Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Белоногого А.В, судей Бутковой Н.А. и Шеповаловой О.А, при ведении протокола помощником судьи Егоровой О.А, с участием прокурора Капсамун И.С, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-9/2023 по апелляционной жалобе Докучаева Н.А, Солдатовой Л.А. на решение Архангельского областного суда от 18 января 2023 года, которым отказано в удовлетворении их административного иска о признании не действующими приложения N1 к программе Архангельской области по переселению граждан из многоквартирных домов, имеющих угрозу обрушения, в городском округе "Город Архангельск", утверждённой Постановлением Правительства Архангельской области от 15 декабря 2020 года N858-пп, в редакции Постановления Правительства Архангельской области от 20 октября 2021 года N 578-пп, в части перевода квартиры N дома 35 корпус 1 по ул. Кедрова из II этапа в I этап Перечня многоквартирных домов, подлежащих расселению в рамках программы Архангельской области по переселению граждан из многоквартирных домов, имеющих угрозу обрушения, в городском округе "Город Архангельск", постановления Правительства Архангельской области от 25 января 2022 года N 26-пп в части исключения квартиры N дома 35 корпус 1 по ул. Кедрова из Перечня многоквартирных домов, подлежащих расселению в рамках программы Архангельской области по переселению граждан из многоквартирных домов, имеющих угрозу обрушения, в городском округе "Город Архангельск"), и пункта 2, подпункта 3 пункта 4 Порядка предоставления лицам, являющимся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, имеющих угрозу обрушения и признанных в установленном порядке после 1 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, в городском округе "Город Архангельск" дополнительных мер поддержки по обеспечению жилыми помещениями в форме субсидии, утверждённого постановлением Правительства Архангельской области от 15 декабря 2020 года N858-пп.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Белоногого А.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Капсамун И.С, полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, судебная коллегия
установила:
15 декабря 2020 года постановлением Правительства Архангельской области N858-пп (далее постановление от 15 декабря 2020 года N 858-пп) утверждена программа Архангельской области по переселению граждан из многоквартирных домов, имеющих угрозу обрушения, в городском округе "Город Архангельск" (далее Программа переселения).
Программа переселения содержит Приложение N1 "Перечень многоквартирных домов, подлежащих расселению в рамках программы Архангельской области по переселению граждан из многоквартирных домов, имеющих угрозу обрушения, в городском округе "Город Архангельск" (далее Перечень).
Постановлением Правительства Архангельской области от 20 октября 2021 года N 578-пп (далее первое редакционное Постановление) в указанную Программу внесены изменения, в том числе приложение N1 Программы переселения изложено в новой редакции.
Согласно новой редакции приложения N1 Программы переселения, среди прочего, квартира N дома 35 корпус 1 по ул. Кедрова переведена из II этапа в I этап Перечня.
Постановлением Правительства Архангельской области от 25 января 2022 года N 26-пп (далее второе редакционное Постановление) в вышепоименованную Программу переселения также внесены изменения, в том числе Приложение N1 Программы изложено в новой редакции.
Из Приложения N1 Программы, согласно второму редакционному Постановлению, квартира N дома 35 корпус 1 по ул. Кедрова исключена из Перечня.
Постановлением Правительства Архангельской области от 22 августа 2022 года N623-пп в постановление от 15 декабря 2020 года N 858-пп внесены изменения, в том числе введён новый подпункт 4 пункта 1 постановления, которым утверждён Порядок предоставления лицам, являющимся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, имеющих угрозу обрушения и признанных в установленном порядке после 1 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, в городском округе "Город Архангельск" дополнительных мер поддержки по обеспечению жилыми помещениями в форме субсидии (далее Порядок).
В соответствии с пунктом 2 Порядка получателями субсидии являются собственники аварийных помещений, расселение которых осуществляется в рамках реализации мероприятий программы переселения, начиная со II этапа реализации программы.
