Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Головкиной Л.А, судей Бутковой Н.А, Стаховой Т.М, при секретаре Веселовой Н.Н, с участием прокурора Капсамун И.С, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-187/2022 по апелляционным жалобам акционерного общества "ЛОЭСК-Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области", комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" на решение Ленинградского областного суда от 27 декабря 2022 года, которым удовлетворено административное исковое заявление акционерного общества "ЛОЭСК-Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области" о признании недействующим в части приказа комитета по ценовой политике Ленинградской области от 30 декабря 2021 года N 603-п "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2022 год".
Заслушав доклад судьи Головкиной Л.А, объяснения представителей административного истца акционерного общества "ЛОЭСК-Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области" - ФИО17, поддержавших доводы апелляционной жалобы и возражавших против доводов апелляционных жалоб административного ответчика и заинтересованного лица, представителя административного ответчика комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области - ФИО18 поддержавшего доводы апелляционной жалобы и апелляционной жалобы заинтересованного лица, возражавшего против доводов апелляционной жалобы административного истца, представителей заинтересованного лица публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" - ФИО19 поддержавших доводы апелляционной жалобы, а также доводы апелляционной жалобы административного ответчика и возражавших против доводов апелляционной жалобы административного истца, представителя заинтересованного лица ФАС России - ФИО20, возражавшей против доводов апелляционной жалобы административного истца и оставившей на усмотрение судебной коллегии доводы апелляционной жалобы административного ответчика и заинтересованного лица, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Капсамун И.С, полагавшей, что решение отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
комитетом по тарифам и ценовой политики Ленинградской области (далее - ЛенРТК, Комитет) принят приказ N 603-п "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2022 год" (далее - Приказ N 603-п).
В N п/п 1 таблицы 1 "Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2022 год" к приложению 1 Приказа N 603-п установлена величина необходимой валовой выручки (далее - НВВ) сетевых организаций без учета оплаты потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Ленинградской области для публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" (далее - ПАО "Россети Ленэнерго") в размере 21739402, 76 тыс.руб.;
- в N п/п 1 таблицы "Долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций" приложения 3 Приказа N 603-п установлена величина базового уровня подконтрольных расходов для ПАО "Россети Ленэнерго" на 2021 год в размере 5832, 61 млн.руб.;
- в N п/п 1 таблицы "НВВ сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь)" приложения 4 Приказа N 603-п установлена величина НВВ сетевых организаций без учета оплаты потерь для ПАО "Россети Ленэнерго" на 2022 год в размере 21739402, 76 тыс.руб.
Акционерное общество "ЛОЭСК-Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области" (далее - АО "ЛОЭСК") обратилось в Ленинградский областной суд с административным иском, в котором просило признать недействующим Приказ N 603-п в части установления для ПАО "Россети Ленэнерго": величины НВВ без учета оплаты потерь в размере 21739402, 76 тыс.руб.; величины базового уровня подконтрольных расходов на 2021 год в размере 5832, 61 млн.руб.; величины НВВ на 2022 год в размере 21739402, 76 тыс.руб.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит законодательству, имеющую большую юридическую силу и нарушают права административного истца, поскольку АО "ЛОЭСК" является субъектом розничного рынка электроэнергии, территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, а также выступает потребителем электрической энергии.
Административный истец полагает, что ЛенРТК неверно определены: величина НВВ ПАО "Россети Ленэнерго" на 2022 год, используемая для расчета единых (котловых) тарифов; базовый уровень подконтрольных расходов на 2021 год; подконтрольные расходы на 2022 год, поскольку величина расходов по статье "налог на прибыль" принята ЛенРТК в завышенном экономически необоснованном размере; величина НВВ ПАО "Россети Ленэнерго", перераспределенной в целях сглаживания изменения тарифов, принята ЛенРТК в завышенном, экономически необоснованном размере; величина базового уровня подконтрольных расходов на период 2021-2025 годы и подконтрольных расходов 2022 года, учитываемых при расчете НВВ ПАО "Россети Ленэнерго" на 2022 год, экономически не обоснована; величина расходов по статье "проценты за пользование кредитом" ПАО "Россети Ленэнерго" на 2022 год неправомерно учтена ЛенРТК в завышенном и экономически необоснованном размере; корректировка НВВ в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы на 2022 год также является необоснованной.
Решением Ленинградского областного суда от 27 декабря 2022 года административный иск удовлетворен в полном объеме (Т.12 л.д.192-213).
