Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фомина М.В, судей Струковой А.А. и Сумбаевой А.В.
при ведении протокола помощником судьи Бахтиновой В.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (УИД) 91OS0000-01-2022-000319-92 (2а-208/2022) по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Витан Инжиниринг" о признании не действующим в части решения 56 сессии Евпаторийского городского совета Республики Крым 2 созыва от 26 августа 2022 г. N 2-56/4 о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ Евпатория, утвержденные решением Евпаторийского городского совета от 22 февраля 2019 г. N 1-86/2 (с последующими изменениями), по апелляционным жалобам Евпаторийского городского совета Республике Крым, администрации города Евпатории, отдела архитектуры и градостроительства администрации города Евпатории Республики Крым на решение Верховного Суда Республики Крым от 26 декабря 2022 г, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Фомина М.В, возражения представителя административного истца ФИО8 принявшей участие в судебном заседании посредством использования системы видеоконференц-связи при содействии Верховного Суда Республики Крым, пояснения представителя Евпаторийского городского совета Республики Крым ФИО9. и ФИО10 действующей в интересах отдела архитектуры и градостроительства администрации города Евпатории Республики Крым, участвовавших в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Евпаторийского городского суда Республики Крым, поддержавших апелляционные жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО11 считавшего решение суда первой инстанции не подлежащим отмене, судебная коллегия
установила:
решением Евпаторийского городского совета Республики Крым (2 созыв 56 сессия) от 26 августа 2022 г. N 2-56/4 внесены изменения в действующие правила землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым (далее - Правила и землепользования и застройки), утвержденные решением Евпаторийского городского совета от 22 февраля 2019 г. N 1-86/2 (с последующими изменениями).
Указанное решение опубликовано на официальном сайте муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым (https://my-evp.ru) 31 августа 2022 г, а также в газете муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым "Евпаторийская здравница", N 35 (19534), 9 сентября 2022 г, после чего вступило в силу и на момент принятия судом обжалуемого решения сохраняет свое действие в оспариваемой части с учетом внесенных в последующем изменений, не затрагивающих прав административного истца.
Общество с ограниченной ответственностью "Витан Инжиниринг" (далее - ООО "Витан Инжиниринг", Общество) обратилось в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением, ссылаясь на незаконность отдельных положений указанных выше документов территориального планирования, просило признать их не действующими в части отнесения земельного участка с кадастровым номером N к территориальной зоне рекреационного назначения (Р-2).
В обоснование заявленных требований Обществом указывается на то, что земельный участок осваивается в соответствии с разрешенным использованием согласно договору аренды для целей строительства многоквартирного жилого дома, между тем в результате изменений, внесенных в Правила землепользования и застройки, ранее определенная территориальная зона застройки жилыми домами смешанной этажности (Ж-3) в нарушение части 3 статьи 9, части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменена на зону, не учитывающую существующего землепользования, создающую неопределенность правового режима использования земельного участка и возведенного на нем объекта незавершенного строительства (85 % готовности многоквартирного 9-тиэжилого жилого дома), в том числе, ввиду несоответствия установленной территориальной зоны генеральному плану, которым для этой территории муниципального образования определена функциональная зона жилой застройки.
Решением Верховного Суда Республики Крым от 26 декабря 2022 г. административное исковое заявление удовлетворено.
Евпаторийский городской совет Республики Крым, администрация города Евпатории, отдел архитектуры и градостроительства администрации города Евпатории Республики Крым в апелляционных жалобах просят решение суда отменить как незаконное и необоснованное, указывая на то, что судом дана неверная правовая оценка обстоятельствам, имеющим значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Относительно доводов, изложенных в апелляционных жалобах, административным истцом представлены письменные возражения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений, заслушав объяснения явившихся участников судебного разбирательства, заключение прокурора, рассмотрев дело в отсутствие неявившихся лиц на основании части 2 статьи 306, части 1 статьи 307, части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 КАС РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, поскольку оно принято в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно информации, содержащейся в Едином государственном реестре недвижимости, земельный участок с кадастровым номером N из категории земли населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования гостиничное обслуживание, находится в публичной собственности муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, передан административному истцу в аренду на основании договора N 88-н от 26 января 2016 г, заключенного с Департаментом имущественных и земельных отношений администрации города Евпатории Республики Крым.
