Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Гусева Д.А, Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-406/2022; УИД: 55RS0011-01-2022-000554-67 по иску Усикова Александра Викторовича к администрации Горьковского муниципального района Омской области об установлении пенсии за выслугу лет в определенном размере, а также взыскании задолженности в виде недоначисленной пенсии, по кассационной жалобе администрации Горьковского муниципального района Омской области на решение Горьковского районного суда Омской области от 27 октября 2022г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 8 февраля 2023г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Усиков А.В. обратился в суд с иском к Администрации Горьковского муниципального района Омской области об установлении пенсии за выслугу лет в определенном размере, а также взыскании задолженности в виде недоначисленной пенсии.
Требования мотивированы тем, что с 29 апреля 2019 г. является получателем страховой пенсии по старости. Распоряжением Главы Горьковского муниципального района Омской области N от 17 июня 2019 г. ему установлена пенсия за выслугу лет в размере 2562 рублей, размер которой в нарушение пункта 6 Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет муниципальным служащим в Горьковском муниципальном районе Омской области, утвержденного Решением XXI сессии Совета Горьковского муниципального района Омской области N от 10 ноября 2011 г. не соответствует размеру фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
Просил установить размер пенсии за выслугу лет в связи с наличием стажа муниципальной службы с 7 июня 2019 г. в размере 4982 рублей 90 копеек в месяц, произвести перерасчет установленной пенсии, исходя из изменения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, выплатить недоначисленную сумму пенсии до момента вступления в силу решения XXX сессии Совета Горьковского муниципального района Омской области N от 22 июля 2022 г.
Решением Горьковского районного суда Омской области от 27 октября 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 8 февраля 2023 г, исковые требования удовлетворены. На Администрацию Горьковского муниципального района Омской области возложена обязанность произвести перерасчет пенсии за выслугу лет, выплачиваемую Усикову А.В. за период с 7 июня 2019г. до дня вступления в силу Решения XXX сессии Совета Горьковского муниципального района Омской области от 22 июля 2022 г. N, выплатить недоначисленную сумму пенсии за указанный период.
В кассационной жалобе представитель администрации Горьковского муниципального района Омской области Абрамов С.М. просит об отмене вынесенных по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, с принятием нового судебного акта об отказе Усикову А.В. в удовлетворении заявленных им исковых требований.
Относительно доводов кассационной жалобы Усиковым А.В. представлены письменные возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела (согласно почтовым извещения Усиков А.В. получил судебное извещение 25 апреля 2023 г, администрация Горьковского муниципального района Омской области - 24 апреля 2023 г.), не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что Усиков А.В. с 29 апреля 2019 г. является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
С 5 июня 2019 г. Усиков А.В. освобожден от занимаемой должности в связи с истечением срока трудового договора (распоряжение Главы Горьковского муниципального района Омской области N от 5 июня 2019 г.).
На основании распоряжения Главы администрации Горьковского района Омской области от 17 июня 2019 г. N Усикову А.В. как лицу, замещавшему должность муниципальной службы - главного специалиста Управления строительства и ЖКХ Администрации Горьковского района Омской области, в соответствии с Положением о порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет муниципальным служащим в Горьковском муниципальном районе Омской области, утвержденном Решением XXI сессии Совета Горьковского муниципального района Омской области от 10 ноября 2011 г. N, с 7 июня 2019 г. установлена пенсия за выслугу лет исходя из стажа муниципальной службы 27 лет 1 месяц 5 дней в размере 2562 рубля ежемесячно. Указанный размер пенсии установлен к пенсии, назначенной в соответствии с федеральным законом, в размере 12320, 10 руб. в месяц, исходя из общей суммы пенсии, назначенной в соответствии с федеральным законом, и пенсии за выслугу лет в размере 15714, 35 руб. составляющей 75% денежного содержания.
В соответствии с представленными ответчиком расчетом следует, что с июня 2019 года по июнь 2022 года Усикову А.В. начислена и выплачена пенсия в размере 2562 рубля ежемесячно.