Суд признал недействующим с даты принятия Приказ N 603-п в части: N п/п 1 таблицы 1 "Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2022 год" к приложению 1 в части указания величины необходимой валовой выручки сетевых организаций без учета оплаты потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Ленинградской области для публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" в размере 21739402, 76 тыс.руб.; N п/п 1 таблицы "Долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций" приложения 3 в части указания величины базового уровня подконтрольных расходов для публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" на 2021 год в размере 5832, 61 млн.руб.; N п/п 1 таблицы "НВВ сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь)" приложения 4 в части указания величины необходимой валовой выручки сетевых организаций без учета оплаты потерь для публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" на 2022 год в размере 21739402, 76 тыс.руб.
В апелляционной жалобе АО "ЛОЭСК" не оспаривая решение в целом, выразил несогласие с мотивировочной частью решения суда по тем расходам, где суд согласился с правильностью расчета ЛенРТК, указывая на неверные выводы суда в части: правильности определения ЛенРТК расходов по налогу на прибыль; величины НВВ в целях сглаживания, поскольку выводы суда в указанной части противоречат решению Арбитражного суда и решениям ФАС России. Также в апелляционной жалобе АО "ЛОЭСК" указывает на необходимость дополнить выводы суда первой инстанции в части расходов по процентам за пользование кредитом, подконтрольным расходам и корректировки НВВ, в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы (Т.13 л.д.32-36).
В апелляционной жалобе, а также в дополнениях к апелляционной жалобе ЛенРТК просит решение Ленинградского областного суда от 27 декабря 2022 года отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска, указывая, что суд не мог руководствоваться выводами суда по административному делу N 3а-264/2021, решение по которому на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта не вступило в законную силу; решение суда в части выводов о неверном определении органом регулирования величины процентов за пользование кредитом, противоречит выводам Арбитражного суда. Также административный ответчик полагает, что суд был не вправе рассматривать требования административного иска в части корректировки НВВ в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы, поскольку данные требования являлись предметом досудебной проверки ФАС России (Т.13 л.д.19-21).
ПАО "Россети Ленэнерго" подана апелляционная жалоба, в которой заинтересованное лицо просит решение Ленинградского областного суда от 27 декабря 2022 года изменить, указать, что величина корректировки НВВ, в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы установлена ЛенРТК в заниженном размере и отменить в части признания недействующим Приказ N 603-п в отношении величины базового уровня подконтрольных расходов ПАО "Россети Ленэнерго" на 2021 год и в части неверного определения ЛенРТК расходов по статье проценты за пользование кредитом. Также заинтересованное лицо указывает, что оспариваемое решение допускает двоякое толкование выводов суда в части корректировки НВВ, в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы (Т.13 л.д.1-4).
ПАО "Россети Ленэнерго" представлены возражения на апелляционную жалобу АО "ЛОЭСК".
ФАС России представлены письменные пояснения в порядке статьи 68 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судебная коллегия, изучив материалы административного дела, доводы апелляционных жалоб и возражений, выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, приходит к следующему.
При рассмотрении дела судом установлено, что АО "ЛОЭСК" и ПАО "Россети Ленэнерго" являются территориальными сетевыми организациями, осуществляющими услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на территории Ленинградской области.
ПАО "Россети Ленэнерго" является "котлодержателем" на территории Ленинградской области, получает денежные средства от гарантирующих поставщиков, действующих на территории Ленинградской области и сбытовых компаний на основании единых (котловых) тарифов и производит расчеты со смежными сетевыми организациями на основании индивидуальных тарифов.
Государственное регулирование цен в электроэнергетике осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178, утвердившим Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования), Приказом ФСТ России от 17 февраля 2012 года N 98-э "Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки" (далее - Методические указания).
Статьей 23.1 Закона об электроэнергетике определено, что государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, в соответствии с настоящим законом.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами административного дела, что оспариваемый нормативный правовой акт принят административным ответчиком в пределах предусмотренных законом полномочий, в установленной форме, опубликован в предусмотренном законодательством порядке и по указанным основаниям не оспаривается.
В ЛенРТК 29 апреля 2021 года поступило заявление ПАО "Россети Ленэнерго" об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям ПАО "Россети Ленэнерго" на территории Ленинградской области на 2022 год (Т.3 л.д.74-76).
ПАО "Россети Ленэнерго" письмом от 25 мая 2021 года N КТ-3-2137/2021 уведомлено об открытии дела по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2022 год (Т.3 л.д.77-78).
Также ПАО "Россети Ленэнерго" в адрес ЛенРТК направлены дополнения 8 ноября 2021 года, 9 ноября 2021 года, 18 ноября 2021 года, 3 декабря 2021 года, 8 декабря 2021 года и 17 декабря 2021 года (Т.3 л.д.79-82, 136).
ЛенРТК проведена экспертиза предложения ПАО "Россети Ленэнерго", результаты которой отражены в экспертном заключении (Т.2 л.д.126-212).
