Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Дударёк Н.Г, судей Попова А.А, Ковалевской В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N24RS0056-01-2021-003132-19 по иску Колбягина Николая Сергеевича к Федеральному казенному учреждению "Восточно-Сибирское окружное управления материально технического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации" о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии, признании права на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда, обязании предоставить квартиру по договору найма служебного помещения
по кассационным жалобам Федерального казенного учреждения "Восточно-Сибирское окружное управления материально технического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации" и Колбягина Н.С. на решение Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 30 сентября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 27 февраля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Попова А.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Колбягин Н.С. обратился в суд к Федеральному казенному учреждению "Восточно-Сибирское окружное управления материально технического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее - ФКУ "ВСОУМТС МВД России") о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии, признании права на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда, обязании предоставить квартиру по договору найма служебного помещения.
В обоснование исковых требований указано, что Колбягин Н.С. с декабря 2005 г. по настоящее время проходит службу в органах внутренних дел. Приказом УМВД России по Томской области N 119л/с от 16 мая 2014 г. он был откомандирован для дальнейшего прохождения службы в ФКУ "ВСОУМТС МВД России" с 26 мая 2014 г. Приказом ФКУ "ВСОУМТС МВД России" N59л/с от 26 мая 2014 г. истец назначен на должность специалиста отделения вооружения, средств защиты и активной обороны ФКУ "ВСОУМТС МВД России".
На основании рапорта истца, между ним и ФКУ "ВСОУМТС МВД России" заключен договор найма жилья от 26 мая 2014 г, в соответствии с которым истцу предоставлена отдельная квартира общей площадью 43, 4 кв.м, в общежитии по адресу: "адрес".
11 ноября 2015 г. на основании рапорта истца жилищно-бытовой комиссией ФКУ "ВСОУМТС МВД России" принято решение о перераспределении и предоставлении Колбягину Н.С. и членам его семьи служебного помещения в виде квартиры общей площадью 61, 6 кв.м, расположенной по адресу: "адрес", для временного проживания (протокол жилищно-бытовой комиссии ФКУ "ВСОУМТС МВД России" от 11 ноября 2015 г. N 7), заключен договор найма служебного жилого помещения от 11 ноября 2015 г. сроком действия до 11 ноября 2017 г, который в последующем продлялся.
Поскольку срок действия договора найма служебного жилого помещения истекал 11 ноября 2021 г, истец подал рапорт о перераспределении служебных помещений ФКУ "ВСОУМТС МВД России" и предоставлении ему квартиры по договору найма с большей площадью, расположенную по адресу "адрес" с 12 ноября 2021 г, на состав семьи из 5 человек.
8 ноября 2021 г. жилищно-бытовой комиссией ФКУ "ВСОУМТС МВД России" принято решение об отказе в перераспределении служебных жилых помещений и предоставлении квартиры по адресу "адрес", так как нормативная база, обязывающая ФКУ "ВСОУМТС МВД России" решать вопросы о перераспределении служебных помещений, отсутствует (протокол жилищно-бытовой комиссии ФКУ "ВСОУМТС МВД России" от 8 ноября 2021 г. N 7).
В ходе рассмотрения ответчиком рапорта истца о перераспределении жилых помещений руководители ФКУ "ВСОУМТС МВД России" отдавали приказы истцу о подготовке правовых заключений на его рапорт и исковое заявление. Истец просил освободить его от подготовки правовых заключений, поскольку является заинтересованным лицом. Поскольку рапорты о возникновении личной заинтересованности при исполнении служебных обязанностей оставлены без удовлетворения, истец подготовил правовые заключения.
Приказом ФКУ "ВСОУМТС МВД России" N 122 от 30 декабря 2021 г. к истцу применено дисциплинарное взыскание в виде выговора в связи с неподготовкой до 27 декабря 2021 г. правового заключения. На основании представления прокуратуры 25 марта 2022 г. проведено заседание комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, решением которого рекомендовано отменить решение жилищно-бытовой комиссии ФКУ "ВСОУМТС МВД России".