Согласно подпункту 3 пункта 4 Порядка субсидия предоставляется однократно при соблюдении следующих условий:
- в рамках реализации мероприятий программы переселения, начиная со II этапа реализации программы.
Докучаев Н.А, Солдатова Л.А. обратились в Архангельский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просили признать не действующими со дня вступления решения суда в законную силу:
- приложение N 1 Программы переселения в редакции постановления Правительства Архангельской области от 20 октября 2021 года N 578-пп в части перевода квартиры N дома 35 корпус 1 по ул. Кедрова из II этапа в I этап Перечня многоквартирных домов, подлежащих расселению в рамках программы Архангельской области по переселению граждан из многоквартирных домов, имеющих угрозу обрушения, в городском округе "Город Архангельск", - приложение N 1 Программы переселения в редакции постановления Правительства Архангельской области от 25 января 2022 года N 26-пп в части исключения вышеуказанной квартиры из поименованного Перечня, - пункт 2, подпункт 3 пункта 4 Порядка предоставления лицам, являющимся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, имеющих угрозу обрушения и признанных в установленном порядке после 1 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, в городском округе "Город Архангельск" дополнительных мер поддержки по обеспечению жилыми помещениями в форме субсидии, утверждённого подпунктом 4 пункта 1 оспариваемого постановления от 15 декабря 2020 года N 858-пп в редакции постановления Правительства Архангельской области от 22 августа 2022 года N623-пп.
Административное исковое заявление мотивировано тем, что административные истцы ранее являлись долевыми собственниками (по 1/2 доли) вышеуказанной квартиры, находившейся в аварийном состоянии, включены в оспариваемую Программу переселения; вступившим в законную силу 30 июля 2021 года решением Октябрьского районного суда города Архангельска от 29 июня 2021 года по гражданскому делу N 2-2049/2021 иск административных истцов к администрации городского округа "Город Архангельск" о взыскании возмещения взамен изымаемого жилого помещения удовлетворён.
Административные истцы обратились с заявлением о выплате предусмотренной Порядком субсидии, между тем распоряжениями администрации городского округа "Город Архангельск" в выплате субсидий отказано со ссылкой на несоблюдение условий, указанных в пунктах 2 и 4 оспариваемого Порядка.
Административные истцы ссылаются на то, что оспариваемые нормы нарушают их права на материальную поддержку от государства, не соответствуют положениям статей 7, 39 Конституции Российской Федерации, положениям Закона Архангельской области от 10 ноября 2004 года N 262-33-ОЗ "О мерах социальной поддержки ветеранов, граждан, пострадавших от политических репрессий, и иных категорий граждан".
Решением Архангельского областного суда от 18 января 2023 года в удовлетворении административного иска Докучаева Н.А, Солдатовой Л.А. отказано (ом 1, л.д.228-242).
В апелляционной жалобе Докучаев Н.А, Солдатова Л.А. просят состоявшее судебное решение отменить, принять новое, которым удовлетворить требования административного иска в полном объёме, ссылаясь на то, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права.
На апелляционную жалобу поданы возражения участвующим в административном деле прокурором, Министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области, Правительством Архангельской области.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещённых судом надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не просивших об отложении судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на неё, выслушав заключение прокурора, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены судебного решения.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что до 9 декабря 2021 года административные истцы являлись собственниками (по 1/2 доли) квартиры N дома 35 корпус 1 по ул. Кедрова в г.Архангельске, находившейся в аварийном состоянии; данная квартира была включена в Программу переселения.
Вступившим в законную силу 30 июля 2021 решением Октябрьского районного суда города Архангельска от 29 июня 2021 года по гражданскому делу N 2-2049/2021 удовлетворён иск Докучаева Н.А, Солдатовой Л.А. к администрации городского округа "Город Архангельск" о взыскании возмещения взамен изымаемого жилого помещения.