На заседании правления ЛенРТК 29 декабря 2021 года рассмотрен вопрос об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2022 год, протокол N 50. Решение оформлено приказом N 603-п (Т.4 л.д.38-41).
Из экспертного заключения следует, что ПАО "Россети Ленэнерго" на 2022 год предлагало при установлении тарифов учесть НВВ на 2022 год в размере 50680188 тыс.руб. (подконтрольные расходы 6145506 тыс.руб, неподконтрольные расходы 20508361 тыс.руб, корректировка НВВ 7332793 тыс.руб, величина сглаживания 16693528 тыс.руб.).
ЛенРТК учтено в НВВ 21739402, 76 тыс.руб. (подконтрольные расходы 6052973 тыс.руб, неподконтрольные расходы 12170128 тыс.руб, корректировка НВВ 1191723 тыс.руб, величина сглаживания 2324580, 57 тыс.руб.).
В ходе экспертизы представленных материалов ЛенРТК произведен анализ принятых затрат по налогу на прибыль на 2022 год, согласно которому в тарифной заявке ПАО "Россети Ленэнерго" указана величина налога на прибыль 1223301 тыс.руб. В качестве обосновывающих документов представлены: пояснительная записка по распределению налога на прибыль по Ленинградской области на 2022 год; налоговая декларация по налогу на прибыль за 2020 год; реестр платежных поручений по уплате налога на прибыль за 2020 год, а также представлена пояснительная записка и по итогу рассмотрения обосновывающих документов, ЛенРТК приняла расходы в размере 1223301 тыс.руб. (Т.2 л.д.183).
Пунктом 20 Основ ценообразования определено, что в НВВ включается величина налога на прибыль организаций по регулируемому виду деятельности, сформированная по данным бухгалтерского учета за последний истекший период. При установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии учитывается величина налога на прибыль организаций, которая относится по данным раздельного учета к деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии и осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 28 Основ ценообразования в состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки, включаются: иные расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции, определяемые регулирующим органом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Порядок определения величины налога на прибыль установлен Главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
Порядок отражения в бухгалтерском учете информации о расчетах по налогу на прибыль для организаций установлен в Положении по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02, утвержденном приказом Министерства финансов РФ от 19 ноября 2002 года N 114н (далее - Положение N 114н).
ПАО "Россети Ленэнерго" ведет раздельный учет доходов и расходов по видам деятельности, что подтверждается представленными в тарифное дело материалами, Положением по учетной политике.
Согласно пункту 22 Положения N 114н способ определения величины текущего налога на прибыль выбирается организацией самостоятельно из двух вариантов - на основе данных, сформированных в бухгалтерском учете, либо на основе налоговой декларации по налогу на прибыль.
Как указано в пункте 3.23.11. Положения по учетной политике ПАО "Ленэнерго" текущим налогом на прибыль признается налог на прибыль для целей налогообложения, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Общество использует способ определения величины текущего налога на прибыль на основе данных, сформированных в бухгалтерском учете. При этом величина текущего налога на прибыль должна соответствовать сумме исчисленного налога на прибыль, отраженного в налоговой декларации по налогу на прибыль (Т.6 л.д.1-194).
В соответствии с разделом 5 Положения по учетной политике базой для распределения налога на прибыль по видам деятельности является бухгалтерская прибыль до налогообложения по видам деятельности: передача электрической энергии; технологическое присоединение; прочая деятельность.
В соответствии с данными бухгалтерского учета и налоговыми декларациями фактический текущий налог на прибыль ПАО "Россети Ленэнерго" за 2020 год составил 3468432 тыс.руб, в том числе: в федеральный бюджет 618037 тыс.руб, в бюджет Санкт-Петербурга 1810590 тыс.руб. (70, 3% доли), в бюджет Ленинградской области 1039805 тыс.руб.(29, 7% доли).
Доля прибыли определена административным истцом в соответствии с учетной политикой согласно пункту 2 статьи 288 Налогового кодекса Российской Федерации как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения.
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, что ЛенРТК обоснованно приняты плановые расходы ПАО "Россети Ленэнерго" по налогу на прибыль на 2022 год в размере 1223301 тыс.руб. При этом судебная коллегия учитывает, что при расчете корректировки неподконтрольных расходов на 2024 год, указанные расходы могут быть скорректированы с учетом данных о фактически уплаченном за 2022 год налоге.
Доводы апелляционной жалобы АО "ЛОЭСК", что указанный вывод суда противоречит решениям ФАС России от 23 июля 2021 года N СП/61880/21, от 29 июля 2022 года N СП/72090/22 подлежат отклонению, поскольку расходы по налогу на прибыль не являлись предметом рассмотрения ФАС России (Т.7 л.д.143-182, Т.9 л.д.5-22).
