Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Белоногого А.В, судей Бутковой Н.А. и Шеповаловой О.А, при ведении протокола помощником судьи Егоровой О.А, с участием прокурора Капсамун И.С, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-69/2022 по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Свинокомплекс "Тюменский" на решение Тюменского областного суда от 17 ноября 2022 года, которым отказано в удовлетворении его административного иска о признании не действующим в части постановления Правительства Тюменской области от 8 апреля 2013 года N 107-п "Об утверждении Положений о порядках предоставления субсидий из средств областного и федерального бюджетов на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займа, полученным в сельскохозяйственных потребительских кооперативах", Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Белоногого А.В, объяснения представителя административного ответчика, Правительства Тюменской области Кустова К.В, находившего решение суда законным и обоснованным, представителя заинтересованного лица, Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области Бабушкиной Л.М, полагавшей доводы апелляционной жалобы необоснованными, представителя заинтересованного лица, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации Черепенникова В.А, возражавшего против доводов жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Капсамун И.С, полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Свинокомплекс "Тюменский" обратилось в Тюменский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать не действующим постановление Правительства Тюменской области от 8 апреля 2013 года N 107-п "Об утверждении Положений о порядках предоставления субсидий из средств областного и федерального бюджетов на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займа, полученным в сельскохозяйственных потребительских кооперативах", в редакции постановления Правительства Тюменской области от 13 июля 2021 года N 395-п, в части исключения из пункта 1.2 Приложения N1 абзаца следующего содержания: "(по кредитам (займам), полученным по кредитным договорам (договорам займа), заключённым с 1 августа 2015 года по 31 декабря 2016 года включительно):
сельскохозяйственными товаропроизводителями (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), сельскохозяйственными потребительскими кооперативами и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, на срок от 2 до 8 лет (за исключением кредитов (займов), полученных на развитие мясного и молочного скотоводства), - на строительство, реконструкцию и модернизацию комплексов (ферм), объектов животноводства, мясохладобоен, пунктов по приёмке, первичной и (или) последующей (промышленной) переработке сельскохозяйственных животных и молока (включая холодильную обработку и хранение мясной и молочной продукции), предприятий по производству цельномолочной продукции, сыров и сливочного масла, цехов и участков по переработке и сушке сыворотки, на строительство и реконструкцию комбикормовых предприятий и цехов, приобретение племенной продукции, а также на инвестиционные расходы, в том числе на приобретение техники, оборудования и изделий автомобильной промышленности, в соответствии с перечнем, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации".
Административное исковое заявление мотивировано тем, что административный истец с 2016 года является получателем субсидии в виде возмещения затрат на уплату процентов по кредитному договору, заключённому с акционерным обществом "Газпромбанк" 9 октября 2015 года N 1115-053-ЛТ; данный договор заключён с целью финансирования строительства свиноводческого комплекса в Нижнетавинском районе Тюменской области. Строительство указанного свиноводческого комплекса было включено в перечень инвестиционных проектов, подлежащих субсидированию, на основании постановления Правительства Тюменской области от 8 апреля 2013 года N 107-п, в которое на основании постановления Правительства Тюменской области от 13 июля 2021 года N 395-п внесены изменения и из пункта 1.2 Приложения N 1 к данному постановлению исключено направление предоставления иных межбюджетных трансфертов, в соответствии с которым истец получал субсидию в виде возмещения затрат на уплату процентов по вышеуказанному кредитному договору. Указанное нормативное регулирование нарушает права административного истца, лишая его права и возможности обратиться с заявлением о предоставлении данной меры поддержки.
Решением Тюменского областного суда от 17 ноября 2022 года в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Свинокомплекс "Тюменский" отказано (том 3, л.д.132-145).
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В обоснование доводов апелляционной жалобы истец указывает на то, что инвестиционный проект ООО "Свинокомплекс "Тюменский" 18 декабря 2015 года был отобран Комиссией Минсельхоза России в качестве субсидируемого проекта, по которому межбюджетные трансферты предоставляются в целях компенсации части уплаченных процентов по инвестиционному кредиту, при этом до настоящего времени инвестиционный кредит действует, документов об исключении инвестиционного проекта из числа субсидируемых в материалы дела не представлено. Кроме того истец ссылается на то, что к компетенции административного ответчика не относится исключение одного из направлений субсидирования, предусмотренного федеральным законодательством, равно как не относится и возможность выбора части направлений из установленного в соответствующем перечне Правил, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2018 года N 1063. Также истец ссылается на то, что нормами, имеющими большую юридическую силу, не предусмотрена возможность регионального законодателя исключать направления субсидирования из числа ранее отобранных инвестиционных проектов до полного погашения заёмщиком обязательств по кредитному договору при том положении, что соответствующие лимиты бюджетных ассигнований до административного ответчика были доведены.