Данное решение суда исполнено в полном объёме, денежные средства в счёт возмещения изымаемого жилого помещения Докучаеву Н.А, Солдатовой Л.А. выплачены за счёт средств местного бюджета городского округа "Город Архангельск" 10 и 18 ноября 2021 года; квартира изъята в пользу администрации городского округа "Город Архангельск".
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости следует, что право собственности городского округа "Город Архангельск" на указанную квартиру зарегистрировано 9 декабря 2021 года.
Административные истцы ссылались на то, что первое и второе редакционные постановления в оспариваемой части касаются квартиры, ранее находившейся в их собственности, изъятие которой истцы связывают с предполагаемым ими правом на получение введённой в 2022 году Порядком субсидии дополнительно к сумме возмещения за изымаемое жилое помещение.
По мнению административных истцов, возможность выплаты субсидии должна распространяться и на правоотношения, возникшие до введения в действие Порядка.
Распоряжениями администрации городского округа "Город Архангельск" от 29 сентября 2022 года Nр, Nр Солдатовой Л.А, Докучаеву Н.А. отказано в предоставлении дополнительных мер социальной поддержки в форме субсидии, предусмотренной Порядком со ссылкой на несоблюдение ими условий, указанных в пунктах 2 и 4 Порядка.
Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Правовая основа для предоставления лицам, являющимся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории городского округа "Город Архангельск" и признанных в установленном порядке после 1 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительных мер поддержки по обеспечению их жилыми помещениями в форме субсидии введена Законом Архангельской области от 8 декабря 2021 года N516-30-ОЗ "О внесении изменений в статьи 1 и 3 областного закона "О мерах социальной поддержки ветеранов, граждан, пострадавших от политических репрессий, и иных категорий граждан" и областной закон "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области отдельными государственными полномочиями".
Руководствуясь вышеприведённым нормативным регулированием, а также пунктом 4.3.3 статьи 3 Закона Архангельской области от 10 ноября 2004 года N 262-33-ОЗ "О мерах социальной поддержки ветеранов, граждан, пострадавших от политических репрессий, и иных категорий граждан", подпунктом 4 пункта 1 статьи 34 Устава Архангельской области, пунктом 1 статьи 19, пунктом 2 статьи 22 областного закона от 20 мая 2009 года N19-3-ОЗ "О Правительстве Архангельской области и иных исполнительных органах государственной власти Архангельской области", суд первой инстанции, установив, что оспариваемое постановление, Порядок переселения, а также постановления, которыми внесены изменения в указанные нормативные правовые акты, опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 21 декабря 2020 года, 21 октября 2021 года, 27 января 2022 года, 24 августа 2022 года; пришёл к верному выводу, что оспариваемое правовое регулирование принято в пределах полномочий компетентного органа публичной власти - Правительства Архангельской области, с соблюдением требований законодательства к форме нормативных правовых актов, порядку их принятия и введения в действие.
По указанным основаниям оспариваемые акты не оспариваются.
Проверяя оспариваемые акты на их соответствие нормам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции правильно учёл, что переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется на территории Российской Федерации на основании Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее Закон о Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства).
Как следует из правовых позиций, неоднократно изложенных Конституционным Судом Российской Федерации, преобразование отношений в той или иной сфере жизнедеятельности не может осуществляться вопреки нашедшему отражение в статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации общему (основному) принципу действия закона во времени, который имеет целью обеспечение правовой определённости и стабильности законодательного регулирования в России как правовом государстве (статья 1 часть 1 Конституции Российской Федерации) и означает, что действие закона распространяется на отношения, права и обязанности, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порождённые ими правовые последствия, возникшие до введения соответствующих норм в действие, то есть придать закону обратную силу (постановления от 22 апреля 2014 года N12-П, от 15 февраля 2016 года N3-П, определения от 18 января 2005 года N7-О, от 29 января 2015 года N211-О и др.).