18 ноября 2016 г. постановлением администрации города Евпатории Республики Крым N 3026-п на основании заявления правообладателя по результатам публичных слушаний вид разрешенного использования земельного участка был изменен на среднеэтажную жилую застройку (2.5) с последующим внесением изменений в договор аренды (дополнительное соглашение от 7 декабря 2016 г.) и утверждением градостроительного плана, предусматривающего строительство многоэтажного жилого дома, и расположение участка в зоне смешанной застройки многоэтажными и среднеэтажными жилыми домами (постановление администрации города Евпатории Республики Крым от 29 мая 2019 г. N 962-п (в редакции от 20 мая 2020 г.).
12 мая 2021 г. в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о принадлежащем административному истцу объекте недвижимости, расположенном на земельном участке (объект незавершенного строительства жилой дом средней этажности со встроенными помещениями общественного назначения и паркингом, площадь 5036, 8 кв. м, степень готовности объекта 85 %).
Согласно ранее действовавшему генеральному плану города Евпатории, утвержденному решением Евпаторийского городского совета от 29 сентября 2005 г. N 4-34/1, земельный участок располагался в границах озелененных территорий города, граничащих с территорией санаторно-курортных учреждений, а в соответствии с планом зонирования территории города, утвержденным решением Евпаторийского городского совета N 6-23/17 от 27 апреля 2012 г, был отнесен к зоне размещения курортно-рекреационных учреждений, не предусматривающих жилищное строительство, что послужило основанием для отмены местной администрацией ранее принятых решений об изменении вида разрешенного использования и утверждении градостроительного плана.
Между тем согласно действующему генеральному плану муниципального образования городской округ Евпатория, утвержденному решением Евпаторийского городского совета Республики Крым от 2 ноября 2018 г. N 1-81/1 (с последующими изменениями) (далее - Генеральный план), земельный участок отнесен к функциональной жилой зоне, а правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ Евпатория, утвержденными решением Евпаторийского городского совета от 22 февраля 2019 г. N 1-86/2 - к зоне смешанной застройки многоэтажными и среднеэтажными жилыми домами, действовавшей до принятия Евпаторийским городским советом Республики Крым оспариваемого решения от 26 августа 2022 г.
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (статья 3 ГрК РФ).
В силу части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 ГрК РФ, статей 7 и 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение представительным органом местного самоуправления городского округа генерального плана и правил землепользования и застройки городского округа относится к вопросам местного значения.
При этом в части 3 статьи 9, частях 9 и 10 статьи 31, пункте 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ закреплен принцип первичности генерального плана городского округа как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.
Руководствуясь положениями статей 3, 4, 5.1, 8, 9, 23, 31, 32, 33 ГрК РФ, частью 1 статьи 7, пунктом 26 части 1 статьи 16, частью 5 статьи 28 Федерального закона от 6 октября 2003 г..N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 4 статьи 1 Закона Республики Крым от 5 июня 2014 г..N 15-ЗРК "Об установлении границ муниципальных образований и статусе муниципальных образований в республике Крым", частями 1, 2 статьи 29, статьей 40 Устава муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, утвержденного решением Евпаторийского городского совета Республики Крым от 7 ноября 2014 г..N 1-4/14, решения 72 сессии Евпаторийского городского совета Республики Крым 1 созыва от 6 апреля 2018 г..N 1-72/8, регламентирующего порядок организации и проведения публичных слушаний, общественных обсуждений по вопросам градостроительной деятельности, постановления администрации города Евпатории Республики Крым от 12 апреля 2021 г..N 567-п "Об утверждении положения о комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым", оценив по правилам статьи 84 КАС РФ представленные сторонами письменные доказательства, в частности, свидетельствующие о реализации ООО "Витан Инжиниринг" и иными заинтересованными лицами права на участие в публичных слушаниях по проекту Правил землепользования и застройки и представлению на рассмотрение комиссии предложений о необходимости учета при определении зоны фактического назначения объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, и действующего Генерального плана, принятии оспариваемым решением результатов работы комиссии, рекомендовавшей в заключении от 11 августа 2022 г..отклонить предложения и установить в отношении земельного участка с кадастровым номером N зону рекреационного назначения (Р-2), соответствующую градостроительной документации, действовавшей до принятия Генерального плана, суд первой
инстанции пришел к выводу, что оспариваемая административным истцом редакция Правил землепользования и застройки принята уполномоченным органом местного самоуправления при соблюдении требований к форме, виду, в соответствии с установленной процедурой, при наличии кворума, в надлежащем порядке доведена до всеобщего сведения.
