Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Кожевниковой Л.П, Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2072/2022, УИД: 42RS0013-01-2022-002781-07 по иску Кучировского Андрея Анатольевича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу о признании решения об отказе в назначении доплаты к пенсии незаконным, по кассационным жалобам Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу, и Кучировского Андрея Анатольевича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 2 февраля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Кучировский А.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу, просил признать отказ начальника управления установления пенсий Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (далее по тексту также ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу) N от 23 мая 2022 г. незаконным, обязать включить в специальный стаж, дающий право на установление досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", для назначения ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 2010 г. N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" периоды:
- с 24 октября 1979 г. по 3 января 1982 г. - службы в Советской Армии; со 2 марта 1982 г. по 15 июня 1982 г, с 15 июня 1982 г. по 13 августа 1982 г, с 13 августа 1982 г. по 1 января 1983 г. в качестве горнорабочего подземного; с 2 января 1983 г. по 1 апреля 1984 г, с 1 апреля 1984 г. по 1 апреля 1985 г, с 17 марта 1986 г. по 8 октября 1986 г, с 20 декабря 1986 г. по 24 июня 1987 г. - в качестве подземного горномонтажника, с 11 июня 1993 г. по 25 апреля 2022г. - период инвалидности "данные изъяты" группы в календарном исчислении, - с 9 октября 1986г. по 19 декабря 1986г.- курсы ГРОЗ; с 25 июня 1987г. по 10 июня 1993г. - в качестве горнорабочего очистного забоя в исчислении 1 год работы за 1 год и 3 месяца, назначить ему в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 2010 г. N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" ежемесячную доплату к пенсии с 25 апреля 2022г.
Требования мотивированы тем, что в результате производственной травмы в период работы в ОАО "Распадская" в должности горнорабочего очистного забоя 5 разряда он повредил здоровье, в связи с чем, с 1993 ему установлена "данные изъяты" группа инвалидности, назначена пенсия по инвалидности.
25 апреля 2022 г. он обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении ежемесячной доплаты к пенсии на основании Федерального закона от 10 мая 2010 г. N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности".
Письмом от N от 23 мая 2022 г. пенсионный орган сообщил об отказе в назначении доплаты к пенсии со ссылкой на то, что включение в специальный стаж периода нахождения на инвалидности вследствие трудового увечья Списком N 481 не предусмотрено.
С решением пенсионного органа не согласен, поскольку ранее действовавшее законодательство - статья 92.1 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации"- предусматривало, что при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда в соответствии со статьей 12 Закона время инвалидности I и II групп вследствие увечья, связанного с производством, или профессиональным заболеванием приравнивается к работе, на которой получено указанное увечье или заболевание.
Аналогичная норма была предусмотрена Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", при этом отсутствие данной нормы в Федеральном законе от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" ухудшает права лиц, получающих пенсию.
Поскольку период инвалидности "данные изъяты" группы подлежит включению в стаж на соответствующих видах работ по пункту 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", на дату обращения у него возникло право на назначение доплаты к пенсии за работу в угольной промышленности на основании Федерального закона от 10 мая 2010 г. N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности".
Решением Междуреченского городского суда Кемеровской области от 28 октября 2022 г. в удовлетворении исковых требований Кучировского Андрея Анатольевича к Государственному учреждению-Отделению Пенсионного Фонда Российской Федерации по Кемеровской области- Кузбассу о признании решения об отказе в назначении доплаты к пенсии незаконным, отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 2 февраля 2023 г. постановлено:
"Решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 28 октября 2022 г. отменить.
Принять по делу новое решение.
Признать отказ в назначении ежемесячной доплаты к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 2010г. N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" от 23 мая 2022г. N в отношении Кучировского Андрея Анатольевича незаконным.
Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу обязанность зачесть Кучировскому Андрею Анатольевичу в специальный стаж по подпункту 11 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" для указанной ежемесячной доплаты к страховой пенсии по инвалидности периоды работы на шахте "Распадская"
- с 2 марта 1982г. по 15 июня 1982г. подземным горнорабочим 1 разряда;
- с 15 июня 1982г. по 13 августа 1982г. подземным горнорабочим 2 разряда;
- с 13 августа 1982г. по 1 января 1983г. подземным горнорабочим 3 разряда;
- с 1 января 1983г. по 1 апреля 1984г. подземным горномонтажником 3 разряда;
- с 1 апреля 1984г. по 1 апреля 1985г. подземным горномонтажником 4 разряда;
- с 17 марта 1986г. по 8 октября 1986г. подземным горномонтажником 4 разряда;
- с 8 октября 1986г. по 19 декабря 1986г. обучения на курсах подземных ГРОЗ;
- с 24 июня 1987г. по 1 апреля 1989г. подземным ГРОЗ 4 разряда;
- с 1 апреля 1989г. по 10 июня 1993г. подземным ГРОЗ 5 разряда;
- период инвалидности с 10 июня 1993г. по 1 января 2002г.
