Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Головкиной Л.А, судей Вдовиченко С.В, Бутковой Н.А, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Поповой Ю.О, с участием прокурора Курышкиной О.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-5/2023 по апелляционной жалобе открытого акционерного общества Тюменская текстильная корпорация "Кросно" на решение Тюменского областного суда от 9 января 2023 года, которым отказано в удовлетворении административного иска открытого акционерного общества Тюменская текстильная корпорация "Кросно" о признании недействующим Распоряжения Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области от 16 августа 2022 года N 042/01-21 "О признании утратившим силу распоряжения от 16 декабря 2021 года N 346/01-21".
Заслушав доклад судьи Головкиной Л.А, объяснения представителя административного истца открытого акционерного общества Тюменская текстильная корпорация "Кросно" - ФИО8, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя административного ответчика Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области - ФИО5, возражавшей против доводов апелляционной жалобы, представителя заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "Тюмень Водоканал" - ФИО6, возражавшей против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Курышкиной О.А, полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
распоряжением Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области (далее - Департамент) от 16 декабря 2021 года N 346/01-21 открытому акционерному обществу Тюменская текстильная корпорация "Кросно" (далее - Общество, ОАО ТТК "Кросно"), утверждена производственная программа по оказанию услуг по транспортировке сточных вод для потребителей города Тюмени на 2022 год, а также установлены тарифы на транспортировку сточных вод для потребителей города Тюмени с календарной разбивкой, которые действуют с 1 января 2022 года по 31 декабря 2022 года (далее - Распоряжение N 346/01-21).
Департаментом 16 августа 2022 года издано распоряжение N 042/01-21 "О признании утратившим силу распоряжения от 16 декабря 2021 года N 346/01-21", опубликованное на официальном портале органов государственной власти Тюменской области http://www.admtyumen.ru, 17 августа 2022 года (далее - Распоряжение N 042/01-21), которое вступило в силу с 1 сентября 2022 года.
ОАО ТТК "Кросно" обратилось в Тюменский областной суд с административным иском, в котором просило признать недействующим с даты принятия Распоряжение N 042/01-21, поскольку оно противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу и нарушающее права Общества на получение тарифа на транспортировку сточных вод для потребителей; право на подключение и облуживание абонентов, в пределах, определенных договором на водоотведение сточных вод, ввиду неправильного вывода административного ответчика о том, что ОАО ТТК "Кросно" не является транзитной организацией, для которой подлежит установлению тариф на транспортировку сточных вод.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что вопреки выводам Департамента, соответствует критериям отнесения к транзитным организациям, поскольку на территории города Тюмени ОАО ТТК "Кросно" владеет на законном основании сетями протяженностью более 3 км, которые имеют между собой технологическую (физическую) неразрывную связь, что соответствуют критерию (требованию) к неразрывной протяженности участков водопроводных и (или) канализационных сетей в пределах одной централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения города Тюмени.
Решением Тюменского областного суда от 9 января 2023 года в удовлетворении требований ОАО ТТК "Кросно" отказано в полном объеме (Т.2 л.д.133-142).
В апелляционной жалобе административный истец просит решение Тюменского областного суда от 9 января 2023 года отменить, принять по делу новое решение, которым административный иск удовлетворить в полном объеме, указывая, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права (Т.2 л.д.149-155).
Департаментом тарифной и ценовой политики Тюменской области, обществом с ограниченной ответственностью "Тюмень Водоканал", прокурором, участвующим в деле, обществом с ограниченной ответственностью "Тюмень Водоканал" представлены возражения на апелляционную жалобу (Т.2 л.д.170-173, 179-181).
Представитель заинтересованного лица Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации извещен о месте и времени слушания дела надлежащим образом, в заседание суда апелляционной инстанции не явился, доказательств уважительности причин неявки не представил, ходатайств об отложении слушания по делу не заявлял, в связи с чем судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в его отсутствие.
Судебная коллегия, изучив материалы административного дела, доводы апелляционной жалобы и возражений, выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, приходит к следующему.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), постановлениями Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", от 29 июля 2013 года N 641 "Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения", приказами Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года N 1746-э "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (далее - Методические указания N 1746-э), от 16 июля 2014 года N 1154-э "Об утверждении Регламента установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (далее - Регламент установления регулируемых тарифов N 1154-э). Также Правительством Российской Федерации 29 июля 2013 года принято постановление N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила N 644).
В соответствии с пунктом 2 части 7 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении к регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения относятся прием и транспортировка сточных вод.
Регулированию подлежит тариф в сфере водоотведения на транспортировку сточных вод (пункт 2 части 8 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Следовательно, исходя из норм действующего законодательства, тарифы на транспортировку сточных вод входят в систему регулирования цен и тарифов.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, с соблюдением установленных законом требований к форме, процедуре принятия и порядку опубликования, и по этим основаниям не оспаривается.