Судом обоснованно отклонены доводы АО "ЛОЭСК" о неправомерном завышении расходов по налогу на прибыль в составе НВВ на 2022 году на сумму 475496 тыс.руб. (1223301 тыс.руб. - 747805 тыс.руб.) на основании показателей формы 1.3 Порядка ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, утвержденного приказом Минэнерго России от 13 декабря 2011 года N 585, поскольку указанные в таблице показатели учтены ЛенРТК в составе иной статьи расходов при расчете корректировки неподконтрольных расходов по фактическим показателям (с учетом расходов на услуги ССО) (пункт 5.2. экспертного заключения ЛенРТК).
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции обосновано отклонены доводы АО "ЛОЭСК" о неверном определении величины НВВ, перераспределенной в целях сглаживания изменения тарифов, поскольку порядок и сроки возврата величины накопленного сглаживания определены Соглашением об условиях осуществления регулируемой деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии, заключенным между ЛенРТК и ПАО "Россети Ленэнерго" (далее - Соглашение) (Т.3 л.д.61-71).
Указанное Соглашение заключено во исполнение пункта 1.3 протокола совещания у помощника Президента Российской Федерации Орешкина М.С. 23 декабря 2021 года N А4-21619ом, в соответствии с пунктом 5 перечня поручений Президента Российской Федерации от 23 июня 2015 года N Пр-1235 (Т.12 л.д.6-11).
Соглашением предусмотрено, что величина изменения НВВ, производимого в целях сглаживания роста тарифов за период с 2011 по 2020 годы (включительно) с учетом возврата мерами тарифного регулирования части недополученных доходов, рассчитывается в соответствии с пунктами 39, 40 Методических указаний.
Согласно Приложению N 2 к Соглашению, сумма сглаживания в размере 2324580 тыс.руб, учтена в НВВ ПАО "Россети Ленэнерго" на 2022 год.
С учетом положений Соглашения, подлежат отклонению доводы апелляционной жалобы АО "ЛОЭСК" о противоречии выводов суда первой инстанции в части величины НВВ, перераспределенной в целях сглаживания апелляционному определению Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 11 апреля 2018 года N 33-АПГ18-6, решению Ленинградского областного суда по делу N 3а-3/2021, поскольку на момент рассмотрения Верховным судом Российской Федерации и Ленинградским областным судом административных дел, Соглашение, во исполнение поручения Президента Российской Федерации, заключено не было (Т.9 л.д.59-107).
Также подлежат отклонению доводы апелляционной жалобы АО "ЛОЭСК" о том, что включение указанной суммы в НВВ ПАО "Россети Ленэнерго" противоречит судебным актам по делу N А56-21408/2020, поскольку при рассмотрении дела N А56-21408/2020 не рассматривался вопрос о величине накопленного сглаживания, подлежащего возврату за счет тарифной выручки. Предметом являлся спор между ПАО "Россети Ленэнерго" и ЛенРТК о взыскании убытков, в рамках которого нормативные правовые акты об установлении тарифов на соответствие законодательству, имеющему большую юридическую силу арбитражным судом не проверялись (Т.9 л.д.108-125).
Уровень экономически обоснованных подконтрольных расходов на базовый (первый) год регулирования - 2021 год, установлен приказом ЛенРТК N 665-п от 30 декабря 2020 года в размере 5665, 02 млн.руб.
Приказом ЛенРТК от 31 августа 2021 года N 98-п "О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30 декабря 2020 года N 665-п "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2021 год" размер базового уровня подконтрольных расходов с величины "5665, 02 млн.руб." заменен на "5831, 90 млн. руб.".
ФАС России 23 июля 2021 года принято решение N СП/61880/21 по результатам рассмотрения заявления о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетики между ПАО "Россети Ленэнерго" и ЛенРТК, последний признан нарушившим законодательство в сфере тарифного регулирования в области электроэнергетики (Т.7 л.д.143-182).
