Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Ехаловой Ю.А, судей Переверзиной Е.Б, Подгорной Е.П, при секретаре Бочаровой С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Показаньевой Е.А, Зиновьева А.И. на решение Курганского областного суда от 10 февраля 2023 года по административному делу N 3а-4/2023 по административному исковому заявлению Показаньевой Е.А, Зиновьева А.И. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области, филиалу публично-правовой компании "Роскадастр" по Курганской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Ехаловой Ю.А, объяснения представителя Показаньевой Е.А, Зиновьева А.И. по доверенности Левицкого М.С, представителя филиала публично-правовой компании "Роскадастр" по Курганской области по доверенности Вожжиковой И.В, представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области Лебедевой Н.Н, участвующих в судебном заседании посредством видеоконференц-связи с Курганским областным судом, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Показаньева Е.А, Зиновьев А.И. обратились в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, площадью 3386 кв.м, расположенного на землях населенных пунктов, разрешенное использование - объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы), для размещения объектов торговли, находящегося по адресу: Курганская "адрес", в размере его рыночной стоимости, равной 2 306 000 рублей, по состоянию на 19 января 2021 года.
В обоснование требований указано, что административные истцы являлись арендаторами указанного земельного участка на основании договора N аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора, заключенного 22 апреля 2010 года с Администрацией города Кургана. Кадастровая стоимость определена по состоянию на 19 января 2021 года в размере 11 198 450, 08 рублей. Актуальная кадастровая стоимость объекта недвижимости установлена по состоянию 01 января 2022 года в размере 2 102 461, 66 рублей. Согласно отчету об оценке N от 02 ноября 2022 года рыночная стоимость объекта оценки по состоянию на 19 января 2021 года определена в размере 2 306 000 рублей. Считают, что кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, что нарушает права и законные интересы административных истцов, поскольку влечет увеличение размера ежемесячной арендной платы.
Решением Курганского областного суда от 10 февраля 2023 года административное исковое заявление Показаньевой Е.А, Зиновьева А.И. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области, филиалу публично-правовой компании "Роскадастр" по Курганской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Показаньева Е.А, Зиновьев А.И. просят отменить решение Курганского областного суда от 10 февраля 2023 года, установить кадастровую стоимость указанного земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости 2 306 000 рублей по состоянию на 19 января 2021 года. Считают, что суд неправильно определилимеющие значение для дела обстоятельства, не в полном объеме исследовал документы и доказательства. В связи с изменениями вида разрешенного использования земельного участка 20 января 2021 года в ЕГРН внесена запись о кадастровой стоимости данного объекта недвижимости в размере 11 198 450, 08 рублей по состоянию на 19 января 2021 года. По сведениям ЕГРН по состоянию на 31 марта 2022 года кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости определена в размере его рыночной стоимости, равной 3 785 000 рублей, следовательно, кадастровая стоимость земельного участка в размере 11 198 450, 08 рублей стала архивной, и подлежит применению с 19 января 2021 года по 31 декабря 2021 года. Поскольку оспариваемая кадастровая стоимость объекта недвижимости установлена 19 января 2021 года, до вступления в законную силу Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", к спорным правоотношениям подлежит применению статья 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Учитывая, что оспариваемая архивная кадастровая стоимость объекта значительно превышает его рыночную стоимость и влияет на размер арендной платы, административные истцы вправе в судебном порядке пересмотреть архивную кадастровую стоимость по состоянию на 19 января 2021 года в размере его рыночной стоимости, составившей 2 306 000 рублей, и подлежащей применению до 31 декабря 2021 года. Полагают, что судом первой инстанции допущено неправильное толкование норм материального права.
Представитель филиала публично-правовой компании "Роскадастр" по Курганской области в возражениях и дополнениях к возражениям просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Полагает решение законным, поскольку сведения об оспариваемой кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере 11 198 450, 08 рублей внесены в ЕРГН по состоянию на 19 января 2021 года, то есть после даты переходного периода.