В удовлетворении остальной части иска отказать".
В кассационной жалобе представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу Еремина О.С. просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 2 февраля 2023 г, как незаконное и необоснованное, решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 28 октября 2022г. оставить в силе.
В кассационной жалобе истец Кучировский А.А. просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 2 февраля 2023 г, как незаконное и необоснованное, в части не включения периода с 1 января 2002 г. по 25 апреля 2022 г. - период инвалидности II группы, в специальный стаж по пункту 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и принять в обжалуемой части правильное решение.
Относительно доводов кассационной жалобы возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились (по сведениям Почты России Кучировский А.А. получил судебное извещение 10 мая 2023 г, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу - 2 мая 2023 г.), о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с правилами части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу такие нарушения, влекущие отмену обжалуемого судебного постановления установлены.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что 29 июля 1992 г. в период работы Кучировского А.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в должности горнорабочего очистного забоя в Арендном предприятии "Шахта Распадская" с ним произошел несчастный случай на производстве. В результате травмы, полученной при данном несчастном случае, у Кучировского А.А. наступила стойкая утрата профессиональной трудоспособности, определена инвалидность. Приказом N от 10 июня 1993 г. он был уволен с работы по пункту 2 статьи 33 КЗоТ РФ, инвалидность "данные изъяты" группы в связи с трудовым увечьем.
На основании решения комитета социальной защиты администрации г.Междуреченск Кемеровской области от 14 июля 1993г. на основании статьи 31 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" Кучировскому А.А. была впервые назначена пенсия по инвалидности на период с 8 июня 1993 г. по 30 июня 1994 г.
Заключением учреждения МСЭ от 15 июня 2005 г. Кучировскому А.А. установлена инвалидность "данные изъяты" группы в связи с трудовым увечьем бессрочно.
Из выплатного дела на Кучировского А.А, представленного ответчиком, видно, что пенсионным органом ему производится выплата страховой пенсии по инвалидности и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенной в соответствии с частями 1 -3 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Кучировский А.А. 27 апреля 2022 г. обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 2010 г. N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности", указав, что в стаж для назначения доплаты к пенсии должны быть включены периоды работы и период инвалидности.
В ответе начальника управления установления пенсий Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу N от 23 мая 2022 г. на заявление Кучировского А.А. указано, что включение в специальный стаж для установления дополнительного социального обеспечения периода нахождения на инвалидности вследствие трудового увечья Списком N 481 не предусмотрено, в связи с чем право на установление дополнительного социального обеспечения у истца не имеется ввиду отсутствия требуемой продолжительности специального стажа, дающего право на ежемесячную доплату к пенсии.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции указал, что правом на доплату к пенсии, которая формируется за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, обладают бывшие работники организаций угольной промышленности, имеющие соответствующий стаж работы в организациях угольной промышленности Российской Федерации и в организациях угольной промышленности бывшего Союза ССР до 1 декабря 1991 г, а именно работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин.
Кроме того, по ранее действовавшему Федеральному закону от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", ныне действующему Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" досрочная страховая (трудовая) пенсия Кучировскому А.А. не назначалась, Кучировский А.А. с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" либо по подпункту 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не обращался, в связи с чем оснований для включения в страховой стаж спорных периодов для доплаты к пенсии по Федеральному закону от 10 мая 2010 г. N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" и ее назначении, не имеется.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции и его правовым обоснованием об отказе в удовлетворении иска.
Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на неправильном толковании и применении норм материального прав, а также сделаны с существенным нарушением норм процессуального права.
Дополнительной гарантией в области социального обеспечения работникам, занятым на работах с опасными и (или) вредными условиями труда по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), является доплата к пенсии, условия, порядок назначения и выплаты которой определены Федеральным законом от 10 мая 2010 г. N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" (далее также - Федеральный закон от 10 мая 2010 г. N 84-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 мая 2010 г. N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении дельных категорий работников организаций угольной промышленности" лица, работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин и получающие пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - работники организаций угольной промышленности), имеют право на ежемесячную доплату к пенсии (далее - доплата к пенсии) за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности (далее - плательщики взносов) в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии (далее - взносы). В стаж работы, дающей право на доплату к пенсии лицам, указанным в названной статье, включаются периоды работы, засчитываемые в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ). Исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном при назначении страховой пенсии по старости досрочно в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного федерального закона, при наличии величины индивидуального коэффициента в размере не менее 30 лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.