В соответствии с пунктом 25.1 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении транзитная организация - организация, осуществляющая эксплуатацию водопроводных и (или) канализационных сетей и (или) сооружений на них, оказывающая услуги по транспортировке воды и (или) сточных вод и соответствующая утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения собственников или иных законных владельцев водопроводных и (или) канализационных сетей и (или) сооружений на них к транзитным организациям (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2021 года N 2009 внесены изменения в Правила N 644, которые дополнены пунктами 45 (1), 45 (2).
Из пункта 45 (1) Правил N 644 следует, что отнесение собственников или иных законных владельцев водопроводных и (или) канализационных сетей и (или) сооружений на них к транзитным организациям осуществляется при их соответствии одному из критериев, указанных в пункте 45 (2) настоящих Правил, либо в совокупности критериям, установленным в пункте 45 (1) на дату подачи заявления об установлении цен (тарифов).
В пункте 3 постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2021 года N 2009 уточнено, что критерии отнесения законных владельцев канализационных сетей и сооружений на них к транзитным организациям, предусмотренные Правилами N 644, применяются с 1 сентября 2022 года.
Тарифы на транспортировку сточных вод, установленные организациям, не соответствующим критериям отнесения к транзитным организациям, не применяются такими организациями и подлежат отмене органами регулирования тарифов с 1 сентября 2022 года.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что ОАО ТТК "Кросно" на праве собственности владеет участком канализационной сети протяженностью 0, 364 км на улице Республики, город Тюмень и на праве аренды владеет участком канализационной сети протяженностью 2, 814 км на улице Мельникайте, город Тюмень, общая протяженность канализационной сети в разных частях города Тюмени составляет 3, 178 км. (Т.1 л.д.49-73, 147-189).
В соответствии с данными размещенными на официальном портале органов государственной власти Тюменской области в открытом доступе в сети "Интернет" численность населения города Тюмени на 1 января 2022 года составляет 828, 6 тыс.человек.
Как установлено в пункте 45(1) Правил N 644 отнесение собственников или иных законных владельцев водопроводных и (или) канализационных сетей и (или) сооружений на них к транзитным организациям осуществляется при их соответствии совокупности следующим критериям на дату подачи заявления об установлении цен (тарифов):
а) владение на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок более 12 месяцев водопроводными и (или) канализационными сетями, используемыми для оказания услуг по транспортировке холодной воды и (или) сточных вод в целях холодного водоснабжения и (или) водоотведения абонентов гарантирующей организации (иной организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение), при этом неразрывная протяженность участков указанных сетей в пределах одной централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения составляет:
для гг. Москвы и Санкт-Петербурга, в пределах которых она расположена, не менее 10 километров (определяется отдельно для водопроводных и канализационных сетей);
для поселений, городских округов, в пределах которых она расположена, с суммарной численностью населения 1 млн. человек и более не менее 7 километров (определяется отдельно для водопроводных и канализационных сетей);
для поселений, городских округов, в пределах которых она расположена, с суммарной численностью населения от 500 тыс. человек до 1 млн. человек не менее 3 километров (определяется отдельно для водопроводных и канализационных сетей);
для поселений, городских округов, в пределах которых она расположена, с суммарной численностью населения от 250 тыс. человек до 500 тыс. человек не менее 1 километра (определяется отдельно для водопроводных и канализационных сетей);
для поселений, городских округов, в пределах которых она расположена, с суммарной численностью населения менее 250 тыс. человек не менее 500 метров (определяется отдельно для водопроводных и канализационных сетей);
б) доля максимальной величины мощности (нагрузки) водопроводных и (или) канализационных сетей и (или) сооружений на них, предназначенных для водоснабжения и (или) водоотведения на собственные нужды юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, являющихся собственниками или иными законными владельцами водопроводных и (или) канализационных сетей и (или) сооружений на них, не превышает 20 процентов общей максимальной величины мощности (нагрузки) водопроводных и (или) канализационных сетей и (или) сооружений на них, принадлежащих на праве собственности и (или) на ином законном основании указанным юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям;
в) наличие организованной деятельности аварийно-диспетчерской службы, в том числе путем заключения договора на оказание услуг с организацией, осуществляющей деятельность по аварийно-диспетчерскому обслуживанию, на срок не менее расчетного периода регулирования;
г) наличие официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Транзитными организациями признаются организации, соответствующие одному из критериев, указанных в пункте 45(2) Правил N 644, а именно:
а) организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
б) организация, заключившая концессионное соглашение, объектом которого являются водопроводные и (или) канализационные сети и (или) сооружения на них, в части водопроводных и (или) канализационных сетей и (или) сооружений на них, переданных во владение и пользование по концессионному соглашению. Если такая организация является собственником или иным законным владельцем иных водопроводных и (или) канализационных сетей и (или) сооружений на них, то в части иных водопроводных и (или) канализационных сетей и (или) сооружений на них такая организация признается транзитной организацией при ее соответствии критериям, указанным в пункте 45(1) настоящих Правил;
в) организация, осуществляющая транспортировку воды насосными станциями или иными сооружениями, предназначенными для подъема холодной воды, которые одновременно являются инженерными сооружениями, используемыми в целях теплоснабжения или горячего водоснабжения, а также организация, владеющая на праве собственности или ином законном основании источником комбинированной выработки электрической и тепловой энергии на территории муниципального образования, в границах которого располагается система холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
г) юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, являющийся собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей и (или) сооружений на них, с использованием которых обеспечивается транспортировка более 50 процентов объема холодной воды или сточных вод общего объема холодной воды или сточных вод централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
С учетом положений абзаца 4 подпункта "а" пункта 45 (1) Правил N 644, для отнесения ОАО ТТК "Кросно" к транзитным организациям, для которых устанавливается тариф на транспортировку сточных вод, неразрывная протяженность участков в пределах одной централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения должна составлять не менее 3 километров.