Представитель Правительства Курганской области в отзыве на апелляционную жалобу также просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Полагает, что решение является законным, поскольку требование о пересмотре архивной кадастровой стоимости объекта недвижимости по состоянию на 19 января 2021 года в порядке статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" является необоснованным.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции иные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 КАС РФ судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным толкованием судом первой инстанции норм материального права.
Из материалов административного дела следует, что Показаньева Е.А. и Зиновьев А.И. являлись арендаторами указанного объекта недвижимости на основании договора аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора N от 22 апреля 2010 года и соглашения от 08 февраля 2021 года о внесении изменений и дополнений в договор N аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора от 22 апреля 2010 года.
В результате государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость указанного земельного участка по состоянию на 19 января 2021 года установлена в размере 11 198 450, 08 рублей, согласно выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 22 декабря 2022 года. Данная кадастровая стоимость в настоящее время является архивной.
Постановлением департамента имущественных и земельных отношений Курганской области от 08 ноября 2022 года N 92-П "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости на территории Курганской области" по состоянию на 1 января 2022 года определена актуальная кадастровая стоимость в размере 2 102 461, 66 рублей.
Согласно отчету об оценке от 02 ноября 2022 года N, выполненному оценщиком ООО " "данные изъяты"" К, рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 19 января 2021 года составила 2 306 000 рублей.
Полагая, что кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости в размере 11 198 450, 08 рублей значительно превышает его рыночную стоимость в размере 2 306 000 рублей, Показаньева Е.А. обратилась 02 ноября 2022 года в ГБУ Курганской области "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости" (далее также - Учреждение) с заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Согласно письму Учреждения от 09 ноября 2022 года заявление Показаньевой Е.А. возвращено без рассмотрения на основании пункта 2 части 8 статьи 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ), в силу которого заявление об установлении рыночной стоимости возвращается без рассмотрения в случае, если такое заявление подано по истечении шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.
Ссылаясь на положения Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ), Показаньева Е.А. и Зиновьев А.И. обратились в Курганский областной суд с заявлением об установлении архивной кадастровой стоимости указанного земельного участка, равной его рыночной стоимости, по состоянию на 19 января 2021 года в размере 2 306 000 рублей.
Оставляя административное исковое заявление Показаньевой Е.А. и Зиновьева А.И. без удовлетворения, суд первой инстанции, указав, что с 01 января 2021 года в Курганской области пересмотр кадастровой стоимости объектов недвижимости осуществляется исключительно бюджетным учреждением, которым является ГБУ Курганской области "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости", и в суд административные истцы могли обратиться только одновременно с требованиями об оспаривании решения бюджетного учреждения и установлении рыночной стоимости объекта недвижимости в размере рыночной, пришел к выводу, что требования о пересмотре архивной кадастровой стоимости по состоянию на 19 января 2021 года с применением порядка, установленного положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, удовлетворению не подлежат.
Судебная коллегия не может согласиться выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно части 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению этого права, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
В соответствии с частью 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
Результаты определения кадастровой стоимости, ставшей архивной, могут применяться для целей, установленных законодательством, в частности, затрагивать права и обязанности лица как арендатора, в периоде, за который размер арендных платежей исчисляется исходя из размера архивной кадастровой стоимости.
Порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости регулируется в настоящее время Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ (в редакции Федерального закона от 19 декабря 2022 года N 546-ФЗ) до 1 января 2026 года устанавливается переходный период применения статей 22 и 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, в течение которого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению норм статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости (далее - решение).
С даты, указанной в решении, в субъекте Российской Федерации: а) применяются положения статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости; б) не применяются положения статьи 22 указанного федерального закона; в) рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ не осуществляется.
Переход на территории Курганской области к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости установлен Постановлением Правительства Курганской области от 23 декабря 2020 года N 443 с 1 января 2021 года.