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьёй 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в данном доме путём выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачётом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включён в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Закона о Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства имеет право на предоставление другого, равнозначного, жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Законом о Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства установлены правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путём создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки.
Из пунктов 2, 3 статьи 2 Закона о Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства следует, что аварийный жилищный фонд - совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном порядке до 1 января 2017 года или применительно к положениям главы 6.5 данного Федерального закона после 1 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; переселение граждан из аварийного жилищного фонда - принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Под предоставлением финансовой поддержки за счёт средств Фонда понимается, среди прочего, предоставление Фондом целевых средств бюджетам субъектов Российской Федерации на безвозвратной и безвозмездной основе на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на условиях, предусмотренных этим же федеральным законом (пункт 4 этой же правовой нормы).
В силу пункта 11 части 1 статьи 14 Закона о Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, одним из условий предоставления финансовой поддержки за счёт средств Фонда является наличие региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утверждённой в соответствии со статьёй 16 настоящего Федерального закона.
Пунктом 5 части 2 статьи 16 Закона о Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства определено, что региональная адресная программа должна содержать планируемые показатели выполнения указанной программы, отражающие общую площадь аварийного жилищного фонда, из которого предусмотрено переселение граждан программой в целом и каждым её этапом.
При этом под этапом понимается часть программы, финансируемая с использованием финансовой поддержки за счёт средств фонда, решение о предоставлении которой принимается на основании поданных субъектами Российской Федерации заявок в одном календарном году и которая должна быть реализована не позднее срока, установленного частью 11 указанной статьи.
Исходя из части 11 этой же нормы, этапы региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (за исключением этапа 2024 года) должны быть реализованы не позднее 31 декабря года, следующего за годом, в котором осуществляется соответствующее этому этапу увеличение лимита предоставления финансовой поддержки субъекту Российской Федерации, а в случае, если такое увеличение не осуществляется, - не позднее 31 декабря года, следующего за годом принятия Фондом решения о предоставлении финансовой поддержки на реализацию соответствующего этапа.
Частью 6 статьи 16 Закона о Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства регламентировано, что полученные за счёт средств Фонда средства бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средства местных бюджетов могут расходоваться, среди прочего, на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, а также в домах блокированной застройки, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено), и строительство таких домов (включая подготовку проектной документации в целях строительства таких домов), строительство индивидуальных жилых домов по проектам, отобранным в соответствии с методикой, утверждённой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства, а также приобретение таких индивидуальных жилых домов, в том числе для целей последующего предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма, или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, или договору найма жилого помещения маневренного фонда в связи с переселением из аварийного жилищного фонда, или договору мены с собственником жилого помещения аварийного жилищного фонда (подпункт 1); выплату гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (подпункт 2).
В силу пункта 1 части 2 статьи 16 Закона о Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и должна содержать, в частности, перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Возможность переселения граждан из многоквартирных домов признанных после 1 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, которая предусмотрена пунктом 2 статьи 2 и главой 6.5 Закона о Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства не может быть рассмотрена применительно к Архангельской области в силу несоответствия условию, предусмотренному частью 2 статьи 20.14 Закона о Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, а именно: обеспечение переселения граждан из всего аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года.
Таким образом, обязанность субъектов Российской Федерации в рамках указанного единого федерального механизма предусматривает осуществление переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года. При этом на федеральном уровне не предусмотрен механизм переселения из многоквартирных домов, признанных аварийными после 1 января 2017 года.
Во исполнение указанных положений Правительством Архангельской области реализуется адресная программа Архангельской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы", утверждённая постановлением Правительства Архангельской области от 26 марта 2019 года N 153-пп.
В рамках вышеуказанной Программы переселения, которая не является объектом оспаривания по настоящему делу, установлено, что подлежат расселению аварийные многоквартирные дома с полной или частичной потерей устойчивости несущих конструкций, в том числе в результате подвижек свайного основания.