Ответчик отменил решение жилищно-бытовой комиссии от 8 ноября 2021 г. N 7 своим распоряжением N Р-700 от 28 марта 2022 г. При этом рекомендации аттестационной комиссии руководителю ФКУ "ВСОУМТС МВД России" в части отмены решения жилищно-бытовой комиссии являются необоснованными, так как данный вопрос не входит в компетенцию аттестационной комиссии. 8 ноября 2021 г. ответчик направил Колбягину Н.С. окончательный ответ об отказе в перераспределении служебных жилых помещений и предоставлении ему квартиры по адресу: "адрес".
Таким образом, срок рассмотрения рапорта (обращения) о перераспределении жилых помещений ФКУ "ВСОУМТС МВД России" и предоставлении квартиры с большей площадью истек 8 ноября 2021 г, правовых оснований для повторного рассмотрения рапорта истца у ответчика не имелось. Однако ответчик повторно рассмотрел рапорт истца о перераспределении служебных жилых помещений.
6 апреля 2022 г. жилищно-бытовой комиссией ФКУ "ВСОУМТС МВД России" принято решение об отказе Колбягину Н.С. в перераспределении служебных жилых помещений и предоставлении квартиры по адресу: "адрес", поскольку в очереди нуждающихся в предоставлении служебных жилых помещений истец не состоял (не состоит), служебным жильем фактически обеспечен, сотруднику, не имеющему жилого помещения в населенном пункте по месту службы, и совместно проживающим с ним членам семьи может, а не должно предоставляться служебное жилое помещение. Поскольку ответчик не имел права для повторного принятия решения по рапорту Колбягина Н.С, решение жилищно-бытовой комиссии от 6 апреля 2022 г. N 4 является незаконным и необоснованным.
Истец просил о перераспределении служебных жилых помещений и предоставлении ему квартиры по договору найма большей площадью, расположенной по адресу: "адрес", с даты окончания действия договора, а именно с 12 ноября 2021 г. Соответственно с этой даты Колбягин Н.С. и члены его семьи являлись необеспеченными жильем в месте прохождения службы.
Считает, что вывод жилищно-бытовой комиссии о том, что на момент подачи рапорта Колбягин Н.С. служебным жилым помещением обеспечен, на очереди нуждающихся в предоставлении служебных жилых помещений не состоял являются ошибочными, поскольку с 12 ноября 2021 г. Колбягин Н.С. являлся необеспеченным жилым помещением и являлся нуждающимся в предоставлении служебного жилого помещения с 2015 г. на основании протокола жилищно-бытовой комиссии N 7 от 11 ноября 2015 г.
Жилищно-бытовой комиссией принято решение N 8 от 11 ноября 2021 г. о заключении с Колбягиным Н.С. договора найма квартиры по адресу: "адрес", на новый срок на основании представленных им документов. Однако документы для продления договора найма служебного жилого помещения истец не направлял, также, как и не уполномочивал жилищно-бытовую комиссию действовать в своих интересах по продлению договора найма.
Данный действия ответчика, по мнению истца, свидетельствуют о злоупотреблении правом с целью создания ситуации, при которой у Колбягина Н.С. отсутствует право претендовать на обеспечение служебным жилым помещением, поскольку он являлся бы обеспеченным жилым помещением по месту службы.
По г. Иркутску норма предоставления площади жилого помещения составляет 15 кв.м, общей площади на одного человека. Для многодетной семьи истца с составом семьи из пяти человек данный показатель равен 75 кв.м. Для сотрудников органов внутренних дел установлена норма предоставления площади жилого помещения в размере 18 кв.м, общей площади жилого помещения на каждого члена семьи - на семью из трех человек и более. Для многодетной семьи истца с составом семьи из 5 человек данный показатель равен 90 кв.м. Согласно техническому паспорту площадь занимаемого истцом жилого помещения составляет 61, 6 кв.м. Истец Колбягин Н.С. является лицом, нуждающимся в жилом помещении. Он состоит на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, имеет право на жилое помещение площадью 90 кв.м на семью из 5 человек.
На момент подачи рапорта истцом о перераспределении жилого помещения и предоставления ему спорной квартиры с 12 ноября 2021 г. единственным незанятым служебным жилым помещением являлась спорная квартира. Истец с 12 ноября 2021 г. являлся единственным сотрудником, нуждающимся в предоставлении служебного жилого помещения и ему должна была быть предоставлена эта квартира.
Предоставление в порядке очередности незанятой служебной квартиры по адресу: "адрес" Колбягину Н.С. и членам его семьи не препятствует своевременному надлежащему обеспечению служебными жилыми помещениями иных нуждающихся сотрудников ФКУ "ВСОУМТС МВД России".