Аналогичные положения были предусмотрены подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьями 30 - 33 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "а" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 установлено, что в отношении периодов работы, указанных в абзаце третьем подпункта "а", абзаце третьем подпункта "б" и абзаце третьем подпункта "в" пункта 1 настоящего постановления, - применяются соответствующие положения пунктов 98, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий".
Таким образом, из приведенной нормы постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 следует, что пункт 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 применяется к Списку N 1 и Списку N 2 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г. (абз. 3 подпункта "а"; абз. 3 подпункта "б" пункта 1), а также к работницам предприятий текстильной промышленности - по списку производств и профессий, работа в которых дает работницам предприятий текстильной промышленности право на получение пенсии по старости по достижении 50 лет и при стаже работы в этих профессиях не менее 20 лет, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967г. N 1021, - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 марта 1992 г. (абзац 3 подпункта "в" пункта 1 постановления).
В период службы истца в составе Вооруженных Сил СССР с действовал Закон СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях", Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 4 августа 1956 г. N 1044.
Согласно подпункту "к" пункта 109 данного Положения кроме работы в качестве рабочего и служащего в общий стаж работы засчитывалась служба в составе Вооруженных Сил СССР. При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за пенсией либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Постановление Совета Министров СССР от 4 августа 1956 г. N 1044 утратило силу в связи с изданием постановления Совмина СССР от 3 августа 1972 г. N 590.
Пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 (далее - Положение от 3 августа 1972 г. N 590), предусматривалось при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда, предусмотренными Списком N 1 и Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 приравнивать период службы по призыву - к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода (подпункт "к").
Абзац 5 пункта 109 Положения от 3 августа 1972 г. N 590 содержит указание, что в случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.
Данное Положение фактически утратило свою силу с принятием Закона РСФСР от 20 декабря 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", который в соответствии со статьей 130 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 340-1 был введен в действие с 1 января 1992 г. и не предусматривал возможность включения службы в рядах Вооруженных Сил после 1 января 1992 г. в специальный стаж.
Кроме того, Законом СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях" назначение пенсии по старости на льготных условиях независимо от возраста предусмотрено не было. До 1 января 1992 г. указанным лицам назначалась пенсия на льготных условиях по Спискам N 1 и N 2, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, по достижении установленного данным законом возраста.
Возможность применения пункта 109 Положения от 3 августа 1972 г. N 590 к подпункту "е" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665, относящемуся к пункту 11 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" к лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они проработали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет) в пункте 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 не предусмотрена, поэтому к указанным лицам пункт 109 Положения от 3 августа 1972 г. N 590 не применяется.
Подпункт "е" пункта 1 постановления Правительства не назван в числе других в подпункте "а" пункта 3 указанного постановления Правительства N 665, поэтому при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, непосредственно занятым на подземных и открытых горных работах, Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий" не применяется, равно как и не применяется пункт 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совмина СССР от 4 августа 1956 г. N 1044.
С учетом изложенного, суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований о включении периода службы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по пункту 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Вместе с тем заслуживают внимание доводы кассационной жалобы пенсионного органа о включении в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по пункту 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периода нахождения истца на инвалидности для получения ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 2010 г. N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности".
Статьей 92.1 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", предусматривалось, что при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда в соответствии со статьей 12 Закона время инвалидности I и II группы вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания приравнивается к работе, на которой получено указанное увечье или заболевание.
Статьей 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" предусмотрена пенсия в связи с особыми условиями труда мужчинам - по достижении 50 лет и женщинам - по достижении 45 лет, если они соответственно трудились не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и их общий трудовой стаж не менее 20 и 15 лет.
Данная норма соответствует пункту 1 части 1 статьи 30 Федеральный закон от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Между тем, как указывалось выше, исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для исчисления стажа на соответствующих видах работ при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N40-ФЗ), который не предусматривает включение времени нахождения на инвалидности в специальный стаж.
С учетом изложенного обжалуемое судебное постановление нельзя признать законным, поскольку оно принято с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого судебного постановления с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное, применить к спорным отношениям нормы права, их регулирующие, устранить противоречия в доказательствах и разрешить спор в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 2 февраля 2023 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Кемеровский областной суд.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.