Оспариваемое Распоряжение N 042/01-21 принято административным ответчиком в виду того, что ОАО ТТК "Кросно" перестало отвечать критериям отнесения собственников или иных законных владельцев водопроводных и (или) канализационных сетей и (или) сооружений на них к транзитной организации.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что участки системы водоотведения, принадлежащие административному истцу на законном основании (0, 364 км на улице Республики, город Тюмень, 2, 814 км на улице Мельникайте, город Тюмень), входят в единую систему водоотведения города Тюмени, однако не являются неразрывными, поскольку расположены в разных частях города Тюмени и соединены между собой через инженерные сооружения водоотведения, принадлежащие третьим лицам, в связи с чем, административный истец не соответствует критериям транзитной организации, установленным пунктом 45(1) Правил N 644, поскольку неразрывный участок водоотведения ОАО ТТК "Кросно" составляет только 2, 814км.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует вышеуказанным номам материального права, письму Минстроя России от 2 ноября 2022 года N 57456-ИФ/04, в котором изложены разъяснения по применению критериев отнесения собственников или иных законных владельцев водопроводных и (или) канализационных сетей и (или) сооружений на них к транзитным организациям и применению пунктов 45(1), 45(2) Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2021 года N 2009.
С учетом норм отраслевого законодательства следует, что если собственник или иной законный владелец водопроводных и (или) канализационных сетей и (или) сооружений на них соответствует совокупности критериев отнесения к транзитной организации согласно подпунктам "а" - "г" пункта 45(1) Правил N 644, то в договор по транспортировке воды или сточных вод подлежат включению все участки водопроводных и (или) канализационных сетей, находящиеся в собственности или ином законном владении такой транзитной организации в пределах такой (одной) централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, которые используются для оказания услуг по транспортировке воды или сточных вод той организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, с которой заключается указанный договор по транспортировке воды или сточных вод.
При этом положения абзаца 4 подпункта "а" пункта 45 (1) Правил N 644 устанавливают критерий неразрывности протяженности участка сетей в пределах одной централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, а не суммарную протяженность, как ошибочно полагает административный истец.
С учетом установленных по делу обстоятельств, судебная коллегия считает, что оспариваемый нормативный правовой акт соответствует законодательству, имеющему большую юридическую силу и не нарушает права административного истца, поскольку возможное возникновение у Общества убытков (экономически обоснованных затрат) в связи с невозможностью дальнейшего законного осуществления деятельности и отсутствием оснований для возмещения таких убытков в рамках тарифного регулирования влечет восстановление нарушенных прав организации в ином предусмотренном законом порядке.
Частью 4 статьи 2 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе административного судопроизводства, суд применяет норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действует исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).
Доводы апелляционной жалобы о необходимости применения аналогии права к спорным правоотношениям, ввиду неопределенности понятия "неразрывная протяженность участков сетей в пределах одной централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения" подлежат отклонению, поскольку пунктом 45(1) Правил N 644 определено, что неразрывная протяженность участков сетей в пределах одной централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения для города Тюмени должна составлять не менее 3 км, при этом, понятие "неразрывности" не требует дополнительного специально-юридического толкования.
Отклоняя указанные доводы жалобы, судебная коллегия учитывает тот факт, что Закон о водоснабжении и водоотведении к общим принципам государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения относит достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов (пункт 4 части 2 статьи 3). Целью внесения изменений в Правила N 644, в части дополнения пунктами 45(1), 45(2), которыми установлены критерии отнесения собственников или иных законных владельцев водопроводных и (или) канализационных сетей и (или) сооружений на них к транзитным организациям, является оптимизация процессов обеспечения надежности и безопасной эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения, доведение сетевых объектов до нормативного состояния, инвестирование в их модернизацию (реконструкцию), а также исключение неэффективного расходования тарифной выручки лицами, для которых транспортировка холодной, горячей воды и (или) сточных вод является непрофильным видом деятельности.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом подробного изучения судом первой инстанции, которым дана надлежащая оценка, направлены на иное толкование норм права и не могут служить предусмотренными статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены судебного постановления. Процессуальных нарушений, влекущих вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тюменского областного суда от 9 января 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества Тюменская текстильная корпорация "Кросно" - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через Тюменский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25.05.2023
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.