Относительно апелляционной жалобы Правительством Тюменской области (том 3, л.д.202-205), Департаментом агропромышленного комплекса Тюменской области (том 3, л.д.207-212), участвующим в деле прокурором (том 3, л.д.216-219) представлены возражения.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя административного истца, извещённого судом надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не просившего об отложении судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, выслушав объяснения участников процесса и заключение прокурора, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения суда.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, указав, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий органа государственной власти субъекта с соблюдением процедуры его принятия и опубликования, исходил из того, что оспариваемое регулирование не противоречит нормам, имеющим большую юридическую силу.
Соглашаясь с решением суда по существу, судебная коллегия принимает во внимание следующее.
Правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства установлены Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", который регулирует отношения, возникающие между гражданами и юридическими лицами, признанными на основании данного федерального закона сельскохозяйственными товаропроизводителями, иными гражданами, юридическими лицами, органами государственной власти в сфере развития сельского хозяйства (статья 1 названного федерального закона).
Одним из основных направлений государственной аграрной политики является государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляемая, в том числе, путём предоставления бюджетных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку развития сельского хозяйства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определённом Правительством Российской Федерации (пункт 3 части 4 статьи 5, пункт 1 статьи 6, часть 2 статьи 7 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства").
В силу статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий, а также цели, условия и порядок предоставления субсидий (подпункты 1, 2 пункта 3 статьи 78).
Из анализа приведённых норм следует, что субъекты Российской Федерации, участвуя в реализации на территории Российской Федерации государственной аграрной политики, вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере развития сельского хозяйства, определять в пределах своей компетенции категории и (или) критерии отбора лиц, которым предоставляются меры государственной поддержки за счёт бюджетных средств, в том числе, поступающих в виде субсидий из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации, а также цели, условия и порядок их предоставления.
При этом такие законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (статьи 72, 76 Конституции Российской Федерации), а равно принятым в их исполнение иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В силу взаимосвязанных положений статей 69 и 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам - производителям товаров, работ и услуг являются безвозмездными и безвозвратными бюджетными ассигнованиями, имеющими целевой характер - возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение (возмещение) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг хозяйствующими субъектами.
На основании пунктов 2 и 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законами (решениями) о бюджете и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, в которых определяются цели предоставления субсидий и критерии отбора лиц, имеющих право на получение субсидий.
В целях реализации Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" Правительством Тюменской области 8 апреля 2013 года принято оспариваемое постановление N 107-п "Об утверждении Положений о порядках предоставления субсидий из средств областного бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах".
Из преамбулы данного постановления в редакции, действовавшей до оспариваемой редакции (в редакции от 19 июня 2020 года N353-п), следует, что указанное постановление принято в соответствии со статьёй 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2016 года N 887 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг", Законом Тюменской области от 28 декабря 2004 года N 305 "О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Тюменской области", в целях реализации государственной программы Тюменской области "Развитие агропромышленного комплекса" на 2013 - 2025 годы", утверждённой постановлением Правительства Тюменской области от 30 декабря 2014 года N 699-п.
Постановлением от 8 апреля 2013 года N 107-п (пункт 1) утверждено, помимо прочего, Положение о порядке предоставления субсидий из средств федерального и областного бюджетов на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе (приложению N 1 к постановлению, далее Положение о порядке предоставления субсидий).
Согласно пункту 1.1 Положения о порядке предоставления субсидий в редакции Постановления от 19 июня 2020 года N353-п, оно разработано в соответствии с Правилами предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2018 года N 1063 "О предоставлении и распределении иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе".
Данное Положение определяет цели, порядок, условия предоставления субсидий из федерального и областного бюджетов на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитным договорам (договорам займа), заключённым на реализацию инвестиционных проектов сельскохозяйственными товаропроизводителями (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), организациями агропромышленного комплекса, организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, российскими организациями (далее - заёмщики), отобранным до 31 декабря 2016 года включительно, а также инвестиционных проектов, реализация которых начата ранее 2010 года и которые не проходили процедуру отбора в соответствии с пунктом 2.19 настоящего Положения, и порядок возврата субсидии в случае нарушения условий, целей и порядка предоставления субсидий.