Перечень домов, подлежащих расселению, определён в приложении N 1 к Программе переселения, исходя из степени потери устойчивости здания, а также даты признания дома аварийным.
Таким образом, в отличие от адресной программы Архангельской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы", утверждённой постановлением Правительства Архангельской области от 26 марта 2019 года N 153-пп, обязательность принятия программы переселения и Порядка, как верно указал суд, не предусмотрена действующим законодательством, в связи с чем требования к содержанию Программы переселения также не установлены.
Утвердив программу переселения, Правительство Архангельской области предусмотрело для отдельной категории граждан дополнительную меру социальной поддержки, механизм которой не предусмотрен на федеральном уровне.
Согласно разделу II Программы переселения реализация I этапа планируется путём приобретения жилых помещений в многоквартирных домах в городе Архангельске, выплаты денежного возмещения.
Финансирование мероприятий I этапа будет осуществляться за счёт средств резервного фонда Правительства Российской Федерации, областного и местного бюджетов.
Реализация II этапа программы переселения планируется путём строительства многоквартирных домов, приобретения жилых помещений в многоквартирных домах в городе Архангельске, выплаты денежного возмещения, а также предоставления собственникам жилых помещений дополнительных мер поддержки по обеспечению жилыми помещениями в форме субсидии.
Финансирование мероприятий II этапа будет осуществляться за счёт средств федерального бюджета, резервного фонда Правительства Российской Федерации, областного и местного бюджетов.
Согласно сведениям, предоставленным Правительством Архангельской области, в целях реализации программы переселения из резервного фонда Правительства Российской Федерации на основании распоряжения от 22 марта 2021 года N 698-р из резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2021 году Минстрою России выделены бюджетные ассигнования в размере 156700 тыс. рублей на оказание разовой финансовой помощи (субсидии из федерального бюджета на условиях софинансирования в размере 98 процентов расходного обязательства субъекта Российской Федерации) бюджету Архангельской области на реализацию мероприятий по переселению до 31 декабря 2021 года граждан из 3 тыс. кв. метров аварийного жилищного фонда, признанного таковым в связи с его физическим износом в процессе эксплуатации после 1 января 2017 года.
Предоставление собственникам жилых помещений дополнительных мер поддержки по обеспечению жилыми помещениями в форме субсидии в рамках I этапа программы переселения и за счёт средств резервного фонда Правительства Российской Федерации не предусмотрено ни Программой переселения, ни указанным распоряжением Правительства Российской Федерации.
Разделом VII программы переселения предусмотрено, что реализация II этапа программы переселения путём строительства многоквартирных домов, приобретения жилых помещений в многоквартирных домах, введённых в эксплуатацию в городе Архангельске, выплаты денежного возмещения, предоставления собственникам жилых помещений дополнительных мер поддержки по обеспечению жилыми помещениями в форме субсидии начнётся после поступления средств федерального бюджета или средств резервного фонда Правительства Российской Федерации.
Реализация мероприятий II этапа программы возможна только в случае доведения лимитов бюджетных ассигнований за счёт средств федерального бюджета или резервного фонда Правительства Российской Федерации и объёме, не превышающем объём доведённых лимитов бюджетных ассигнований.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2022 года N 2131-р в 2022 году Минстрою России на предоставление разовой финансовой помощи из федерального бюджета в форме субсидии бюджету Архангельской области на софинансирование расходных обязательств в целях реализации мероприятий по переселению граждан из 4377 кв. метров аварийного жилищного фонда, признанного таковым в связи с его физическим износом в процессе эксплуатации после 1 января 2017 года, путём приобретения жилых помещений в многоквартирных домах, выплаты денежного возмещения собственникам за изымаемые жилые помещения и предоставления дополнительных мер поддержки в соответствии с частью 8.1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации до 31 декабря 2022 года, выделены бюджетные ассигнования в размере 352800 тыс. рублей из резервного фонда Правительства Российской Федерации.