В соответствии с решением от 23 июля 2021 года N СП/61880/21 орган регулирования обязан:
- произвести и отразить анализ и расчет расходов (показателей) в Экспертном заключении по делу об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для ПАО "Россети Ленэнерго" на 2021 год согласно пункту 23 Правил регулирования, и мотивировочной части решения, указав на основании каких документов и материалов принималось решение по следующим статьям затрат: "услуги по сертификации электрической энергии"; "экономия расходов на оплату потерь электрической энергии" (пункт 5);
- исключить из состава базового уровня подконтрольных расходов 2021 года затраты по статьям "расходы на аренду зданий, сооружений, машин и оборудования (без электросетевых активов, земельных участков)", "расходы на аренду земельных участков (без земельных участков под электросетевые активы)" в сумме 175973 тыс.руб, "расходы по оплате электроэнергии на хозяйственные нужды (в том числе, оплата тепловой энергии)" в размере 118843 тыс.руб. и учесть расходы по данным статьям в составе неподконтрольных расходов ПАО "Россети Ленэнерго" на 2021 год в неизменном размере (пункт 6);
- в срок до 1 сентября 2021 года пересмотреть базовый уровень подконтрольных расходов, долгосрочный параметр - индекс эффективности подконтрольных расходов и необходимую валовую выручку ПАО "Россети Ленэнерго", а также индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год на территории Ленинградской области с учетом включения экономически обоснованных расходов, указанных в пунктах 3 - 6 решения, а также с учетом доводов, отраженных в мотивировочной части по статье "сглаживание" решения и устранения нарушений законодательства о государственном регулировании тарифов при исполнении предписания ФАС России ФАС России от 18 января 2019 года N СП/2720/19 с учетом решений ФАС России от 31 октября 2019 года N СП/95698/19, от 22 марта 2021 года N СП/21534/21 (дополнительному учету в НВВ ПАО "Россети Ленэнерго" подлежит 1117935, 74 тыс.руб.), а также с учетом приказа комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 29 июня 2021 года N 71-п.
ФАС России 6 октября 2021 года принято решение СП/84237/21 об установлении нового срока исполнения решения ФАС России от 23 июля 2021 года N СП/61880/21 (Т.7 л.д.183-190).
ФАС России 2 декабря 2021 года принято решение СП/102986/21 об установлении нового срока исполнения решения ФАС России от 23 июля 2021 года N СП/61880/21 с учетом решения ФАС России от 6 октября 2021 года N СП/84237/21 (Т.7 л.д.191-197).
Решением Ленинградского областного суда от 4 октября 2021 года, с учетом дополнительного решения Ленинградского областного суда от 14 марта 2022 года по административному делу N 3а-264/2021 удовлетворен административный иск АО "ЛОЭСК", ПАО "Россети Ленэнерго", индивидуального предпринимателя Испиряна Х.К. о признании не действующим в части приказа Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30 декабря 2020 года N 665-п "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2021 год". Решение вступило в законную силу 16 июня 2022 года (апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции по делам NN 66а-465/2022, 66а-509/2022) (Т.8 л.д.77а-215).
Вступившим в законную силу вышеуказанным решением Ленинградского областного суда, с учетом дополнительного решения и апелляционного определения Судебной коллегии Второго апелляционного суда общей юрисдикции признан не действующим со дня принятия приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30 декабря 2020 года N 665-п "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2021 год" в части:
- подпунктов 1.1.1, 1.1.2, 1.2, 1.3, 1.4, 2.1.1, 2.1.2, 2.2, 2.3, 2.4 Приложения 1 "Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области, поставляемой прочим потребителям, на 2021 год";
- подпунктов 1.1.1.1, 1.1.1.2, 1.1.2, 1.2.1.1, 1.2.1.2, 1.2.2 таблицы 1 Приложения 1 "Размер экономически обоснованных единых (котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2021 год";
- величины базового уровня подконтрольных расходов ПАО "Россети Ленэнерго" на 2021 - 2025 годы, установленной в подпункте 1 Приложения 3 "Долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций";
- НВВ АО "ЛОЭСК" на 2021 год, установленной в подпункте 2 таблицы 1 Приложения 1 "Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2021 год" и в подпункте 2 таблицы в Приложении 4 "НВВ сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь)";
- НВВ ПАО "Россети Ленэнерго" на 2021 год, установленной в подпункте 1 таблицы 1 Приложения 1 "Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2021 год" и в подпункте 1 таблицы в Приложении 4 "НВВ сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь)";
- индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между АО "ЛОЭСК" и ПАО "Россети Ленэнерго", установленных в подпункте 1 Приложения 5 "Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на 2021 год".
Также признан не действующим с 1 июля 2021 года приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30 декабря 2020 года N 665-п "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2021 год" (в редакции приказа комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 29 июня 2021 года N 71-п) в части:
- Приложения 1 "Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области, поставляемой прочим потребителям, на 2021 год";
- подпунктов 1.1, 1.2 таблицы 1 Приложения 1 "Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2021 год";
- НВВ АО "ЛОЭСК" на 2021 год, установленной в подпункте 2 таблицы 1 Приложения 1 "Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2021 год" и в подпункте 2 таблицы в Приложении 4 "НВВ сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь)";
- НВВ ПАО "Россети Ленэнерго" на 2021 год, установленной в подпункте 1 таблицы 1 Приложения 1 "Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2021 год" и в подпункте 1 таблицы в Приложении 4 "НВВ сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь)";
- строки "всего" таблицы 1 Приложения 1 "Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2021 год" в части НВВ сетевых организаций без учета оплаты потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Ленинградской области;
- индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между АО "ЛОЭСК" и ПАО "Россети Ленэнерго", установленных в подпункте 1 Приложения 5 "Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на 2021 год".