Данные обстоятельства и основанные на них выводы, подробно изложенные судом в обжалуемом решении, не оспариваются лицами, участвующими в деле.
Проверяя соответствие содержания нормативного правового акта в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.
Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции также соглашается.
Удовлетворяя требования административного истца, суд, установив, что территориальная зона, предусмотренная Правилами землепользования и застройки в отношении спорного земельного участка, не соответствует функциональной зоне, определенной в действующем Генеральным плане, на основании приведенных выше норм градостроительного законодательства Российской Федерации признал оспариваемое решение Евпаторийского городского совета не действующим в части изменения территориальной зоны.
Правовое регулирование градостроительной деятельности, осуществляемое в целях устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории (пункт 1 статьи 2 ГрК РФ) предусматривает необходимость соотнесения законных интересов лиц, основанных, в том числе на существующем землепользовании, и интересов публичных образований, возникающих в ходе принятия градостроительных решений, обеспечивающих потребности общества в целом (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).
Данный подход конкретизирован в части 1 статьи 34 ГрК РФ, согласно которому границы территориальных зон устанавливаются с учетом как сложившейся планировки территории и существующего землепользования, так и функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.
В соответствии с частью 15 статьи 35 ГрК РФ органом местного самоуправления могут устанавливаться иные виды территориальных зон, выделяемые с учетом функциональных зон и особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал представленные в дело документы и, оценив собранные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, проведя анализ положений Правил землепользования и застройки, в том числе его картографической части, а также Генерального плана, руководствуясь требованиями статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 35 ГрК РФ пришел к верному выводу, что жилые и рекреационные зоны имеют различное назначение, обусловливающее несовместимость правового режима земельных участков, отнесенных к каждой из них.
Оспариваемый административным истцом градостроительный регламент, допускающий в соответствии с предложением комиссии по подготовке проекта генерального плана (пункт 27 заключения от 11 августа 2022 г.) в качестве основного вида разрешенного использования Р-2, в том числе, 2.1.1 - малоэтажную многоквартирную жилую застройку, 2.5 - среднеэтажную жилую застройку при условии наличия жилого дома в реестре многоквартирных жилых домов, утвержденном постановлением администрации города Евпатории Республики Крым от 21 декабря 2020 г. N 2290-п, приведенных выше противоречий в сложившейся градостроительной ситуации в полной мере не устраняет.
Данные обстоятельства ни в суде первой инстанции, ни в ходе рассмотрения апелляционных жалоб административными ответчиками (заинтересованными лицами) под сомнение не ставились.
Доводы апелляционных жалоб аналогичны позиции их заявителей в суде первой инстанции, основанной на неверном толковании норм материального права, которой в решении судом дана надлежащая правовая оценка, по существу сводятся к пересмотру с нарушением установленной законом процедуры ранее принятых градостроительных решений, в связи с чем повлечь отмену законного решения суда не могут, как и ссылки на изменение Генерального плана после принятия обжалуемого решения суда.
Требования об оспаривании нормативного правового акта подлежат удовлетворению в случае установления его несоответствия иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту из действующей системы правового регулирования (пункт 1 части 2 и пункт 1 части 4 статьи 215 КАС РФ).
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Республики Крым от 26 декабря 2022 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции по правилам главы 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение шести месяцев через суд первой инстанции.
Определение суда апелляционной инстанции в окончательной форме изготовлено 26 мая 2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.