Таким образом, в 2022 году в рамках реализации II этапа программы переселения выплата денежного возмещения собственникам за изымаемые жилые помещения и предоставления дополнительных мер поддержки предусмотрена и Программой переселения, и соответствующим распоряжением Правительства Российской Федерации.
Жилое помещение, принадлежавшее истцам, исходя из степени потери устойчивости соответствующего многоквартирного дома, даты признания его аварийным, а также предполагаемого объёма финансирования за счёт средств федерального бюджета планировалось для расселения в рамках II этапа программы переселения (пункт 11 Приложения N1 в редакции Постановления Правительства Архангельской области от 15 декабря 2020 года).
Таким образом, реализация II этапа Программы переселения в отношении истцов не могла быть начата до окончания расселения жилых помещений I этапа; при этом одновременно существовала необходимость исполнения вступившего в законную силу решения Октябрьского районного суда города Архангельска от 29 июня 2021 года; в связи с чем на основании предложения администрации городского округа "Город Архангельск" квартира N дома 35 корпус 1 по ул. Кедрова первым редакционным Постановлением переведена из II этапа в I этап Перечня.
Перевод данной квартиры из II этапа в I этап имел только организационное значение и фактически не повлек нарушения прав истцов.
Так, из паспорта Программы переселения сроки реализации:
I этапа - до 31 декабря 2021 года, II этапа - до 31 декабря 2024 года.
Реализация II этапа отличается от I этапа планированием строительства многоквартирных домов и выделением в них лицам, состоящим в Программе переселения жилых помещений.
Учитывая, что материалы дела не содержат доказательств нарушения прав истцов, ограничения их жилищных прав на выбор формы возмещения за изымаемое жилое помещение (денежная или в натуре), в том числе именно путём предоставления им жилого помещения в натуре в рамках действия II этапа Программы переселения; судом сформулирован правильный вывод, что нормативный перевод принадлежавшего им жилого помещения из II этапа в I этап Программы переселения прав и интересы истцов не нарушает.
Таким образом, изъятие жилого помещения, принадлежащего административным истцам и выплата возмещения осуществлялась по общему порядку, предусмотренному жилищным и земельным законодательством (статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации), за счёт средств местного бюджета без привлечения средств федерального бюджета, в результате реализации администрацией городского округа "Город Архангельск" полномочий, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Таким образом, в отношении административных истцов Программа переселения фактически не реализовывалась.
Обеспечение жилищных прав административных истцов в общем порядке, предусмотренном жилищным законодательством за счёт средств местного бюджета, а не в рамках Программы переселения стало возможным исключительно в результате волеизъявления самих административных истцов, направленного именно на такой способ обеспечения их прав.
Учитывая произведённые истцам выплаты возмещения за изымаемое жилое помещение в рамках исполнения решения суда, а также переход права собственности на квартиру N дома 35 корпус 1 по ул. Кедрова в пользу городского округа "Город Архангельск", указанная квартира вторым редакционным Постановлением правомерно исключена из Перечня.
Ссылка истцов на их право состоять в Программе переселения после получения возмещения является неправомерной, поскольку противоречит компенсационной природе возмещения в рассматриваемом правовом аспекте жилищных правоотношений. Вопреки данным доводам истцов, с прекращением права собственности за изымаемое жилое помещение истцы утратили право состоять в Программе переселения.
Программа переселения не предусматривает и по своим целям и задачам не может предусматривать выплату повторного возмещения в её рамках лицам, уже получившим возмещение по общему порядку возмещения, предусмотренного жилищным законодательством за счёт средств местного бюджета.
Оспариваемые нормы Порядка также не противоречат федеральному законодательству.
Порядок разработан в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Законом о Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, областным законодательством, определяет правила и условия предоставления дополнительных мер поддержки по обеспечению собственников жилых помещений в многоквартирных домах, имеющих угрозу обрушения и признанных в установленном порядке после 1 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, в городском округе "Город Архангельск" жилыми помещениями в форме субсидии, предоставляемой за счёт средств областного бюджета в пределах средств финансовой поддержки, предоставляемой Архангельской области из федерального бюджета, резервного фонда Правительства Российской Федерации на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в рамках реализации Программы переселения.