Колбягин Н.С. просил суд признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии ФКУ "ВСОУМТС МВД России" от 6 апреля 2022 г. N 3 об отказе Колбягину Н.С. в перераспределении служебных жилых помещений и перераспределении ему квартиры по адресу: "адрес"; признать за Колбягиным Н.С. право на предоставление ему жилого помещения специализированного жилищного фонда, в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; обязать жилищно-бытовую комиссию ФКУ "ВСОУМТС МВД России" предоставить Колбягину Н.С. квартиру, расположенную по адресу: "адрес", с 12 ноября 2021 г. на состав семьи из 5 человек.
Решением Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 30 сентября 2022 г, с учетом определения об исправлении описки от 15 декабря 2022 г, исковые требования Колбягина Н.С. удовлетворены частично. Постановлено признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии ФКУ "ВСОУМТС МВД России" от 6 апреля 2022 г, оформленное протоколом N 3, утвержденное распоряжением ФКУ "ВСОУМТС МВД России" от 6 апреля 2022 г. N Р-819, об отказе Колбягину Н.С. в перераспределении служебных жилых помещений и перераспределении ему квартиры по адресу: "адрес".
На жилищно-бытовую комиссию ФКУ "ВСОУМТС МВД России" возложена обязанность рассмотреть рапорт Колбягина Н.С. о перераспределении служебных жилых помещений от 18 октября 2021 г.
В удовлетворении требований Колбягина Н.С. о признании права на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда, обязании жилищно-бытовую комиссию ФКУ "ВСОУМТС МВД России" предоставить квартиру по договору социального найма служебного жилого помещения, расположенную по адресу: "адрес", отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 27 февраля 2023 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
ФКУ "ВСОУМТС МВД России" подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанных судебных актов, постановленных с нарушением норм процессуального и материального права. Ссылаются, что в данном случае отсутствует нормативная база, обязывающая жилищно-бытовую комиссию перераспределить служебное жилье; имеются иные социальные гарантии, которые способны удовлетворить потребности истца в количестве квадратных метров, сверх положенных и необходимых, по его мнению, для семьи из 5 человек; присутствует диспозитивность нормы закона о социальных гарантиях, которая уполномочивают начальника учреждения самостоятельно принимать решение касаемо предоставления служебных жилых помещений с учетом очередности, наличия квартир жилого фонда управления, а также фактической необеспеченности в предоставляемом жилье сотрудников.
Кроме того, указывают, что на момент рассмотрения настоящего гражданского дела истец заключил договор найма служебного жилого помещения сроком до 2024 г, в связи с чем, суд первой инстанции заведомо выносил решение, исполнение которого будет незаконным.
На дату рассмотрения гражданского дела судом первой инстанции истец служебным жилым помещением обеспечен, в очереди нуждающихся в предоставлении служебных жилых помещений не состоял и рассмотрение его рапорта от 18 октября 2021 г. имеет исключительно формальный подход и способствовать восстановлению или реализации прав истца не сможет.
Кроме того, спорная квартира передана в оперативное управление другому подразделению МВД России, а другие незаселенные квартиры в оперативном управлении отсутствуют.
Колбягиным Н.С. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанных судебных актов в части отказа в удовлетворении исковых требований о признании за ним права на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда, в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; обязании жилищно-бытовой комиссии ФКУ "ВСОУМТС МВД России" предоставить Колбягину Н.С. квартиру по договору найма служебного жилого помещения, расположенную по адресу: "адрес" с 12 ноября 2021 г. на состав семьи из 5-ти человек.
Кассатор указывает, что истец обладает статусом нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда, стоит на учете для получения жилого помещения, у ответчика имеются свободные жилые помещения, предоставление в порядке очередности не занятой спорной квартиры истцу не препятствует своевременному надлежащему обеспечению служебными жилыми помещениями иных нуждающихся сотрудников.
Считает, что суд, отказывая в удовлетворении требований истца о признании права на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда, в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ не учел, что данное обстоятельство имеет значение для последующего возможного разрешения вопроса истца о заключении договора найма служебного жилого помещения и получения иных социальных гарантий, предусмотренных Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ.