В силу пункта 1.2 Порядка предоставления субсидий (в редакции от 19 июня 2020 года N353-п) субсидии предоставляются в целях реализации государственной программы Тюменской области "Развитие агропромышленного комплекса" на 2013 - 2025 годы", утверждённой постановлением Правительства Тюменской области от 30 декабря 2014 года N 699-п, на возмещение затрат на уплату процентов:
по кредитам (займам), полученным по кредитным договорам (договорам займа), заключённым с 1 августа 2015 года по 31 декабря 2016 года включительно):
сельскохозяйственными товаропроизводителями (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), сельскохозяйственными потребительскими кооперативами и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, на срок от 2 до 8 лет (за исключением кредитов (займов), полученных на развитие мясного и молочного скотоводства), - на строительство, реконструкцию и модернизацию комплексов (ферм), объектов животноводства, мясохладобоен, пунктов по приёмке, первичной и (или) последующей (промышленной) переработке сельскохозяйственных животных и молока (включая холодильную обработку и хранение мясной и молочной продукции), предприятий по производству цельномолочной продукции, сыров и сливочного масла, цехов и участков по переработке и сушке сыворотки, на строительство и реконструкцию комбикормовых предприятий и цехов, приобретение племенной продукции, а также на инвестиционные расходы, в том числе на приобретение техники, оборудования и изделий автомобильной промышленности, в соответствии с перечнем, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации" (абзац 3 подпункт "в").
Постановлением Правительства Тюменской области от 13 июля 2021 года N 395-п внесены изменения в постановление Правительства Тюменской области от 8 апреля 2013 года N 107-п, среди прочего, пункт 1.2 Порядка предоставления субсидий изложен в новой редакции, не предусматривающей вышеизложенное субсидирование.
В оспариваемое постановление впоследствии вносились изменения, которые, вместе с тем не привели к введению ("возвращению") вышеуказанной нормы.
Формулируя вывод об отказе в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции пришёл к выводу об отсутствии противоречий в оспариваемом нормативном правовом акте нормам, имеющим большую юридическую силу.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда и принимает во внимание следующие обстоятельства.
Как следует из письма директора Департамента экономики и государственной поддержки АПК Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 3 сентября 2018 года N 17/2912, инвестиционный проект общества с ограниченной ответственностью "Свинокомплекс "Тюменский" от 9 октября 2015 года N 1115-053-ЛТ на сумму кредитных средств 5 200 млн. рублей отобран на заседании Комиссии АПК, состоявшейся 18 декабря 2015 года (протокол NГЕ-17-101 от 18 декабря 2015 года). При отборе Комиссией АПК учитывалась цель проекта - строительство свиноводческого комплекса, планируемая производственная мощность проекта 19 тыс. тонн мяса свинины в убойном весе в год, 2, 5 тыс. тонн субпродуктов.
По данным, представленным Департаментом агропромышленного комплекса Тюменской области, предполагается изменение паспорта инвестиционного проекта.
Согласно уточнённым данным целью проекта является строительство фермы для разведения, выращивания и селекции свиней, производственной мощностью 4 тыс. тонн, что свидетельствует об изменении сути проекта, а также кардинальном снижении производственных показателей.
В соответствии с пунктами 9 и 11 Правил предоставления и распределений субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части проектной ставки по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе, утверждённые Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, средства предоставляются заёмщикам при условии выполнения ими обязательств по погашению основного долга и уплаты начисленных проектов и только после проверки органом, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, предоставленных заёмщиком документов, подтверждающих целевое использование кредита (займа).
Кроме того, пунктом 7 Приложения 12 указанных Правил установлено, что изменение направления целевого использования привлечённых в целях реализации инвестиционных проектов инвестиционных кредитов (займов), указанного при прохождении такими проектами отбора, не допускается.
В связи с вышеизложенным, внесение изменений в паспорт проекта является недопустимым, заёмщик теряет право на получение субсидий (том 1, л.д.65-66).