В соответствии с пунктом 6 Порядка субсидия предоставляется в размере, не превышающем разницы между стоимостью жилого помещения, равнозначного по площади изымаемому, рассчитанной исходя из стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по городскому округу "Город Архангельск", установленной согласно приложению N4 (82 256 рублей за 1 кв. метр общей площади жилого помещения) к настоящему Порядку, и полученным возмещением за изымаемое недвижимое имущество.
Оспариваемые положения пункта 2, подпункта 3 пункта 4 Порядка о том, что получателями субсидии являются собственники аварийных помещений, расселение которых осуществляется в рамках реализации мероприятий программы переселения начиная с II этапа реализации программы соответствуют сроку реализации II этапа Программы переселения - до 31 декабря 2024 года, тогда как срок реализации I этапа Программы переселения - 31 декабря 2021 года.
Оспариваемые нормы Порядка приняты уже после исключения административных истцов из Программы переселения и в качестве адресатов получения субсидий предусмотрели только собственников аварийных помещений, расселение которых осуществляется в рамках реализации мероприятий Программы переселения, начиная со II этапа реализации программы, что федеральному законодательству не противоречит.
Выплата субсидии административным истцам и подобным им категориям лиц возможна в результате принятия Правительством Архангельской области нормативных положений, распространяющих её действие, в том числе на лиц, ранее состоявших в Программе переселения, в отношении которых реализован I этап Программы переселения, а так же на лиц, в отношении которых произведена выплата возмещения взамен изымаемого жилого помещения не в рамках Программы переселения, а исключительно за счёт средств местного бюджета.
Таких норм Правительством Архангельской области не принималось и норм федерального законодательства, обязывающих их принять, не имеется.
Ссылка истцов на дискриминационный характер оспариваемых норм юридически неверна.
Поскольку данная мера социальной поддержки не определена федеральным законодательством, Архангельская область в рамках предоставленных ей федеральным законодательством полномочий вправе самостоятельно определять адресность мер социальной поддержки, в том числе с учётом финансовых возможностей областного бюджета.
При этом вопрос о целесообразности расширения меры социальной поддержки путём расширения адресности сферы её действия (по кругу лиц) в рамках дела о нормоконтроле не разрешается.
Баланс конституционно значимых ценностей, публичных и частных интересов в оспариваемом правовом регулировании соблюдён.
Оспариваемое правовое регулирование соответствует требованиям определённости, ясности и непротиворечивости, общеправовым принципам равенства, справедливости, принципу поддержания доверия граждан к закону, не создаёт дискриминационных условий предоставления мер социальной поддержки, осуществлено региональным законодателем в пределах предоставленных дискреционных полномочий.
Судебная коллегия обращает внимание на неоднократно сформулированные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, из которых следует, что сама по себе дифференциация правового регулирования, если она основана на объективных критериях, не может рассматриваться как нарушение принципа равенства всех перед законом. Право одной категории граждан на получение конкретных мер социальной поддержки, предоставляемых другой категории граждан в качестве льготы, непосредственно из Конституции Российской Федерации, в частности её статьи 39 (часть 1), гарантирующей каждому социальное обеспечение в случаях, установленных законом, не вытекает (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 октября 2006 года N390-О и 398-О, от 12 ноября 2008 года N1051-О-О и другие).
Таким образом, решение суда основано на анализе исследованных доказательств, мотивировано, соответствует материалам дела и требованиям законодательства. Судом соблюдены нормы процессуального права, нормы материального права правильно применены и истолкованы.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
С учётом изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Архангельского областного суда от 18 января 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Докучаева Н.А, Солдатовой Л.А. - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Архангельский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.