2017 г, который 29 декабря 2018 г. был расторгнут на основании пункта 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту также ТК РФ) (собственное желание). 9 января 2019 г. ответчик трудоустроился к ИП главе К(Ф)Х С, откуда был уволен 14 апреля 2020 г. на основании пункта 3 части 1 статьи 77 ТК РФ (собственное желание). 9 февраля 2021 г. в адрес Демина В.А. было направлено уведомление N с требованием возвратить денежные средства, затраченные на выплату социальной выплаты на обустройство, или подтвердить, факт трудоустройства у другого сельскохозяйственного товаропроизводителя, которое возвращено в адрес министерства.
Истец просит взыскать с Демина В.А. в пользу министерства сельского хозяйства и торговли Красноярского края денежные средства в размере 500000 руб.
Решением Центрального районного суда г. Красноярска от 25 октября 2022г. постановлено:
"Взыскать с Демина Василия Анатольевича в пользу Министерства сельского хозяйства и торговли Красноярского края расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки в размере 500000 (пятьсот тысяч) рублей.
Взыскать с Демина Василия Анатольевича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 8200 рублей".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 1 февраля 2023г. постановлено:
"Решение Центрального районного суда г. Красноярска от 25 октября 2022 г. в части взыскания с Демина Василия Анатольевича в пользу Министерства сельского хозяйства и торговли Красноярского края расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, в размере 500000 рублей, взыскания с Демина Василия Анатольевича в доход местного бюджета государственной пошлины в размере 8200 рублей изменить, снизив размер взыскиваемой с Демина Василия Анатольевича в пользу Министерства сельского хозяйства и торговли Красноярского края суммы расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, до 435000 рублей и взыскиваемой с Демина Василия Анатольевича в доход местного бюджета государственной пошлины до 7550 рублей.
В остальной части решение Центрального районного суда г. Красноярска от 25 октября 2022 г. - оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Демина В.А. - Любавиной О.А. - без удовлетворения".
В кассационной жалобе представитель Демина В.А. - Любавина О.А. просит об отмене вынесенных по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, с принятием нового судебного акта об отказе истцу в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
Относительно доводов кассационной жалобы возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела (по сведениям Почты России Министерство сельского хозяйства и торговли Красноярского края получило судебное извещение 26 апреля 2023 г, Демин В.А. - 26 апреля 2023 г, Любавина О.А. - 22 апреля 2023 г, КГКУ Абаканский отдел ветеринарии - 29 апреля 2023 г.), не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу с учетом доводов кассационной жалобы не усматривает.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что между СПК (Артель) "Георгиевский" и Деминым В.А. был заключен трудовой договор на неопределенный срок, в соответствии с которым с 18 сентября 2017 г. ответчик был принят на должность главного ветеринарного врача.
13 июня 2018 г. между Министерством сельского хозяйства и торговли Красноярского края и Деминым В.А. заключен договор о предоставлении государственной поддержки на обустройство молодым специалистам, молодым рабочим, заключившим трудовой договор с сельскохозяйственным товаропроизводителем, вновь созданным сельскохозяйственным товаропроизводителем, организацией агропромышленного комплекса, бюджетным учреждением, осуществляющим сельскохозяйственную деятельность, государственным учреждением ветеринарии, в соответствии с которым ответчику была предоставлена социальная выплата на обустройство в размере 500000руб. за вычетом НДФЛ 13%, что подтверждается платежным поручением N от 20 июня 2018 г, сводной таблицей сведений о доходах физических лиц за 2018 год.
В соответствии с пунктом 2.2 указанного договора ответчик обязался возвратить в течение трех месяцев на лицевой счет Министерства денежные средства, затраченные на предоставление социальной выплаты, в полном объеме в случае расторжения договора по инициативе получателя социальной выплаты ранее трех лет с момента заключения настоящего договора, а также в случае нарушения условий, предусмотренных пунктом 2.15 Порядка.
Приказом от 29 декабря 2018 г. трудовой договор с Деминым В.А. расторгнут с 29 декабря 2018 г. в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 77 ТК РФ по инициативе работника.
9 января 2019 г. Демин В.А. был принят на работу к ИП главе К(Ф)Х С, откуда на основании пункта 3 части 1 статьи 77 ТК РФ по инициативе работника был уволен с 14 апреля 2020 г.
Согласно трудовому договору N от 16 апреля 2020 г. ответчик принят на должность заведующего Н-Успенским ветеринарным пунктом КГКУ "Абанский отдел ветеринарии".
Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности КГКУ "Абанский отдел ветеринарии" является деятельность ветеринарная, а соответственно доли выручки от дохода от реализации сельскохозяйственной продукции у КГКУ "Абанский отдел ветеринарии" не имеется.
9 февраля 2021г. Министерством в адрес ответчика направлено уведомление N с требованием о возврате денежных средств, затраченных на выплату социальной выплаты в связи с расторжением трудового договора с сельскохозяйственным товаропроизводителем, однако ответчиком содержащиеся в нем требования не исполнены.
Принимая во внимание, что ответчиком не выполнены условия договора предоставления государственной поддержки на обустройство, что выразилось в досрочном (до истечения трехлетнего срока) прекращении трудовых отношений с сельскохозяйственным производителем СПК (Артель) "Георгиевский" и ИП главой К(Ф)Х С, а также учитывая, что сведений, с достоверностью подтверждающих факт трудоустройства к другому сельскохозяйственному производителю, ответчиком не представлено, добровольно выплаченную сумму Демин В.А. не возвратил, суд первой инстанции пришел к выводу, что полученная ответчиком социальная выплата подлежит взысканию в пользу истца.