Вместе с тем, пункт 18 статьи 5ункт 18 статьи 5 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ (в редакции Федерального закона от 19 декабря 2022 года N 546-ФЗ), которым признается утратившей силу статья 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", вступает в силу только с 1 января 2026 года.
Согласно "Обзору судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)", утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2021 года, в течение переходного периода государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ или Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами (часть 2 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ).
Таким образом, вопреки позиции административных ответчиков, применение к спорным правоотношениям статьи 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" обеспечит реализацию принципов законности и справедливости при рассмотрении данного конкретного административного спора.
Согласно материалам административного дела оспариваемая архивная кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости определена по состоянию на 19 января 2021 года в размере 11 198 450, 08 рублей актом филиала ФГБУ "ФКП" Росреестра по Курганской области от 20 января 2021 года в соответствии с пунктом 18 Приказа от 24 сентября 2018 года N 514 "Об утверждении Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости" в связи изменением вида разрешенного использования земельного участка. При определении кадастровой стоимости применен УПКС земель, установленный для 5 группы видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания) - 3307, 28 рублей/кв.м, утвержденный постановлением Правительства Курганской области от 26 сентября 2011 года N.
Постановлением департамента имущественных и земельных отношений Курганской области от 08 ноября 2022 года N 92-П "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости на территории Курганской области" по состоянию на 1 января 2022 года определена актуальная кадастровая стоимость в размере 2 102 461, 66 рублей.
Согласно отчету об оценке от 02 ноября 2022 года N, выполненному оценщиком ООО " "данные изъяты"", рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 19 января 2021 года составила 2 306 000 рублей.
Таким образом, результатом определения кадастровой стоимости затронуты права административных истцов в связи с необходимостью уплаты арендных платежей за период действия оспариваемой архивной кадастровой стоимости, которая была установлена неверно.
Расчет арендной платы по договору аренды земельного участка исходя из кадастровой стоимости в размере 11 198 450, 08 рублей, ставшей архивной, затрагивает права административных истцов в связи с необходимостью уплаты арендных платежей за период действия оспариваемой архивной кадастровой стоимости. В связи с чем вышеизложенные правовые нормы допускают возможность установления кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, за который арендная плата исчисляется исходя из размера архивной кадастровой стоимости.
Отсутствие в новом правовом регулировании при оспаривании кадастровой стоимости, ставшей архивной, специальных правил применительно к спорным правоотношениям, не свидетельствует об отсутствии такого права у административных истцов. Иной подход означал бы ограничение права административного истца на доступ к правосудию, гарантированное статьей 46 Конституции Российской Федерации.
При этом судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что Показаньева Е.А. уже реализовала свое право на установление рыночной стоимости указанного объекта недвижимости в размере 3 785 000 рублей путем подачи заявления в ГБУ Курганской области "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости", поскольку данный размер кадастровой стоимости был установлен решением ГБУ Курганской области "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости" от 12 октября 2022 года по состоянию на иную дату, а именно, по состоянию на 31 марта 2022 года. Кроме того, кадастровая стоимость в данном размере на указанную дату не является актуальной и применению не подлежит, поскольку Постановлением департамента имущественных и земельных отношений Курганской области от 08 ноября 2022 года N 92-П "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости на территории Курганской области" по состоянию на 1 января 2022 года определена актуальная кадастровая стоимость в размере 2 102 461, 66 рублей, о чем 27 декабря 2022 года внесены сведения в ЕГРН.
Таким образом, установление решением ГБУ Курганской области "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости" кадастровой стоимости в размере 3 785 000 рублей по состоянию на 31 марта 2022 года на права административных истцов не повлияло и правовых последствий для них не повлекло.
С учетом изложенного выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований и установления по состоянию на 19 января 2021 года архивной кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости являются ошибочными.
Судебная коллегия принимает во внимание, что в соответствии с частями 1 и 2 статьи 59 КАС РФ, доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела (ч.1).