Также судом апелляционной инстанции принимается во внимание, что решением Арбитражного суда Тюменской области от 21 мая 2021 года по делу N А70-4014/2021 отказано в удовлетворении иска общества с ограниченной ответственностью "Свинокомплекс "Тюменский" к Департаменту агропромышленного комплекса Тюменской области о взыскании убытков в виде невыплаченной субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционному кредитному договору от 9 октября 2015 года N 1115-053-ЛТ за период с декабря 2017 года по ноябрь 2019 года в сумме 111 701 599 рублей, образовавшихся в результате решений Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области об отказе в предоставлении государственной поддержки от 16 мая 2019 года N 09/1983-19, от 17 июня 2019 года N 09/2422-19, от 25 декабря 2019 года N 09/5702-19.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23 августа 2021 года решение Арбитражного суда Тюменской области от 21 мая 2021 года оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 декабря 2021 года решение Арбитражного суда Тюменской области от 21 мая 2021 года и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23 августа 2021 года отменены; дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тюменской области.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 14 марта 2022 года N 304-ЭС22-961 по делу N А70-4014/2021 отказано Министерству сельского хозяйства Российской Федерации и Департаменту агропромышленного комплекса Тюменской области в передаче кассационных жалоб на постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 декабря 2021 года для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 19 апреля 2022 года по делу N А70-4014/2021 исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Свинокомплекс "Тюменский" удовлетворены: с Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации взыскано солидарно 111 612 928 рублей 11 копеек, судебные расходы в размере 200 000 рублей (том 1, л.д.43-59).
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 2 августа 2022 года указанное решение Арбитражного суда Тюменской области от 19 апреля 2022 года отменено, в удовлетворении исковых требований общества с ограниченной ответственностью "Свинокомплекс "Тюменский" отказано.
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 ноября 2022 года Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 2 августа 2022 года оставлено без изменения.
Вышеуказанными постановлениями судов апелляционной и кассационной инстанции установлено, что согласно инвестиционному проекту, прошедшему отбор Комиссии АПК Минсельхоза России на предмет соответствия приоритетным направлениям агропромышленного комплекса Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, в котором реализуется инвестиционный проект, предметом инвестирования, в отношении которого предоставляется государственная поддержка, должно было являться строительство товарного свиноводческого комплекса и цеха первичной переработки свиней в Нижнетавдинском районе Тюменской области для самообеспечения Тюменской области мясной продукцией на 38%, с заявленной проектной мощностью согласно паспорту проекта 19 тыс. тонн мяса свинины в год в убойном весе и 2, 5 тыс. тонн субпродуктов, начиная с 2018 года. В результате реализации данного инвестиционного проекта также предполагалось создание 500 новых рабочих мест.
Фактически вместо товарного свиноводческого комплекса и цеха первичной переработки, предназначенных для обеспечения региона мясной продукцией и развития мясного скотоводства как приоритетного направления Государственной программы Тюменской области, административным истцом в 2017 году построен племенной свиноводческий комплекс, предназначенный для разведения, выращивания и селекции свиней, которому согласно свидетельствам о регистрации в государственном племенном реестре в 2020 году был присвоен статус племенного репродуктора по трём породам свиней (дюрок, крупная белая, ландрас), показателями производительности которого являются "свиньи живые" либо "в живом весе" в объёме 4 тыс. тонн в год.
При этом инвестиционный проект на строительство племенного свиноводческого комплекса с указанной производительностью отбор для целей субсидирования в Комиссии АПК Минсельхоза России не проходил, решение о его субсидировании принято не было.
Прошедший отбор в Комиссии АПК Минсельхоза России инвестиционный проект фактически реализован не был. Товарный свиноводческий комплекс и цех первичной переработки свиней с заявленными показателями производительности, предназначенными для самообеспечения региона мясной продукцией на 38%, не построены. Выхода на согласованную проектную мощность не состоялось как по показателям производства продукции (в 2019 году вместо проектных 19 тыс. тонн свинины в убойном весе и 2, 5 тыс. тонн субпродуктов произведено 2386 тонн свинины и 241 тонна субпродуктов), так и по количеству созданных рабочих мест (263 вместо 500).
С учётом изложенного арбитражные суды пришли к выводу о том, что после завершения процедуры отбора проекта для субсидирования в 2015 году административным истцом в одностороннем порядке произведено изменение базовых характеристик инвестиционного проекта, которые учитывались Комиссией АПК Минсельхоза России при принятии решения об отборе проекта для предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на уплату процентов по инвестиционным кредитам.
Установив данные обстоятельства, свидетельствующие о том, что первоначально отобранный проект предусматривал строительство товарного свиноводческого комплекса, направленного на производство мяса, переработку сельскохозяйственной продукции, а фактически реализован проект - племенной свиноводческий комплекс, направленный на селекцию, совершенствование пород свиней, суды сделали вывод о существенном изменении при реализации цели и сути инвестиционного проекта, исключающем обязанность по субсидированию изменённого проекта без проведения процедуры конкурсного отбора.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 20 февраля 2023 года N 304-ЭС22-961 обществу с ограниченной ответственностью "Свинокомплекс "Тюменский" отказано в передаче кассационной жалобы на указанные судебные акты для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Как пояснил в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика, административный истец являлся единственным получателем указанной субсидии в Тюменской области, оспариваемая истцом норма к иным лицам не применялась.