Решением XXI сессии Совета Горьковского муниципального района Омской области от 10 ноября 2011 г. N утверждено Положение о порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет муниципальным служащим в Горьковском муниципальном районе Омской области, которое было изменено Решением XXI сессии Совета Горьковского муниципального района Омской области от 16 декабря 2016 г. N.
Решением XXI сессии Совета Горьковского муниципального района Омской области от 16 декабря 2016 г. N внесены изменения в Положение о порядке установления выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет в Горьковском муниципальном районе, согласно которому, статья 6 предусматривает, что размер пенсии за выслугу лет не может быть ниже фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, установленной частью 1 статьи 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с учетом коэффициента индексации.
Решением XXX сессии Совета Горьковского муниципального района Омской области N от 22 июля 2022 г. утверждено новое Положение о порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет муниципальным служащим в Горьковском муниципальном районе Омской области, а Положение от 16 декабря 2016 г. N признано утратившим силу.
Согласно пункту 6 Положения, являющегося приложением к решению Совета Горьковского муниципального района Омской области N от 22 июля 2022 г, размер пенсии за выслугу лет не может быть ниже 2562 рубля.
При этом, установленный Усикову А.В. распоряжением Главы Горьковского муниципального района Омской области 17 июня 2019 г. N размер пенсии в период с 2019 года по 2022 год не изменялся.
Полагая, что Администрацией Горьковского муниципального района Омской области в нарушение закона неправильно установлен размер пенсии за выслугу лет, причитающейся ему с 2019 года в связи с наличием стажа муниципальной службы, чем нарушены его права, Усиков А.В. обратился в суд с настоящими исковыми требованиями.
Разрешая заявленные требования, руководствуясь положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Положением о порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет в Горьковском муниципальном районе Омской области, установив отсутствие изменений после 2019 года, а также факт выплаты истцу пенсии ответчиком не в полном объеме, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций требованиям закона не противоречат и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
В соответствии с пунктами "ж" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся социальная защита, включая социальное обеспечение, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 12 части 1 статьи 11 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23 Федерального закона от 2 марта 2007 г N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").
При этом отношения в области пенсионного обеспечения муниципальных служащих строятся с учетом принципиального единства природы муниципальной службы и государственной гражданской службы, что обусловлено объективной схожестью условий и порядка их прохождения и предполагает общность основных условий оплаты труда и социальных гарантий для государственных гражданских служащих и муниципальных служащих, а также основных условий их государственного пенсионного обеспечения (статья 5 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", статья 7 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
В силу части 1 статьи 24 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, хотя и не обязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными.
Институт муниципальной службы, будучи по своей конституционно-правовой природе одним из существенных проявлений организационной самостоятельности местного самоуправления, обеспечивает участие граждан в самостоятельном решении населением вопросов местного значения (статья 130, часть 1; статья 131, часть 1 Конституции Российской Федерации) посредством замещения должностей в аппарате муниципальной власти.
Наличие у органов местного самоуправления полномочий на осуществление правового регулирования дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, свидетельствует, что они вправе с учетом бюджетных возможностей вводить и изменять порядок, условия и размеры выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. При этом государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации, муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет при наличии стажа государственной гражданской службы, стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которых для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 2 к названному Федеральному закону (пункт 4).
Кроме того, размер пенсии за выслугу лет муниципального служащего не должен превышать максимального размера пенсии за выслугу лет по соответствующей должности государственного гражданского служащего Омской области и не может быть ниже фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, установленной частью 1 статьи 16 Федерального закона "О страховых пенсиях" с учетом коэффициента индексации, до внесения изменение в положение не ниже установленной пунктом 2 статьи 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости.
Пунктом 8 Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 5 августа 2009 г. N 89 (ред. от 28 сентября 2021г.) "О реализации отдельных положений статей 19, 47.1, 50 Кодекса о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области, статьи 3 Закона Омской области "О введении в действие и об изменении отдельных положений Кодекса о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области" определено, что размер пенсии за выслугу лет, не может быть ниже установленного в соответствии с федеральным законодательством размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности).