В качестве доказательств допускаются объяснения лиц, участвующих в деле, и показания свидетелей, полученные в том числе, путем использования систем видеоконференц-связи, а также письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов (ч.2).
Согласно части 1 статьи 62 и части 5 статьи 247 КАС РФ, стороны по административному делу об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьёй 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
Согласно статье 84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств (ч.1). Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (ч.2).
Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в своем решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (ч.8).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", по делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений. Обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 КАС РФ). Если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Исходя из содержания приведенных норм права, при разрешении судом административного дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, административный истец должен доказать недостоверность кадастровой стоимости объекта недвижимости и предоставить сведения о величине рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, а административный ответчик, в случае наличия у него возражений против удовлетворения иска, обязан доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, и недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем.
В качестве доказательства размера рыночной стоимости объекта недвижимости административный истец представил отчет об оценке от 02 ноября 2022 года N, выполненный оценщиком ООО " "данные изъяты"" К, согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 19 января 2021 года составила 2 306 000 рублей.
Изучив представленный административным истцом отчет об оценке, учитывая, что административные ответчики не заявляли ходатайство о назначении судебной оценочной экспертизы, судебная коллегия приходит к выводу, что представленный административным истцом в обоснование административного искового заявления отчет об оценке может быть отнесен к числу допустимых доказательств по настоящему делу.
Указанный отчет отвечает требованиям, предъявляемым к форме и содержанию отчета об оценке, к описанию в нем информации, используемой при проведении оценки, а также федеральным стандартам оценки. Оценщиком проанализированы все необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки. В отчете приведена информация по ценообразующим факторам, использовавшимся при определении стоимости, приведены пояснения к расчетам, обеспечивающие проверяемость изложенных в отчете выводов и результатов.
Учитывая, что предоставленный административным истцом отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости от 02 ноября 2022 года N, выполненный оценщиком ООО " "данные изъяты"" К, соответствуют требованиям, установленным статьей 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности", в частности, требованиям к информации, используемой в отчёте об оценке, требованиям к проведению оценки недвижимости, установленным федеральными стандартами оценки, а также принимая во внимание, что административные ответчики и иные лица, участвующие в деле, не представили доказательств, свидетельствующих об иной величине рыночной стоимости объекта недвижимости, ходатайств о назначении по делу судебной оценочной экспертизы не заявляли, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для пересмотра архивной кадастровой стоимости объекта недвижимости и установления ее в размере рыночной стоимости, определенной отчетом оценщика.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о недостоверности предоставленного отчета об оценке, его несоответствии законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки, наличии в нем арифметических ошибок, ответчиками не представлено.
Административные ответчики в ходе рассмотрения дела ходатайств о назначении оценочной экспертизы по делу не заявляли, рыночную стоимость, определенную отчетом оценщика, не оспаривали. При таких обстоятельствах оснований для назначения по делу судебной экспертизы по инициативе суда, не имеется. Каких-либо объективных доказательств, опровергающих выводы оценщика о рыночной стоимости объекта недвижимости, суду не представлено.
Таким образом, судебная коллегия считает доказанным размер рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером N, определенный в отчете об оценке от 02 ноября 2022 года N, выполненном оценщиком ООО " "данные изъяты"" К. по состоянию на 19 января 2021 года, - 2 306 000 рублей.
На основании изложенного состоявшийся по делу судебный акт нельзя признать законным, он подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении административных исковых требований.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Курганского областного суда от 10 февраля 2023 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым административные исковые требования Показаньевой Елены Анатольевны, Зиновьева Андрея Ивановича удовлетворить.
Установить архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью 3386 кв.м, расположенного на землях населенных пунктов, разрешенное использование "объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы), для размещения объектов торговли", находящегося по адресу: Курганская "адрес", в размере его рыночной стоимости, равной 2 306 000 рублей, по состоянию на 19 января 2021 года.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия. Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения в соответствующий суд кассационной инстанции.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.