Также судами не учтено, что проживание истца в служебном жилом помещении при действующем договоре найма служебного помещения не является основанием для непризнания его сотрудником, не имеющим жилого помещения в населенном пункте по месту службы, соответственно у истца имеется право претендовать на предоставление другого свободного служебного жилого помещения большей площади в порядке очередности, запрет на совершение указанных действий в законодательстве отсутствует.
Полагает, что действия ответчика по отмене протокола жилищно-бытовой комиссии, предоставления суду недостоверной информации о количестве служебных жилых помещений, количестве сотрудников, состоящих на учете по предоставлению служебных жилых помещений, указывают на злоупотребление правом со стороны ответчика при рассмотрении вопроса о предоставлении служебного жилого помещения истцу и препятствуют своевременному и надлежащему обеспечению служебным жилым помещением истца в порядке очередности.
Считает, что в данном случае судом неверно применены положения абз. 3 п. 2 постановлении Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. N 1228 "О порядке и размерах выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, и членам семей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, лиц, проходивших службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имевших специальные звания полиции, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии Российской Федерации". В данном случае сотрудник, не имеющий в пользовании жилого помещения по месту службы, имеет право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда либо в случае отсутствия такого жилого помещения право на получение выплаты в размере денежной компенсации за наем жилого помещения; отсутствие в действующем законодательстве Российской Федерации установленного размера социальной нормы площади жилья не должно приводить к умалению права сотрудника на улучшение жилищных условий на период прохождения службы в порядке очередности.
На кассационную жалобу ФКУ "ВСОУМТС МВД России" Колбягиным Н.С. направлены возражения.
В судебном заседании, проведенном путем использования систем видеоконференц-связи, представитель ФКУ "ВСОУМТС МВД России" Преловская О.П, действующая на основании доверенности, настаивала на доводах кассационной жалобы.
Колбягин Н.С, настаивая на доводах поданной им кассационной жалобы, возражал относительно доводов кассационной жалобы ФКУ "ВСОУМТС МВД России".
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами обеих инстанций при принятии обжалуемых судебных постановлений не усматривается.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Колбягин Н.С. проходит службу в ФКУ "ВСОУМТС МВД России" в должности главного эксперта-юрисконсульта договорно-правовой группы.
Колбягин Н.С. с семьей в составе из 5 человек (супруга ФИО5, сын ФИО6, сын ФИО7, сын ФИО8) на момент рассмотрения настоящего гражданского дела проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес", общей площадью 61, 6 кв.м, на основании заключенного договора найма служебного жилого помещения от 15 августа 2022 г.
Жилое помещение предоставлено Колбягину Н.С. на основании протокола заседания жилищно-бытовой комиссии ФКУ "ВСОУМТС МВД России" N 6 от 11 июня 2022 г, утвержденного распоряжением ФКУ "ВСОУМТС МВД России" N Р-1687 от 12 июля 2022 г. Согласно пункту 5 договора найма, он заключен на время прохождения службы в ФКУ "ВСОУМТС МВД России" и действует до 11 июля 2024 г.
Квартира передана Колбягину Н.С. по акту приема-передачи служебного жилого помещения от 15 августа 2022 г.
Из данного акта усматривается, что занимаемое истцом служебное жилое помещение имеет общую площадь 61, 6 кв.м, с двумя изолированными комнатами 14, 1 кв.м, и 16, 9 кв.м.
Жилое помещение по вышеуказанному адресу находится в оперативном управлении ФКУ "ВСОУМТС МВД России", что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от 4 июня 2015 г.
На основании рапорта Колбягина Н.С. от 10 ноября 2015 г. решением жилищно-бытовой комиссии от 11 ноября 2015 г. (протокол N 7) Колбягину Н.С. и его семье передана квартира специализированного жилищного фонда ФКУ "ВСОУМТС МВД России", которая расположена по адресу: "адрес", путем заключения с ним договора найма служебного жилого помещения.
Указанный договор найма служебного жилого помещения заключен между ФКУ "ВСОУМТС МВД России" (наймодатель) и Колбягиным Н.С. (наниматель) 11 ноября 2015 г. на время прохождения службы в ФКУ "ВСОУМТС МВД России" и действовал до 11 ноября 2017 г.