Соглашаясь с выводом суда первой инстанции о наличии основания для взыскания с ответчика социальной выплаты, суд апелляционной инстанции не согласился с решением суда в части взыскания с ответчика 65000 рублей, удержанных истцом при выплате Демину В.А. предоставленной социальной выплаты на обустройство как налог на доходы физических лиц.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций требованиям закона не противоречат и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Постановлением Правительства Красноярского края N от 30 сентября 2013г. утверждена государственная программа Красноярского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", в соответствии с Приложением N которой - Программой "Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса" предусмотрено предоставление меры социальной поддержки - социальной выплаты на обустройство молодым специалистам, молодым рабочим.
Исходя из пунктов 1.3, 2.7, 2.13 постановления Правительств Красноярского края от 4 марта 2014г. N "Об утверждении Порядка предоставления социальных выплат на обустройство молодым специалистам, молодым рабочим и их возврата в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, в том числе перечня, форм и сроков предоставления документов, необходимых для получения указанных социальных выплат" (далее - Порядок), предоставление социальных выплат молодым специалистам, молодым рабочим (далее - заявитель) осуществляется министерством сельского хозяйства и торговли Красноярского края путем подписания договора с уведомлением о предоставлении социальной выплаты и перечислением выплаты на расчетный счет получателя социальной выплаты.
Указанным Порядком предусмотрены следующие условия:
В случае расторжения трудового договора по инициативе получателя социальной выплаты ранее трех лет с момента заключения Договора либо Дополнительного соглашения, получатель социальной выплаты в течение трех месяцев возвращает на лицевой счет министерства денежные средства, затраченные на предоставление соответствующей части социальной выплаты, в полном объеме.
В случае выявления факта нарушения получателем социальной выплаты условий, установленных при предоставлении соответствующей части социальной выплаты, и (или) представления получателем социальной выплаты недостоверных сведений, содержащихся в документах, представленных им для получения соответствующей части социальной выплаты, министерство в течение 30 рабочих дней со дня выявления указанного факта (фактов) направляет письменное уведомление получателю социальной выплаты о возврате в трехмесячный срок денежных средств, затраченных на предоставление соответствующей части социальной выплаты, в полном объеме в доход краевого бюджета (далее - уведомление).
Получатель социальной выплаты в течение трех месяцев со дня получения уведомления обязан произвести возврат денежных средств, затраченных на предоставление соответствующей части социальной выплаты, в полном объеме в доход краевого бюджета.
Социальные выплаты не возвращаются в случае трудоустройства получателя социальной выплаты у сельскохозяйственного товаропроизводителя в течение трех месяцев с момента расторжения трудового договора.
Согласно пункту 1.5 порядка социальная выплата предоставлялась при соблюдении ряда условий, одним из которых являлось трудоустройство в соответствии с полученным образованием (укрупненной группой направлений подготовки, специальностей, профессий) у сельскохозяйственного товаропроизводителя, вновь созданного сельскохозяйственного товаропроизводителя.
В силу пункта 1.2 порядка под организациями агропромышленного комплекса, сельскохозяйственными товаропроизводителями, вновь созданными сельскохозяйственными товаропроизводителями понимаются хозяйствующие субъекты, отнесенные к таковым в соответствии со статьей 2 Закона Красноярского края от 21 февраля 2006 г. N "О государственной поддержке агропромышленного комплекса края и развития сельских территорий края".
В соответствии со статьей 2 данного Закона сельскохозяйственные товаропроизводители - организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по производству сельскохозяйственной продукции (в том числе органической продукции), ее первичной и последующей (промышленной) переработке (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализации этой продукции, при условии, что в их доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год. Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также: граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве"; сельскохозяйственные потребительские кооперативы, созданные в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. N193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации"; крестьянские (фермерские) хозяйства, созданные в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". Вновь созданные сельскохозяйственные товаропроизводители - организации, индивидуальные предприниматели, начавшие осуществлять в году, предшествующем году обращения за государственной поддержкой, производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции, при условии, что в их доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за весь период.
Руководствуясь вышеприведенным правовым регулированием, суд первой инстанции установив, что ответчиком не выполнены условия вышеуказанного договора, он досрочно до истечения трехлетнего срока прекратил трудовые отношения с сельскохозяйственным производителем СПК (Артель) "Георгиевский", а затем и с ИП главой К(Ф)Х С, сведений о трудоустройстве к другому сельскохозяйственному производителю в министерство не представил, при этом, КГКУ "Абанский отдел ветеринарии" не подпадает под понятие сельскохозяйственного товаропроизводителя или вновь созданного сельскохозяйственного товаропроизводителя, суд обоснованно пришел к выводу, с правомерностью которого согласилась апелляционная инстанция, что полученная ответчиком социальная выплата подлежит взысканию в пользу истца.
Вместе с тем, изменяя решение суда в части суммы социальной выплаты в сторону уменьшения с 500000 руб. до 435000 руб. суд апелляционной инстанции правильно исходил из того, что правовых оснований для взыскания с ответчика 65000 руб, удержанных истцом в качестве налога на доходы физических лиц при выплате Демину В.А. предоставленной социальной выплаты у суда не имелось.
Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что вопреки доводам кассационной жалобы судами первой и апелляционной инстанций все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судами проверены с достаточной полнотой, выводы судов, изложенные в решении, апелляционном определении соответствуют собранным по делу доказательствам, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы повторяют правовую позицию кассатора, выраженную в суде первой и суде апелляционной инстанций, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой и апелляционной инстанции в части оценки доказательств и установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергают и о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не свидетельствуют, а потому не могут повлечь отмену судебных постановлений применительно к требованиям статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Красноярска от 25 октября 2022г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 1 февраля 2023г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Демина Василия Анатольевича - Любавиной О.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.