Признан не действующим с 1 сентября 2021 года приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30 декабря 2020 года N 665-п "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2021 год" (в редакции приказов комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 29 июня 2021 года N 71-п и от 31 августа 2021 года N 98-п) в части:
- Приложения 1 "Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области, поставляемой прочим потребителям, на 2021 год";
- подпунктов 1.1, 1.2 таблицы 1 Приложения 1 "Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2021 год";
- величины базового уровня подконтрольных расходов ПАО "Россети Ленэнерго" на 2021 - 2025 годы, установленной в подпункте 1 Приложения 3 "Долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций";
- НВВ АО "ЛОЭСК" на 2021 год, установленной в подпункте 2 таблицы 1 Приложения 1 "Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2021 год" и в подпункте 2 таблицы в Приложении 4 "НВВ сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь)";
- НВВ ПАО "Россети Ленэнерго" на 2021 год, установленной в подпункте 1 таблицы 1 Приложения 1 "Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2021 год" и в подпункте 1 таблицы в Приложении 4 "НВВ сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь)";
- строки "всего" таблицы 1 Приложения 1 "Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2021 год" в части НВВ сетевых организаций без учета оплаты потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Ленинградской области;
- индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между АО "ЛОЭСК" и ПАО "Россети Ленэнерго", установленных в подпункте 1 Приложения 5 "Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на 2021 год".
На момент принятия Приказа N 603-п размер подконтрольных расходов, установленный для ПАО "Россети Ленэнерго" приказом ЛенРТК N 665-п от 30 декабря 2020 года в редакции Приказа N 98-п от 31 августа 2021 года, являлся действующим.
Как следует из экспертного заключения во исполнение решения ФАС России от 2 декабря 2021 года N СП/102986/21 ЛенРТК пересмотрен базовый уровень подконтрольных расходов ПАО "Россети Ленэнерго" на 2021 год, который установлен в размере 5832, 61 млн.руб. и в который включены ранее неучтенные в базовом уровне подконтрольных расходов НВВ ПАО "Россети Ленэнерго" на 2021 год расходы на услуги по сертификации электрической энергии в размере 702 тыс.руб. (Раздел 13) (Т.2 л.д.202).
Сторонами по делу не оспаривалось, что при принятии Приказа N 603-п, выводы суда по административному делу N 3а-264/2021 органом регулирования не учитывались, ввиду того, что на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта решение Ленинградского областного суда по административному делу N 3а-264/2021 не вступило в законную силу, о чем административный ответчик и заинтересованное лицо указывают, в том числе в апелляционных жалобах.
Согласно части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Как указано в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" указанные в мотивировочной части вступившего в законную силу решения суда обстоятельства, свидетельствующие о законности или незаконности оспоренного акта (например, дата, с которой оспоренный акт вступил в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, отсутствие у органа государственной власти компетенции по принятию оспоренного акта), имеют преюдициальное значение для неопределенного круга лиц при рассмотрении других дел, в том числе касающихся периода, предшествующего дню признания оспоренного акта недействующим (часть 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, части 2, 3 статьи 69 Арбитражного-процессуального кодекса Российской Федерации).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что величина базового уровня подконтрольных расходов на 2021 год ПАО "Россети Ленэнерго", установленная органом регулирования без учета выводов суда по административному делу N 3а-264/2021 не может быть признана экономически обоснованной.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует положениям части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", в связи с чем доводы апелляционной жалобы ЛенРТК, ПАО "Россети Ленэнерго" согласно которым на момент принятия Приказа N 603-п решение Ленинградского областного суда по административному делу N 3а-264/2021 не вступило в законную силу, поэтому не подлежало применению органом регулирования при определении величины базового уровня подконтрольных расходов ПАО "Россети Ленэнерго" на 2021 год, подлежит отклонению, поскольку не влияет на правильность оспариваемого решения.
В соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования расходы на инвестиции в расчетном периоде регулирования определяются на основе утвержденных в соответствии с законодательством об электроэнергетике инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
Приказом Минэнерго России от 29 декабря 2020 года N 31@ утверждена инвестиционная программа ПАО "Россети Ленэнерго" на 2021-2025 годы и изменения, вносимые в инвестиционную программу ПАО "Россети Ленэнерго", утвержденную приказом Минэнерго России от 28 декабря 2015 года N 1042, с изменениями, внесенными приказом Минэнерго России от 2 декабря 2019 года N 16@ утверждены изменения, вносимые в утвержденную инвестиционную программу ПАО "Россети Ленэнерго" на 2020 год.