Решением жилищно-бытовой комиссии от 7 ноября 2017 г, оформленным протоколом N 3, утвержденным распоряжением ФКУ "ВСОУМТС МВД России" N 36 от 8 ноября 2017 г, и решением жилищно-бытовой комиссии от 1 ноября 2019 г, оформленным протоколом N 6, утвержденным распоряжением ФКУ "ВСОУМТС МВД России" N 267 от 1 ноября 2019 г, договор найма служебного жилого помещения продлевался, с истцом заключены договор найма служебного жилого помещения от 10 ноября 2017 г. и договор найма служебного жилого помещения от 11 ноября 2019 г.
Пунктом 5 договора найма служебного жилого помещения от 11 ноября 2019 г. предусмотрено, что договор действует до 11 ноября 2021 г.
22 октября 2021 г. в ФКУ "ВСОУМТС МВД России" поступил рапорт Колбягина Н.С. о предоставлении ему на состав семьи из 5 человек квартиры большей площади, расположенной по адресу "адрес", общей площадью 92, 7 кв.м, по договору найма служебного жилого помещения с 12 ноября 2021 г, то есть после истечения срока договора найма служебного жилого помещения от 11 ноября 2019 г.
Жилое помещение по адресу "адрес" находится в оперативном управлении ФКУ "ВСОУМТС МВД России", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права "адрес" от 6 апреля 2012 г.
Решением жилищно-бытовой комиссии ФКУ "ВСОУМТС МВД России" от 8 ноября 2021 г, оформленным протоколом N, отказано в перераспределении служебных жилых помещений и в предоставлении Колбягину Н.С. квартиры по адресу: по адресу "адрес".
Решением жилищно-бытовой комиссии от 11 ноября 2021 г. (протокол N) продлен договор найма служебного помещения от 11 ноября 2019 г. на квартиру по адресу "адрес" Колбягиным Н.С. на срок до 11 ноября 2023 г.
15 ноября 2021 г. на заседании жилищно-бытовой комиссии (протокол N) принято решение в связи с прекращением действия договора найма служебного помещения - квартиры, расположенной по адресу: "адрес", в срок до 16 ноября 2021 г. направить Колбягину Н.С. уведомление об обязании освободить вышеуказанное помещение в трехмесячный срок с момента истечения срока действия договора найма.
Решением Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 11 июля 2022 г. исковые требования ФКУ "ВСОУМТС МВД России" о признании Колбягина Н.С. утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес"; о выселении Колбягина Н.С. и членов его семьи: ФИО5, ФИО6, ФИО9, ФИО8 из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", без предоставления другого жилья, оставлены без удовлетворения.
Согласно распоряжению ФКУ "ВСОУМТС МВД России" N Р-700 от 28 марта 2022 г, решение жилищно-бытовой комиссии ФКУ "ВСОУМТС МВД России" (протокол заседания жилищно-бытовой комиссии ФКУ "ВСОУМТС МВД России" N 7 от 8 ноября 2021 г.) отменено; дано распоряжение жилищно-бытовой комиссии ФКУ "ВСОУМТС МВД России" в установленные сроки рассмотреть на заседании жилищно-бытовой комиссии ФКУ "ВСОУМТС МВД России" в соответствии с рекомендациями аттестационной комиссии рапорт Колбягина Н.С. (вх. N от 22 октября 2021 г.).
На заседании жилищно-бытовой комиссии 6 апреля 2022 г. повторно рассмотрен рапорт Колбягина Н.С. о перераспределении служебных жилых помещений и предоставлении квартиры общей площадью 92, 7 кв.м, по адресу: "адрес" по договору найма служебного жилого помещения с 12 ноября 2021 г.
По результатам рассмотрения вопроса, решением жилищно-бытовой комиссии ФКУ "ВСОУМТС МВД России" от 6 апреля 2022 г, оформленным протоколом N, Колбягину Н.С. отказано в перераспределении служебных жилых помещений и предоставлении квартиры по адресу: "адрес".
В обоснование принятого решения ответчиком указано, что на момент подачи рапорта Колбягин Н.С. служебным жильем был обеспечен, на очереди нуждающихся в перераспределении служебных помещений не состоял. В настоящее время Колбягин Н.С. также в очереди нуждающихся в предоставлении служебных помещений не состоит, продолжает занимать служебное жилое помещение - квартиру общей площадью 61, 6 кв.м, по адресу: "адрес", в отсутствие надлежаще заключенного договора найма, то есть не имея на то законных оснований.