Также судебная коллегия принимает во внимание, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2018 года N 1063 "О предоставлении и распределении иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе", среди прочего, утверждены прилагаемые Правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе (пункт 1) (далее Правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации).
Пунктом 1 Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации регламентировано, что Правила устанавливают цели, порядок, условия предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным при заключении инвестиционных кредитных договоров в российских кредитных организациях и государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", и займам, полученным при заключении договоров займа в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах.
Иные межбюджетные трансферты предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с возмещением части затрат по кредитным договорам (договорам займа), заключённым на реализацию инвестиционных проектов, отобранных до 31 декабря 2016 года включительно, а также инвестиционных проектов, реализация которых начата ранее 2010 года и которые не проходили процедуру отбора в соответствии с пунктом 15 настоящих Правил, до дня полного погашения обязательств заёмщика в соответствии с кредитным договором (договором займа).
Таким образом, субъекты Российской Федерации, участвуя в реализации на территории Российской Федерации государственной аграрной политики, вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере развития агропромышленного комплекса, определять в пределах своей компетенции категории и (или) критерии отбора лиц, которым предоставляются меры государственной поддержки за счёт бюджетных средств, в том числе поступающих в виде субсидий из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации, а также цели, условия и порядок их предоставления.
Как следует из пункта 15 Правил инвестиционные проекты, прошедшие отбор до 31 декабря 2016 года включительно в порядке, установленном Министерством сельского хозяйства Российской Федерации для предоставления субсидий на возмещение части процентной ставки по кредитам (займам), считаются отобранными для целей настоящих Правил и повторному отбору не подлежат.
Изменение направления целевого использования привлечённых в целях реализации инвестиционных проектов кредитов (займов), указанного при прохождении такими проектами отбора, в порядке, установленном Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, не допускается.
Таким образом, Правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2018 года N 1063, прямо и однозначно устанавливают цели, порядок, условия предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным при заключении инвестиционных кредитных договоров в российских кредитных организациях и государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", и займам, полученным при заключении договоров займа в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах; регламентируют, что иные межбюджетные трансферты предоставляются именно в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с возмещением части затрат по кредитным договорам (договорам займа), заключённым на реализацию инвестиционных проектов, отобранных до 31 декабря 2016 года включительно. Данными Правилами (пункт 2) фактически предусмотрен исчерпывающий перечень направлений, по которым в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при возмещении части затрат, могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферы, т.е. такой Перечень направлений установлен на уровне федерального нормативного регулирования.
При этом указанные Правила не содержат нормы, обязывающей регионального законодателя включить в свой нормативный правовой акт все направления, в связи с чем можно сделать вывод, что Правила фактически предполагают изложение в таком региональном правовом акте тех направлений использования инвестиционных кредитов (займов), отражённых в пункте 2 данных Правил, реализация которых для данного субъекта является наиболее значимой.
С учётом изложенного, судебная коллегия соглашается с доводами представителя Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, изложенными им в судебном заседании суда апелляционной инстанции о том, что субъект Российской Федерации вправе самостоятельно выбирать те направления субсидирования из установленного в соответствующем перечне Правил, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2018 года N 1063, которые для данного субъекта наиболее значимы и помогают реализовать цели государственной поддержки агропромышленного комплекса в соответствии с утверждённой программой социально-экономического развития.
Судебная коллегия не усматривает произвольности в оспариваемом правовом регулировании, при том положении, что административным истцом были существенно изменены цели и суть инвестиционного проекта.
Учитывая природу стимулирующих субсидий, к которым относится и субсидия на компенсацию части процентов по кредитному договору, а также обязанность получателя такой субсидии использовать её строго по целевому назначению, принимая во внимание, что административный истец являлся единственным получателем такой субсидии в Тюменской области, при этом оспариваемым правовым регулированием права административного истца и иных лиц не нарушены, судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с выводами суда об отказе в удовлетворении заявленного иска.
Поскольку нормативный правовой акт в оспариваемой части соответствует нормам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права и законные интересы административного истца, вывод суда об отсутствии оснований для признания нормативного правового акта не действующим является правильным, в связи с чем решение суда первой инстанции не подлежит отмене.
Иные доводы апелляционной жалобы, фактически сводящиеся к озвученной в суде первой инстанции правовой позиции административного истца, не содержат ссылок на наличие оснований для отмены состоявшегося судебного постановления.
С учётом изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тюменского областного суда от 17 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Свинокомплекс "Тюменский" - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через Тюменский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.