Приказом ФСТ России от 30 марта 2012 года утверждены Методические указания по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала (далее - Методические указания N 228-э).
Порядок расчета и включения в НВВ корректировки, осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы, определен пунктом 11 Методических указаний и пунктом 42 Методических указаний N 228-э.
Из экспертного заключения следует, что корректировка НВВ, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы, составила 0, 00 тыс.руб, поскольку в соответствии с разъяснениями ФАС России от 20 апреля 2018 года N ИА/28440/18 "О разъяснении норм действующего законодательства" действующим законодательством в области государственного регулирования цен (тарифов) не предусмотрена возможность учета органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в необходимой валовой выручке территориальных сетевых организаций расходов на выполнение мероприятий инвестиционных программ в размере, превышающем величину средств, определенных в утвержденной в установленном порядке инвестиционной программе (Т.2 л.д.162).
Удовлетворяя административный иск и признавая недействующим Приказ N 603-п суд первой инстанции пришел к выводу, что величина корректировки НВВ, осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы, установлена в оспариваемом Приказе N 603-п в экономически необоснованном размере.
Указанный вывод суда первой инстанции следует признать правильным, поскольку он соответствует положениям пунктов 27, 32, 37-38 Основ ценообразования, пункта 11 Методических указаний, пункту 42 Методических указаний N 228-э, позиции ФАС России изложенной в письме от 18 мая 2022 года N МШ/48200/22 в дополнение к письму от 20 апреля 2018 года N ИА/28440/18.
Фактический объем финансирования инвестиционной программы может отличаться от планового, предусмотренного в утвержденной (скорректированной) инвестиционной программе на начало очередного года в течение долгосрочного периода регулирования, в том числе в связи с технологическим присоединением новых потребителей, досрочным вводом электросетевых объектов, работами по аварийным ситуациям и режимными ограничениями со стороны Системного оператора.
В случае непревышения фактических расходов на реализацию инвестиционного проекта над общей стоимостью инвестиционного проекта в составе утвержденной (скорректированной) инвестиционной программы, отклонение фактических расходов на реализацию инвестиционной программы в связи с изменением фактических сроков реализации инвестиционных проектов может быть признано экономически обоснованным.
При определении объема фактического финансирования инвестиционной программы допускается возможность отклонения годового объема финансирования по отдельным инвестиционным проектам как в положительную, так и отрицательную сторону от его планового значения в рамках утвержденной (скорректированной) долгосрочной инвестиционной программы по основаниям, изложенным в предыдущем абзаце.
При этом фактические расходы на реализацию инвестиционного проекта не должны превышать объем финансовых потребностей, определенных в соответствии с укрупненными нормативами цены типовых технологических решений капитального строительства объектов электроэнергетики, утверждаемыми Министерством энергетики Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных абзацем 1 пункта 32 Основ ценообразования.
При расчете корректировки НВВ, осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы, при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на очередной период регулирования (год), необходимо учитывать экономически обоснованный фактический объем финансирования инвестиционной программы за счет собственных средств от оказания услуг по передаче электрической энергии в соответствии с источниками финансирования инвестиционной программы, подтвержденный отчетом о реализации инвестиционной программы.
Решением ФАС России от 29 июля 2022 года N СП/72090/22 по результатам рассмотрения разногласий между ПАО "Россети Ленэнерго" и ЛенРТК по вопросу установления цен (тарифов) в сфере электроэнергетике на 2022 год ЛенРТК предписано в срок до 1 октября 2022 года произвести расчет расходов (показателей) и отразить в экспертном заключении на основании каких документов принималось решение, в том числе по статье "корректировка НВВ, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы, а также в срок до 1 октября 2022 года пересмотреть НВВ ПАО "Россети Ленэнерго", индивидуальные и единые (котловые) тарифы на 2022 год, включив экономически обоснованные расходы, в том числе по указанной статье, с учетом непревышения предельных максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, установленных на 2022 год. При этом экономически обоснованные расходы, невключенные в НВВ 2022 года, подлежат учету при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2023 год. (Т.8 л.д.28-44).