На основании пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости лиц (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), не имеющих на иждивении нетрудоспособных членов семьи, определен в сумме 2562 рублей в месяц.
Частью 1 статьи 16 Федерального закона 28 декабря 2013 Г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", действующей с 1 января 2015 г, предусмотрено, что фиксированная выплата к страховой пенсии установлена в сумме 4383, 59 руб. в месяц.
При этом с момента вступления в силу внесенных изменений в Положение о порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет в Горьковском муниципальном районе Омской области, а именно с 19 декабря 2016г. размер фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом индексации составлял 4558, 93 руб, с 1 февраля 2017г. - 4805, 11 руб, с 1 января 2018г. - 4982, 90 руб, с 1 января 2019г. - 5334, 19 руб, с 1 января 2020г. - 5686, 25 руб, с 1 января 2021г. - 6044, 48 руб, с 1 января 2022г. - 6564, 31 руб, с 1 июня 2022г. - 7220, 74 руб.
Из материалов дела следует, что Усикову А.В. назначена пенсия за выслугу лет в размере 2562 рубля, в указанном размере пенсия за выслугу лет выплачивалась с июня 2019 года по июнь 2022 года.
Решением XXI сессии Совета Горьковского муниципального района Омской области от 16декабря 2016 г. N, в пункт 6 Положения внесены изменения, вступившие в силу с 19 декабря 2016г. (дата обнародования правового акта), предусматривающие выплату пенсии не ниже определенного Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" размера фиксированная выплата к страховой пенсии с учетом коэффициента индексации.
Установив, что Администрацией Горьковского муниципального района Омской области, несмотря на наличие условий Положения о том, что пенсия за выслугу лет по соответствующей должности государственного гражданского служащего Омской области не может быть ниже фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, установленной частью 1 статьи 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с учетом коэффициента индексации, последняя выплачивалась Усикову А.В. в размере ниже фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, суды правомерно удовлетворили требования истца о необходимости проведения перерасчета и выплаты недоначисленной суммы пенсии за выслугу лет за период с 7 июня 2019 г. по день вступления Решения XXX сессии Совета Горьковского муниципального района Омской области от 22 июля 2022 г. N, которым Решение XXI сессии Совета Горьковского муниципального района Омской области от 10 ноября 2011г. N признано утратившим силу, с учетом положения пункта 6 Положения о минимальном размере пенсии за выслугу лет, принимая во внимание то, что доказательств перерасчета размера пенсии за выслугу лет Усикову А.В. с момента ее назначения в соответствии с внесенными в законодательство Российской Федерации и Положение изменениями материалы дела не содержат.
В спорных правоотношениях права Усикова А.В. правомерно восстановлены путем возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет пенсии за выслугу лет, выплачиваемую Усикову А.В. за период с 7 июня 2019 г. до дня вступления в силу Решения XXX сессии Совета Горьковского муниципального района Омской области от 22 июля 2022 г. N, а также выплатить истцу недоначисленную сумму пенсии за указанный период.
Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что вопреки доводам кассационной жалобы судами первой и апелляционной инстанций все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судами проверены с достаточной полнотой, выводы судов, изложенные в решении, апелляционном определении соответствуют собранным по делу доказательствам, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы о том, что при принятии бюджета Горьковского муниципального района на 2017-2020 и на 2020-2023 годы увеличение бюджетных ассигнований на выплаты пенсии муниципальным служащим не принималось, отклоняются как несостоятельные, поскольку нарушают гарантированное право муниципальных служащих на пенсионное обеспечение по выслуге лет.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют правовую позицию кассатора, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, аналогичны доводам апелляционной жалобы, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции и апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, выводы суда не опровергают, не содержат указаний на нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, не свидетельствуют, в связи с чем не являются основанием для отмены судебных актов в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебного постановления в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Поскольку при рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, оснований для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Горьковского районного суда Омской области от 27 октября 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 8 февраля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Горьковского муниципального района Омской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.