По информации, представленной ФКУ "ВСОУМТС МВД России" в материалы дела, по данным на 6 апреля 2022 г. незаселенные служебные помещения, отнесенные к специализированному жилищному фонду ФКУ "ВСОУМТС МВД России":
3-комнатная квартира по адресу: "адрес", общей площадью 92, 7 кв.м;
3-комнатая квартира по адресу: "адрес", общей площадью 75 кв.м.
Из справки ФКУ "ВСОУМТС МВД России" следует, что по состоянию на 6 апреля 2022 г. на учете по предоставлению служебных жилых помещений состоят следующие сотрудники:
ФИО10, состав семьи 4 человека, ФИО11, состав семьи 2 человека, ФИО12, состав семьи 2 человека.
Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области принято распоряжение N 38/7-и от 24 февраля 2022 г. об изъятии из состава имущества, закрепленного на праве оперативного управления за ГУ МВД России по Иркутской области: жилого помещения по адресу: "адрес" жилого помещения по адресу: "адрес", и закреплении указанного имущества за ФКУ "ВСОУМТС МВД России" на праве оперативного управления.
Разрешая спор и частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, суд первой инстанции руководствуясь статьей 8 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1228 "О порядке и размерах выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, и членам семей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, лиц, проходивших службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имевших специальные звания полиции, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии Российской Федерации", исходил из того, что что на момент рассмотрения рапорта Колбягин Н.С. состоял в очереди нуждающихся в перераспределении служебных жилых помещений, фактически продолжая занимать служебное жилое помещение площадью 61, 6 кв.м, расположенное по адресу: "адрес", в связи с чем принял решение о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии ФКУ "ВСОУМТС МВД России" от 6 апреля 2022 г, оформленное протоколом N 3, утвержденное распоряжением ФКУ "ВСОУМТС МВД России" от 6 апреля 2022 г. N Р-819, об отказе Колбягину Н.С. в перераспределении служебных жилых помещений и перераспределении ему квартиры по адресу: "адрес".
Отказывая в удовлетворении требований Колбягина Н.С. о признании права на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда, а также возложении обязанности на ФКУ "ВСОУМТС МВД России" предоставить квартиру по договору социального найма служебного жилого помещения, расположенную по адресу: "адрес", суд первой инстанции исходил из того, что суд не может подменять уполномоченные органы в принятии решения и не вправе предрешать существа решения указанных органами вопросов, находящегося в их полномочиях.
Проверяя законность решения суда в апелляционном порядке, суд второй инстанции согласился с его выводами, оставив решение суда первой инстанции без изменения.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для признания выводов судов незаконными, поскольку они отвечают требованиям жилищного законодательства, действовавшего как в период возникновения спорных отношений, так и в настоящее время; имеющие значение дела обстоятельства определены судами верно. Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на установленных при рассмотрении дела обстоятельствах и требованиям закона не противоречат.
К жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения (пункт 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в орган государственной власти или органа местного самоуправления.
Статьей 99 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования (часть 1).
Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным названным кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте (часть 2 статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников внутренних дел регулируются Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ сотруднику, не имеющему жилого помещения в населенном пункте по месту службы, и совместно проживающим с ним членам его семьи может предоставляться служебное жилое помещение (при переводе сотрудника на новое место службы в другой населенный пункт) или жилое помещение в общежитии, относящиеся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, формируемого федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, в котором проходят службу сотрудники, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 8 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ определено, что не имеющим жилого помещения в населенном пункте по месту службы признается сотрудник: 1) не являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; 2) являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, но не имеющий возможности ежедневно возвращаться в указанное жилое помещение в связи с удаленностью места его нахождения от места службы.
Частью 3 ст. 8 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ установлено, что сотрудник, которому предоставляется жилое помещение специализированного жилищного фонда, заключает с территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, договор найма жилого помещения специализированного жилищного фонда в порядке и на условиях, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники. В указанном договоре определяется порядок предоставления, оплаты, содержания и освобождения жилого помещения, специализированного жилищного фонда.
Согласно пункту 10 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. N 897 служебные жилые помещения предоставляются в порядке очередности по решению центральных жилищных комиссий (жилищно-бытовых комиссий) подразделений органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации и внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, в ведении которых находятся эти помещения. Решение комиссии подлежит утверждению руководителем соответствующего органа (подразделения, учреждения).