Во исполнение решения ФАС России от 29 июля 2022 года N СП/72090/22, ЛенРТК в соответствии с распоряжением N 187-р от 31 октября 2022 года пересмотрена величина корректировки НВВ, осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы и определена в размере 6627 тыс.руб, что подтверждается представленными в материалы дела экспертным заключением ЛенРТК от 14 октября 2022 года и дополнением с нему от 28 октября 2022 года. При этом величина расходов, подлежащих включению в НВВ ПАО "Россети Ленэнерго" составила 7327 тыс.руб. с учетом применения индексов потребительских цен согласно формуле (3) Методических указаний (Т.12 л.д.63-86).
При указанных выше обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда, что величина корректировки НВВ, осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы, определена ЛенТРК в экономически необоснованном размере.
Подлежат отклонению доводы апелляционной жалобы ПАО "Россети Ленэнерго", что оспариваемое решение допускает двоякое толкование в части корректировки НВВ, в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы, поскольку решение суда соответствует позиции ФАС России изложенной в письме от 18 мая 2022 года N МШ/48200/22 в дополнение к письму от 20 апреля 2018 года N ИА/28440/18.
В части неверного определения органом регулирования расходов ПАО "Россети Ленэнерго" по статье затрат "проценты за пользования кредитом", судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют положениям тарифного законодательства.
В соответствии с пунктом 11 Методических указаний неподконтрольные расходы включают в себя, в том числе расходы на возврат и обслуживание долгосрочных заемных средств, в том числе направляемых на финансирование капитальных вложений в соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования.
Согласно пункту 31 Основ ценообразования при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.
Судом первой инстанции установлено и не опровергнуто административным ответчиком, что в нарушение положений пункта 31 Основ ценообразования ЛенРТК анализ отчетных данных по соответствующему показателю формы 1.3. на сумму 200940 тыс.руб, представленному ПАО "Россети Ленэнерго", не приведен. Указанные обстоятельства подтверждаются показаниями допрошенного судом первой инстанции свидетеля Ермолаева С.Н, экспертным заключением (Т.11 л.д.25-26).
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что в отсутствие экспертной оценки и расчета учтенных расходов по статье "проценты за пользование кредитом", сумма корректировки НВВ в указанной части определена ЛенРТК в экономически необоснованном размере. Указанный вывод соответствует положениям подпункта 8 пункта 17, подпункта 4 пункта 23, абзаца 1 пункта 24 Правил регулирования, согласно которым представленные организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, расчеты расходов с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета) анализируются экспертами регулирующего органа на предмет экономической обоснованности. Непредоставление расчетов с обосновывающими документами влечет за собой рассмотрение регулирующим органом вопроса об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных, в том числе, для установления действующих цен (тарифов).
Доводы жалобы АО "ЛОЭСК", что указанные расходы должны быть исключены в полном объеме, противоречат пункту 12 Основ ценообразования, пункту 14 Порядка согласования Федеральной службой по тарифам предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов, касающихся перехода к регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, а также решений о продлении срока действия долгосрочного периода регулирования, утвержденного Приказом Федеральной службы по тарифам от 18 августа 2010 года N 183-э/1, согласно которому переход к регулированию тарифов сетевой организации с применением метода доходности инвестированного капитала осуществляется при выполнении критерия по заимствованию, согласно которому величина заемных средств (с учетом остатков на начало долгосрочного периода регулирования) на конец каждого года долгосрочного периода регулирования составляет не менее 25 процентов размера инвестированного капитала.
Следовательно, сетевая организация, регулируемая методом доходности инвестированного капитала, привлекает заемные средства на реализацию инвестиционной программы на протяжении всего долгосрочного периода регулирования.
ПАО "Россети Ленэнерго" до 2021 года регулировалось методом доходности инвестированного капитала и было вправе привлекать заемные средства на реализацию инвестиционный программы, фактический расходы по выплаченным процентам, которые отражены в бухгалтерской и статистической отчетности за соответствующий период, подлежали экспертной оценке при принятии оспариваемого нормативного правового акта.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции в указанной части, судебная коллегия учитывает также и тот факт, что указанная позиция отражена в решении ФАС России от 23 июля 2021 года N СП/61880/21, которое признано законным и обоснованным Арбитражным судом по делу N А40-166481/2021.
Доводы апелляционной жалобы ЛенРТК, в соответствии с которыми суд первой инстанции был не вправе рассматривать требования административного иска в части корректировки НВВ в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы, поскольку данные требования являлись предметом досудебной проверки ФАС России, противоречат пункту 33 (1) Правил регулирования, которым установлено, что передача разногласий, указанных в пункте 33 настоящих Правил, на рассмотрение Федеральной антимонопольной службе не препятствует обжалованию решения об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в установленном порядке в суде.
Иные приведенные в апелляционных жалобах доводы не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем подлежат оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинградского областного суда от 27 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Ленинградский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 03.05.2023
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.