В соответствии с п. 18 указанного Положения, ведение учета и распределение служебного жилищного фонда возлагаются на центральную жилищную комиссию (жилищно-бытовую комиссию).
Довод кассационной жалобы Колбягина Н.С. о том, что суды неправомерно отказали в удовлетворении требований истца о признании права на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда подлежит отклонению, поскольку вопрос о перераспределении служебных жилых помещений и предоставлении Колбягину Н.С. квартиры по адресу: "адрес", подлежит новому рассмотрению жилищной комиссией, с учетом состоящих на учете по предоставлению служебных жилых помещений сотрудников и оформленных в оперативное управление жилых помещений.
Необходимо также отметить, что суд не может подменять специальные органы, уполномоченные на совершение определенных действий, а также не может заменять решением суда процедуру, предусмотренную законом для решения вопроса о перераспределении служебных жилых помещений и предоставлении Колбягину Н.С. служебной квартиры, при этом суд в качестве способа устранения допущенных нарушений прав и законных интересов истца обязал жилищно-бытовую комиссию ФКУ "ВСОУМТС МВД России" рассмотреть рапорт Колбягина Н.С. о перераспределении служебных жилых помещений от 18 октября 2021 г.
Довод кассационной жалобы о неверном применении судом первой инстанции нормы предоставления служебных жилых помещений с учетом положения абз. 3 п. 2 постановлении Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. N 1228 "О порядке и размерах выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, и членам семей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, лиц, проходивших службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имевших специальные звания полиции, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии Российской Федерации" не является основанием для отмены обжалуемых постановлений, в виду того, что судом первой инстанции требований удовлетворены требования истца в части признания незаконным решения жилищно-бытовой комиссии ФКУ "ВСОУМТС МВД России" от 6 апреля 2022 г.
Доводы кассационной жалобы ФКУ "ВСОУМТС МВД России" подлежат отклонению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что на момент рассмотрения рапорта Колбягин Н.С. состоял в очереди нуждающихся в перераспределении служебных жилых помещений, фактически продолжая занимать служебное жилое помещение площадью 61, 6 кв.м, расположенное по адресу: "адрес". При этом Колбягин Н.С. просил перераспределить жилое помещение с 12 ноября 2021 г, то есть после истечения срока договора найма ранее предоставленного ему служебного жилого помещения.
Установив, что на момент принятия решения жилищно-бытовой комиссии ФКУ "ВСОУМТС МВД России" от 6 апреля 2022 г. Колбягин Н.С. и члены его семьи служебным жильем в месте прохождения службы в г. Иркутске обеспечены не были, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о возможности рассмотрения жилищной комиссией вопроса о перераспределении служебных жилых помещений и предоставлении Колбягину Н.С. квартиры по адресу: г, Иркутск, "адрес". с учетом состоящих на учете по предоставлению служебных жилых помещений сотрудников и оформленных в оперативное управление жилых помещений.
При этом необходимо отметить, что решение суда первой инстанции в части признания незаконным оспариваемого акта жилищно-бытовой комиссии ФКУ "ВСОУМТС МВД России" не обжаловало и при рассмотрении апелляционной жалобы Колбягина Н.С. ФКУ "ВСОУМТС МВД России" направляло в суд апелляционной инстанции возражения.
Иные доводы кассационных жалоб были предметом проверки суда апелляционной инстанций и получили соответствующую правовую оценку. Судами первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования содержащихся в материалах дела документов установлены имеющие значение для дела обстоятельства, тщательно исследованы доказательства в их совокупности и взаимной связи, с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, исходя из положений ст. 67 ГПК РФ, и сделаны выводы, основанные на правильном применении норм материального и процессуального права.
По существу, доводы заявителей кассационных жалоб сводятся к несогласию с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств дела и конкретных доказательств, на основании которых они установлены. Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, в связи с чем признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, направленными на переоценку уже имеющихся по делу доказательств.
Нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебных актов, судами допущено не было.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 30 сентября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 27 февраля 2023 г. оставить без изменения, кассационные жалобы Федерального казенного учреждения "Восточно-Сибирское окружное управления материально технического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации" и Колбягина Н.С. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.